Сделай Сам Свою Работу на 5

III. Содержательный компонент урока:





Лист наблюдения урока истории

ФИО эксперта ___________________

ФИО учителя ____________________

Тема учебного занятия ______________________

Форма учебного занятия _____________________

Шкала оценивания:

0 баллов – не реализовано

1 балл – частично реализовано

2 балла – реализовано полностью

Примечание: каждый показатель в таблице оценивается отдельно.

Таблица. Лист наблюдения урока

Критерии эффективности учебного занятия Показатели (в баллах)
I. Целеполагание:
1. четкость поставленных целей и задач  
2. доведение целей занятия до учащихся  
3. соответствие содержания урока задачам учебного занятия  
4. учет особенностей класса  
5. уровень достижения целей урока:
  • образовательных
 
  • развивающих
 
  • воспитательных
 
ВСЕГО (максимум - 14 баллов):  
II.Содержание урока:
1. научность материала  
2. доступность материала для учащихся  
3. структурированность, логичность изложения материала  
4. рациональность объема изучаемого материала  
5. рациональность распределения времени на каждый этап урока  
6. реализация межпредметных связей  
7. альтернативность оценок исторического прошлого  
8. проблемность  
9. направленность урока на формирование теоретических знаний у учащихся:
 
  • раскрытие на конкретно исторических примерах изученных теоретических положений и понятий
 
  • связь с жизнью, практической деятельностью школьников
 
  • рациональность сочетания теоретического и практического материала
 
10. ориентация занятия на формирование исторических представлений у школьников:
 
  • о фактах прошлого (материальная, социально0политическая, историко-культурная жизнь людей)
 
  • об историческом времени
 
  • об историческом пространстве
 
ВСЕГО (максимум - 28 баллов):  
III.Организация познавательной деятельности школьников:
1. актуализация опорных знаний  
2. выбор структуры урока, ориентированной на развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся  
3. привлечение исторических источников:
 
  • письменных
 
  • визуальных
 
  • устных
 
  • комплексное использование исторических источников
 
4. использование методов критического анализа источников информации  
5. самостоятельность работы учащихся с источниками информации  
6. использование активных методов обучения:
 
  • включение каждого учащегося в деятельность
 
  • организация учебной дискуссии
 
  • организация учебного сотрудничества школьников (тренинг коммуникативных навыков и преодоления учебных конфликтов)
 
  • соблюдение принципа ролевого участия (распределение компонентов учебной деятельности между учащимися)
 
7. дифференцированный характер заданий  
8. направленность заданий на развитие умений школьников:  
 
  • учебно-организационных
 
  • учебно-информационные
 
  • учебно-интеллектуальных
 
  • речевых (устная и письменная речь)
 
9. направленность заданий для учащихся на оценку событий прошлого:
 
  • определение собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности
 
 
  • соотнесение своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения
 
10. использование мультимедийных технологий  
ВСЕГО (максимум - 42 балла):  
IV. Организация контроля и оценки:  
1. методы и формы проверки знаний учащихся:
 
  • разнообразие
 
 
  • индивидуализированность
 
 
  • направленность на активизацию знаний школьников
 
 
  • развивающий характер форм и методов проверки
 
 
  • использование возможностей словесной и балльной оценок, их мотивированность
 
2. охват проверкой многосторонних результатов обучения истории:
 
  • усвоение системы исторических знаний
 
 
  • развитие исторического мышления
 
 
  • овладение способами действий с историческим материалом
 
3. организация домашнего задания:
 
  • оптимальность объема
 
 
  • эффективность метода доведения его до учащихся
 
ВСЕГО (максимум -20 баллов):  
V. Роль учителя:  
1. соблюдение требований к учебному занятию:
 
  • благоприятный валеологический климат
 
 
  • благоприятная психологическая обстановка
 
 
  • соблюдение норм педагогической этики
 
2. наличие постоянной обратной связи с учениками  
3. речь учителя:
 
  • четкость, логичность
 
 
  • эмоциональность, образность, богатство
 
ВСЕГО (максимум – 12 баллов)  
ИТОГО (максимум -116 баллов)  

Формула подсчета:







Эффективность урока = Х х 116 / 100,

где Х – общее количество набранных баллов; 116 – постоянная величина, максимально возможное количество баллов.

Перевод полученных результатов осуществляется по следующей таблице.

Таблица. Оценка уровня эффективности учебного занятия

Показатель (в %) Качественная оценка уровня эффективности  
 
100 – 85 высокий  
84 – 65 средний  
64 – 45 удовлетворительный  
44 и ниже низкий  

 

 

Примерная схема анализа и самоанализа урока истории

Школа, класс, ФИО учителя, проводящего урок.

I. Готовность к уроку:

· Подготовленность кабинета: санитарное состояние класса; подготовка оборудования, дидактических материалов; использование возможностей кабинета.

· Готовность преподавателя и учащихся к уроку (обеспеченность учащихся учебниками, сборниками, хрестоматиями, картами – схемами, наличие у школьников тетрадей по истории).

· Переключение внимания учащихся на предстоящий урок: способ; количество времени.

II. Организационный компонент урока (планирование):

  1. Модели планирования учебного процесса (тематическое планирование, планирование по блочно-модульной технологии).
  2. Формулировка образовательных, развивающих и воспитательных задач занятия (соответствие месту занятия в тематическом блоке, его содержанию, и возрастным и познавательным возможностям школьников).
  3. Постановка учебной проблемы, виды проблемной ситуации: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация версионного характера; ситуация прогнозирования альтернативных путей развития исторических событий.
  4. Структура урока:

· звенья урока, последовательность;

· наличие взаимосвязи с предыдущим и последующими уроками, преемственность этапов урока;

· оптимальность распределения времени.

  1. Форма учебного занятия, тип урока:

· сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

· насколько данное сочетание оправдываются местом занятия в тематическом блоке, целевой установкой, содержанием учебно-исторического материала и характером познавательной деятельности учащихся.

  1. Характеристика учебных возможностей классного коллектива по результатам педагогического анализа (учет особенностей учащихся при планировании урока).

III. Содержательный компонент урока:

1. Соответствие материала требованиям Госстандарта и рабочей программе по истории.

2. Научность материала, его соответствие возрастным особенностям школьников.

3. Отражение в содержании занятия данных современной исторической науки:

· новые подходы к анализу и оценке прошлого,

· ценности современного российского общества;

· наличие альтернативных версий и суждений по поводу изучаемых фактов;

· создание перспективности при изучении истории, т.е. применение знаний о закономерностях развития.

4. Установление межпредметных и внутрипредметных связей (ретроспективных; синхронных; преемственных).

5. Установление связи с современной исторической действительностью и жизненным опытом учащихся с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

6. Принцип отбора объектов прочного усвоения:

· количество неглавных и главных исторических фактов: простых (окружающая среда, материальные предметы, люди – участники событий и явлений), сложных (локализованные в пространстве и во времени динамичные факты-события и относительно статичные исторические факты-явления);

· конкретность исторических фактов;

· образность исторических фактов.

7. Организация работы с учебником:

· соотношение изложения учителя и учебника;

· преобладающий вид работы (комментированное, аналитическое чтение).

8. Привлечение дополнительного исторического материала:

· вид дополнительного источника (визуальный, тестовый);

· объем дополнительного материала;

· функциональное назначение дополнительного материала (иллюстрация рассказа учителя или учебника, самостоятельный источник знаний по изучаемой теме);

· целесообразность привлечения на данном конкретном уроке.

IV. Методический компонент урока:

1. Способы воспроизводства ранее усвоенных учащимися теоретических сведений:

· устная или письменная проверка знаний учащихся (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос, проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений);

· способы проверки дифференцированных письменных домашних заданий (выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль, участие в проверке работ учеников-консультантов и т. д.);

· характеристика вопросов и задач, предлагаемых учащимся в процессе проверки домашнего задания (проблемные вопросы и задачи, способствующие созданию поисковых ситуаций на уроках; вопросы, требующие сопоставления, сравнения учебного материала и обобщения его на понятийном уровне);

· правильность постановки вопросов по содержанию, их доступность, составление заданий с учетом особенностей каждого учащегося и класса в целом;

· выбор методов и приемов опроса, способствующих активизации познавательной деятельности школьников;

· уровень ответов школьников (глубина, осмысленность, точность, полнота, умение выделить главное, делать выводы и обобщения);

· мотивация оценок, их объективность;

· время, затраченное на проверку домашнего задания.

2. Изучение нового материала:

· подготовка учащихся к восприятию новой темы; сообщение учителем целей и задач урока, ознакомление с планом;

· характер познавательной деятельности школьников на занятии (содержание учебной работы; уровень познавательной деятельности; средства обучения; использование элементов самообразования);

· формирование практических умений и навыков использования самостоятельной работы:

- основной источник информации по новой теме;

- виды исторических источников (документы государственного характера; документы международного характера; документы политического характера; документы исторического характера; документы личностного характера; документы литературного характера);

- представление данного источника как единственного, одного из достоверных, своеобразных, спорных;

- приемы критического анализа исторических источников;

· степень и пути осуществления дифференциации упражнений в ходе самостоятельной работы учащихся:

- приемы активизации мышления учащихся (система вопросов; создание проблемных ситуаций; разные уровни проблемно-эвристического решения задач; использование задач с недостающими и лишними данными; организация поисковой работы на уроке; индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы работы);

- характер упражнений по их содержанию и степени трудности;

- способы предъявления заданий учащимся (по вариантам, по заданию учителя или на основе самостоятельного выбора того или иного варианта задания учащимися);

- удельный вес самостоятельной работы учащихся в общей системе работы на уроке;

· приемы и средства эмпирического изучения истории на уровне изложения и воспроизведения исторической информации в близкой к источнику форме (картинное описание, аналитическое описание, образная характеристика, образное повествование, сюжетный рассказ), уровне преобразования исторической информации (информативный, развернутый, картинный план), уровне творческой реконструкции образов (персонификация, драматизация, стилизация, интервью);

· приемы и средства изучения теоретических сведений: «открытая теория» (объяснение, рассуждение, аналитическая беседа, обобщающая характеристика), представление теоретических сведений в условно-графическом виде (ментальная карта; логическая схема; графики; диаграммы; сравнительно-обобщающая и конкретизирующая таблицы; смысловой, стереотипный, тезисный планы; учебные памятки);

· способы создания ситуаций для усвоения глубины исторического материала, эмоциональных переживаний;

· уровень воспитательного воздействия урока на личность;

· ритмичность урока (чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными; нагрузка в течение урока);

· время, затраченное на изучение нового материала.

3. Закрепление нового материала:

  • методы и приемы;
  • форма самостоятельной работы учащихся с источниками;
  • время, отведенное на закрепление нового материала.

4. Организации домашнего задания:

  • форма: устное или письменное (доклад, тезисы, составление таблицы и т.д.);
  • соответствие задания целям урока;
  • дифференцированность домашнего задания;
  • объем, своевременность и разъяснение задания (анализ некоторых примеров, беседа о наиболее рациональных способах выполнения заданий дома, называние номеров соот­ветствующих упражнений).

V. Рефлексивный компонент:

    1. Роль учителя:

· достижение поставленных задач к концу урока;

      • творческий подход к подготовке урока, применение современных технологий обучения;
      • владение вниманием учеников на протяжении всего урока;
      • впечатление об исторической и методической эрудиции учителя;
      • четкость и эмоциональность при изложении материала;
      • привлечение учащихся к морально этической оценке изученного материала;
      • воспитание интереса к предмету;
      • критерии эффективности урока (по мнению учителя);
      • педагогический такт, корректность (оценка взаимоотношения учителя и учащихся);
      • способы преодоления возможной перегрузки учащихся.
    1. Отношение учащихся к уроку:
  • дисциплина, активность, сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
  • характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
  • отношение учащихся к учителю и друг к другу (боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.); отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины;
  • ведение рабочих тетрадей, записей;
  • оценка учениками результативности урока.

 

 

Анализ урока учителя должен быть дополнен самоанализом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.