Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Утверждаю

Проректор по учебной работе

 

_____________________ И.Э.Вильданов

 

“ ____ ” ___________________ 2011 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Б1.ДВ.2.1 “ Логические и методологические основы научно-технической деятельности .

Направление подготовки

270800 “Строительство”

Профиль

270815.62 Автомобильные дороги

 

Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР

 

 

Форма обучения

очная

 

 

Кафедра философии

 

 

г. Казань - 2011 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 270800 “Строительство”, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от “18” января 2010 г. и рабочим учебным планом по профилю подготовки “Автомобильные дороги” направления 270800 “Строительство”, утвержденным Учёным Советом университета “31” января 2011 г.

 

Разработали:

Зав. кафедрой

_____дфн_________ Киносьян В.А.

__________________ (подпись)

 

 

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии

“4___” ________мая_________ 2011 г.

Протокол № 8

Заведующий кафедрой

________________________ / Киносьян В.А. /

 

 

Рассмотрена и утверждена на заседании методической комиссии по профилю подготовки “Автомобильные дороги» направления

270800 “Строительство”

“___” __________________ 201__ г.

Протокол № ___

Председатель комиссии

______________________ / Туктамышов Н.К. /

 

Отдел управления качеством образовательного процесса и

тестирования знаний УМУ:

_______________ Бикчентаева Р.Р.

 

“___” __________________ 201__ г.


 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины (модуля) – «Логические и методологические основы научно-технической деятельности» является: освоение основных понятий и законов логики, общих представлений о логико-методологическом функционировании научно-технической деятельности.



 

Задачи дисциплины:

- Дать знание основных представлений о логике и методологии научно-технической деятельности;

- дать знание о месте логики в духовной культуре, о формах и законах логически правильного мышления.

- раскрыть общую систему аргументации и доказательства;

- сформировать умение логически-последовательно отстаивать свои точки зрения, вести дискуссию и спор.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Логические и методологические основы научно-технической деятельности» относится к циклу «Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины» в раздел «Дисциплины по выбору студентов» и формирует базовые знания, умения и навыки по логике, логическим и методологическим основам научно-технической деятельности, обеспечивает определенную логико-методологическую преемственность со школьными программами обучения (в частности - по математике, русскому языку), с вузовскими дисциплинами Б1.б.1 «История», Б1.дв1.1 «Культурология», Б1.б.2«Философия».

Дисциплина «Логические и методологические основы научно-технической деятельности» является предшествующей для изучения дисциплин профиля «Автомобильные дороги» - Б.3.б1 «Безопасность жизнедеятельности», Б3.б.6 «Основы организации и управления в строительстве», Б.3в.3.3 «Экономика дорожного хозяйства».

Дисциплина «Логические и методологические основы научно-технической деятельности» является предшествующей для философских курсов в магистратуре, а так же для дисциплины «История и философия науки» в аспирантуре.

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНФ (МОДУЛЯ)

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели выбору путей ее достижения (ОК-1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе нравственных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений. (ОК-11).

Требования к исходным знаниям, умениям и компетенциям студентов.

Студент должен знать:

- актуальность, содержательную и концептуальную специфику логических и методологических основ научно-технической деятельности;

- формы и законы логически правильного мышления;

- основы теории аргументации, доказательства, спора.

Уметь:

- проводить логико-методологический анализ современной научно-технической деятельности;

- логически правильно строить свои рассуждения, проводить аргументацию и доказательство, вести спор;

- применять знания, полученные при изучении дисциплины к анализу своей профессиональной подготовки.

Владеть:

- общей логико-методологической культурой рационально-дисциплинированного мышления.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы

(в соответствии с учебным планом)

Вид учебной работы Всего часов, зачётных единиц Семестры
     
Аудиторные занятия (всего) в том числе      
- лекции ( Л )      
- лабораторные занятия ( ЛЗ )          
- практические занятия ( ПЗ )      
- семинары ( С ) - -      
- курсовой проект (работа) - -      
Самостоятельная работа (всего) в том числе      
- по разделу “К” - -      
К - курсовой проект (КП) - -      
- курсовой работа (КР) - -      
- по разделу “Р”      
Р (колич./ /часы) - расчётно-графические работы (РГР, РР, ГР) - -      
- реферат (Рф.)          
- коллоквиумы (Кл.)          
- сочинение (Сч.)          
- контрольная работа (Кр.)      
- другие виды заданий (Дз.)      
- по разделу “Т”      
Вид промежуточной аттестации   зач      
Общая трудоёмкость часы      
зачётные единицы      
               

Л е к ц и и

№ темы №№ лекций Наименование тем, лекций и программные вопросы № практичес-кого занятия № лаборатор-ного занятия
4 семестр
. Научно-техническая деятельность как феномен культуры. Специфика логико-методологического анализа.
Масштабы конструктивные и деструктивные аспекты научно-технической деятельности.    
Актуальность, специфика философского и логико-методологического анализа научно-технической деятельности.    
Логика в системе вузовских дисциплин.    
Понятие методологии.    
Логика, психология, методология.    
Логические формы мышления: понятие.
1. Ступени познания, их взаимосвязь.    
Понятие как форма мышления.    
Виды понятий, отношения между понятиями.    
       
Суждение как форма мышления. Классификация суждений.    
Деление суждений по модальности.    
    Суждение как форма мышления    
  1. Суждение как форма мышления    
  2. . Классификация суждений.    
  3. Деление суждений по модальности.    
    Умозаключение как форма мышления, основные логические законы мышления
Умозаключение, индуктивные и дедуктивные умозаключения.    
Роль индукции в установлении причинных связей.    
Гипотетико-дедуктивный метод.    
  Законы логики      
1. Общая характеристика законов логики.    
2. Закон тождества.    
3. Закон непротиворечия.    
4. Закон исключения третьего.    
5. Закон достаточного основания.    
Логические и методологические аспекты аргументации и доказательства
Аргументация    
Доказательство, критика, опровержение.    
Проблема, гипотез, теория.    
Дискуссия, спор.    

 

 

Практические занятия

 

№ темы №№ занятия Наименование занятий и рассматриваемые вопросы
4 семестр
Актуальность и специфика логико-методологического анализа научно-технической деятельности
    Конструктивные и деструктивные аспекты научно-технической деятельности: история и современность.
    Формальная и диалектическая логика.
    Понятие методологии.
    Специфика логико-методологического анализа научно-технической деятельности.
Логические формы мышления: понятие, суждение.
    Ступени познания, их взаимосвязь.
    Содержание и виды понятия. Понятие и язык.
    Определение понятий.
    Суждение, классификация суждений, логический квадрат.
    Модальность суждений.
Умозаключение как форма мышления, законы логики
    Индукция, индуктивное умозаключение.
    Роль индукции в установлении причинных связей.
    Дедукция, дедуктивное умозаключение.
    Гипотетико-дедуктивый метод научного познания.

4.4. Самостоятельная работа студентов

Всего часов – 20

 

Вид работы Тематика работы Трудо-ёмкость (час.)
4 семестр
Всего по текущей работе (Т)
Самостоятельная работа по видам индивидуальных заданий и контролирующих мероприятий (Р) –1 Крпо теме: Понятия. Суждение
Самостоятельная работа по всем видам индивидуальных заданий и контролирующих мероприятий–      
И Т О Г О за 4-ый семестр

 

 


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

В реализации компетентностного подхода предусматривается проведение занятий активной и интерактивной форм обучения. Активная форма в целом регламентируется тематикой лекций и практических занятий, акцентируя внимание на усвоение, изучение содержания дисциплины, основных проблем, понятий, методов, места в процессе профессиональной подготовки.

Интерактивный («взаимодеятельностный» подход направлен не на управление личностью студента, а ее развитие, творческое становление, во взаимодействии преподавателя и студента. Интерактивная форма проведения занятий предполагает:

- пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;

- совместное «погружение» в проблему;

- поощрение активного участия каждого в образовательном процессе;

- интеллектуально-эмоциональный настрой;

- творческие задания;

- работа малыми группами;

- обучающие игры;

- использование общественных ресурсов (приглашение специалистов, экскурсии);

По теме: Аргументация и доказательство, спор.

Обсуждение вопроса: «Доказательство и оправдание»

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Контрольная работа:

По теме практического занятия: Логические формы мышления: понятие, суждение.

Итоговая аттестация: Зачет в конце семестра

 

 

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации, самостоятельной работы студентов

Семестр Вид работы Тематика работы Трудоемкость (час.)
4-й Контрольные вопросы 1. Конструктивные и деструктивные аспекты научно-технической деятельности в современном обществе. 2. Необходимость философско-методологического аспекта научно-технической деятельности. 3. Научная рациональность и этика. 4. Ступени познания, их взаимосвязь. 5. Формальная логика как наука о мышлении. 6. Естественный и искусственный языки, их взаимосвязь. 7. Логика и методология. 8. Основные принципы диалектической логики. 9. Понятие как форма логического мышления. Способы образования понятий. 10. Содержание и объем понятия. (Привести два примера). 11. Виды понятий. 12. Привести 2 примера явного определения через род и видовое отличие. 13. Привести приме тавтологии на примере архитектуры. 14. Суждение как форма логического мышления. Суждение и предложение. Структуры суждения. 15. Деление суждений: по качеству связки, по количеству, по количеству и качеству. 16. Модальность суждения. 17. Сложные суждения. 18. Закон тождества. 19. Закон противоречия. 20. Закон исключенного третьего. 21. Умозаключение как форма логического мышления. 22. Дедуктивные умозаключения. 23. Индуктивные умозаключения.    
  24. Логическое доказательство, его структуры. 25. Способы опровержения. 26. Софизм и парадокс. 27. Определение, его роль в познавательной и практической деятельности.  

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

7.1. Основная литература

 

1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для студентов. М.: Омега, 2008.- 415с.

2. Доронин. Логика. Учебное пособие. М. ЭКСИО, 2008 – 352 с.

3. Маслов Н.А. Логика. Ученик. 2-е издание. Ростов-на-Дону:Феникс, 2008.-413с.

 

7.2. Дополнительная литература

 

1. Гетманова А.Д. Учебник логики со сборником задач. М.КНОРУС, 2008. – 368с.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.