Сделай Сам Свою Работу на 5

Примеры решения типовых задач, включаемых в контрольные работы.





Примерные задачи по дисциплине.

1. После развода Г.П. Майкова более четырех лет не ставила вопрос о взыскании с бывшего мужа алиментов на содержание несовершеннолетнего сына, так как имела высокий доход по месту работы в коммерческом банке и не нуждалась в материальной помощи. Однако после ликвидации банка в 2005 году она оказалась безработной и попросила Майкова выплачивать ей ежемесячно по пятьсот рублей на содержание сына. В течение трех месяцев Майков под разными предлогами уклонялся от решения этого вопроса, а затем прямо отказался заключить соглашение о выплате алиментов в добровольном порядке. На угрозу жены обратиться в суд он также не прореагировал, заявив, что ей необходимо было подать исковое заявление об этом в течение года после расторжения брака, а теперь оно уже не будет удовлетворено по формальным причинам (в связи с истечением установленных законом сроков).

Как следует поступить Майковой в сложившейся ситуации? Установлен ли СК срок исковой давности для взыскания алиментов?

2. Мухаметшина и Исхаков вступили в брак. Мухаметшина при этом изъявила желание оставить свою девичью фамилию. Через год у них родился ребенок. При записи родителями ребенка в органах ЗАГСа, они захотели, чтобы у ребенка была двойная фамилия, т.е. фамилия отца и матери. Сотрудники ЗАГСа отказали им.



Правомерны ли действия сотрудников ЗАГСа?

3. После расторжения брака супругов Григорьевых их 7-летний сын был по решению суда оставлен с матерью. Родители договорились, что отец будет встречаться с мальчиком дважды в месяц. Спустя год Григорьева вышла замуж и в целях укрепления отношений между ее новым мужем и мальчиком стала всячески препятствовать общению отца с сыном. Она не разрешала мальчику гулять на улице, где его мог увидеть отец, а потом увезла к своей матери в деревню. Узнав, где находится сын, отец приехал в деревню и вопреки возражениям бабушки увез его к себе домой. Мать предъявила в суд иск об отобрании ребенка. Григорьев предъявил встречный иск об определении места жительства сына.

Дайте правовую оценку действиям Григорьева. Какой орган должен быть привлечен судом к участию в деле?



4. Гражданка Васильева вступила в брак с 3ощенко, когда она была беременна от Григорьева. Через 6 месяцев родился ребенок. При государственной регистрации рождения ребенка по просьбе Зощенко, знавшего что отцом ребенка является другое лицо, он был записан в качестве отца. Спустя год Васильева и 3ощенко расторгли брак, и 3ощенко предъявил иск к Васильевой об оспаривании записи о его отцовстве. Он указал, что регистрацией отцовства он имел ввиду укрепить семью, но вследствие плохого характера Васильевой супружескую жизнь с ней не мог более продолжать, поэтому потеряла смысл запись об отцовстве ребенка.

Васильева против иска возражала, считая, что 3ощенко обязан заботиться о ее сыне.

Как следует решить дело?

5. Маслова обратилась в суд с иском к супругам Васильеву и Васильевой о взыскании денег по договору купли-продажи земельного участка с незавершенным строительством коттеджа. В обоснование своего требования она сослалась на то, что ответчики в нарушение условий договора своевременно и правильно с ней расчета не произвели. Решением суда с супругов солидарно в пользу Масловой была взыскана сумма долга.

Васильев обжаловал решение суда, ссылаясь на то, что в соответствии с договором купли-продажи земельный участок с коттеджем супругами принимался в равных долях и с обязательством уплаты денег согласно долям каждого из них. Кроме того, по его словам, часть суммы по договору им была уже передана Масловой, поэтому его часть долга должна быть уменьшена.

Относятся ли в данном случае обязательства супругов к общим? Какое решение должен вынести суд?



Рекомендации по решению ситуационных задач

Целью решения ситуационных задач является формирование у студентов навыков самостоятельного решения конкретных казусов (задач).

Правильное решение ситуационных задач должно способствовать лучшему освоению учебного материала, углубленному рассмотрению содержания тем дисциплины «Семейное право». При решении ситуационной задачи студенты, должны показать умение анализировать нормативно-правовые источники, материалы судебной практики и делать обоснованные выводы.

Приступая к решению задачи, студент должен, прежде всего, уяснить содержание задачи, сущность возникшего спора, внимательно проанализировать доводы сторон и дать им оценку с точки зрения действующего законодательства.

При решении задач студенты, руководствуясь правовыми актами и практикой их применения, должны определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче для вынесения определенного решения по вопросам, сформулированным в тексте задачи. Ответы на поставленные вопросы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы.

При решении задач следует руководствоваться такими официальными изданиями, как: «Собрание законодательства РФ», «Российская газета», «Парламентская газета», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ» и др.

Пример решения задачи.

А. обратился с иском к С. о снижении размера алиментов с 1/4 до 1/6 части заработка (иного дохода) на содержание дочери 2002 года рождения, поскольку у него на иждивении находится еще один ребенок (сын) – И., 2006 года рождения, отцом которого истец признал себя добровольно. В ходе судебного заседания выяснилось, что А. совместно с сыном не проживает, алименты на его содержание в пользу его матери Ю. в судебном порядке не взысканы.

Подлежит ли иск удовлетворению?

В данном случае необходимо выявить юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для удовлетворения иска или отказа в нем. В соответствии с п.1 ст. 119 СК РФ «если после установления в судебном порядке размера алиментов изменилось материальное или семейное положение одной из сторон, суд вправе по требованию любой из сторон изменить установленный размер алиментов». В рассматриваемой задаче речь идет об изменении семейного положения родителя-плательщика в связи с появлением у него нового иждивенца – несовершеннолетнего ребенка, имеющего право на получение от родителя содержания.

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от родителей, удостоверенное в установленном законом порядке (ст. 47 СК РФ). Истец С. добровольно признал себя отцом И. Следовательно, у него возникла обязанность по содержанию еще одного ребенка. При этом следует иметь в виду, что дети имеют право на получение равного содержания от родителя независимо от того, проживают они совместно с ним или отдельно от него, а также от того, содержатся они добровольно или в судебном порядке. Данные выводы подтверждаются материалами судебной практики, в частности, Постановлением президиума Свердловского областного суда от 12 января 2007 г. по делу N 44-Г-161/2007.

Наконец, согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» «если алименты на детей были присуждены в долях к заработку и (или) иному доходу ответчика, размер платежей при удовлетворении иска о снижении (увеличении) размера алиментов также должен быть определен в долях, а не в твердой денежной сумме, за исключением взыскания алиментов в случаях, предусмотренных ст. 83 СК РФ».

Таким образом представляется, что заявленный иск подлежит удовлетворению.

 

Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении ситуационных задач:

Правильный выбор применяемых научных категорий и (или) норм права;

Выбор метода толкования применяемых норм;

Аргументированность и доказательственность;

Качество изложения ответа;

Предложение вариантов разрешения;

Анализ проблемных вопросов;

Обзор юридической практики;

Умение находить междисциплинарные связи;

Правильный вывод;

Надлежащее оформление.

«Повышенный уровень освоения компетенций» – студент за решение ситуационной задачи получает от 0,6 до 0,8 баллов.

«Пороговый уровень освоения компетенций» – студент за решение ситуационной задачи получает от 0,2 до 0,5 баллов.

7. Контроль самостоятельной работы студентов

Текущая аттестация студентов по результатам самостоятельной работы студентов по дисциплине «Семейное право» проводится в соответствии с локальными документами Российской академии правосудия и является обязательной.

Текущая аттестация по дисциплине «Семейное право» проводится в форме контрольных мероприятий (выполнения контрольной работы, индивидуальных домашних заданий, тестирования) по оцениванию фактических результатов обучения студентов и осуществляется ведущим преподавателем.

Объектами оценивания выступают:

- учебная дисциплина (активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по аттестуемой дисциплине);

- степень усвоения теоретических знаний;

- уровень овладения практическими умениями и навыками по всем видам учебной работы;

- результаты самостоятельной работы.

Активность студента на занятиях оценивается на основе выполненных студентом работ и заданий, предусмотренных данной рабочей программой дисциплины.

Кроме того, оценивание студента проводится по контрольным точкам, определенным в рабочей программе дисциплины. Оценка носит комплексный характер и учитывает достижения студента по основным компонентам учебного процесса за текущий период. Оценивание осуществляется с выставлением оценок.

Самостоятельная работа студентов оценивается по критериям, указанным выше применительно к отдельным формам самостоятельной работы. Как правило, студенты защищают результаты самостоятельной работы на соответствующих семинарских занятиях по теме, по результатам защиты выставляются баллы в размерах, указанных выше по отдельным формам самостоятельной работы. Письменные самостоятельные задания оцениваются отдельно. Возможна их оценка без проведения защиты на семинарском занятии.


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ» Казанский филиал  
Кафедра гражданского права    

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.