Сделай Сам Свою Работу на 5

Влияние языка социальных сетей на развитие языковой личности старшеклассников.





Мы не ставили перед собой цели проведения серьезного исследования большого масштаба на основе языка, выработанного пользователями Интернета для общения в социальных сетях. В наши задачи входило лишь проведение наблюдения за проникновением новояза в речь современных старшеклассников – пользователей социальных сетей.

Для того чтобы определить степень влияния языка социальных сетей на развитие языковой личности(в зависимости от образования опрашиваемых и их возраста, уровня сформированности языковой личности), был проведен социологический опрос жителей Краснооктябрьского района г. Волгограда.

В опросе приняли участие 200 человек в возрасте от 13 до 16 лет и 150 человек взрослого (20–70 лет) населения Краснооктябрьского района г. Волгограда. Способом опроса избрали анкетирование. При отборе информантов мы руководствовались следующими критериями:

1. Родным языком информанта должен быть русский.

2. Респондент должен проживать в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.

3. Респондент должен принадлежать к одной из двух возрастных групп.

Других ограничений не было.

В результате анализа анкет социологического опроса 150 человек взрослого населения Краснооктябрьского района г. Волгограда были сделаны следующие выводы:



1) Речь 74 % взрослого населения незначительно отличается от нормативной.

2) 16 % взрослого населения говорят, используя в речи нормативную лексику.

3) Лишь 10 % говорят, не используя в речи нормативную лексику.

4) 46 % опрошенных считают, что в зависимости от ситуации можно воспользоваться жаргонной и арготической лексикой.

5) 34 % респондентов считают, что жаргонной и арготической лексикой пользоваться нельзя никогда.

6) 18 % частично пользуются жаргонной и арготической лексикой.

7) Лишь 2 % считает, что жаргонная и арготическая лексика в обществе может быть приемлема.

8) Попав в общество, употребляющее в речи жаргонную и арготическую лексику, 64 % респондентов чувствует раздражение, 28 % – безразличие, 8 % – реагируют поощрительно.

9) На вопрос о желании овладеть нормативным употреблением лексики 56 % опрошенных ответили положительно, 42 % ответили, что над этим вопросом не задумывались, и лишь 2 % респондентов ответили отказом.



10) На вопрос «Что делать, чтобы овладеть нормативной лексикой?»:

· 54 % опрошенных ответили, что нужно общаться с людьми, владеющими ею;

· 40 % опрошенных над этим вопросом не задумывались;

· лишь 6 % респондентов решили, что следует изучать справочную литературу.

Проанализировав 150 анкет, заполненных взрослым населением Краснооктябрьского района г. Волгограда (см. Приложение 1), мы пришли к выводу, что:

· 76 % опрошенных изредка пользуются жаргонной и арготической лексикой;

· 20 % не используют арготические явления в речи вообще;

· лишь 4 % пользуются ими без стеснения.

Мнение молодежи (200 человек) мало отличается от мнения старшего поколения (см. Приложение 1):

· речь 82 % опрошенных незначительно отличается от нормативного употребления лексики (как считают молодые люди);

· 62 % молодежи не задумывались над вопросом совершенствования своей речи, но 70 % опрошенных считают, что улучшать ее можно путем чтения классической литературы и общения с людьми, владеющими в совершенстве нормами русского языка;

· 16 % молодых людей считает, что их разговорная речь значительно отличается от нормативной, лишь 10 % не озабочены состоянием своей речи.

Изучая данные анкет людей, имеющих высшее образование, следует отметить, что у респондентов развита языковая и речевая рефлексия. Так, сочли свою речь незначительно отличающейся от нормативной всего 70 % опрашиваемых.

Мы выделили наиболее употребляемые слова в повседневной речи молодёжи. К примеру: авка, ржач, братюня, гоу, впадло, девайс, пнх, братиш, ништяк, респект, красавчег, хз, ФАК, клево, круто, тема, бб, гонишь, бро, блин и т. д. В то же время 86 % респондентов с незаконченным средним образованием, то есть учащиеся школ, считают, что их речь незначительно отличается от нормативной, что позволяет сделать вывод о том (с учетом собранного языкового материала), что у старшеклассников не сформировано умение переключаться с одного подъязыка на другой в зависимости от ситуации, цели и участника коммуникации, не развита языковая и речевая рефлексия.



Всего 18 % респондентов с незаконченным средним образованием считают, что их речь значительно отличается от нормативной, 5 % из опрошенных говорят, что их речь вообще не отличается от нормы, что позволяет сделать вывод о том, что большинство старшеклассников (77 %) не видят необходимости в формировании умения правильно выбирать языковые средства, адекватные данной ситуации общения.

59 % респондентов с высшим образованием, 42 % опрошенных со средне-специальным образованием и 31 % с незаконченным средним образованием отмечают, что хотят овладеть нормативным употреблением лексики. Не задумывались по этому вопросу 33 % опрошенных с высшим образованием, 54 % – со средне-специальным и 57 % – с незаконченным средним.

Это позволяет сделать вывод о том, что чем ниже уровень образованности опрашиваемых, тем слабее их желание овладеть нормативной речью.

Изучать нормативную лексику с помощью художественной и справочной литературы желают:

· 19 % респондентов с высшим образованием;

· 6 % респондентов со средне-специальным образованием;

· 33 % – с незаконченным средним образованием.

Изучать нормативную лексику благодаря общению с людьми, в совершенстве владеющими речевыми нормами, хотят:

· 66 % респондентов с высшим образованием;

· 40 % респондентов со средне-специальным образованием;

· 51 % респондентов с незаконченным средним образованием.

Для того чтобы убедиться в обоснованности теоретических выводов, сделанных на основе социологического опроса, мы проанализировали лексикушкольных газет МОУ СОШ № 49 «Школьный глобус», МОУ СОШ № 5 «Опять», МОУ СОШ № 92 «92-я параллель» за 2010–2011 учебный год (всего 30 номеров школьных газет) и материалы, предоставленные нам учителями русского языка МОУ СОШ № 49.

В результате изучения языкового материала газетных статей, не прошедших редакторскую правку педагогов, мы пришли к выводу о том, что проблема проникновения новояза становится актуальной и для средств массовой информации. Компьютерный сленг наряду с нормативной лексикой приобретает «права гражданства» в сознании значительной части старшеклассников.

«Однако около 21.00 уже поднадоевший многим клубняк куда-то подевался…».

«Мы решили потусить перед новогодней дискотекой…».

«Поддала драйва в размеренное течение вечера…».

«Вау! Шоу начинается! Оттянувшись на новогодних каникулах, набравшись сил и поправив здоровье, мы снова начали учиться».

Примеры из газетных статей наглядно показывают, что влияние на нормативную речь сленга, выработанного пользователями Интернета, настолько велико, что даже юные журналисты и те, кто уверен в своем умении написать статью в школьную газету, не обладают сформированным умением правильно выбирать языковые средства, адекватные ситуации общения, что свидетельствует о негативном влияниикомпьютерного новояза на развитие языковой личности старшеклассников.

Анализируя материалы, предоставленные нам учителями русского языка МОУ СОШ № 49 (тексты сочинений-рассуждений в формате ЕГЭ, результаты анализа допущенных в письменных работах ошибок и т. п.), мы обнаружили, что старшеклассники подбирают в качестве проверочных слова новояза (например, непроверяемый корень в слове игнорировать проверяют словом игнор; респектабельныйриспект (сохранена орфография новояза). В сочинениях встречаются неуместные в письменной речи разговорные обороты в сочетании с канцеляризмами, присутствует большое количество грамматических ошибок:

«У меня не было сил сказать родителям, что мне нафиг не нужна музыкальная школа или курсы математики».

«Мне их [детей] очень жалко было, типа, материнский инстинкт прорезался. А потом подумала – дети ведь вырастут в любых условиях, у них резистентность офигительная, что физическая, что психологическая».

«Родители совсем не занимаются детьми, отмазываясь тем, что те не видят в них авторитетов».

Пример изученных нами текстов показывает, что сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику и приобретает в языке новые функции: он становится основой стиля всего общения, вследствие чего происходит засорение не только литературного, но и разговорного языка.

Выводы по второй главе

1. В последние десятилетия русский литературный язык испытывает сильнейшее влияние новых языковых средств коммуникации либо трансформированных старых:

· сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику, что приводит к пренебрежению нормами орфографии и пунктуации и приверженности жаргонизмам и сниженной лексике;

· электронная переписка имеет свою языковую специфику, проявляющуюся в неподготовленности; линейном характере, ведущем как к экономии, так и к избыточности речевых средств; непосредственном характере речевого акта, но в письменной форме;

· игровые условия виртуального пространства способствуют приближению коммуникации к игре на фонетическом сходстве некоторых понятий с ненормативной и табуированной лексикой, которое намеренно создается для усиления эффекта, что на уровне языка проявляется в тяготении к манере устной разговорной речи в письменной форме.

2. Проведенный социологический опрос жителей разных возрастных групп Краснооктябрьского района г. Волгограда позволяет сделать вывод о том (с учетом собранного языкового материала), что у старшеклассников не сформировано умение переключаться с одного подъязыка на другой в зависимости от ситуации, цели и участника коммуникации, не развита языковая и речевая рефлексия, большинство старшеклассников не видят необходимости в формировании умения правильно выбирать языковые средства, адекватные данной ситуации общения.

 

Заключение

Проблема сохранения и защиты русского языка актуальна сейчас как никогда. Разворачиваются серьезные дискуссии по вопросу о том, необходимы ли меры «консервации» языка, естественны ли изменения, происходящие в современном русском языке?

В связи с вышесказанным была сформулирована цель учебно-исследовательской работы: установить характер влияния языка социальных сетей на формирование языковой личности старшеклассника в рамках лингвоэкологического подхода. Объектом исследования стала речь школьников старших классов г. Волгограда, общающихся в пространстве социальных сетей.

Начиная исследование, мы предположили, что«обогащение» словарного запаса старшеклассников за счет деконструируемых знаков классического литературного языка негативно влияет на формирование языковой личности старших школьников.

Изучив литературу по теме исследования, мы пришли к выводу о том, что языковая личность старшеклассника находится в процессе активного формирования, прежде всего это касается развития речевой и языковой рефлексии и формирования языковой картины мира. Об уровне развития языковой личности свидетельствует умение переключаться с одного подъязыка на другой в зависимости от ситуации, цели и участника коммуникации.

Анализ языковых средств, используемых в текстах старшеклассников в социальных сетях, показал, что наряду с нейтральной (межстилевой) употребляется стилистически сниженная лексика, ограниченная в употреблении.Щедрое использование и смакование жаргонной лексики, нецензурных выражений, нарушение графических, орфографических, пунктуационных и синтаксических норм приводит к тому, что у говорящих онлайн-субъектов стираются грани в понимании того, что подлежит осуждению, а что – поощрению, стимулированию. Старшие подростки, взращенные на этих новых языковых «нормах», зачастую не в состоянии адекватно оценивать языковую ситуацию.

Проведенный социологический опрос жителей разных возрастных групп Краснооктябрьского района г. Волгограда позволил сделать вывод о том (с учетом собранного языкового материала), что у старшеклассников не сформировано умение переключаться с одного подъязыка на другой в зависимости от ситуации, цели и участника коммуникации, не развита языковая и речевая рефлексия, большинство старшеклассников не видят необходимости в формировании умения правильно выбирать языковые средства, адекватные данной ситуации общения; сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику, что приводит к пренебрежению нормами орфографии и пунктуации и приверженности жаргонизмам и сниженной лексике.

Таким образом, в результате проведенного исследования,гипотеза учебного исследования подтвердиласьсловарный запас старшеклассников «обогащается» за счет деконструируемых знаков классического литературного языка, что негативно влияет на формирование языковой личности старших школьников.

В настоящее время депутаты Госдумы готовят пакет документов для принятия закона, регулирующего все сферы Интернета, в том числе и язык, на котором общаются россияне в Сети. Следует отметить, что в связи с возрастающим влиянием СМИ и социальных сетей на речь школьников актуальной становится проблема определения позиции родителей, педагогов в формировании у детей культуры речи и общей культуры.

Список литературы

1. Богданова, Г. А. Обучаем речевому этикету / Г. А. Богданова, Г. И. Кириченко. – М., 1999.

2. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев. – М., 1941. – С. 32.

3. Валиахметова, Д. Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей интернет-дискурса / Д. Р. Валиахметова // Бодуэновские чтения : Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика : Междунар. науч. конф. (Казань, 11–13 дек. 2001 г.) : труды и материалы : в 2 т. / под общ. ред. К. Р. Галиуллина, Г. А. Николаева. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2001. – Т. 2. – C. 7–9.

4. Гольдин, В. Е. Отражение современных речевых процессов в Ассоциативном словаре саратовских школьников / В. Е. Гольдин, А. П. Сдобнова // Активные языковые процессы конца ХХ века : тез. докл. междунар. конф. : IV Шмелевские чтения / РАН, Ин-т рус. яз. – М. : Азбуковник, 2000. – С. 42–44.

5. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – М., 1989.

6. Горшков, А. И. Русская словесность: От слова к словесности : учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. / А. И. Горшков. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1996.

7. Гусейнов, Г. Ч. Другие языки. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей / Г. Ч. Гусейнов // НЛО. – 2000. – № 43 ; http://magazines.russ.ru/nlo/2000/43/main8.html ; Гасан Гусейнов : Берлога веблога : Введение в эрратическую семантику. http://speakrus.ru/gg/microprosa_erratica-1.htm

8. Журавлёв, В. К. Экология русского языка и культуры / В. К. Журавлёв // Русский язык: история и современное состояние. – М., 1991.

9. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – М., 1987.

10. Караулов, Ю. Н. Что же такое «языковая личность»? / Ю. Н. Караулов // Этническое и языковое самосознание. – М., 1995.

11. Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой массмедиа / В. Г. Костомаров. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб. : Златоуст, 1999. – 319 с.

12. Крысин, Л. П. О лексике русского языка наших дней / Л. П. Крысин // Русский язык в школе и дома : прил. к журн. «Русский язык в школе». – 2002. – № 1.

13. Ларченко, В. В. Языковые ловушки для глобализованного говорящего субъекта / В. В. Ларченко // Философия языка: в границах и вне границ ; научн. ред. С. А. Заветный. – Харьков : ХНТУСХ, 2009. – [Т. 6–7]. – С. 159–171.

14. Лихачев, Д. С. Экология культуры / Д. С. Лихачев // Заметки о русском. – М. : Сов. Россия, 1984.

15. Михальская, А. К. Русский Сократ : лекции по сравнительно-исторической риторике : учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов / А. К. Михальская. – М., 1996.

16. Скворцов, Л. И. Теоретические основы культуры речи / Л. И. Скворцов. – М., 1980. – С. 30.

17. Сковородников, А. П. Вопросы экологии русского языка : учеб. пособие / А. П. Сковородников. – Красноярск, 1993.

18. Сковородников, А. П. Об экологии русского языка / А. П. Сковородников // Филологические науки. – 1992. – № 5–6.

19. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация : учеб. пособие / С. Г. Тер-Минасова. – М. : Слово, 2000. – C. 15.

20. Трофимова, Г. Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете : концептуально-сущностные доминанты / Г. Н. Трофимова. – М. : Изд-во РУДН, 2004. – 380 с.

21. Фролова, П. И. Учебно-методическое пособие по русскому языку и культуре речи для студентов заочного отделения нефилологических факультетов высших учебных заведений / П. И. Фролова. – Омск : Изд-во СибАДИ, 2008. – 74 с.

Электронные ресурсы

http://web.json.ru/ru

http://www.armi-marketing.com

http://www.budiansky.ru

http://www.webplanet.ru/knowhow

http://www.tema.ru/rrr/litcafe/tsvetkov

 

Примечания

1 Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие. М.: Слово, 2000. C. 15.

2 Ларченко В. В. Языковые ловушки для глобализованного говорящего субъекта // Философия языка: в границах и вне границ / научн. ред. С. А. Заветный. Харьков: ХНТУСХ, 2009. [Т. 6–7]. С. 159–171.

3 Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980. С. 30.

4 Журавлёв В. К. Экология русского языка и культуры // Русский язык: история и современное состояние. М., 1991.

5 Михальская А. К. Русский Сократ: лекции по сравнительно-исторической риторике: учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов. М., 1996.

6 Сковородников А. П. Об экологии русского языка // Филологические науки. 1992. № 5–6.

7 Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. М., 1941. С. 32.

8 Караулов Ю. Н. Что же такое «языковая личность»? // Этническое и языковое самосознание. М., 1995.

9 Там же.

10 Гольдин В. Е. Отражение современных речевых процессов в Ассоциативном словаре саратовских школьников // Активные языковые процессы конца ХХ века: тез. докл. междунар. конф.: IV Шмелевские чтения / РАН, Ин-т рус. яз. М.: Азбуковник, 2000. С. 42–44.

11 http://www.budiansky.ru

12 Там же.

13 http://www.webplanet.ru/knowhow

14 http://web.json.ru/ru

15 http://www.armi-marketing.com

16 Гусейнов Г. Ч. Другие языки. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей // НЛО. 2000. № 43; http://magazines.russ.ru

17 Там же.

18 http://www.tema.ru/rrr/litcafe/tsvetkov

19 Валиахметова Д. Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей интернет-дискурса // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. (Казань, 11–13 дек. 2001 г.): труды и материалы: в 2 т. / под общ. ред. К. Р. Галиуллина, Г. А. Николаева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. Т. 2. C. 7–9.

20 Трофимова Г. Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. М.: Изд-во РУДН, 2004. 380 с.

21 Флудер – человек, который многократно и не по теме пишет на форумах, в комментариях и т. д., засоряя таким образом конференцию.

22 Фролова П. И. Учебно-методическое пособие по русскому языку и культуре речи для студентов заочного отделения нефилологических факультетов высших учебных заведений. Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. 74 с.

Приложение 1

Результаты социологического опроса взрослого населения Краснооктябрьского района г. Волгограда
по теме «Влияние жаргонного сленга на разговорную речь»

Номер анкеты В О П Р О С Ы
1. Как Вы считаете, насколько Ваша разговорная речь отличается от нормативной лексики? 2. Как Вы считаете, приемлема ли жаргонная речь в обществе? 3. Что думаете, чувствуете, когда слышите жаргонную речь? 4. Используете ли сами жаргонный сленг? 5. Хотели бы Вы овладеть нормативной лексикой? 6. Что для этого нужно делать?
Значительно Незначительно Не отличается Да, приемлема Частично Нет, не приемлема Зависит от ситуации Раздражение Безразличие Поощрение Другое Да, ис- пользую Из- редка Нет, не ис- пользую Да Нет Не задумывался над этим Изучать справочную литературу Общаться с людьми, владеющими нормативной лексикой Не задумывался над этим
А
  +         + +         +   +       +  
  +       +   +         +       +   +  
  +     +     +         +   +       +  
  +         +   +       +       +     +
  +         + +         +   +       +  
    +       +       +     + +       +  
    +   +         +     +   +       +  
ИТОГО 1–7          

 

 

Приложение 2

Перечень социальных сетей, названных
старшеклассниками

Vkontakte.ru – «Найди и будь в контакте с одноклассниками, однокурсниками и старыми друзьями».

Odnoklassniki.ru –«Поиск одноклассников, однокурсников, бывших выпускников и старых друзей».

Sprashivai.ru – «Задавайте вопросы анонимно и публично. Открывайте новые грани общения, узнавайте больше о старых знакомых и находите новых».

Мой мир.mail.ru –социальная сеть от Mail.ru.

Privet.ru –многофункциональный сервис для самовыражения, общения и развлечений.

Kinobaza.com –социальная сеть для любителей кино.

Mon amour –сервис знакомств, предназначенный для определенной аудитории людей с четкими интересами.

ФотоСтрана –сервис, сочетающий в себе элементы сайтов знакомств, социальных сетей и онлайновых игр.

Вокруг света –видеоколлекция коротких клипов и онлайновых роликов.

«в Кладовке» –«С помощью нашего сайта вы сможете стать обладателями редких вещей, которые пока пылятся на полках у популярных актеров и звезд шоу-бизнеса. Ведь они являются постоянными пользователями Кладовки. За многие годы гастролей и концертов у них скопилось много вещей, которыми они готовы обменяться с вами!».

В Теме! –сервис предоставляет множество возможностей, которые полезны людям различных слоев общества.

100 Друзей –сайт создан для поиска старых знакомых.

@дневники –проект представляет собой систему онлайновых дневников.

Beon.ru –молодежный информационно-развлекательный сайт.

Blogi.ru –служба онлайн-дневников.

dumalka.ru –универсальные страницы для хранения любой информации.

GameMAG –социальная сеть для любителей компьютерных игр.

LifeStyleRepublic.ru – это сетевой мультимедиапортал, включающий в себя комьюнити-сервисы и отдельные интернет-реалити-шоу-проекты. Тематика проекта – стиль жизни, мир моды, дизайна и красоты.

LiveInternet –крупнейший в российском Интернете сервис, предоставляющий каждому пользователю возможность ведения собственного дневника, интегрирующего блоги разных пользователей, организующего общение между пользователями блогов, а также подписку на обновления в блогах интересующих вас людей.

Locals.ru –сеть для общения и обмена видеоматериалами, музыкой, файлами!

Блоги@Mail.Ru – это бесплатный сервис ведения личных дневников (блогов).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.