Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирования творческой личности ребенка в процессе постановки музыкально – драматических произведений. Направления и методы.





Главный плюс музыкально – драматического жанра - это разнообразие тем для постановки, неограниченность в выборе средств выражения для актеров. И, следовательно, при большом наличии этих средств выразительности (актерское искусство, вокал, танцы, акробатика и многие другие), возможностей раскрытия творческих способностей у детей очень много. Происходит раскрепощение ребенка на сцене, сначала перед другими детьми и участниками постановки, а потом и перед большой аудиторией. Ребенок приобретает артистическую смелость, характерность. Развивается сценическое внимание, чувство партнерства, умение работать в коллективе. Происходит большое музыкальное обогащение: ощущение ритма, развитие слуха, улучшение интонаций голоса и непосредственно самого вокала. Напрямую от педагога зависит воспитание музыкального вкуса у детей. Важно привить ощущение именно музыкального коллективизма – умение петь не только сольно, а ансамблем, “не перетягивая одеяло” на себя, слушая других, создавая тем самым силу и мощь коллектива. Развивается, пожалуй, самое сложное для детей умение, координировать моторику тела, слуха и голоса. Исполнять не только вокально, но и актерски песню, и при этом танцевать, стоит долгих репетиций и тщательного педагогического подхода, чтобы это было интересно, не нудно и не просто потому-то надо.



И здесь на помощь, как главный развивающий фактор, приходит игра. Территория игры является самой безопасной средой, где индивидуум не загипнотизирован важностью цели и наслаждается самим процессом. Именно на этой территории его творческие способности могут раскрыться невзначай и в полной мере. Именно в этой фазе закладывается творческий объем личности. Здесь же формируется действующий вектор интуиции, подсказывающий нам верные ходы и отбрасывающий бездарные. В зоне игры каждый имеет право на ошибку и это не блокирует энергию. А ошибка, как известно, может впоследствии обернуться "изюминкой". В зоне игры царит дух свободы, формирующий действительно непредсказуемую личность. От легкости, свободы мы двинемся к глубине и непредсказуемости.

Именно поэтому, постигая истины актерского мастерства, важно, и я бы сказала необходимо, делать акцент на различные игры, тренинги и упражнения в формировании творческой личности. Обратимся к методам.



Разработаны три группы методов работы с детьми, получающими музыкальное и артистическое развитие. Эти методы обусловлены различными типами игр-импровизаций:

· вокально-инструментальные (методы выбора, речевого интонирования, импровизации на текст, свободный импровизатор, ритмическая импровизация);

· музыкально-пластические (методы вокально-пластического интонирования, пластической импровизации, «живых картин» и др.);

· актёрские (методы озвучивания сказочных персонажей, пластической драматизации, «актёр сказочного театра» и др.).

Данные методы направлены на освоение ребенком мира музыкального театра в единстве жизненного и художественного опыта в опоре на закономерности драматургии параллельно осваиваемых музыкальных произведений в процессе многопозиционного общения с искусством.

Определены критерии динамики творческого развития детей (оригинальность образов, гибкость в творческих проявлениях, разработанность идей), характеризующие импровизационную деятельность ребенка в процессе освоения, сочинения и постановки музыкально-сценического произведения.

Разработанная методика вызывает интерес и поддерживает творческую активность детей благодаря интеграции видов эстетической деятельности в триединстве творчества: композитора – исполнителя – слушателя, что даёт возможность ребёнку проявить личную заинтересованность и реализовать свой творческий потенциал. Благодаря совмещению учебного процесса с ведением концертной деятельности ребёнок имеет возможность не только закрепить полученные знания, продемонстрировать весь комплекс умений, но и почувствовать собственную значимость, публично представляя плоды творческой деятельности.



Внедрение в педагогическую практику музыкально-сценических произведений для детей является мощным стимулом творческого развития. Освоение музыкально-сценического произведения расширяет палитру творческой деятельности ребенка, поскольку вышеупомянутое триединство собственно музыкального творчества совмещается и взаимодействует с формами творчества, характерными для театральной деятельности (режиссер, литератор, хореограф, актер, художник и др.). Стратегию творческого развития детей от 3 до 10 лет определяют идеи организационно - деятельной игры, которые реализуются через систему методических принципов: принципа комплексности, предполагающего включение ребенка в разные виды деятельности, что обеспечивает многогранность развития; принципа увлеченности, побуждающего ребёнка к активной креативной деятельности и определяющего ее импровизационный характер; принципа продуктивности, ориентирующего на «конечный результат» и способствующего созданию условий для самостоятельных открытий, творчества и созидания. Развитие непростой импровизационной деятельности ребенка отражена в методах «вокально-пластического интонирования», «музыкально-пластической импровизации», а также «музыкально-сценического воплощения».

В синтезе различных видов художественной деятельности (вокал, поэзия, инструментальная музыка, пластика и танец, изобразительное искусство) заложен огромный потенциал творческого развития человека и, прежде всего, формирующейся личности ребёнка. С одной стороны, для него естественно сочетать самые разные виды деятельности. При обращении к музыкально-сценическим произведениям, в которых все составляющие – слово, танец, вокал, игра на инструментах в единстве с музыкой – объединяются в игре на сцене, педагогика получает идеальный материал для творческого развития ребёнка. С другой стороны, благодаря синтезу пения, движения, элементов актёрской игры освоение музыкально-сценического произведения помогает ребенку найти тот вид деятельности, который ближе именно ему и в совершенствовании которого впоследствии он может проявить себя наиболее ярко.

Обратимся к истокам и предпосылкам возникновения жанров детской оперы, музыкальной сказки, детской оперетты, которые складывались в конце ХIХ века в творчестве отечественных и зарубежных педагогов-композиторов (А. Гречанинов, Ц. Кюи, М. Иорданский, А. Никольский, В. Ребиков и др., Э. Хумпердинк, А. Бюхнер, Фр. Абт и др.). Расцвет жанра приходится на вторую половину ХХ столетия – с момента появления Московского театра Н.И. Сац (1965 г.). На протяжении десятилетия жанр складывается окончательно, закрепляются черты, связанные с особенностями восприятия и исполнительских возможностей ребёнка. Это выражается в опоре на фольклор (выбор сказочного сюжета, цитирование народных песен, сочинение мелодий, близких народным образцам и т.п.); миниатюрных «параметрах» произведений (от длительности отдельных номеров до протяжённости действия и всего спектакля); внутрижанровых особенностях номеров (трансформация привычных оперных форм, наполнение их действенным содержанием, «плакатность» музыкальных характеристик героев); в специфике музыкальной драматургии (концентрированность одной сюжетной линии, калейдоскопичность в чередовании разноплановых, контрастных картин действия).

Вот почему, в сфере детского музыкального театра, в силу специфики собственно театральной деятельности, особую значимость приобретает игра. Включение в музыкально-театральное представление детской игры в разных ее проявлениях и вариантах органично и адекватно природе музыкального спектакля. Формирование психологического раскрепощения и повышения творческой активности ребёнка за счет игры - эффективный путь усвоения и, самое главное, закрепления наработанной информации. Опора на основные идеи организационно-деятельностной игры дает ключ к анализу и совершенствованию деятельности ребенка в процессе освоения музыкально-сценических произведений, способствуя пробуждению его креативности, гармонизации деятельности, вплоть до создания своего музыкального спектакля, его постановки и публичного исполнения.

Синтетическая природа музыкального спектакля обусловила выдвижение совокупности принципов организации музыкально-педагогического процесса: комплексности, увлеченности, продуктивности. Многогранность творческого развития детей обеспечивается, во-первых, включением в разные виды деятельности, отвечающие специфике жанра, а именно интеграции вокала, танца, пластики, инструментального исполнительства и др.; во-вторых, пониманием спектакля как единства целого и отдельных его частей, что стимулирует активность детей и расширяет амплитуду их импровизационной деятельности; в-третьих, установкой на «конечный продукт» (результат), которая поднимает процессы восприятия, исполнения, создания спектакля на качественно новый уровень.

Главным в процессе освоения музыкально-сценических произведений является опора на принцип триединства творчества композитора–исполнителя–слушателя. В многопозиционном общении с музыкой ярко проявляется индивидуальность ребёнка. Он сочиняет текст, музыку, хореографию, выступает в роли художника и даже скульптора «живых картин». Оригинальность создаваемых ими образов, гибкость в творческих проявлениях, разработанность идей явились в исследовании основными критериями диагностирования творческого развития детей. Эти критерии рассматриваются в исследовании как универсальные, поскольку с их помощью можно оценивать действенность предлагаемых путей творческого развития детей в процессе многопозиционного общения ребенка с музыкой.

Разберем конкретные этапыимпровизационной деятельности детей освоения музыкально-сценических произведений.

Первый этап – подготовка к вокально-импровизационной деятельности. Методы, использующиеся на данном этапе, рассчитаны на детей 3-4 лет, которые только начинают заниматься: метод «выбора»,направленный на развитие интонационно-слухового опыта ребенка, на создание у него собственной «интонационной базы», развитие речевого аппарата, необходимыми для дальнейшего творческого развития; метод «речевого интонирования», способствующийпсихологическому раскрепощению ребёнка, снятию различного рода «зажимов».

На втором этапе – этапе готовности ребенка к творческой деятельности после его адаптации в коллективе – эффективно применение следующих методов: метода «импровизации на текст», которыйпозволяет приобщить ребёнка к вокально-импровизационной деятельности, развивает фантазию; метода «озвучивания персонажей» и метода «вокально-пластического интонирования», которые способствуют развитию способности импровизации на фиксированный текст. Сюда же, ко второму этапу, относятся методы «ритмической импровизации», «музыкально-пластической импровизации», которые развивают физические данные ребёнка, формируют навыки, необходимые для преодоления различных исполнительских трудностей. После выполнения таких тренингов, дети четче слышат музыкальный ритм, легко придумывают различные несложные ритмические фигуры.

Третий этап ориентирован на детей, как правило, занимающихся несколько лет. Они уже обладают некоторыми основными навыками вокально-импровизационной деятельности, элементарными актерскими навыками, умением создавать яркие образы. На данном этапе применяются: метод «слушатель-создатель»,«актёр сказочного театра», метод «свободный импровизатор». Все они развивают творческую самостоятельность детей, помогают эмоциональному раскрепощению, стимулируют импровизационную деятельность ребёнка. Вышеназванные методы тесно взаимосвязаны с последовательным освоением композиторского наследия, разбором музыкально-сценических произведений и созданием собственного спектакля.

Параллельное освоение произведений профессиональных композиторов с целью постижения закономерностей музыкальной драматургии придает целостность творческому процессу создания спектакля (от замысла до его исполнения перед публикой), активизирует весь накопленный музыкально-сценический опыт детей, обеспечивает преемственность содержания и методов музыкальных занятий.

В целом выстраивается общая стратегия творческого развития детей, основанная на импровизационной деятельности и нацеленная на стимулирование творческой активности детей, воспитание самостоятельности мышления, умения рассуждать и анализировать; на развитиеобразно-эмоционального, пространственного воображения, фантазийной сферы; на всестороннее эстетическое формирование личности, в том числе повышение уровня музыкально-пластического, вокального и инструментального исполнительства.

Применение данного подхода связано, с одной стороны, с выявлением способности ребёнка к разным видам творческой деятельности, с другой – с развитием креативных способностей в музыкальной, поэтической, драматургической, хореографической областях, прикладном искусстве.

Повышение уровня творческой активности детей сказывается на качестве импровизаций, которое проявляется в оригинальностисоздаваемых образов: яркости, индивидуальности портретов персонажей, неожиданности поворотов сюжетной линии, выразительности ритмических, мелодических оборотов, подчёркивающих характерность героев. Способность ребёнка активно реагировать на новые идеи, появляющиеся по ходу создания произведения, выдвигать большое число своих версий (мелодий, рифм, сюжетных линий на одну тему), свободное переключение с одного вида деятельности на другой, свидетельствует о возрастании гибкостиих творческих проявлений. О большей разработанностиидей детьми экспериментальных групп свидетельствует свобода привлечения музыкально-сценического опыта и знаний; чувство формы, отражающееся в целостности, продуманности, законченности сочинённого; тщательность, детальность образных характеристик.

Постоянное «погружение» в триединство творчества композитор – исполнитель – слушатель способствует многогранному творческому развитию детей в процессе интегративной художественно-эстетической деятельности.

Как известно, категория творчества многоаспектна, она издавна разрабатывается в различных областях науки: в философии, рассматривающей суть, смысл творческого созидания; в психологии, исследующей составляющие творческого процесса; в педагогике, первоочередная задача которой – подготовка творчески мыслящих людей во всех областях жизнедеятельности человека.

Значимость творческого развития личности и, прежде всего, формирования интереса к творческой деятельности с самого раннего возраста подчеркивали известнейшие «классики педагогики»: Я.А. Коменский, Г.И. Песталоцци, К.Д. Ушинский. Проблематикой детского творчества занимались Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург, Л.В. Горюнова, В.П. Грибанов, А.В. Запорожец, И.В. Имедадзе, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Лукошкин, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, В.А. Петровский, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн и др. Проблемам творческого развития детей в музыкальном воспитании посвящены многие исследования отечественных и зарубежных ученых (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, А. Маслов, Б.Л. Яворский и др., Э. Жак-Далькроз, К.Орф, З.Кодай и др.). В современной музыкальной педагогике используется множество интегративных программ, направленных на развитие детей (Л.М. Абелян, И.В. Груздова, В.В. Евгущенко, Л.Н. Комиссарова, С.И. Мерзлякова, Л.Р. Меркулова, Н.А. Терентьева, и др.).

 

Заключение

В результате моих исследований влияния постановки музыкально – драматического произведения на формирование творческой личности у ребенка, могу выделить несколько конкретных аспектов, которые подтверждают важность и полезность применения этого метода.

Эффективное, всестороннее развитие ребёнка, как творческое, так и социальное. Ребёнок приобретает опыт межличностного общения, умение работать и взаимодействовать в коллективе, у него формируются ценные личностные качества: воля, уверенность в себе и т.д.

Выделение важной стратегии организационно-деятельностной игры, которые реализуются через взаимодействие разработанных в исследовании принципов: комплексности, позволяющей включать детей в разные виды деятельности и обеспечивающей многогранность их развития; увлеченности, стимулирующей импровизационный характер деятельности и побуждающей ребёнка к активной созидательной деятельности;продуктивности, направленной на создание конечного результата – сочинение и постановку музыкально-сценического произведения.

Развития импровизационной деятельности ребенка присоздании музыкально-сценических произведений иоснованные на различных видах игр-импровизаций.

Развитие музыкальности и всех ее составляющих.

Внедрение более глубоких педагогических установок, помогает достигнуть высоких результатов в развитие творческих способностей детей. А эти способности, как известно, очень помогают в дальнейшей жизни в целом.

 

Список используемой литературы:

  1. Афонина Г.М. Педагогика. Ростов-на-Дону,2002.
  2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб,1994.
  3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. М.,1997.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 199
  5. Прохорова Л.С. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание,1996, №5.
  6. Лук А.Н. Психология творчества//Наука, 1992.

7. Кокорин А. «Вам привет от Станиславского». М, 2006.

8. Гиппиус С.В. «Актерский тренинг. Гимнастика чувств». СПб, 2008

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.