Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ и взаимосвязь понятий “творчество”, “творческая деятельность” и “творческие способности”.





Курсовая работа

по педагогике

На тему: «Формирование творческой личности ребенка в процессе постановки музыкально-драматического спектакля»

Выполнила:Студентка 3 курса 323 группы

Фетисова Е.С.

Проверила: Флоря В.И.

Москва, 2011.

 

Оглавление

Введение...............................................................................3

1. Необходимость творческого развития детей через музыкально – драматический спектакль........................................4

2. Педагогика творчества, ее задачи и вопросы..........5

3. Анализ и взаимосвязь понятий “творчество”, “творческая деятельность” и “творческие способности”.............7

4. Формирования творческой личности ребенка в процессе постановки музыкально – драматических произведений. Направления и методы..............................................12

Заключение ……………………………………………………………........21

Список литературы.............................................................22

 

 

Введение

Нетворческих людей нет!

И распространённое мнение о том, что способность к творчеству – привилегия немногих избранных людей, одарённых особым талантом, ошибочно и неверно. И беда тем родителям, которые считают своих детей не способными к искусству. Способность к творчеству есть у любого человека, а уж тем более у детей. А «неспособность» человека почти всегда объясняется тем, что в детские годы он не получил надлежащего целенаправленного творческого воспитания.



Для того чтобы развивать творческие способности ребёнка, необходимо создать условия, заниматься с ним тем или иным видом творческой деятельности, дать возможность самовыражения. И одной из таких возможностей самовыражения, я предлагаю рассмотреть, музыкально-драматический спектакль. Реализации творческих способностей детей через музыкально-драматический спектакль, а главное затрагивание педагогического подхода, стало предметом моих рассуждений в этой курсовой работе.

 

 

Необходимость творческого развития детей через музыкально – драматические произведения.

Творческое развитие – необходимое условие жизнедеятельности человечества, так как без творчества невозможно движение по пути прогресса. В ХХI веке творческое развитие является приоритетным направлением в формировании гармоничной личности индивидуума. Появляется большое количество центров детского и юношеского творчества. С каждым годом увеличивается интерес ученых и педагогов в разных сферах образования к творческому развитию детей с раннего возраста.



Пути наиболее эффективного развития творческих способностей ребенка на протяжении ХХ века искали многие психологи, ученые, педагоги: М. Арнаудов, Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, Б.М. Кедров, В.А. Левин, А.Н. Лук, О.И. Никифорова, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др. Большой вклад в разработку психологических принципов творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста внесли А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер и др.

Огромную роль в развитии чувственной сферы ребенка, его художественно-творческих способностей играет искусство. Оно обогащает внутренний мир ребенка, его переживания, участвует в формировании сознания, личностных качеств. Пути обновления методов обучения в системе художественного воспитания привели к симбиозу различных видов искусств, органично взаимодополняющих друг друга. Музыкально – драматические произведения являются примером такого симбиоза, на которых можно рассматривать пути творческого развития.

Основываться можно на уже написанных для детей музыкально-сценических произведениях. Видную роль в процессе формирования интегрированных принципов творческого музыкального развития детей сыграли композиторы – зарубежные (Б. Бриттен, К. Орф, З. Кодай, П. Хиндемит) и отечественные (Ц. Кюи, А. Гречанинов, М. Красев, М. Коваль, Д. Кабалевский, М. Минков и др.). В последние десятилетия появляется множество новых музыкально-сценических произведений, которые, являясь материалом, доступным и увлекательным для восприятия современными детьми, могут поднять на новый уровень их творческое развитие. Именно в этих произведениях ребенок способен проявить, реализовать себя в разных видах творческой деятельности. Пение, пластика, актёрское мастерство, разработка художественного решения спектакля – все это компоненты, без которых невозможно обойтись в работе над сценическими произведениями.



Изучение и исполнение музыкально-сценических произведений в рамках той или иной методической системы побуждает детей разного возраста к творческой активности и может привести к самостоятельному созданию ими музыкального спектакля в качестве суммирующего результата различных видов деятельности. Однако методы целостного освоения музыкально-сценического произведения и его постановки с детьми не разработаны. И этот огромный пласт музыкального искусства – детские оперы, мюзиклы, оперетты, музыкальные сказки недостаточно используется в педагогической практике.

 

2. Педагогика творчества, ее задачи и вопросы.

В 70-е годы прошлого века М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер к основным элементам общего образования (система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, о способах деятельности; система общих интеллектуальных и практических навыков и умений; опыт эмоционально-волевого отношения к миру и друг к другу), указали на важность и еще одного – опыта творчества. В процессе получения общего образования у каждого школьника необходимо развивать творческие способности и обеспечивать приобретения опыта и творческой деятельности.

Практическая учебно-воспитательная деятельность таких педагогов как И.П. Волков, Т.И. Гончарова, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, чьи достижения широко освещены в педагогической литературе 80-х годов, подтвердили реальную возможность включения каждого школьника в созидательную творческую деятельность.

Для понимания значения таких основных понятий как «творчество», «творческие способности», «творческая деятельность», обосновать их взаимосвязь, выявить основные особенности и в психофизиологическом развитии ребенка, а главное методы и приёмы развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе постановки мюзикла, нужно обратиться за помощью к педагогике творчества. Так можно назвать область педагогического знания и практики, в которой решались бы основные проблемы формирования творческой личности в учебно-воспитательном процессе и вне его. Главным предметом педагогики творчества должна стать творческая личность как педагогическая цель. Эта область педагогики должна служить в первую очередь целям преобразования жизни и самого человека. Вопросы педагогики творчества могут и должны охватывать все возрастные группы, обучаемых в системе непрерывного образования, где мы ограничиваемся в основном задачами школьного обучения и воспитания. Задачи педагогики творчества:

1. педагогическое осмысление творческого процесса;

2. систематизация качеств творческой личности как педагогической цели;

3. раскрытие системы педагогических творческих ситуаций;

4. определение основных направлений формирования творческой личности;

5. реализация творческих способностей ребенка

Для реализации этих задач, необходимо решение некоторых вопросов: подготовка педагогических кадров для решения задач творческого развития дошкольников и младших школьников; педагогическая интерпретация современных научных знаний о человеке и его творческих возможностях; использование инновационных технологий для развития и усиления способностей ребенка. Разберемся в основных понятиях.

 

Анализ и взаимосвязь понятий “творчество”, “творческая деятельность” и “творческие способности”.

Для того чтобы правильно организовать развитие творческих способностей, я предлагаю проанализировать понятие «творчество» как ключевое и его составные, чтобы проследить их взаимосвязь.

Существуют разные представления о том, что такое творчество. Обыденное представление - это «удел не многих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники». Но подобное представление не вполне соответствует научному пониманию этого слова, ведь творчество существует не только там, где создаются великие шедевры, но и везде, где человек задействует своё воображение, способность комбинировать, изменять и создавать что-либо новое. Если рассуждать, таким образом, то получается, что огромная часть из того, что создало человечество, принадлежит безымянной коллективной творческой работе неизвестных изобретателей.

Научное понимание данного понятия, заставляет нас смотреть на творчество как на правило, а не как на исключение. Безусловно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям, но в повседневной окружающей нас жизни творчество – это необходимое условие существования и всё, в чём заключается малая доля нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Творчество представляет собой деятельность, порождающую нечто новое, небывалое. Таким образом, творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Являясь по своей сути культурно-историческим явлением, оно имеет психологический аспект: личностный и процессуальный, то есть, предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Следующее ключевое понятие, которое необходимо рассмотреть в работе – творческая деятельность. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления,приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Она является противопоставлением воспроизводящей или репродуктивной деятельности. Данная деятельность тесно связана с нашей памятью и её сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия, не производя при этом ничего нового.

Задачей творческой деятельности человека является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Она даёт человеку возможность видоизменять своё настоящее и созидать будущее.

В основе творческой деятельности лежат комбинирующие способности человеческого мозга, которые в психологии называются воображением или фантазией. Оно проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. Таким образом, всё, что окружает нас, сделанное руками человека, весь мир культуру, в отличие от мира природы, является продуктом творчества, основанного на воображении, а творческая деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Творческая деятельность – форма деятельности человека или коллектива – создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и т.д.

Основными предпосылками творческой деятельности являются:

1. гибкость мышления;

2. критичность;

3. способность к сближению понятий;

4. цельность восприятия и др.

Важно помнить! Задатки творческой деятельности присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Главным составляющим творческой деятельности являются творческие способности. Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Творческие способности – это индивидуальные качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница – в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциалачеловека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление.Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

· Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.

· Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать и в другом. Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуальному риску и к парадоксам.

· Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.

· Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

· Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.

· Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их конца, рискуя личным успехом и репутацией.

Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей – Торренс – говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и педагогов. Семья и школа способны развить или уничтожить творческий потенциал ребенка. Именно по – этому необходимо уделять вопросам педагогики большое значение, т.к. зачастую она является решающей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.