Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 9. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи





Изучение данной темы целесообразно начать с рассмотрения положений закона о порядке выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо учитывать, что к таким детям относятся как дети, лишившиеся родительского попечения в результате смерти родителей, лишения или ограничения их в родительских правах либо признания судом их недееспособными, так и дети, у которых родители фактически есть, но они уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказываются забрать из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, длительно отсутствуют, болеют, отбывают наказание, находятся под стражей в период следствия и т.п.

Обязанность по выявлению, учету и устройству таких детей в первую очередь возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы исполнительной власти субъектов РФ. При этом обязанность сообщить органам опеки и попечительства о детях, оставшихся без родительского попечения, и возможных формах их устройства возлагается и на иных должностных лиц и граждан, располагающих соответствующими сведениями. За неисполнение данной обязанности для некоторых из их предусмотрена административная ответственность (ст. 5.36 КоАП РФ).



Далее студентам необходимо составить точное представление о том, кто и какие действия совершает с целью устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в какие сроки, а также из каких этапов состоит данная деятельность.

Особое внимание при этом необходимо уделить ознакомлению с законом о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Банк данных представляет собой совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъекта РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях)., а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ. Информация о детях, нуждающихся в устройстве в семью, представляет собой анкетные данные, включающие:



1) фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, гражданство, место жительства или место нахождения ребенка;

2) приметы ребенка (рост, вес, цвет глаз, волос и другие приметы);

3) состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие;

4) особенности характера ребенка (общительный, замкнутый и другие особенности);

5) этническое происхождение ребенка;

6) причины отсутствия родительского попечения над ребенком, а также многие другие сведения.

К анкете ребенка прилагается фотография ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Такая же детальная информация содержится и в анкетных данных граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи. При ознакомлении с законом необходимо также обратить внимание на порядок доступа заинтересованных лиц к конфиденциальной информации, содержащейся в банке данных о детях, ее использования, защиты и другие аспекты деятельности федерального и регионального операторов.

При изучении отдельных форм устройства в семью детей, оставшихся без печения родителей, детальное внимание необходимо уделить трем основным формам, которые названы и регламентированы Семейным кодексом РФ: усыновлению (удочерению), опеке (попечительству), приемной семье.

Усыновление (удочерение) закон называет приоритетной формой устройства детей в семью. Оно представляет собой юридический акт, в результате которого между усыновителем и его родственниками с одной стороны и усыновленным с другой стороны возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми и их родственниками по происхождению. При этом правовая связь усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению по общему правилу прекращается. В отличие от иных форм устройства в семью детей усыновление осуществляется только в судебном порядке.



При ознакомлении с законодательством, судебной практикой и учебной литературой, посвященной усыновлению, особое внимание необходимо обратить на следующие вопросы:

· недопустимость посреднической деятельности по усыновлению (удочерению) детей;

· требования, предъявляемые к кандидатам в усыновители;

· круг лиц, чье согласие является необходимым условием для вынесения решения об усыновлении (удочерении);

· правовые последствия усыновления (удочерения);

· проблема сохранения тайны усыновления (удочерения);

· основания и порядок отмены усыновления (удочерения).

Изучение данного вопроса предполагает обращение к гражданскому процессуальному законодательству, регламентирующему порядок рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) детей судом (гл. 29 ГПК РФ), а также административному и уголовному законодательству, предусматривающим различные виды ответственности за нарушения в данной сфере (ст. 5.37 КоАП РФ, ст. 154, 155 УК РФ).

Институт опеки (попечительства) является комплексным правовым институтом. Его можно понимать, с одной стороны, как способ восполнения дееспособности ребенка, с другой – как своеобразный институт представительства. С точки зрения семейного права опека представляет собой одну из форм устройства в семью детей, оставшихся без родительского попечения, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Отношения по опеке и попечительству регулируются различными нормативными правовыми актами. Поэтому при рассмотрении вопросов, связанных с установлением опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, необходимо обратиться к положениям ГК РФ, которые устанавливают основания и порядок назначения опекунов (попечителей), а также порядок их освобождения или отстранения от выполнения своих обязанностей; предусматривающим требования, предъявляемые к лицам, которые желают стать опекунами (попечителями); их права и обязанности, в том числе по управлению имуществом подопечного и др. Семейный кодекс детализирует положения ГК РФ, устанавливает права детей, находящихся под опекой (попечительством), и предусматривает особенности установления опеки (попечительства) над детьми, находящимися в образовательных, медицинские организациях, организациях, оказывающих социальные услуги и других организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отдельного внимания заслуживает Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», которым введены такие институты, как предварительная опека, соопекунство, назначение опеки в отношении несовершеннолетних по заявлению родителей и другие. Для того чтобы получить представление о том, за счет каких средств опекуны (попечители) обязаны заботиться о содержании детей, необходимо вспомнить положения семейного законодательства об алиментах, обратиться к законодательству о социальном обеспечении, в том числе к нормативным актам субъектов РФ.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

Деятельность приемных родителей является оплачиваемой. Размер их вознаграждения, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов РФ. Кроме того, на содержание каждого ребенка приемным родителям ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъектов РФ.

Сравнивая различные формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо обращать внимание на такие их принципиальные различия, как:

· порядок и основания передачи ребенка в семью (решение суда, акт о назначении опекуна или попечителя, договор);

· обязанность лиц, принявших ребенка, по его содержанию и их право на вознаграждение за свою деятельность;

· основания прекращения соответствующих правоотношений и возможность их сохранения по достижении ребенком совершеннолетия и т.п.

Следует обратить внимание, что СК РФ допускает возможность введения законами субъектов РФ дополнительной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - патронатной семьи. В настоящее время некоторые субъекты РФ воспользовались данным правом и приняли законы о патронатных семьях, патронатном воспитании и др., которые по отдельным вопросам имеют существенные отличия от усыновления (удочерения), опеки (попечительства) и приемной семьи, способные оказать влияние на выбор той или иной формы конкретными гражданами.

 

Тема 10. Применение семейного законодательства к семейнымотношениям с участием иностранных граждан и лиц без

На долю семейных отношений выпадает наибольшее число межнациональных контактов в частной жизни, выражающихся в смешанных браках, в браках между гражданами одного государства, но заключенных или расторгнутых на территории других стран, в международном усыновлении и прочем. Поэтому важно, чтобы правовые последствия, возникшие с точки зрения одного суверена, признавались другими. Для решения этого вопроса требуется на национальном и международном уровне выработать систему норм, которые помогали бы гражданам, вовлеченным в такие семейные отношения, осуществлять и защищать свои права.

Приступая к изучению данной темы, необходимо уяснить, что представляет собой «коллизионная проблема» в отношениях, осложненных иностранным элементом, и каковы известные современной юриспруденции общепризнанные пути ее решения.

Одним из наиболее эффективных и желательных способов разрешения коллизий различных правовых систем, претендующих на регулирование одного правоотношения, является достижение унификации правового регулирования общественных отношений на международном уровне или максимальный учет материально-правового нормотворческого опыта других государств. При этом безусловной спецификой трансграничных семейных отношений являются ревностно поддерживаемые национальными правовыми системами различия в регулировании. Данная область не только почти не поддается заимствованиям, но и каждая страна, напротив, принципиально сохраняет национальный, исторический, религиозный колорит семейных норм и правил. В связи с этим во избежание «хромающих отношений», когда правовой акт, признаваемый одним государством, не будет вызывать юридических последствий на территории иных стран, активно развиваются коллизионные нормы в этой области.

Прежде чем начать осваивать нормы разд. VII Семейного кодекса РФ, где в основном содержаться коллизионные нормы, стоит выяснить для себя их правовую природу, структуру, и особенности применения, для чего изучить теоретические разработки по данной теме в рекомендуемой литературе, а также публикации по общим положениям международного частного права.

Далее полезно ознакомиться с общими положениями разд. 6 части третьей Гражданского кодекса РФ, нормы которого выполняют роль фундамента всего коллизионного права.

Из ГК РФ важно почерпнуть сведения о том, что такое «иностранный элемент», осложняющий отношения и требующий коллизионного метода регулирования. При этом надо иметь в виду, что Семейный кодекс был принят и введен в действие намного ранее чести третьей Гражданского кодекса, содержащей раздел о международном частном праве. В связи с этим подход к пониманию некоторых коллизионных механизмов и общих понятий в семейном законодательстве отличается. Так, познавательно и практически полезно сравнить ст. 167 СК РФ и ст. 1193 ГК РФ, касающиеся оговорки о публичном порядке, и выяснить, как различия в формулировке скажутся на применении этого института. Настолько же интересно выяснить, как соотносится понятие «личный закон физического лица» (ст.1195 ГК РФ) и используемые в Семейном кодексе «закон гражданства» и «закон места жительства».

Необходимо также решить вопрос о том, будут ли в принципе применяться к семейным отношениям с участием иностранцев положения гражданского законодательства. Аргументируйте свой ответ ссылками на нормы права и воспользуйтесь знаниями, полученными при изучении темы «Источники семейного права РФ», в частности, по вопросу о соотношении семейного законодательства с нормативными актами других отраслей.

Переходя к анализу коллизионных правил в области семейных отношений, следует иметь в виду, что структура разд. VII СК РФ довольно своеобразна. Так, нормы более общего характера расположены в завершении раздела, а сначала предусматриваются специальные коллизионные положения, касающиеся заключения, признания и расторжения брака с иностранным элементом, установления и оспаривания отцовства (материнства), родительских и супружеских прав и обязанностей, международного усыновления.

Нормы о заключении брака и признании браков, заключенных за пределами территории РФ, а также недействительность брака, предусмотренные ст. 156-159 СК РФ, должны рассматриваться в системе, поскольку коллизионные привязки в них взаимообусловлены. Для правильного понимания коллизионного регулирования в этой области необходимо установить содержание понятия «сверхимперативные нормы» и в связи с этим осмыслить природу ст.14 Семейного кодекса РФ.

Расторжение брака занимает особое место в числе семейных коллизионных норм, так как практически во всех случаях применимым правом для этого отношения будет право Российской Федерации. В то же время предусмотрена возможность признания действительным расторжение брака, произведенного за границей.

Для установления права страны, подлежащего применению к родительским и супружеским правоотношениям с иностранным участием, используется сходный алгоритм: во-первых, предусмотрены основные и субсидиарные коллизионные нормы, а во-вторых, изначально отношения «привязываются» к праву страны общего места жительства и лишь в итоге могут быть урегулированы правом страны гражданства (для ребенка) или правом РФ.

Особое внимание законодателя сосредоточено на коллизионных вопросах усыновления. Однако этот вопрос требует обязательного изучения международных конвенций и двусторонних соглашений в этой области. Необходимо понимать, что при усыновлении российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства из законодательства иностранного государства по общему правилу применяется «личный закон» усыновителя, в остальном должны применяться нормы российского СК. Поэтому студенту здесь необходимо вспомнить условия усыновления, о которых говорит законодатель в гл. 19 СК РФ, особое внимание уделив п.4 ст. 124 СК РФ. Кроме этого, необходимо вспомнить особый порядок данной процедуры, установленный ГПК РФ.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.