Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы и формы налогового контроля





Порядок осуществления налогового контроля уполномоченными органами

Методы и формы налогового контроля

 

Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля.

При этом необходимо выделить два уровня методов налогового контроля: общенаучные и специально-правовые методы. Общенаучные методы, такие, как анализ и синтез, статистические методы применяются при осуществлении любого вида деятельности, в то время как применение специально-правовых методов характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность. До проведения радикальных экономических реформ 90-х годов теоретической и практической разработкой методов и форм проведения контроля занималась преимущественно экономическая наука, которая создала теоретическую базу и основы классификации различных методов осуществления контроля. Во многом это объясняется тем, что контроль за хозяйственной деятельностью ранее осуществлялся в рамках ведомственных или межведомственных отношений организаций с контролирующими органами, в условиях, когда подконтрольная организация действовала в пределах установленных плановых заданий и не имела какой-либо существенной самостоятельности в сфере экономической деятельности. Поэтому выбор того или иного метода контроля не приводит к каким-либо существенным правовым последствиям, а юридическое значение имел только результат контрольной деятельности. Возможно, это была одна из причин того, что проблемам контроля и методам его осуществления было посвящено небольшое количество научных работ юридического профиля.



В настоящее время в условиях развивающегося гражданского оборота и полной экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов методы и формы осуществления контрольной деятельности в сфере налогообложения значительно трансформировались, приобрели юридическую значимость и нашли закрепление в налоговом законодательстве. Сегодня неправильный выбор тех или иных форм, приемов и способов осуществления налогового контроля, а также несоблюдение регламентированного законодательными актами порядка осуществления контрольной деятельности может привести к значительным правовым последствиям, например к отмене решений, принятых на основании неправомерно полученных результатов налогового контроля, к признанию недействительными ненормативных актов контролирующих органов, к взысканию ущерба, причиненного в результате неправомерных действий уполномоченных лиц, и т.д. Деятельность налоговых и других уполномоченных органов вводится в соответствии с Налоговым кодексом в рамках правовой процессуальной формы. Впервые в законодательной практике регламентируются инструментарий и формы налогового контроля, определены понятие и содержание налоговых проверок, их специфические особенности применительно к различным задачам и объектам налогового контроля, при этом все действия налоговых органов имеют правовое основание.



Осуществление налогового контроля на практике происходит в рамках контрольно-процессуальной деятельности соответствующих органов, которые используют конкретные правовые формы и методы налогового контроля. Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для регулирования отношений между органами и налогоплательщиками.

Необходимо отметить, что вопрос об определении методов и форм налогового контроля и их соотношении продолжает оставаться дискуссионным. Так, Налоговый кодекс определил формы проведения налогового контроля, причем некоторые из них ранее обычно относили к методам осуществления налогового контроля (например, осмотр помещений и территорий)2.



Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.

Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ):

· налоговые проверки;

· получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

· проверки данных учета и отчетности;

· осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

· другие формы.

Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. К специально-правовым методам налогового контроля можно, в частности, отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т.д.

В последнее время в области правового регулирования методов и форм контрольной деятельности появилась новая правовая форма регламентации контроля – стандарты контрольной деятельности. Стандарты контрольной деятельности устанавливают основные единые принципы проведения контроля и требования к проведению контроля соответствующими органами. Очень часто стандарты определяют требования к профессиональной квалификации инспекторов, правовому и документальному обеспечению проверок, оформлению результатов (доказательств), действиям контролирующих органов3. Такие стандарты разрабатываются и применяются контрольными органами во многих странах мира. В России в настоящее время наиболее динамично развивается «стандартизация» аудиторской деятельности4. На наш взгляд, стандартизация деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль, также была бы очень эффективной для обеспечения единообразного применения норм налогового законодательства.

 

 

Расчет и уплата налога на прибыль организаций по обособленному подразделению.

Налог на прибыль в обособленных подразделениях

Статья посвящена особенностям исчисления и уплаты организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, налога на прибыль с учетом изменений, внесенных в главу 25 НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ.

Исчисление и уплата налога

Согласно нормам главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации.

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, в составе которых имеются обособленные подразделения, определены в ст. 288 НК РФ. Положения данной статьи применимы для организации и ее обособленных подразделений, находящихся как на территории одного субъекта Российской Федерации, так и разных субъектов Российской Федерации.

Налог на прибыль распределяется между тремя уровнями бюджетов: федеральным, субъектов РФ и местными. В связи с этим налогоплательщики -- российские организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет (7,5%) сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Следовательно, долю авансовых платежей и налога, зачисляемую в федеральный бюджет по итогам налогового периода, уплачивает организация по месту своего нахождения без распределения ее по обособленным подразделениям.

Авансовые платежи и суммы налога, которые зачисляются в бюджеты субъектов РФ (14,5%) и бюджеты муниципальных образований (2%), необходимо уплачивать по местонахождению организации и каждого ее обособленного подразделения.Доля прибыли, приходящаяся на обособленные подразделения, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по организации.

Напомним, что в п. 1 ст. 257 НК РФ речь идет только об основных средствах. Стоимость нематериальных активов в расчете доли прибыли не участвует.

Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств таких организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного периода.

Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, установленном Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения. Данная инструкция утверждена постановлением Госкомстата России от 07.12.98 № 121.

Выбранный показатель для расчета суммы налога (среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда) необходимо зафиксировать в приказе по учетной политике для целей налогового учета. Этот показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

Вместо показателя среднесписочной численности работников организация с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствии со ст. 255 НК РФ. При этом определяется удельный вес расходов на оплату труда каждого обособленного подразделения в общих расходах налогоплательщика на оплату труда.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.

Если в каком-либо субъекте РФ установлена пониженная ставка налога на прибыль, она применяется только к доле прибыли, приходящейся на организацию и ее обособленные подразделения, расположенные на территории данного субъекта РФ. Если на территории субъекта РФ, где установлена пониженная ставка налога на прибыль, расположены только обособленные подразделения организации, она применяется к доле прибыли организации, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Пример

ООО «Слай», находящееся в Москве, имеет обособленное подразделение в другом городе, в котором установлена пониженная ставка налога на прибыль, зачисляемая в бюджет субъекта РФ (10,5%). Фирма уплачивает ежемесячные платежи исходя из фактически полученной прибыли. Показатель среднесписочной численности выбран фирмой для исчисления налога на прибыль по обособленному подразделению и зафиксирован в приказе по учетной политике для целей налогообложения.

В I квартале 2002 года ООО «Слай» получила прибыль в сумме 3 500 000 руб.

Среднесписочная численность работников фирмы составила за этот период 250 человек, в том числе работников обособленного подразделения -- 70 человек.

Остаточная стоимость амортизируемого имущества на 1 апреля 2002 года:

всего по организации -- 2 500 000 руб.,

в том числе по филиалу -- 1 350 000 руб.

Доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение,рассчитывается следующим образом.

1. Определение удельного веса среднесписочной численности работников обособленного подразделения в среднесписочной численности в целом по ООО «Слай»:

(70 чел. : 250 чел.) х 100% = 28%.

2. Определение остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения в остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по ООО «Слай» на конец отчетного периода:

1 350 000 руб. : 2 500 000 руб. х 100% = 54%.

3. Определение суммы прибыли, приходящейся на обособленное подразделение:

3 500 000 руб. х [(28% + 54%) : 2] = 1 435 000 руб.

Налог на прибыль, подлежащий уплате:

В федеральный бюджет

-- со всей суммы налогооблагаемой прибыли:

3 500 000 руб. х 7,5% = 262 500 руб.;

В бюджет субъекта РФ

--по местонахождению обособленного подразделения:

1 442 000 руб. х 10,5% = 151 410 руб.;

-- по местонахождению организации:

(3 500 000 руб. - 1 442 000 руб.) х 14,5% = 2 058 000 руб. х 14,5% = 298 410 руб.;

В местный бюджет

-- по местонахождению обособленного подразделения:

1 442 000 руб. х 2% = 28 840 руб.;

-- по местонахождению организации:

2 058 000 руб. х 2% = 41 160 руб.

Общая суммы налога на прибыль в целом по ООО «Слай», подлежащая уплате в бюджет:

262 500 руб. + 151 410 руб. + 28 840 руб. + 298 410 руб. + 41 160 руб. = 782 320 руб.

Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется организацией самостоятельно.

Правильность распределения налоговой базы и исчисления налога на прибыль по обособленным подразделениям проверяется налоговым органом по месту нахождения организации.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода,налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Если налогоплательщик имеет обособленное подразделение за пределами Российской Федерации, налог подлежит уплате в бюджет с учетом особенностей, установленных ст. 311 «Устранение двойного налогообложения» НК РФ.

Представление налоговой декларации

Пунктом 1 ст. 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль и (или) авансовых платежей по налогу обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять декларации в налоговые органы как по месту своего нахождения, так и каждого обособленного подразделения.1 Декларацию по налогу на прибыль должны составлять все организации, являющиеся налогоплательщиками согласно ст. 246 НК РФ. Не являются налогоплательщиками и, следовательно, не составляют декларацию филиалы и представительства.

По месту нахождения организации…

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода должны представлять в налоговую инспекцию по месту своего нахождения декларацию по налогу на прибыль в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Организации, имеющие обособленные подразделения, должны также заполнять следующие приложения к листу 02:

· приложение № 5 к листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения». В нем указываются данные о начисленной сумме авансовых платежей и налога как в целом по организации, так и по организации без учета входящих в нее обособленных подразделений;

· приложение № 5а к листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организации» для расчета начисленных сумм налога только в отношении обособленных подразделений. В зависимости от количества обособленных подразделений количество строк в приложении № 5а к листу 02 соответственно увеличивается. Показатели этой формы в основном совпадают с показателями приложения № 5 к листу 02. Отличия заключаются в том, что дополнительно необходимо указать наименования всех обособленных подразделений, их адреса и КПП. В то же время показатель общей налоговой базы в целом по организации не включен в данное приложение.

По месту нахождения обособленного подразделения…

В налоговую инспекцию по месту нахождения каждого обособленного подразделения организация также должна представлять (не позднее срока, установленного для подачи декларации за соответствующий отчетный (налоговый) период) декларацию по налогу на прибыль, включающую в себя:

· титульный лист с общей информацией об организации и конкретном обособленном подразделении (лист 01);

· расчет суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения конкретного обособленного подразделения (выписка из приложения № 5а к листу 02, касающаяся суммы налога, подлежащего уплате по месту нахождения конкретного обособленного подразделения).

В декларации по месту нахождения обособленного подразделения на с. 2 титульного листа заполняются данные об этом обособленном подразделении с указанием его наименования. При этом КПП по месту нахождения обособленного подразделения указывается на с. 1 титульного листа на основании соответствующего уведомления о постановке на учет организации.

Обратите внимание: адрес обособленного подразделения указывается в декларации только при направлении ее по месту нахождения обособленного подразделения. Если по месту нахождения организации находятся и ее обособленные подразделения, это должно найти отражение в приложении № 5а, а заполнения по этим обособленным подразделениям отдельных титульных листов декларации не требуется.

На расчете делается отметка налогового органа по месту нахождения налогоплательщика, подтверждающая включение в декларацию суммы авансовых платежей и налога на прибыль по обособленному подразделению, и проставляется штамп налогового органа.

Уплата налога

Организация уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения:

· сообщают каждому обособленному подразделению о суммах авансовых платежей и налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, приходящихся на это обособленное подразделение, одновременно с представлением в налоговые органы по месту нахождения обособленного подразделения декларации по налогу на прибыль;

· уплачивают суммы авансовых платежей и суммы налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по месту нахождения обособленного подразделения, приходящиеся на это обособленное подразделение.

Если на филиалы и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, согласно ст. 19 НК РФ возложены обязанности по уплате налога на прибыль, они уплачивают его в бюджет субъекта РФ и местный бюджет по месту своего нахождения. Уплата налога производится на основании сообщенных им организацией указанных выше сведений о сумме авансовых платежей и налога на прибыль в эти бюджеты.

Отметка об этой обязанности обособленных подразделений должна быть сделана в графе 21 приложений № 5 и 5а к листу 02.

Льготы

Рассматривая вопрос исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения, обратим внимание на следующее. Прибыль организации, имеющей обособленные подразделения, уменьшается на суммы, подпадающие под продление льгот, предусмотренных ст. 6 Федерального закона от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее -- Закон № 2116-1) и продленных ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ.

В частности, прибыль уменьшается на суммы льгот по налогу на прибыль, у предприятий, являющихся вновь созданными производствами, если они отвечают установленным требованиям и начали действовать до 1 января 2002 года. Льгота предоставляется в виде освобождения от налога на прибыль (абз. 27 п. 6 ст. 6 Закона РФ № 2116-1) до окончания периода (срока) окупаемости такого производства.Суммарный срок использования налогоплательщиком данной льготы не может превышать трех лет. Данный порядок исчисления срока использования льготы по налогу применяется к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 1999 года.

Пунктом 6 ст. 6 Закона № 2116-1 установлено, что не подлежит налогообложению прибыль, полученная от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций) на период его окупаемости, но не свыше трех лет. Вновь созданным производством признается производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн. руб., при наличии технико-экономического обоснования, согласованного с государственными органами исполнительной власти субъектов РФ. Не признается вновь созданным производством производство, организованное на базе производственных мощностей, приобретенных как имущественный комплекс.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.