Сделай Сам Свою Работу на 5

Какие из нижеперечисленных причин способствовали формированию полигинии?





а) резкое сокращение численности населения;

б) необходимость сохранения института наследования;

в) значительное превышение доли женского населения над мужской;

г) превышения уровня смертности над уровнем рождаемости в обществе.

 

Какая из форм брака преобладает в современных обществах?

а) полиандрия;

б) полигиния;

в) моногамия;

г) групповой брак.

 

Укажите специфические функции семьи.

а) наследование статуса;

б) первичная социализация; репродуктивная;

в) экономическая, хозяйственно-бытовая;

психотерапевтическая.

 

Как называется семья, основанная на союзе одного мужчины с одной женщиной?

а) моногамия;

б) полигиния;

в) полигамия;

г) полиандрия.

 

Укажите тип семьи основанный на равенстве супругов.

а) матриархальная;

б) патриархальная;

в) эгалитарная;

г) неолокальная.

 

Как называется тип семьи, состоящий только из детей и родителей?

а) нуклеарная;

б) расширенная;

в) смешанная;

г) патрилокальная.

 

 

Решение ситуационных задач.

Решите задачи № 1, 2.

1. В приведенной ниже таблице указаны основные сферы семейной деятельности. Укажите соответствующие им функции семьи. Раскройте их содержание. Заполните таблицу.



Сфера деятельности семьи Социальные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная    
Сексуальная    
Социализации    
Первичного социального контроля    
Социально-статусная    
Социокультурная    
Эмоциональная    
экономическая    

 

2. Английский социолог Э. Ботт, исследуя распределение ролей между супругами, пришла к выводу о том, что роли могут быть разграниченными или сходными. Укажите какие социальные условия влияют на характер распределения ролей?

 

Тема № 8. Социология культуры.

Основные вопросы темы:

  1. Специфика социологического анализа культуры.
  2. Элементы культуры. Производство и распространение культуры.
  3. Массовая культура.
  4. Взаимодействие культур.

 

Цель:выявить специфику социологического анализа культуры. Рассмотреть массовую коммуникацию как особую форму социального взаимодействия.



 

Задачи обучения:

· Рассмотреть социальные и культурные аспекты познания общества.

· Выяснить проблемы, возникающие в ходе производства, распространения культуры и межкультурного взаимодействия.

· Определить понятие массовой культуры и выявить положительные и отрицательные ее стороны.

Методы обучения и преподавания:

Выполнение и обсуждение реферативных работ, тестирование, написание эссе.

Литература.

1. Гидденс. Социология. М. 1999. С. 34-54

2. Сорокин П. Социокультурная динамика // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 425-504.

3. Хальман Л. Карта культур Европы. Исследование основных ценностных ориентаций населения европейских стран/ Л. Хальман, Ж. Хагенаас, Г. Моорс; Пер. с англ. А. А. Маркович // Социология. - 2004. - N 4.

4. Социология. Под ред Эфендиева Л.Г. М., 2000. С. 330-444.

 

Контроль (вопросы, тесты, задачи).

Вопросы:

  • Что такое культура? Раскройте, как соотносится научное понимание культуры с научным пониманием общества.
  • Чем является субкультура? Раскройте особенности 2-3 субкультур в составе современного общества.
  • Раскройте положительные и отрицательные стороны массовой культуры.
  • В чем заключается специфика социологического анализа культуры?
  • Как и по каким признакам можно определить термин «коммуникация»?
  • Охарактеризуйте основные современные подходы к изучению массовой коммуникации.
  • Раскройте результаты воздействия массовой коммуникации на индивидуальное и групповое сознание.
  • Каковы тенденции в развитии массой коммуникации?

 

 

Тесты:

1. Установка, в соответствии с которой, люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной называется…



  1. Культурным релятивизмом.
  2. Нормативизмом.
  3. Символизмом.
  4. Этноцентризмом.
  5. Социологизмом.

 

2. Под субкультурой понимают:

  1. Набор символов, ценностей, норм, образов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.
  2. Неписанные правила поведения.
  3. Элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколение в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе.
  4. Воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной групп.
  5. Совокупность слов организованных по определенным правилам.

Решение ситуационных задач.

Решите задачи № 1, 2.

1. За последние годы в жизни казахстанцев появились такие технические новшества, как: персональные компьютеры, сотовые телефоны, новые виды бытовой техники. Изменяют ли эти полезные вещи стиль жизни, поведение, характер общения их владельцев?. Аргументируйте свой ответ.

2. Рассмотрите приведенные ниже модели поведения сначала с точки зрения этноцентризма, а затем – мысленно приняв точку зрения того, кто осуществляет это поведение. Могли бы вы предложить аргументы, способные убедить кого угодно в любом обществе в том, что ваша оценка этого поведения наиболее верная или лучшая: а) перерывы демонстрируемых художественных фильмов по телевидению рекламой; б) кража книг из университетской библиотеки; в)распродажа товаров, бывших в употреблении (second-hand).

3. Сравните программы новостей нескольких каналов казахстанского телевидения. Чем отличаются эти программы с точки зрения: а) политических пристрастий; б) полноты освещения событий; в) стиля ведущих; Могли бы вы сформулировать принципы редакционной политики программ новостей этих каналов?

4. Некоторые исследователи сомневаются, что СМИ могут изменить отношение, точку зрения и поведение людей в ходе выборов. Каково ваше мнение об этом? Насколько СМИ могут повлиять на результаты выборов?

5. Энтузиасты и пропагандисты работы с глобальными компьютерными сетями (Интернет) утверждают, что работа в сети создает новый тип интеллектуального сообщества, объясняя это тем, что в компьютерном сообществе немыслимо бездумное общение. Тот кто не может дать полезной информации, не интересен этому сообществу, поэтому каждый участник старается интеллектуально выделиться, что приучает людей думать. Разделяете ли вы это убеждение? В чем, на ваш взгляд, преимущества и недостатки компьютерного общения?

6. Опираясь на классификацию доктрин массовой коммуникации ( А.Моль), определите, какая из доктрин доминирует в программах казахстанского телевидения (сравните несколько каналов). Аргументируйте свой вывод.

7. перечислите функции, которые может выполнять реклама в обществе. Разработайтье собственные стандарты и критерии рекламы, которая могла бы стать позитивной силой в жизни общества.

 

 

Тема № 9. Социология медицины.2 часа

Цель:выявить специфику социологического подхода исследования медицины.

Задачи обучения:

  • уяснить объект, предмет и задачи медицинской социологии;
  • изучить основные этапы становления и развития социологии медицины;
  • выделить основные проблемы и направления социологии медицины.

Основные вопросы темы:

  1. Предмет и задачи социологии медицины.
  2. История развития социологии медицины.
  3. Структура медицинской социологии.

 

Методы обучения и преподавания:

Выполнение и обсуждение докладов-презентаций.

Литература.

1. Дмитриева Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. М.: Центр. 2002;

2. Решетников А.В. Социология медицины. М.: Гэотар-Медиа, 2007

3. Социология. Учебник. Под ред. Ю.Г. Волкова. - М/. Гардарики, 2002. - Гл. 9. - С. 367- 376.

4. Решетников А.В. Социология медицины. М.: Медицина, 2002.

5. Решетников А. В. Методология исследований в социологии медицины. - М., 2000.- 238с.

  1. Дмитриева Е.В. Социологическое изучение здоровья: от социологии медицины к социологии здоровья // СОЦИС, 2001, №11.
  2. Иванов Р., Култыгин В. Социология медицины или социология здоровья? СОЦИС, 2005, № 6.

 

Контроль ( вопросы, тесты, задачи).

Вопросы:

  • Дайте определение объекта и предмета медицинской социологии.
  • Раскройте основные этапы становления и развития социологии медицины.
  • Каковы основные направления медицинской социологии.

 

Тесты:

1. Социология медицины как самостоятельная дисциплина сформировалась в…

1. 16 веке.

2. 17 веке.

3. 18 веке.

4. 19 веке.

5. 20 веке.

Решение ситуационных задач.

Решите задачи № 1, 2, 3.

  1. Пользуясь данными открытых статистических источников (IMS, NOMESCO, Eurostat и др.), осуществите сравнительный анализ уровня смертности и количества врачебных предписаний (рецептов) в 4-5 европейских странах. Сформулируйте гипотезу, объясняющую причины наблюдаемых различий, специфицируйте причинную модель для проверки гипотезы, укажите возможные источники систематической ошибки и операциональные индикаторы для основных переменных модели.
  2. Рассмотрите возможные возражения против трансплантации органов, выдвигаемые различными религиозными традициями.
  3. Можно ли провести границу между народной и альтернативной медициной? Обоснуйте свой ответ, используя примеры шаманизма, хилерства, знахарства.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.