Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ - ЧЛЕНОВ ИПБ РОССИИ





КОДЕКС

 

I. ВВЕДЕНИЕ

 

Программное заявление

 

1. ИПБ России, являясь членом Международной федерации бухгалтеров (МФБ), стремится реализовывать широкомасштабную задачу МФБ по выработке и внедрению скоординированных и взаимоувязанных стандартов профессиональной этики бухгалтеров.

2. В своей заботе по достижению этой цели Совет МФБ учредил Комитет по этике, который разрабатывает этические стандарты и практические рекомендации по этическим нормам для профессиональных бухгалтеров. Выпуск таких стандартов и рекомендаций будет способствовать повышению однородности норм профессиональной этики в разных странах мира.

3. Одним из условий членства ИПБ России в МФБ является его поддержка деятельности МФБ путем информирования своих членов о новых рекомендациях, разработанных МФБ, и работа по внедрению таких рекомендаций в практику, если (и когда) это допускается законодательством Российской Федерации.

4. ИПБ России принял следующее решение:

а) на основе Кодекса этики МФБ с учетом требований законодательства Российской Федерации разработать и принять с января 2008 г. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров - членов ИПБ России (далее - Кодекс);



б) по каждой новой рекомендации по этическим нормам, принятой Президентским советом ИПБ России, следует выпускать разъяснительное предисловие. В случае необходимости могут быть разработаны дополнительные рекомендации по проблемам, не отраженным в рекомендациях МФБ;

в) члены ИПБ России обязаны соблюдать установленные этические нормы. Преднамеренное несоблюдение членом ИПБ таких норм может повлечь проведение внешней проверки его поведения и в случае выявления нарушений этических норм введение санкций вплоть до исключения;

г) Кодекс признает, что целью профессии профессионального бухгалтера является работа в соответствии с наивысшими стандартами профессионализма с целью достижения максимального уровня эффективности и удовлетворения потребностей общества;

д) Кодекс устанавливает основные правила поведения профессиональных бухгалтеров - членов ИПБ России и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности;



е) Кодекс предназначен как для публично признанных профессиональных бухгалтеров, работающих на условиях аутсорсинга, так и профессиональных бухгалтеров, работающих по найму;

ж) положения настоящего Кодекса являются базовыми, поскольку не представляется возможным ввести этические требования, распространяющиеся на все ситуации и обстоятельства, с которыми могут столкнуться профессиональные бухгалтеры в своей работе;

з) в Кодексе подразумевается, что если нет прямых указаний на специальные требования, то основные принципы поведения в одинаковой мере действительны как для профессиональных бухгалтеров, являющихся работниками бухгалтерской фирмы, которые оказывают по договору услуги в области бухгалтерского учета, так и для профессиональных бухгалтеров, работающих на основе найма в сфере торговли, промышленности, услуг, образования, государственном секторе, некоммерческом секторе, органах управления или профессиональных органах;

и) аудиторы - члены ИПБ России обязаны соблюдать Кодекс этики аудитора (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол N 56 от 31 мая 2007 г.).

 

Определения

 

В данном Кодексе использован ряд терминов в указанных ниже значениях:

 

Близкие родственники лица, являющиеся родственниками вследствие

супружеских связей или общих родителей

(родители, их дети, родные братья и сестры).

 

Бухгалтерская бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и

(финансовая) отчетность убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о



движении денежных средств, приложения к

бухгалтерскому балансу, а также пояснительная

записка, которая составляет неотъемлемую часть

бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

Выполняющий задание профессиональный бухгалтер, который в данный

бухгалтер момент проводит аудиторскую проверку или

оказывает услуги по ведению бухгалтерского

учета, налогообложению или иные профессиональные

услуги для клиента.

 

Группа, ответственная все сотрудники, выполняющие задание, включая

за задание любых экспертов, привлеченных фирмой для

выполнения этого задания.

 

Дочерняя фирма организация, находящаяся под контролем либо во

владении или под управлением фирмы или другого

лица.

 

Косвенная финансовая финансовая заинтересованность в форме

заинтересованность коллективных инвестиций, управление которыми в

интересах собственника осуществляется с помощью

инвестиционных институтов, контролировать

которые такое частное или юридическое лицо не

имеет возможности.

 

Листинговая компания организация, акции, паи или долговые

обязательства которой котируются или

зарегистрированы на бирже ценных бумаг или

обращаются на организованном рынке ценных бумаг

либо имеющемся его аналоге в данной стране.

 

Профессиональный аттестованный профессиональный бухгалтер,

бухгалтер, работающий занимающий должность бухгалтера в коммерческой

по найму или некоммерческой организации, на предприятии

или в учреждении на основе трудового договора.

 

Независимость а) независимость мышления - образ мышления,

который позволяет составить независимое суждение

без учета влияния посторонних факторов, которые

могут поставить под сомнение профессионализм

такого суждения, а также действовать со всей

честностью, соблюдать объективность и выносить

истинно профессиональные суждения;

б) независимость поведения - линия поведения,

которая не позволяет иметь дело с фактами и

обстоятельствами, которые могут отрицательно

повлиять на объективность, честность или

профессиональный скептицизм фирмы (или члена

проверяющей группы).

 

Объективность совокупность непредвзятости, знания существа

вопроса и интеллекта, отсутствия конфликта

интересов.

 

Офис территориально или функционально обособленное

подразделение фирмы.

 

Предложение услуг контакт с потенциальным клиентом, целью которого

является предложение оказания профессиональных

услуг.

 

Профессиональный лицо, получившее аттестат профессионального

бухгалтер бухгалтера ИПБ России по специальности "главный

бухгалтер", "бухгалтер-эксперт (консультант)",

"финансовый директор", "финансовый менеджер",

"финансовый эксперт (консультант)" и являющееся

членом ИПБ России (ТИПБ).

 

Профессиональные услуги услуги, предоставляемые профессиональным

бухгалтером, оказание которых требует

бухгалтерской квалификации или сопутствующих

знаний и практических навыков, в том числе в

сфере бухгалтерского учета, аудита,

налогообложения, управления и финансового

менеджмента.

 

Прямая финансовая а) финансовая заинтересованность,

заинтересованность непосредственно имеющаяся у подконтрольного

физического или юридического лица (в том числе

через доверительное управление, коллективные

инвестиции, наследование, посредников);

б) финансовая заинтересованность в форме

коллективных инвестиций, управление которыми в

интересах собственника осуществляется с помощью

инвестиционных институтов, которые такое частное

или юридическое лицо имеет возможность

контролировать.

 

Публично практикующий аттестованный профессиональный бухгалтер,

профессиональный индивидуально оказывающий услуги по

бухгалтер бухгалтерскому учету, налогообложению или иные

профессиональные услуги или занимающий

должность в фирме, которая оказывает

профессиональные услуги. Данный термин также

используется применительно к фирме публично

практикующих профессиональных бухгалтеров,

занимающихся аутсорсингом или другими услугами,

для осуществления которых требуется знание

бухгалтерского учета.

 

Публичность сообщение общественности сведений о достоинствах

профессионального бухгалтера, которые не

являются его рекламой.

 

Реклама публичное распространение информации об услугах

профессиональных бухгалтеров, их квалификации и

методах работы с целью расширения

профессиональной деятельности.

 

Связанная сторона а) организация, имеющая прямой или косвенный

контроль над клиентом, и при этом данный клиент

существенен для этой организации;

б) организация, имеющая прямую финансовую

заинтересованность в бизнесе клиента, при этом

такое лицо имеет возможность оказывать

значительное влияние на клиента и

заинтересованность в клиенте является для такого

лица существенной;

в) организация, в отношении которой клиент

осуществляет прямой или косвенный контроль;

г) организация, в которой клиент или организация

клиента, зависимая от него в соответствии с п.

"в", имеет прямую финансовую заинтересованность,

которая дает возможность оказывать значительное

влияние на данную организацию. Такая

заинтересованность имеет существенное значение

для клиента и его дочерних компаний;

д) организация ("сестринская компания"), которая

находится под общим контролем с клиентом; при

этом и сестринская компания, и клиент являются

существенными для юридического лица

("материнской компании"), контролирующего обе

организации.

 

Условная оплата оплата, начисляемая согласно заранее

(гонорар) определенным методикам в зависимости от исхода

сделки или результата выполненной работы. Оплата

(гонорар), назначенная судом либо другим

полномочным органом, не считается условной

оплатой.

 

Финансовая заинтересованность в акциях или долговых ценных

заинтересованность бумагах, займах или иных кредитных инструментах

организации, в том числе в производных

финансовых инструментах.

 

Фирма а) индивидуально практикующий профессиональный

бухгалтер, партнерство или корпорация

(организация) профессиональных бухгалтеров;

б) организация, контролирующая таких лиц;

в) организация, находящаяся под контролем таких

лиц.

 

Члены семьи супруг (супруга) или лицо, находящееся на

иждивении.

 

Члены Совета директоров лица, отвечающие за управление организацией, вне

зависимости от занимаемой должности.

 

Явно незначительный имеющий незначительный характер, не влекущий за

собой существенных последствий.

 

Общественные интересы

 

Профессия профессионального бухгалтера является общественно значимой, что подразумевает признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Применительно к профессиональному сообществу бухгалтеров общество включает клиентов, кредиторов, работодателей, служащих, инвесторов, профессиональные объединения бухгалтеров, деловое и финансовое сообщество, а также других лиц, которые полагаются на объективность, независимость, честность профессиональных бухгалтеров в целях обеспечения упорядоченного ведения коммерческой деятельности. Поэтому обязанности профессионального бухгалтера не сводятся исключительно к удовлетворению потребностей отдельного клиента или работодателя. Действуя в общественных интересах, профессиональный бухгалтер обязан соблюдать и подчиняться требованиям Кодекса этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

 

II. МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУХГАЛТЕРА

 

Статья 1. Основные принципы

 

1.1. Профессиональный бухгалтер обязан соблюдать следующие основные принципы поведения:

а) честность;

б) объективность;

в) профессиональная компетентность и должная тщательность;

г) конфиденциальность;

д) профессиональность поведения.

 

Честность

 

1.2. Профессиональный бухгалтер должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях. Принцип честности также предполагает честное ведение дел и правдивость.

1.3. Профессиональный бухгалтер не должен иметь дело с отчетностью, документами, сообщениями или иной информацией, если есть основания полагать, что:

а) информация содержит в существенном отношении неверные или вводящие в заблуждение утверждения;

б) информация содержит утверждения или данные, подготовленные небрежно;

в) информация содержит пропуски или искажения необходимых данных там, где они могут вводить в заблуждение.

1.4. Профессиональный бухгалтер не будет считаться нарушившим пункт 1.3, если он выдаст отчет, скорректированный по основаниям, приведенным в этом пункте.

 

Объективность

 

1.5. Профессиональный бухгалтер не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений.

1.6. Профессиональный бухгалтер может оказаться в ситуации, которая может повредить его объективности. Определить и описать все подобные ситуации не представляется возможным. Профессиональному бухгалтеру следует избегать отношений, которые могут исказить или повлиять на его профессиональные суждения.

 

Профессиональная компетентность и должная тщательность

 

1.7. Профессиональный бухгалтер обязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных профессиональных услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве. При оказании профессиональных услуг профессиональный бухгалтер должен действовать с должным усердием и в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами.

1.8. Квалифицированное оказание профессиональной услуги предполагает формирование обоснованного суждения в отношении применения профессиональных знаний и навыков в процессе предоставления услуги. Обеспечение профессиональной компетентности можно разделить на два самостоятельных этапа:

а) достижение должного уровня профессиональной компетентности;

б) поддержание профессиональной компетентности на должном уровне.

1.9. Поддержание профессиональной компетентности требует постоянной осведомленности о соответствующих технических, профессиональных и деловых новшествах. Постоянное повышение профессиональной квалификации развивает и поддерживает способности, позволяющие профессиональному бухгалтеру компетентно работать в профессиональной среде.

1.10. Под усердием понимается обязанность действовать в соответствии с требованиями задания (договора), внимательно, тщательно и своевременно.

1.11. Профессиональный бухгалтер должен предпринимать меры к тому, чтобы лица, работающие под его началом в профессиональном качестве, имели необходимую подготовку и должное руководство.

1.12. В необходимых случаях профессиональный бухгалтер должен ставить клиентов, работодателей или иных пользователей профессиональных услуг в известность об ограничениях, присущих этим услугам, с тем, чтобы избежать толкования выраженного профессиональным бухгалтером мнения как утверждения факта.

 

Конфиденциальность

 

1.13. Профессиональный бухгалтер должен обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим соответствующими полномочиями, за исключением случаев, когда профессиональный бухгалтер имеет законное, профессиональное право либо обязанность по раскрытию такой информации. Конфиденциальная информация, полученная в результате профессиональных или деловых отношений, не должна использоваться профессиональным бухгалтером для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ.

1.14. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность даже вне своей профессиональной среды. Профессиональный бухгалтер должен помнить о возможности неумышленного разглашения информации, особенно в условиях поддержания длительных связей с деловыми партнерами либо их близкими родственниками или членами семьи.

1.15. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, раскрытой ему потенциальным клиентом или работодателем.

1.16. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации внутри своей организации или в отношениях с работодателями.

1.17. Профессиональный бухгалтер должен предпринимать все разумные меры к тому, чтобы лица, работающие под его началом, и лица, от которых он получает консультации или помощь, с должным уважением относились к его обязанности соблюдать конфиденциальность информации.

1.18. Необходимость соблюдения принципа конфиденциальности сохраняется даже после окончания отношений между профессиональным бухгалтером и клиентом или работодателем. Меняя место работы или приступая к работе с новым клиентом, профессиональный бухгалтер имеет право использовать предыдущий опыт. Однако профессиональный бухгалтер не должен использовать или раскрывать конфиденциальную информацию, полученную в результате предыдущих профессиональных или деловых отношений.

1.19. Профессиональный бухгалтер должен или может быть обязан раскрыть конфиденциальную информацию в следующих случаях:

а) раскрытие разрешено законом и (или) санкционировано клиентом или работодателем;

б) раскрытие требуется законом, например:

при подготовке документов или представлении доказательств в иной форме в ходе судебного разбирательства;

при сообщении ставших известными фактов нарушения закона надлежащим органам государственной власти;

в) раскрытие является профессиональной обязанностью или правом (если это не запрещено законом):

при проверке качества работы организации - члена профессиональной организации или самой профессиональной организации;

при запросе или расследовании, ведущимися организацией-членом, профессиональной организацией или надзорным органом;

при защите профессиональным бухгалтером своих профессиональных интересов в процессе юридического разбирательства.

1.20. При принятии решения о возможности раскрытия конфиденциальной информации профессиональный бухгалтер должен учитывать следующее:

а) будет ли нанесен ущерб интересам какой-либо из сторон, включая третьи стороны, интересы которых также могут быть затронуты, при наличии разрешения клиента или работодателя на раскрытие информации;

б) является ли информация достаточно известной и в разумной степени обоснованной. В ситуации, когда имеют место необоснованные факты, выводы, неполная информация либо необоснованные выводы, должно быть использовано профессиональное суждение для определения того, в каком виде следует раскрывать информацию (если необходимо раскрывать);

в) характер ожидаемого сообщения и его адресат. В особенности профессиональный бухгалтер должен быть уверен в том, что лица, которым адресовано сообщение, являются надлежащими его получателями.

 

Профессиональное поведение

 

1.21. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать соответствующие законы и нормативные акты и избегать любых действий, которые дискредитируют или могут дискредитировать профессию либо являются действиями, которые разумное и хорошо осведомленное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией, расценит как оказывающие отрицательное влияние на хорошую репутацию профессии.

1.22. При предложении и продвижении своей кандидатуры и услуг профессиональный бухгалтер не должен дискредитировать профессию. Профессиональный бухгалтер должен быть честным и правдивым и не должен:

а) делать заявления о преувеличенном качестве услуг, которые он может предоставить, своей квалификации и приобретенном опыте;

б) давать пренебрежительные отзывы о работе других профессиональных бухгалтеров или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других бухгалтеров.

 

Статья 2. Подход, основанный на модели

 

2.1. Обстоятельства, в которых работают профессиональные бухгалтеры, могут привести к возникновению угрозы нарушения основных принципов. Невозможно описать все ситуации, в которых возникают такие угрозы, и определить надлежащие действия, направленные на их устранение. Кроме того, характер задания может существенно различаться от случая к случаю. Следовательно, возможно возникновение различных угроз, которые соответственно требуют разных защитных мер. Таким образом, модель, требующая от профессионального бухгалтера не просто следовать заданному набору правил, которые могут быть оспорены, а определять, оценивать и реагировать на угрозы нарушения основных принципов, служит общественным интересам.

2.2. В Кодексе приведена модель, которая ставит своей целью оказание помощи профессиональному бухгалтеру по выявлению, оценке и реагированию на угрозы нарушения основных принципов. Если выявленная угроза не является явно незначительной, то профессиональный бухгалтер должен, если это уместно, предпринять меры предосторожности, направленные на устранение такой угрозы или сведение ее до приемлемого уровня, при котором соответствие основным принципам не подвергается опасности.

2.3. В случае, когда профессиональный бухгалтер знает либо когда может обоснованно ожидать, что он знает о наличии обстоятельств или отношений, которые могут подвергнуть опасности соблюдение основных принципов, он обязан оценить любые угрозы нарушения основных принципов.

2.4. При оценке значимости угрозы профессиональный бухгалтер должен принимать во внимание как количественные, так и качественные факторы. Если профессиональный бухгалтер не может предпринять надлежащие меры предосторожности, он обязан отказаться от предоставления требуемых от него профессиональных услуг или прекратить их предоставление, или, если необходимо, отказаться от выполнения своих обязанностей перед клиентом или перед организацией, в которой он работает по найму.

2.5. Профессиональный бухгалтер не должен участвовать в деятельности, которая оказывает или может оказать негативное влияние на его честность, объективность и репутацию профессии и в результате стать несовместимой с предоставлением профессиональных услуг.

2.6. Профессиональный бухгалтер может непреднамеренно нарушить какое-либо положение настоящего Кодекса. В зависимости от характера и значимости такое непреднамеренное нарушение может и не представлять опасность для соблюдения основных принципов. Как только такое нарушение обнаружено, оно должно быть незамедлительно исправлено и должны быть приняты необходимые меры предосторожности.

 

Статья 3. Угрозы и меры предосторожности

 

3.1. Различные обстоятельства могут угрожать соблюдению основных принципов. Большинство угроз можно разделить на следующие категории:

а) угрозы личной заинтересованности, которые могут возникнуть вследствие финансовых или других интересов профессионального бухгалтера, его близких родственников или членов семьи;

б) угрозы самоконтроля, которые могут возникнуть, когда предыдущее суждение должно быть переоценено профессиональным бухгалтером, ранее вынесшим это суждение;

в) угрозы заступничества, которые могут возникнуть, когда, продвигая какую-либо позицию или мнение, профессиональный бухгалтер доходит до некоторой границы, за которой его объективность может быть подвергнута сомнению;

г) угрозы близкого знакомства, которые могут возникнуть, если в результате близких отношений профессиональный бухгалтер начинает с излишним сочувствием относиться к интересам других лиц;

д) угрозы шантажа, которые могут возникнуть, когда с помощью угроз (реальных или воспринимаемых как таковые) профессиональному бухгалтеру пытаются помешать действовать объективно.

3.2. Примерами обстоятельств, при которых для публично практикующего бухгалтера могут возникнуть угрозы личной заинтересованности, являются, в частности:

а) финансовая заинтересованность в клиенте или общая с клиентом финансовая заинтересованность;

б) существенная зависимость от общего размера гонорара, получаемого от одного клиента;

в) наличие тесных деловых отношений с клиентом;

г) обеспокоенность возможностью потерять клиента;

д) возможность стать сотрудником клиента;

е) условный гонорар, зависящий от результатов выполнения услуг;

ж) заем, выданный клиенту, которому оказываются услуги, либо директору или иному должностному лицу клиента, а также заем, полученный от них.

3.3. Примерами обстоятельств, при которых для профессионального бухгалтера, работающего по найму, могут возникнуть угрозы личной заинтересованности, являются, в частности:

а) финансовая заинтересованность, кредиты или гарантии;

б) существенная зависимость от размера заработной платы;

в) поручения, связанные с поощрительным вознаграждением;

г) вероятность потери работы;

д) давление коммерческого характера со стороны.

3.4. Примерами обстоятельств, при которых для публично практикующего бухгалтера могут возникнуть угрозы самоконтроля, являются, в частности, следующие:

а) обнаружение существенной ошибки при перепроверке работы профессионального бухгалтера;

б) подготовка отчета о функционировании финансовых систем, в разработке или во внедрении которых принимал или принимает участие профессиональный бухгалтер;

в) подготовка исходных данных, используемых для подготовки информации, являющейся предметом задания;

г) наличие ситуации, когда профессиональный бухгалтер является или в недавнем прошлом являлся директором или должностным лицом клиента;

д) существование положения, когда профессиональный бухгалтер работает или в недавнем прошлом работал по найму у клиента в должности, позволяющей оказывать непосредственное и существенное влияние на предмет задания;

е) оказание клиенту услуги, непосредственно оказывающей влияние на предмет задания.

3.5. К обстоятельствам, которые могут создать угрозу самоконтроля для профессионального бухгалтера, работающего по найму, можно отнести проверку или подтверждение информации или вопросов, связанных с хозяйственными решениями, тем же профессиональным бухгалтером, который принимал эти решения или занимался подготовкой указанной информации.

3.6. Примерами обстоятельств, при которых для публично практикующего профессионального бухгалтера могут возникнуть угрозы заступничества, являются, в частности:

а) продвижение акций листинговой компании, если эта организация является его клиентом;

б) действия в качестве защитника клиента по проверке при разбирательстве или споре с третьей стороной.

3.7. Профессиональный бухгалтер, работающий по найму, при содействии достижению легитимных целей и задач организации-работодателя может в выгодном свете представлять положение своей организации на рынке при условии, что при этом его заявления являются правдивыми и не вводящими в заблуждение. Такие действия, как правило, не создают угрозы заступничества.

3.8. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы близкого знакомства для публично практикующего профессионального бухгалтера, являются, в частности, следующие:

а) профессиональный бухгалтер находится в близких родственных или семейных отношениях с директором или иным должностным лицом клиента;

б) профессиональный бухгалтер находится в близких родственных или семейных отношениях с работником клиента, занимающим должность, которая позволяет оказывать непосредственное существенное влияние на предмет задания;

в) бывший собственник или руководитель профессиональной организации является директором или иным должностным лицом клиента либо работником, занимающим должность, которая позволяет оказывать непосредственное существенное влияние на предмет задания;

г) подарки или знаки особого внимания от клиента, за исключением случаев, когда их стоимость является явно незначительной;

д) длительные деловые отношения между профессиональным бухгалтером и клиентом.

3.9. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы близкого знакомства для профессионального бухгалтера, работающего по найму, являются, в частности:

а) наличие у профессионального бухгалтера близких родственников или членов семьи, которые заинтересованы в получении определенных выгод от занимаемой им должности;

б) существование длительных деловых отношений, которые существенным образом оказывают влияние на принятие профессиональным бухгалтером определенных решений;

в) принятие подарков или особых знаков внимания, если стоимость их является значительной.

3.10. Примерами обстоятельств, при которых для публично практикующего бухгалтера может возникнуть угроза шантажа, являются, в частности:

а) угроза увольнения или отстранения от выполнения задания для клиента;

б) угроза возбуждения судебного разбирательства;

в) давление со стороны клиента с целью необоснованного ограничения объема выполняемых работ для сокращения гонорара.

3.11. Примерами обстоятельств, при которых имеется вероятность возникновения угрозы шантажа для профессионального бухгалтера, работающего по найму, являются, в частности:

а) разногласия по вопросам применения принципов бухгалтерского учета или формы представления финансовой информации, которые могут повлечь за собой увольнение или перевод на другую должность;

б) давление на профессионального бухгалтера с целью оказания влияния на процесс принятия им решений, например при заключении договоров или применении принципов бухгалтерского учета.

3.12. Профессиональный бухгалтер может также столкнуться с тем, что некоторые особые обстоятельства ведут к возникновению специфических угроз нарушения одного или более основных принципов. Очевидно, что такие уникальные угрозы не могут быть классифицированы. При профессиональных либо деловых отношениях профессиональный бухгалтер должен всегда помнить о возможности таких угроз.

3.13. Меры предосторожности, которые могут устранить указанные угрозы или ослабить их до приемлемого уровня, подразделяются на две общие группы:

а) меры предосторожности, предусмотренные профессией, законом или нормативными актами;

б) меры предосторожности, обусловленные рабочей средой.

3.14. Меры предосторожности, предусмотренные профессией, законом и нормативными актами, включают, в частности:

а) требования к образованию, профессиональной подготовке и опыту, необходимым для занятия профессией;

б) требования постоянного повышения профессиональной квалификации;

в) руководство по корпоративному поведению (управлению);

г) профессиональные правила (стандарты);

д) контроль процедуры со стороны профессии и надзорных органов, а также контроль качества работы и соблюдения дисциплинарных процедур;

е) внешние проверки юридически уполномоченными третьими лицами отчетов, документов, сообщений и иной информации, подготовленных профессиональным бухгалтером.

3.15. Меры предосторожности, обусловленные рабочей средой, различаются в зависимости от конкретных обстоятельств. Для публично практикующего профессионального бухгалтера такие меры предосторожности включают общие меры, относящиеся к деятельности, и конкретные меры, относящиеся к заданию. Профессиональный бухгалтер должен вынести суждение о том, как лучше реагировать на выявленную угрозу. При этом профессиональный бухгалтер должен рассмотреть, что именно признало бы неприемлемым разумное и хорошо информированное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией (в том числе о существенности угрозы и принятых мерах предосторожности). При таком рассмотрении должны учитываться такие факторы, как существенность угрозы, характер задания и структура профессиональной организации.

3.16. Общие меры предосторожности, относящиеся к деятельности профессиональной организации, могут включать:

а) руководство организацией, при котором подчеркивается важность соблюдения основных принципов;

б) руководство организацией, при котором подразумевается, что профессиональные бухгалтеры будут действовать в общественных интересах;

в) правила и процедуры проведения контроля и мониторинга качества проверки выполнения заданий;

г) документально зафиксированные правила, предусматривающие выявление угроз нарушения основных принципов, оценку их серьезности и в случаях, когда такие угрозы не являются явно незначительными, определение и осуществление мер предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня;

д) документально зафиксированные внутренние правила и процедуры, требующие соблюдения основных принципов;

е) правила и процедуры, позволяющие идентифицировать интересы или отношения между профессиональной организацией, профессиональными бухгалтерами и клиентами;

ж) правила и процедуры контроля и при необходимости управления зависимостью доходов профессиональной организации от поступлений от отдельного клиента;

з) привлечение других профессиональных бухгалтеров для оказания клиенту услуг, не связанных с основным заданием;

и) правила и процедуры, запрещающие лицам, не ответственным за задание, неправомерно влиять на результаты задания;

к) своевременное доведение информации о правилах и процедурах профессиональной организации, в том числе и о любых изменениях в них, до сведения всех руководителей и профессиональных сотрудников и надлежащую организацию их обучения;

л) назначение одного из руководителей профессиональной организации ответственным за должное функционирование системы внутреннего контроля качества;

м) информирование всех руководителей и сотрудников профессиональной организации обо всех клиентах и связанных с ними организациях, независимость по отношению к которым они должны соблюдать;

н) дисциплинарный механизм, стимулирующий соблюдение правил и процедур профессиональной организации;

о) официально объявленные правила и процедуры, стимулирующие и уполномочивающие сотрудников сообщать руководству профессиональной организации о любых проблемах, связанных с соблюдением основных принципов.

3.17. Конкретные меры предосторожности, относящиеся к заданию, могут включать:

а) привлечение другого профессионального бухгалтера для проверки проделанной работы или получения необходимой консультации;

б) получение консультаций от независимой третьей стороны, профессионального контрольного органа или других профессиональных бухгалтеров;

в) обсуждение этических проблем с руководящими работниками клиента;

г) раскрытие руководящим работникам клиента характера оказываемых услуг и размера взимаемой платы (гонорара);

д) привлечение другого профессионального бухгалтера для выполнения (повторного выполнения) части задания;

е) ротация руководящего персонала группы, ответственной за задание.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.