Сделай Сам Свою Работу на 5

Диалектический Материализм 9 глава





Парадигма

1. Совокупность теоретических, методологических, ценностных и иных установок, принятых на каждом этапе развития науки (понятие введено американским ученым Т. Куном); 2. В широком смысле, исходная концептуальная идея, ценность как схема или.своего рода карта местности, помогающая найти человеку свое «местоположение» в обществе, , модель, установка, определяющая взгляды, поведение, направление, цели деятельности людей, их сообществ, способы постановки проблемы, методика исследования какой-то сферы общества, или общества в целом.

схожие:

  1. Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – в философии, социологии...
  2. Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность теоретических и...
  3. Парадигма - оригинальный способ организации концептуально оформленных идей, направление развития или...

Парадигма

- образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. “Структура научных революций” (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб-ва проблем и решений. П. представляет собой классич. науч. разработку, к-рая воспринимается представителями дисциплины в качестве образца и становится основой научной традиции. Работа ученого есть работа в рамках П. Она состоит в дополнении, уточнении, углублении сформулированных в П. принципов, в распространении их на новые предметные области. Формирование новой П. начинается в условиях, когда возникают проблемы (аномалии), к-рые не могут быть разрешены и объяснены в рамках существующей П. Переход от одной П. к другой может растягиваться на десятки и даже сотни лет. Кун назвал этот период научной революцией – временем крушения авторитетов, моделей, методологий, теорий, мировоззрений, образов мира. П. – репрезентативная культура ученых, действующих в ее рамках, и до тех пор, пока они признают основополагающую теорию, они будут находить теор. аргументы в ее пользу, и экспериментальные подтверждения. Смена П. – нечто большее, чем чередование теорий и концепций, выдвигаемых теми или иными авторами. Смена П. есть смена отношений к объекту исследования, предполагающая изменение исследоват. методов и целей, а иногда и смена самого предмета исследования, Первичную П. наук о культуре можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни в период, обычно обозначаемый как предистория или доистория науки. Следующей, уже полноправно научной П., стала эволюционистская. Важнейшие ее представители: Г. Спенсер, Тайлор, Фрэзер, А. Бастиан, Ю. JIunnepm, Ш. Летурно, Л. Г. Морган. Основные разработки эволюционистской П. – идея единства человеч. рода, единообразие и однолинейность развития культуры, психол. обоснование явлений обществ, строя и культуры. Эволюционистская П. внесла существ, вклад в познание культурной реальности истории человечества, в понимание человеч. природы, функций культуры, закономерностей ее развития; благодаря ей культура обрела определенную целостность, была систематизирована и упорядочена, хотя именно эта систематичность, в опр. степени навязанная, стала одной из гл. причин смены П. в изучении культуры. В 20 в. внимание исследователей все больше стало переключаться от изучения культурных констант, существующих в более или менее неизменном виде во всех культурах и тем самым дающих возможность говорить о культуре вообще, на многообразие культурного оформления человеком своего существования и на различия разных культур. Изменился сам предмет культурологич. исследования: не культура человечества стала предметом, а конкр. культуры. Такой подход постепенно привел к отказу от глобально-эволюционистских построений, хотя и не к отказу от идеи эволюции вообще; последняя стала наблюдаться и улавливаться в отд. культурах. Культурфилос. основой такого рода исследований в эмпирич. науках о культуре стали т.н. циклич. теории культурного развития. Под культурными циклами при этом понимается опр. последовательность фаз изменения и развития культуры, к-рые следуют закономерно одна за другой и при этом мыслятся как возвращающиеся и повторяющиеся. Здесь налицо аналогия с человеч. жизнью: детство, юность, зрелость, старость и смерть. То же самое происходит с культурами: каждая культура совершает свой цикл и приходит в упадок. Родоначальником циклич. теорий в совр. историографии и науке о культуре стал Н.Я. Данилевский. Уже за ним следовали Шпенглер, Тойнби, Сорокин, Л. Гумилев. Общим для всех сторонников циклич. взгляда было представление об “историч. индивидуальностях”, каковыми являются все культурные целостности, и о наличии жизненного цикла у каждой из этих целостностей. Если на культурфилос. уровне основой новой П. стало циклич. учение, то на методол. уровне – функционализм. В культурной антропологии это учение разрабатывали Малиновский и Радклифф- Браун. Они исходили из того, что в культуре, понимаемой как целостность, нет “лишних” элементов – все они имеют свою опр. функцию в целостности культуры, понимаемой как особенная форма приспособления человеч. группы к условиям среды ее обитания. Циклич. теории в соединении с функционализмом придали представлениям о культуре совсем иной вид, чем в рамках эволюционистской П. Каждая культура стала рассматриваться как ценность в себе, безотносительно к тому, какое место она занимает на эволюционной “лестнице”. Поскольку работы функционалистов показали, насколько сложным образованием является каждый культурный организм, стало невозможным разделять культуры на “примитивные” и “высокоразвитые”. Культуры ранее, с т. зр. эволюционного развития, считавшиеся примитивными, стоящими на нижних ступеньках эволюционной лестницы, стали восприниматься просто как инакие, имеющие отличные от совр. культур структуры и закономерности функционирования. Это было сильным ударом по европоцентристско-му мировоззрению, продолжением и развитием антропол. революции. Возникла возможность и необходимость теор. анализа культуры, возможность и необходимость выяснения, почему именно такое орудие, такие идеи, такой образ мира, миф или легенда характерны именно для этой культуры, какую они в ней выполняют функцию, как сопрягаются со средой, в к-рой эта культура возникла. Эта новая научная П., в корне изменившая взгляд на культуру, получила название плюралистической, ибо ее сторонники исходили из идеи плюрализма, множественности и многообразия культур. Лит.: Кун Т. Структура, науч. революций. М., 1977; Токарев С.А. История зарубеж. этнографии. М., 1978; Ионин Л. Социология культуры. М., 1996. Л. Г. Ионин







схожие:

  1. Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – в философии, социологии...
  2. Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность теоретических и...
  3. Парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – 1) понятие античной и...

Платонизм

- 1) разработка учения Платона философами, прямо или косвенно являвшимися его учениками; 2) включение платоновской философии, особенно теории идей, в др. философские системы. Платонизм, сначала в виде “раннего платонизма”, имел своих представителей в трех платоновских Академиях (в первой – Севсипп, Ксенократ; во второй – Аркесилай, Карнеад; в третьей – Антиох из Аскалона, учитель Варрона и Цицерона). К “среднему платонизму” принадлежат, напр., Цельс и Плутарх. Третьей, и наиболее значительной, формой платонизма был неоплатонизм. В средние века платонизм, по сравнению с аристотелизмом, не играл почти никакой роли (см. Европейская философия). Интерес к нему возродился на Западе в результате основания во Флоренции философом Марсилио Фичино платоновской Академии (1459), откуда он через кембриджскую школу распространился в Англии. В Германии платонизм и неоплатонизм возродились под влиянием англ, философии и благодаря немецкому идеализму; однако только с Лейбница начинается историческое понимание первоначального платонизма. В настоящее время философия Платона часто исследуется с точки зрения ее иррационалистического характера.

схожие:

  1. Платонизм Христианский - в истории христианской мысли представлен именами Оригена, св. Григория...
  2. Флорентийский Платонизм - направление философской мысли эпохи � енессанса, связанное с возрождением...
  3. Флорентийский Платонизм - направление философской мысли эпохи � енессанса, связанное с возрождением...

Платонизм

- 1) учение Платона; 1) направление в антич. философии, связанное с развитием и видоизменением учения Платона. История П. связана с деятельностью школы, носившей название Академии. Др. Академия (4-3 вв. до н. э.) соединяет П. с пифагореизмом; Средняя Академия (3-2 вв.) — со скептицизмом, возвращаясь к методам Сократа. Возрождение П. во 2—1 вв. дон. э. было связано с попытками создать универс. философию, объединив П. с идеями стоицизма, пифагореизма и аристотелизма. П. с его обращением к сверхъестеств. миру идей стал консервативной идеологией, оправдывающей бессилие человека перед всесильной судьбой, а его идеализм тесно соприкасается с религ. мировоззрением. П. оказал существ, влияние на религ. движения первых веков н. э.: теологию Филона, гностицизм, раннюю патристику. В 3-6 вв. П. приобретает форму неоплатонизма; 3) под П. часто имеется в виду включение элементов идеализма Платона в ту или иную филос. систему. В этом плане П. свойствен большинству идеа-листич. филос. систем.

схожие:

  1. Платонизм - 1) разработка учения Платона философами, прямо или косвенно являвшимися...
  2. Платонизм - учение древнегреческого философа Платона (V – IV вв. до...
  3. Флорентийский Платонизм - направление философской мысли эпохи � енессанса, связанное с возрождением...

Платонизм

- учение древнегреческого философа Платона (V – IV вв. до Р.Х.), породившее обширное течение религиозно-философской мысли, влиявшее до ХХ века. Синтетические возможности и своеобразный духовный опыт платонизма привлекали внимание представителей патристики, схоластики, мыслителей Возрождения, Нового времени и русских религиозных философов. Главное здесь – учение об идеях (эйдосах или формах), особом идеальном мире помимо вещей и нашего их восприятия. Познание горнего идеального мира, во-первых, открывает путь к сути вещей, а, во-вторых, готовит душу войти в него после смерти, вернуться на свою небесную родину, где душа была до своего рождения на земле (доктрина предсуществования души). Весь горний мир полон света Высшего блага – и его познание является целью философских исканий, мотивируемых эросом – любовной страстью к познанию и красоте. Космос – мировой организм с Мировой душой – динамическим и оживляющим началом, наделенным высшим разумом (это Зевс вместе с Софией). Земная природа – мир несовершенных тел, созданных согласно своим идеальным прообразам, но остающихся ущербными из-за своей материальности (мэона или не-сущего). Космос – место ущербного, плененного и сумрачного существования воплощенных душ, из-за своих былых ошибок направленных для нравственного исправления; но те, кто предан добродетели и философии, после смерти обретают полноту жизни в горнем мире среди других чистых бестелесных душ. Правильная подготовка к смерти и развоплощение – благо для души, а смерть – не враг. Души, не желающие вести духовно-нравственную работу путем философии, обречены на многократные реинкарнации в земные тела. Познание – это припоминание (по греч. анамнезис): душа, постигая суть вещей, просто вспоминает то, что она прежде, до рождения, непосредственно созерцала в виде идей очами разума. Созерцание увенчивает всякое познание у Платона. Высшая добродетель – разум. В политическом плане платонизм настаивал на власти философской элиты. Раннехристианские мыслители положительно отнеслись к учению Платона о высшем мире идеальных умопостигаемых сущностей, сблизив его с Премудростью, Логосом, но отвергли его учение о душе – с реинкарнациями, развоплощением, индивидуалистически мотивированным познанием и эротикой. Боговоплощение для платоников неприемлемо – оно, с их точки зрения, нарушает космический порядок. Для платоников был бы более приемлем Иисус, покинувший этот мир, ничего не затронув в космическом распорядке. В учении Церкви для них неприемлемо положение, что спасает вера, а не гнозис. Вера (pistis) для них – не самоотдача Богу, а незрелость души, не доросшей до мистического ведения. В истории культуры платонизм был как вдохновляющим, так и искушающим учением. Платонизм не возражал против языческого политеизма и ко многим его представителям нужно адресовать упреки ап. Павла в Рим.1.18-32.

схожие:

  1. Платонизм - 1) разработка учения Платона философами, прямо или косвенно являвшимися...
  2. Платонизм Христианский - в истории христианской мысли представлен именами Оригена, св. Григория...
  3. Флорентийский Платонизм - направление философской мысли эпохи � енессанса, связанное с возрождением...

Позитивизм

(лат. positivus— положительный) — направление немарксистской философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникновение П. было своеобразной реакцией на неспособность спекулятивной философии (напр., нем. классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в др.крайность, П. вовсе отверг теоретическую спекуляцию, умозрение как средство получения знаний. Проблемы, понятия и положения прежней философии (о бытии, сущностях, причинах и т. п.), к-рые в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, П. объявил ложными или лишенными смысла. Сам П. претендовал на звание принципиально новой, “неметафизической” (“позитивной”) философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. По своей сути П. есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов: коль скоро для него всякое знание есть эмпирическое знание в той или иной форме, то никакая спекуляция не может быть знанием. Но сам П. не избежал участи прежней философии, ибо его собственные гл. положения (отрицание умозрения, феноменализм и др.) оказались не поддающимися опытной проверке и, следовательно, “метафизическими”. Основателем П. был Конт, к-рый ввел и термин “П.”. Исторически выделяют три этапа в развитии П. Представители первого — Конт, Э. Литтре, П. Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания — Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании об-ва на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера). Возникновение второго этапа П.— эмпириокритицизма относится к 70—90-м гг. 19 в. и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно реальных предметов, к-рого еще придерживались представители раннего П. В махизме проблемы познания истолковывались с позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм. Возникновение и формирование новейшего П., или неопозитивизма, связано с деятельностью Венского кружка (О. Нейрат, Карнап, Шлик, Франк и др.) и берлинского Об-ва эмпирической философии (Рейхенбах, Ф. Крауз и др.), объединявших в себе мн. направления: логический атомизм, логический позитивизм, общую семантику (близки к этим направлениям операционализм, прагматизм). Осн. место на этом, третьем, этапе П. занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления П. пошли по линии сближения “логики науки” с математикой, по линии формализации гносеологических проблем.

схожие:

  1. Логический Позитивизм (третий Позитивизм) В 1925 г. на кафедре натуральной философии Венского университета, которую...
  2. Позитивизм (от лат. positivus – положительный). Термин “П.” впервые использовал К.А....
  3. Позитивизм (лат. positivus – положительный) – 1 ) парадигмальная гносео-методологическая установка,...

Позитивизм

(лат. positivus – положительный) – (1) парадигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания; программно-сциентистский пафос П. заключается в отказе от философии (“метафизики”) в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом; (2) – философское направление, фундированное означенной установкой. В эволюции П. могут быть выделены следующие этапы: I – так называемый “первый П.” (Конт, Милль, Спенсер, Э. Литтре, П. Лаффит, И. Тэн, Э.Ж. Ренан и др.); II – “второй П.” (Авенариус, Мах); III – “третий П.” или неопозитивизм, представленный аналитической философией (Куайн, Поппер, Айдукевич, Лукасевич, Котарбиньский, Г. Райл, Дж. Уисдом, П. Строссон, Дж. Остин, М. Блэк, Н. Малкольм, Н. Гудмен, А. Пап и др.) и Венским кружком, на основе которого оформляется логический П. (Шлик, Карнап, Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, Г. Ган, В. Крофт, Ф. Кауфман, К. Гедель и др.); IV – постпозитивизм, в рамках которого намечается очевидная тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки (Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд, Аналитическая философия, Венский кружок). Ю.В. Баранчик

схожие:

  1. Позитивизм (лат. positivus – положительный) – 1 ) парадигмальная гносео-методологическая установка,...
  2. Логический Позитивизм (третий Позитивизм) В 1925 г. на кафедре натуральной философии Венского университета, которую...
  3. Позитивизм (лат. positivus— положительный) — направление немарксистской философии, объявляющее единственным источником...

Позитивизм

философское учение Огюста Конта и его учеников. В более широком смысле настроение умов, враждебное метафизике, стремление основывать познание лишь на фактах. Позитивизм, сформулированный Контом и его учениками, представляет собой одновременно как философию науки, политику, так и религию. Первая известна тем, что хочет заменить «теологическое» объяснение трансцендентной причинностью, а «метафизическое» объяснение, основанное на простом понятии (мак наводит сон, потому что он обладает «сонным качеством»), – позитивным объяснением, основанным на «законе». Позитивистская политика направлена на создание общественного строя, приспособленного к «индустриальной эре», когда духовная власть отличается от политической, когда спекулятивный класс (ученые, художники, философы) оказывается в оппозиции активному классу (коммерсанты, промышленники, работники сельского хозяйства). Наконец, объектом позитивистской религии будет не трансцендентный и недостижимый Бог, а Человечество.

схожие:

  1. Логический Позитивизм (третий Позитивизм) В 1925 г. на кафедре натуральной философии Венского университета, которую...
  2. Первый Позитивизм С помощью термина “позитивизм” в истории философии обозначай ют широкое...
  3. Позитивизм (лат. positivus – положительный) – (1) парадигмальная гносео-методологическая установка, согласно...

Позитивизм

(от лат. positivus – положительный) – одно из наиболее распространенных в России XIX-XX вв. направлений европейской философии. П. стал известен рус. мысли уже в 30-40-х гг. XIX в. в связи с опубликованием 6-томного “Курса позитивной философии” О. Конта (1830-1842). Почву для восприятия “Курса”, тяготевшего к универсализму, широкому охвату мн. проблем, от физики и математики до социологии и философии истории, подготовило более раннее увлечение рус. интеллигенции гегелевским энциклопедизмом. Одна из первых оценок П. принадлежит Белинскому, в 30-е гг. прошедшему через увлечение гегельянством. В письме к Боткину от 17.02.1847 г. он дал следующий отзыв о О. Конте: “Этот человек – замечательное явление, как реакция теологическому вмешательству в науку, и реакция энергическая, беспокойная и тревожная” (Полн. собр. соч. М., 1956. Т. 12. С. 329). Определенный интерес к П. проявляли петрашевцы, изучавшие соч. Конта: “Наследники сильно возбужденной умственной деятельности сороковых годов, они прямо из немецкой философии шли в фалангу Фурье, в последователи Конта” Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. Т. 10. С. 344). Петрашевец Майков был одним из первых слушателей домашних лекций Конта. Ряд суждений о П., его философии и социологии Майков высказал в работе “Общественные науки в России” (1845). Здесь он впервые в рус, литературе упомянул имя Конта и призвал к созданию “единой общественной науки”, способной возвыситься над фр. “безверием XVIII века” и “спекулятивным воображением” немцев. По его мнению, новая концепция знания должна синтезировать в одно целое промышленность, науку, искусство и религию как “формы общественной деятельности”. Во 2-й пол. XIX в. влияние П. достигает своего апогея, широкую известность приобретают труды Дж. Льюиса, Г. Спенсера, Дж. С. Милля, Э. Литтре, И. Тэна, Г. Т. Бокля и др. По определению В. С. Соловьева, влияние П. приобрело характер “идолопоклонства”. Антипозитивистская магистерская диссертация Соловьева “Кризис западной философии” была защищена в 1874 г. в Петербургском ун-те – цитадели российского П. В специальном приложении к ней, посвященном Конту, содержалось опровержение претензии П. “быть всеобщим мировоззрением”, тогда как он “сводится к известной системе частных эмпирических наук безо всякого универсального значения”. Защита стала важным академическим и общественным событием. Неофициальными оппонентами выступали известные сторонники П. – Де-Роберти и Лесевич. Специальную брошюру, направленную против диссертации, выпустил Кавелин (Априорная философия, или Положительная наука? (По поводу диссертации г. В. Соловьева). Спб., 1875). Одобрительные отзывы последовали от Страхова, Толстого, А. С. Суворина. Впоследствии Соловьев пересмотрел и дополнил свои ранние суждения о П. В докладе “Идея человечества у Августа Конта”, прочитанном 7.03.1898 г. по случаю 100-летней годовщины фр. философа, он дал высокую оценку его “положительной религии”. Интерес к П. проявляли и в светских, и в религиозно ориентированных философских кругах. Наряду с Чернышевским, Серно-Соловьевичем, Антоновичем, Шелгуновым, Лавровым, Ткачевым идеи П. использовались Данилевским, Гротом, Троицким и др. Критически отзывались о П. Юркевич, Гогоцкий, Новицкий, Кудрявцев-Платонов, Никанор (Бровкович). Представители духовно-академической философии, как правило, не видели принципиальных различий между П. и философским материализмом. Сторонники последнего, в свою очередь, критиковали П. за чрезмерный эмпиризм и социальный реформизм (Герцен, Огарев, Чернышевский, Писарев, М. А. Бакунин). Другие считали, что после освобождения П. от определенного налета теологизма и спекулятивности он сам по себе может выступать как разновидность реалистического миропонимания (Танеев, Филиппов, И. И. Мечников). Т. наз. “второй П.” связан в России с теоретической деятельностью Лесевича, Грота, Оболенского, Де-Роберти (ср. с деятельностью Ш. Ренувье, А. Пуанкаре во Франции; В. Ф. Оствальда и Й. Петцольда в Германии; Р. Авенариуса в Швейцарии, Э. Маха в Австрии). Эта фаза в развитии П. характеризуется тенденцией к синтезу различных направлений его: физического, физиологического, химического, правового, исторического и др. В оппозицию “второму П.” становились такие рус. ученые, как А. Г. Столетов, Н. А. Умов, к-рые наряду с М. А. Корню и Л. Больцманом отвергли отрицание Оствальдом и его рус. последователями (Н. Шишкин, А.Бачинский, А. Щукарев и др.) объективной реальности микромира. К концу XIX в. П. стал одним из ведущих направлений университетской и академической философии. На рус. язык был переведен главный труд Конта под названием “Курс положительной философии” (Т. 1-2. 1899-1900), изданы работы мн. представителей П. на Западе, а также его рус. последователей – Ковалевского, Петражицкого, Сорокина, Кареева и др. Идеи П. развивал Лесевич в своих многочисленных соч.: “Очерк развития идеи прогресса” (1868), “Позитивизм после Конта” (1869), “Новейшая литература позитивизма” (1870) и др. Понимая П. как “верхний этаж философского мироразумения”, Лесевич отождествлял науку и философию, используя термин “научная философия”. Как отметил Зеньковский, “по существу, философия у него растворяется в научном мировоззрении”. Предметом этой философии, считал Лесевич, становится “действительность в теснейшем смысле этого слова, т. е. та часть Вселенной или Космоса, которая в какой-либо мере может во времени и пространстве подлежать нашему наблюдению и опыту” (Собр. соч. М., 1915. Т. 1. С. 56). Испытав значительное влияние со стороны Лаврова и Михайловского, Лесевич разрабатывал проблематику субъективного метода в социологии. Идейно он был также близок к Вырубову, издававшему в Париже с 1867 г. совместно с Литтре журн. “Позитивная философия”. “Реалистическое” истолкование Лесевичем П. с кон. 70-х гг. сменяется постепенно “субъективистским”: “Опыт критического исследования основоначал позитивной философии” (1877), “Этюды и очерки” (1886), “Что такое научная философия” (1891). Уже после смерти Лесевича вышла его кн. “Эмпириокритицизм как единственно-научная точка зрения” (1909). В работе Ленина “Материализм и эмпириокритицизм” он был назван “первым и крупнейшим русским эмпириокритиком”. Позитивистско-народнические установки разделял также Оболенский, перу к-рого принадлежат работы. “Личность и прогресс” (1880), “Свобода воли” (1883), “Изложение и критика идей неомарксизма” (1899) и др. Их автор эволюционировал от увлечения “первым позитивизмом” до собственной философской системы, возникшей на основе критики взглядов Конта под влиянием Спенсера, Петцольда, Маха и Авенариуса. В ст. “Основные ошибки современного материализма и позитивизма” (Русское богатство. 1890. № 1-3) Оболенский высказал концепцию т. наз. “панфилософии” (“всефилософии”) – синтеза критической, научной и умозрительной философии, основанной на соединении “чистого опыта” и достоверно познаваемых “перемен” в природе и общественной жизни. Наряду с Лесевичем и Оболенским идею “чистого опыта”, идущую от Авенариуса, разрабатывал также физик Шишкин, истолковывавший физику и механику в духе витализма и “физиологического идеализма”. Одной из наиболее влиятельных и распространенных в России форм социологического П. стала психологическая школа (Петражицкий, Кареев, Хвостов, Сорокин и др.). Хвостов указывал, напр., что в “историческом процессе главную роль играет психическая сторона, как в отдельных личностях, так и во взаимодействии их” (Теория исторического процесса. 1910. С. 26). Сорокин утверждал, что социологическая теория неизбежно опирается на “психологическую точку зрения” (Основные проблемы социологии П. Л. Лаврова//П. Л. Лавров. Пг., 1922. С. 287). К психологической школе примыкали также психиатры и криминалисты (Д. А. Дриль, А. П. Лихачев, Е. Н. Тарнавский, В.Ф. Чиж, А. А. Токарский, Н. Н. Баженов и др.). Ее становлению способствовали идеи “психологии народов” (М. Лацарус, В. Вундт, Г. Штейнталь), основанные, в свою очередь, на положениях В. Гумбольдта и И. Ф. Гербарта, а также взглядах И. Тэна, Т. Рибо, Г. Зиммеля, Г. Тарда, Ч. Ломброзо и др. В развитии психологической школы в рус. П. большую роль сыграли труды П. Ф. Лилиенфельда, Михайловского, Каблица, Ковалевского, Грота – руководителя Московского психологического общества и редактора журн. “Вопросы философии и психологии”. Последний высказал мысль о необходимости перестройки всей социальной науки на психологическом основании. Философия, по Гроту, должна “стремиться примирить мысль и чувство, науку и религию” (О направлении и задачах моей философии. М., 1886. С. 14-15). Ковалевский, разрабатывавший историко-сравнительный метод и “генетическую теорию в социальных науках, опирался в основном на первых позитивистов, что не мешало ему искать контакты с марксизмом и дарвинизмом. Широкую известность в России и за рубежом получили его исследования по истории семьи и брака, культуре первобытного об-ва, социальной статистике и др. С психологической школой Ковалевского сближало подчеркивание огромного значения психического фактора, творческого потенциала личности в создании государства, права, религии, искусства (см.: Социология. Спб., 1910. Т. 2. С. 215). О широте распространения идей П. в России свидетельствует также их применение к области “философии техники”, своеобразной отрасли знания, разработанной Энгельмейером. В советское время П. стал едва ли не единственной разновидностью немарксистской философии, более или менее свободно распространявшейся в книгах, журналах, переводах с иностранных языков. Этому способствовала поначалу увлеченность П. ряда известных теоретиков большевизма (Луначарский, Богданов и др.). Философские дискуссии в 20-нач. 30-х гг. также в значительной степени проходили под воздействием духа П. (см. “Диалектики” и “механисты”).

схожие:

  1. Логический Позитивизм (третий Позитивизм) В 1925 г. на кафедре натуральной философии Венского университета, которую...
  2. Позитивизм (от лат. positivus – положительный). Термин “П.” впервые использовал К.А....
  3. Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – течение в философии, идущее...

Познание

— общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе к-рых возникают цели и мотивы человеческие действий. В истории классовых формаций, где существует противоположность между умственным и физическим трудом, где творческая, открывающая и созидающая новое деятельность социально противопоставлена деятельности исполнительской, рутинной, П. выступало, как правило, особой функцией тех, кто профессионально осуществлял тот или иной вид духовного производства (научную, эстетическую, этическую, религиозно-нравственную и др. виды деятельности). Поэтому теория П. разрабатывалась как теория особенной, собственно духовной деятельности, обособившейся от практики (Теория и практика), что порождало агностицизм и идеализм в понимании П. Диалектико-материалистическая теория П. рассматривает практическую деятельность как основание П. и критерий истинности знания. У истоков П. находится активное воздействие людей на природу, переработка вещества природы, производственное использование свойств вещей. Тот или иной способ практической деятельности есть одновременно и способ общения людей, хранящий и представляющий им во всеобщей форме предметы их деятельности. В трудовых процессах обработки камня, металлов и т. п. отражались и закреплялись существенные свойства этих объектов. Поэтому камень или металл представали перед человеком не просто в виде комбинации внешних, чувственно воспринимаемых качеств. Созерцая объект, человек как бы “накладывает” на него исторически сформировавшиеся навыки его переработки и использования, а тем самым этот объект предстает перед человеком и как цель его действия. Чувственный образ имеет в себе черты объективно всеобщего, отраженного навыками практической деятельности. В этом смысле Маркс писал, что “чувства непосредственно в своей практике стали теоретиками” (Т. 42. С. 120), и особо подчеркивал, что “.образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории” (там: же. С. 122). Живое созерцание объектив является, т. обр., моментом чувственно-практической деятельности. Оно осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление и т. п. Свойства, функции вещей, их объективное значение, закрепляясь в сигнально-речевой деятельности людей, становятся значением и смыслом слов, с помощью к-рых человек посредством абстрагирующей деятельности мышления создает свои представления о вещах, об их свойствах и проявлениях. Логическая деятельность мышления осуществляется в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение, индукция и дедукция, анализ и синтез и т. п., в создании идей, гипотез. Однако только тогда, когда общественно-производственная практика подтверждает совпадение идей, гипотез с действительностью, только тогда можно говорить об их истинности. Ленин писал: “От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности” (Т. 29. С. 152—153). Истины П. практически проверяются не только в каком-то одном изолированном, специально проводимом эксперименте (опыте). Вся общественно-производственная материальная деятельность, все бытие об-ва на протяжении всей его истории конкретизируют и углубляют, проверяют знания”. Будучи настолько определенной, чтобы отличить объективную истину от заблуждения, подтвердить истинность наших знаний, практика вместе с тем сама является развивающимся процессом, к-рый ограничен на каждом данном его этапе возможностями производства, его техническим уровнем и т. д. Это значит, что она также относительна, в силу чего ее развитие не дает истине превращаться в догму, в неизменный абсолют (Абсолютная и относительная истина). Революционное преобразование старого об-ва, практическое строительство нового — социалистического об-ва — возможны только при истинном П. объективных законов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.