Сделай Сам Свою Работу на 5

Всех, а именно основных факторов, оказывающих существенное влияние на развитие ситуа-





Ции, и отбрасывание тех факторов, которые существенного влияния оказать не могут.

Сегодня известны и используются несколько технологий установления основных

Влияющих факторов в результате анализа той или иной конкретной ситуации. Перечислим

некоторые из них:

􀂃 «Мозговая атака» («Мозговой штурм»);

􀂃 «Двухтуровое анкетирование»;

􀂃 «Многомерное шкалирование» и т.д.

ГЛАВА 5. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

ГЛАВА 5. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Сущность и принципы анализа управленческих решений

Процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ,

Синтез, эксперимент, моделирование. Активно-составляющим здесь выступает человече-

Ское мышление, которое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую спо-

Собность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы жи-

Вым аналитико-синтезирующим аппаратом.

Мышление в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозак-

Лючения. Мышление, а в данном случае и анализ, отражают общее, дифференцируют и



Группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущно-

Стью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение, через

Понятия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции

(суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суж-

Дения приводят к тому или иному умозаключению.

Анализ (от греч. – analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемо-

Го объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие

(мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единст-

Ве с понятием «синтез» (от греч. – sinthesis) соединение ранее расчлененных элементов

Изучаемого объекта в единое целое.

Анализ без синтеза невозможен. Умозаключение представляет собой индуктивно-

Дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и пред-

Ставлений.



Процесс мышления – процесс аналитико-синтетической деятельности человече-

Ского мозга, проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстрак-

Цию, формирование новых практических предложений и умозаключений.

Созерцание, или наблюдение, фактофиксация – начальный момент познания, на-

Чальный момент анализа. Созерцание – это отдание чести «его величеству господину фак-

Ту». Факты – это воздух аналитика, лица, принимающего решение. Множественность фак-

Тов – основа всех последующих этапов анализа – мышления. Созерцание, сбор требую-

Щихся фактов, определенных кирпичиков сущего служат базой для абстрактного обобще-

Ния на более высоком уровне. Здесь проявляется мудрость восточной поговорки: «Не вся-

Кий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем».

На стадии абстрактных обобщений возможна многовариантность теоретических

Суждений и умозаключений. Чем больше таких суждений, тем большая вероятность выбо-

Ра оптимального решения. Абстрактное мышление, основанное на объективных данных,

Прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл

Изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии.

Формирование новых практических предложений и умозаключений осуществляет-

Ся на основе результатов абстрактных обобщений путем восхождения от абстрактного к

Конкретному, привязки теоретических результатов к конкретной ситуации, разработки и

Обоснования конкретных организационно-технических и других мероприятий.



К основным принципам диалектики, на которых базируется анализ, можно отнести

следующие:

􀂃 системный подход;

􀂃 динамический подход;

􀂃 принцип проявления необходимости и случайности;

ГЛАВА 5. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

􀂃 принцип единства и борьбы противоположностей;

􀂃 принцип перехода количества в качество и качества в новое количество;

􀂃 принцип «отрицание отрицания», непрерывного отмирания систем (компонентов

Систем) и появления новых, более качественных.

Рассмотрим сущность этих принципов.

Сущность системного и динамического подходов была рассмотрена в предыдущей

Теме. Добавим, что движение – непреложная предпосылка развития природы, общества,

Человека и других систем. Особенность, необходимость и трудность анализа как раз и со-

Стоят в том, что все следует изучать не в статике, а в динамике, в причинно-следственных

Связях. Причина порождает следствие, а следствие вновь оборачивается причиной после-

Дующего события и так до бесконечности.

Проявление необходимости и случайности выражается в двух аспектах :

А) с точки зрения определенности событий, явлений, фактов, которые могут быть

либо зафиксированными, бесспорными или планируемыми, либо случайными, непредска-

зуемыми;

Б) с точки зрения степени определенности (неопределенности) причинно-след-

Ственных отношений, которые могут быть либо детерминированными, жесткими, либо

Стохастическими, вероятностными. Отсюда уравнения связи между факторами могут быть

Функциональными (жесткими, конкретными) и корреляционными (гибкими, вероятност-

Ными).

Принцип единства и борьбы противоположностей является одним из важней-

Ших в философии, объясняющий противоречивость исторического развития любой систе-

Мы. Например, любой экономической системе присущ криволинейный, зигзагообразный,

Поступательно-возвратный характер развития. Единство и борьба противоположностей,

Наличие антагонистических и неантагонистических противоречий всегда считались одним

Из мощнейших средств поступательного движения.

Особенно сближает диалектическое познание с экономическим анализом философ-

Ская проблема количества и качества. В основе этого принципа лежат в большей мере не

Непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность; не целостность, а

Расчлененность на составляющие, которые, впрочем, складываются и в целое. Для иссле-

Дования количества характерны счет и мера, зависимости между факторами в динамике.

Для исследования качества нужно изучить рынок, потребности, динамику изменения по-

Казателей качества. Диалектически переход количества в новое качество выражается в на-

Коплении (увеличении) первого (количества) для повышения второго (качества) по спира-

Ли развития. Например, в настоящее время наблюдается увеличение доли затрат на

Стратегический маркетинг и НИОКР с целью повышения качества товара и его конкурен-

Тоспособности. Новое качество ведет к снижению абсолютных и относительных затрат у

Потребителя, к снижению затрат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эф-

Фекта (качества). Познание проблемы количества и качества в конечном счете должно

Привести к экономии времени, то есть снижению суммы прошлого, живого и будущего

Труда на единицу полезного эффекта товаров. Ведущая роль в решении этой проблемы

Отводится анализу, прогнозированию и оптимизации.

С проблемой количества и качества связан принцип или диалектический закон «от-

Рицание отрицания». Во всех сферах происходит отрицание новым старого и создание

(рождение, формирование и т. д.) нового, более качественного, экономичного, конкурен-

тоспособного. Например, в промышленно развитых странах ежегодно закрывается 8-12%

Фирм, вместо них открываются новые, более рентабельные, прогрессивные. Продолжи-

Тельность освоения и серийного выпуска промышленной продукции под давлением кон-

ГЛАВА 5. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Куренции в последние годы резко сократилась. Постоянно идет процесс воспроизводства

Более конкурентоспособных объектов. Например, в США за последние 15 лет продолжи-

Тельность выпуска вычислительной техники сократилась в среднем в 7 раз и составляет

Около 12 месяцев. В России за последние 5 лет продолжительность выпуска продукции

Машиностроения сократилась примерно в 2 раза.

Кроме перечисленных принципов диалектики, являющихся основой анализа, сле-

дует выполнять специфические принципы анализа:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.