ГЛАВА 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если ор-
ганизация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на
социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерен-
табельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
3. Разделение труда.Если в частной жизни человек, принимая решение, как пра-
вило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда:
одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием ре-
шений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
4. Профессионализм.В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает
решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие реше-
ний – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий
профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обла-
дающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномо-
чиями самостоятельно принимать определённые решения.
Поэтому человек, чья работа связана с принятием управленческих решений, должен
научится правильно подходить к этим задачам, с одной стороны, не теряя из виду уникаль-
ность возникающих проблем, а с другой – не изобретая велосипед для их решения. Собст-
венно, для этого, теория менеджмента и выделяет процесс принятия управленческого реше-
ния как структурированный процесс с конкретным содержанием и механизмом.
Показатели качества и эффективности управленческих решений
Качество управленческого решения– это совокупность параметров решения,
удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечиваю-
щих реальность его реализации.
К параметрам качества управленческого решения относятся:
показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности проблемы. Если
Проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то пока-
Затель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количе-
ственно, показатель энтропии приближается к единице:
степень риска вложения инвестиций;
вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;
степень адекватности (или степень точности прогноза) теоретической модели
Фактическим данным, на основании которых она была разработана.
После предварительной регламентации параметров качества управленческого ре-
Шения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффектив-
Ность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы
Внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем ана-
Лизируются параметры проблемы («вход системы») и принимаются меры по их улучше-
Нию и повышению качества входящей информации.
После уточнения требований к принимаемому решению («выхода»), уточнения
Факторов «внешней среды», влияющих на качество и эффективность решения, отработки
Параметров проблемы («входа системы») следует смоделировать технологию принятия
Решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и при-
Ступить непосредственно к разработке решения. Если качество исходной информации для
Решения проблемы («входа») оценивается на «удовлетворительно», то при любом уровне
ГЛАВА 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Качества «процесса принятия решения» в системе качество принятого решения («выхода»)
Будет «удовлетворительным».
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности
управленческого решения относятся:
применение к разработке управленческого решения научных подходов менедж-
мента;
изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого
решения;
обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, харак-
Теризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» системы раз-
Работки решения (подробнее данный пункт рассмотрен в теме «Применение научных под-
ходов к разработке управленческих решений»);
применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования,
моделирования и экономического обоснования каждого решения;
структуризация проблемы и построение дерева целей;
обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
обеспечение многовариантности решений;
правовая обоснованность принимаемого решения;
автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и
реализации решений;
разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качест-
венного и эффективного решения;
наличие механизма реализации решения.
Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управ-
Ленческого решения довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного на-
Бора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих ре-
Шении по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуж-
Дает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения.
Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых
Условий повышения качества и эффективности решении на основе автоматизации систе-
Мы менеджмента.
Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, яв-
Ляется число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению информации
При подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, уве-
Личивает неповоротливость организации. Этот же фактор способствует запаздыванию ин-
Формации, которую получает субъект решения. Это и обуславливает постоянное стремле-
Ние сократить число ярусов управления (уровней) организации.
Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью управленческих решений, яв-
Ляется также проблема выполнения этих решений. До трети всех управленческих решений
Не достигают своих целей по причине невысокой исполнительской культуры. В нашей и
Зарубежных странах социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное
внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядо-
Вых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию
«фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.
ГЛАВА 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Основные факторы, влияющие на процесс
Принятия управленческих решений
Организации являются сложными объектами, а они, в свою очередь, частями еще
Более сложной целостности. Поскольку организованным действиям присущи сложности, а
Управленческие решения принимаются людьми и влияют на них, при принятии решений
Необходимо учитывать целый ряд разнообразных факторов. Далее рассмотрим некоторые
Важнейшие моменты, от которых непосредственно зависит, как принимаются решения и
Насколько эффективными они будут. Мы рассмотрим личностные оценки руководителя,
Уровень риска, время и изменяющееся окружение, информационные и поведенческие ог-
Раничения, отрицательные последствия и взаимозависимость решений.
Личностные оценки руководителя
Личностные оценки содержат субъективное ранжирование важности качества или
Блага. В отношении принятия решений оценки выступают в качестве компаса, указываю-
Щего человеку желательное направление, когда приходится выбирать между альтернати-
Вами действий. Важно подчеркнуть, что все управленческие решения, а не только связан-
Ные с вопросами социальной ответственности и этики построены на фундаменте чьей-то
Системы ценностей.
Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его дей-
Ствия и влияет на принимаемые решения. Например, вы можете считать неправильным
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|