Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и типы моделей. Основные этапы процесса построения модели.





Моделир-ие – это процесс разработки моделей, позволяющих принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно-следственной оценки альтернатив. Модель – это представление объекта исследования в некоторой форме, упрощающей понимание и разрешение проблем. Типы моделей: 1) физ-ая модель 2) аналоговая 3) матем-ая;*физ-ая модель – это увелич-ое или уменьшенное описание объекта исслед-ия, т.е. она выглядит как модел-ая целостность (н-р: миниатюрная модель автомобиля на заводе); *аналоговая модель – предст-ие исследуемого объекта в виде аналога (н-р: график завис-ти прибыли от объема произв-ва); *матем-ая (символьная) модель – использ-ие символов для опис-ия св-в и хар-ра объекта исслед-ия. Этапы процесса модел-ия: а)постановка задачи; б)построение; в) проверка на достов-ть; г)прим-ие модели; д)обновление модели. *Постановка задачи. Продукт-го аналитика отличает грамотно сформулир-ая задача. При этом необх-мо разгран-ть симптомы и причины (н-р: кондитерский цех (МП): симптомы - снижение выручки от реал-ии, жалобы на качество продукции. Причины - дефицит какого-то ингредиента (качественного), например, хорошего маргарина) *Построение. Во 1, главное – определить цель модели, выходная инфор-ия, разрешающая проблему. Во-2, опред-ть входную инфор-ию, удовлетв-ую данной цели модели, В-3, оценка расходов на модель. Слишком дорогая модель (чем сама проблема, задача) – неверно. В-4, восприятие пользователя модели. Н-р, моделирование бейсбольной игры. *Проверка модели на достоверность осущ-ся в след-их напр-ях: -проверка степени соотв-ия реал-ти (все не существенные переменные факторы предусмотрены в модели; -проверка степени полезности модели; -проверка на достов-ть при помощи прошлых сит-ий (2-3 года назад). *Прим-ие модели. Прим-ие модели на практике – проблематично, лишь 60 % моделей управления были применены на практике. В основном потому, что модели, разрабатываемые штабными специал-ми, не соглас-ся (без участия) с лин-ми рук-ми, что приводит к недопониманию и т.д. *Обновление модели происходит по след-им причинам: -изм-ие цели орган-ии, следов-но меняются и критерии модели; -измен-ие внешн. окружения (новые потребн-ти, конкур-ия.); -усовершен-ие, модификация модели.



 



Аналитический, статистический и матричный методы, метод математического программирования.

Аналит-ий метод основан на использ-ии в качестве модели математ-их или лог-их зависимостей в виде формул, графиков, таблиц. Реал-ми моделями для аналит-го метода ПРУР служат: треб-ия, предъявл-ые к УР, структура реш-ия, графики инициативно-целевой, программно-целевой и регламентной техн-ии, состав и последоват-ть вып-ия процедур при ПРУР, концептуальная модель компании, статьи уставных документов и договоров. Для данного метода эффект-ой является линейная схема организ-ых отн-ий. Професс-зм вып-ия задания определяется в основном квалификацией рук-ля, выбравшего модель, а професс-зм исполн-ля играет вторичную роль. Аналит-ий метод гарант-ет высокую эффект-ть УР и достиж-ие цели. Статист-ий метод предст-ет собой набор приемов для выбора и точного вып-ия правил и инструкций при ПРУР на основе статис-ой информации о прошлом удачном опыте. Професс-зм ПРУР определяется рук-ем или спец-ом, ответст-ым за выбор вар-та модели или всего набора меропр-ий. Стат-ий метод гарант-ет среднюю эффект-ть УР и достижение цели. Метод математ-го программ-ия является частным случаем аналит-их методов. Он предст-ет собой набор приемов для выбора и точного вып-ия рез-ов матем-их расчетов. Модель метода вкл-ет систему формул и правил расчетов для нахождения усл-ых экстремумов при анализе экон-их и упр-их процессов, которые могут быть описаны в виде системы уравн-ий. Сама процедура таких расчетов в матем-ке носит название математ-го програм-ия. Т. о, суть метода матем-го програм-ия закл-ся в том, чтобы свести анализируемые процессы в систему уравн-ий и найти наиболее приемлемое для всех урав-ий реш-ие. Работник, разрабат-ий реш-ия, вводит в компьютер набор сит-ий, подлежащих измен-ию в соотв-ии с целью, а также критерии. Компьютер на базе матем-их соотношений разраб-ет параметры, требуемые для ПРУР. Професс-зм ПРУР опред-ся рук-м или специал-ом, ответственным за выбор метода разработки УР. Метод матем-го программ-ия не гарант-ет эф-ть УР и достиж-ие цели. Матричный метод — это набор приемов для выбора и точного вып-ия договоренн-ей заинтерес-ых сторон при ПРУР. Метод реал-ет выбор соглас-го реш-ия из набора альт-ив на основе компромисса признаков (критериев), достигнутых заинтерес-ми сторонами, кот-ых может быть две, три и более, поэтому матрица признаков может быть двухмерной, трехмерной и т.д. Матричный метод отн-ся к субъект-ым методам ПРУР на основе договор-ей и убеждений. Договор-ти реал-ся через мех-зм компромисса. Он может быть достигнут тремя путями посредством: достиж-ия взаимных уступок (консенсуса); подавления потребностей и интересов одной из сторон; предварит-го учета приоритетов потребностей и интересов личности, общества, коллектива. Професс-зм ПРУР опред-ся рук-ем, формир-им условия компромисса. Матричный метод, в общем, гарант-ет эф-ть УР и достижение цели.



 

Активизирующие и эвристические методы.

К методам психол-ой активизации отн-ся: конференции идей, методы мозговой атаки, вопросов и ответов. Данные методы основаны на стимулир-ии и активизации сознания и подсознания чел-ка. Подсоз-ие — область неясных, не совсем осознанных мыслей, чувств и представ-ий. Сознание — это мышление, отражение действит-ти; психическая деят-ть, как отражение действит-ти. Подсозн-ое не явл-ся центром смысловой деят-ти, но оказ-ет влияние на течение смысловых процессов. Философская основа такого подхода была дана 3. Фрейдом. *Метод конференции идей основан на стимулир-ии процесса мышл-ия на уровне сознания. *В Европе и в США распростр-ен метод мозговой атаки, в основе кот-го лежит стимулир-ие мышления на уровне подсознания. Счит-ся, что подсоз-ие явл-ся неиссякаемым источ-ом челов-го духа, базой для интуиции и блестящих идей. *Метод вопросов и ответов основан на предвар-ом состав-ии набора вопросов, ответы на которые могут сформ-ть новый подход к реш-ию заданных проблем, в частности: •Можно ли получить тот же рез-т, не используя данный продукт? •Можно ли сделать что-либо для ускорения процесса? И т.д. *Теоретико-игровой метод опир-ся на большой интеллект-ый потенциал в виде програм-го и информ-го обесп-ия поддержки реш-ий. Теоретико-игровой метод гарантирует высокую эффект-ть УР и достиж-ие цели. Методы подкл-ия новых интеллек-ых источников основаны на приобщении чел-ка к коллект-му мышлению под надзором высококвалиф-го спец-та. К ним отн-ся: метод наставн-ва и работа с внешн. Консульт0ми. **Метод наставн-ва реал-ет сильный эффект сочетания высокого професс-зма и свежего взгляда на проблему с позиций стороннего наблюд-ля. Это стимул-ет мышление всех участников процесса ПРУР. **Работа с внешн. Консульт-ми в последние 5—10 лет получила широкое развитие. Консул-нт — это знаток передового опыта и методологии, спец-ст, накопивший навыки реш-ия на практике разнообразных управл-их задач. Важной особен-ью консультанта явл-ся то, что он имеет большую практику работы с разнообр-ми комп-ми, различ-ми рук-ми и специал-ми. Метод работы с внеш. консультантами раскрепощает специал-ов компании, дает им возмож-ть высказать давно назревшие реш-ия и получить независимые от рук-ва компании оценки. Метод подключения новых интеллект-ых источников гарант-ет высокую эффект-ть УР и достижение цели. *Эврист-ий метод основан на логике, здравом смысле и опыте, при кот-ых выявл-ся новая существенная информ-ия. Метод использ-ся при текущей недост-ти или отсут-ии условий для использования формализ-ых методов ПРУР. Он практически целиком относится к искусству в упр-ой деят-ти. Эврист-ий метод гарант-ет высокую эффект-ть УР и достижение цели.

 

Экспертные методы.

Эксперт-это спец-ст или искусс-интеллек-ая система, дающие колич-ую или порядковую оценку процессов или явл-ий, не поддающихся непосредст-му изм-ию. Классиф-ия экспертов: Независ-ые эксперты никаким образом не связаны с бизнесом комп-ии и не имеют личных связей с ее рук-ми. Зависимые эксперты ощущают на себе явное или неявное влияние от рез-та экспертной оценки. Лично заинтерес-ые эксперты связаны с предметом экспертизы прямо или косвенно. Эксперты-диссиденты — это специал-ты, оценки которых резко отлич-ся от основной массы экспертов. Эксперты-антагонисты — это спец-ты, которые в рамках одной комиссии по одному и тому же вопросу имеют противоположные мнения. Методы проведения экспертизы весьма разнообразны. Остановимся только на трех из них: 1)метод большинства – основыв-ся на мнении простого или подавл-го больш-ва экспертов, участвующих в составе комиссии; 2)метод средней оценки – заключ-ся в усреднении оценок всех экспертов по какому-либо правилу(средневзвешенному,среднеарифметическому, среднеквадратичному и др.); 3)метод Дельфи, который реализ-ся след-им образом: •приглашают 5—12 экспертов, кот-ые не знакомы друг с другом; •каждому эксперту дается предмет оценки (процесс или явление); •письм-ые мнения экспертов разделяют на две части по близости рез-та оценки; •оценки и аргум-ия меньш-ва экспертной комиссии передаются больш-ву для анализа; •если больш-во экспертов соглаш-ся с аргументацией и оценками меньш-ва, то процесс экспертизы заканч-ся. В случае когда больш-во не согласно с оценками и аргументацией меньш-ва, процесс экспертизы продолж-ся; •оценки и аргументация больш-ва экспертов передаются меньш-ву для анализа; •этот процесс согласований продолж-ся либо до полного согласия, либо до категорического противостояния; •в случае согласия процесс экспертизы заканч-ся, а в случае противостояния орган-ор экспертизы доводит до сведения рук-ля разные рез-ты экспертизы. Рук-ль может на свою ответств-ть принять тот или иной рез-т экспертизы. Экспертные методы отн-ся к субъект-ым методам. Осн-ое усл-ие примен-ия экспертных методов — отсутствие приемлемых для применения и точных в оценке методов при ПРУР. Экспертные методы испол-ся преимущ-но в соц-ой и биолог-ой системах, н-р, при консилиумах, на конкурсах, дегустациях и т.п. Сущ-ют 3 основных направ-ия экспертных методов: метод простой ранжировки (метод предпочтения), метод оценочных сравнений и метод задания весовых коэффиц-ов. Экспертный метод не гарант-ет высокой эффект-ти УР и достижения цели.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.