Сделай Сам Свою Работу на 5

Примеры игр, формирующих у детей





Умения воспроизводить высказывания

Различных интонационных типов

Отработка интонации законченного повествования

А. Отработка ИК-1 в завершенных повествовательных высказываниях.

«Слушай и повторяй».Логопед предлагает детям повто­рять предложения с понижением голоса в конце (в интонаци­онном центре). Произнесение сопровождается соответст­вующим движением руки вниз.

Дом. Это дом. Мой дом. Мама. Моя мама. Это моя мама.


Мыло. Вот мыло. Мама мыла Милу. Мы гуляем. На улице тепло. Осень. Наступила осень. Падают листья. Это листопад.

«Мир вокруг».Детям предлагается назвать предметы, которые они видят, употребляя слова вот и это.

Вот стол. Это стол.

«Выучи наизусть».Дети должны выучить стихотворение и рассказать его, понизив тон в интонационном центре за­вершенного повествовательного высказывания. Параллельно отрабатывается навык расстановки логического ударения.

Широка и глубока

Под мостом текла река.

Под корягой,

Под мостом

Жил в реке усатый сом.

Он лежал на дне часами

Шевелил во сне

Усами.

А на берегу реки

Жили-были рыбаки.

В дождь и в солнечные дни



Сети ставили они.

С. Михалков

Б. Отработка ИК-2 в повествовательных высказываниях со значением уточнения, логического выделения.

«Повтори».Логопед предлагает детям повторять повест­вовательные высказывания с интонационным центром в не­конечной позиции. Понижение тона в интонационном центре сопровождается соответствующим движением руки.

Мама пришла. Мила ушла. Моя кукла. Вот так надо делать. Мила дала куклу.

Моя кукла. Я взял кубик.


«Уточни».Детям предлагается произнести предложение в соответствии с пояснениями, выделяя силой и высотой го­лоса слово, на которое падает логическое ударение.

Я взял кубики (а не кто-нибудь другой).

Я принес машинку (а не забыл ее).

Маша приехала сегодня (а не Таня).

Маша приехала сегодня (а не прилетела самолетом).

Мы вчера ходили в театр (а не сегодня).

Мы вчера ходили в театр (в не кто-либо другой).

В. Отработка ИК-3 в повествовательных высказываниях при перечислении.

«Запомни, повтори».Дети должны повторять предложе­ния, выделяя подъемом голоса перечисляемые предметы.



Пришли мама, папа и бабушка. Мы играем в кубики, лото и фанты. Маша принесла конфеты, печенье и торт. На улице дождливо, ветрено и пасмурно. На столе лежат бумага, ручки и карандаши.

«Расскажи сказку».Логопед предлагает детям рассказать отрывок из сказки «Репка», вьщеляя повышением голоса пере­числяемых героев. Произнесение текста сопровождается соот­ветствующим движением руки в интонационных центрах.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

Тянут-потянут, вытянуть не могут. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку -Тянут-потянут, вытянули репку.


130

Отработка воспроизведения вопросительной интонации

Общий вопрос

«Слушай и повторяй».Логопед предлагает детям повто­рять слова и предложения, резко повышая высоту голоса в интонационном центре:

а) отработка резкого повышения тона в слогах (СГ: ма,
да, но, по, то;
ГС: ам, ум, ун, он; ССГ: мне, мну, пла, пра,
кто, кры;
СГС: дом, кот, руш, нос; ССГС: смот, слон, стон);

б) отработка резкого повышения тона в словах (одно­
сложные слова: мой? твой? сам?; двухсложные слова: кош­
ка? пришла? пойдем?;
многосложные слова: весело? хоро­
ший? хорошо? Машенька? побегаем? прилетит? понрави­
лась?
и т. п.);

в) отработка резкого повышения тона в словосочетаниях
и предложениях {мой дом? твоя кукла? Лена пошла домой?
Ты пойдешь в детский сад?).

«Задай вопрос».Дети разбиваются на пары, задают друг другу вопросы (по сюжетным картинкам) и отвечают на них. При составлении вопросительных предложений используется графическая опорная модель, произнесение сопровождается движением руки вверх в интонационном центре высказывания.



Девочка рисует?

Кошка спит?

Мальчики играют в футбол?

Дети поливают цветы?

«Волшебники».Дети слушают повествовательное пред­ложение и «превращают» его в вопрос. В качестве опоры де­монстрируется графическая модель общего вопроса, мелоди­ческие изменения на протяжении высказывания сопровожда­ются соответствующим движением руки.

Дети разговаривают. Дети разговаривают? Мама любит цветы. Мама любит цветы? Саша принес кубики. Саша принес кубики? Девочка рисует семью. Девочка рисует семью?


131

«Журналист».Логопед рассказывает детям о профессии журналиста. Затем предлагает поиграть, представить себя журналистами. Дети должны задать как можно больше во­просов по сюжетной картине или по предметным картинкам на заданную лексическую тему.

«Задай вопрос-2».Логопед предлагает детям задать во­прос собеседнику:

— он собирается идти на прогулку или смотреть мульт­фильм;

— за ним придет мама или папа;

— он поедет в зоопарк или в музей;

— на улице тепло или холодно.

«Федул». Игра-драматизация, проводится в парах. Один ребенок задает вопросы, другой от имени Федула отвечает. Затем дети меняются ролями. Кроме отработки интонации общего вопроса, закрепляются навыки воспроизведения вы­сказываний жалобным, насмешливым, недоверчивым, радо­стным основным тоном.

— Федул, что губы надул? (насмешливым тоном)

— Кафтан порвался, (жалобным тоном)

— Велика ли дыра? (насмешливым тоном)

— Один ворот остался, (жалобным тоном)

— Ты пирог съел? (недоверчивым тоном)

— Нет, не я.

— А вкусный он был? (хитрым тоном)

— Очень! (радостным, довольным тоном)

Специальный вопрос

«Слушай и повторяй».Детям предлагается повторять предложения, повышая голос в интонационном центре инто­национной модели специального вопроса.

а) отработка повышения тона на ударном гласном при произношении вопросительных слов (Кто? Что? Как? Чем? Зачем? Когда? Сколько? Какой? Какая?).


132

б) отработка интонации специального вопроса с интона­
ционным центром в начале предложения (Кто ушел? Как зо­
вут? Сколько ждать? Чем играть? Какой сегодня день? Ко­
гда пойдем гулять?);

в) отработка интонации специального вопроса с интона­
ционным центром в середине, в конце высказывания (Тебе
сколько лет? У тебя какое задание? Это как? Это кто?).

«Почемучки».Детям нужно придумать как можно боль­ше вопросов, содержащих вопросительные слова. Произно­шение специальных вопросов осуществляется с опорой на графическую модель, сопровождается соответствующим движением руки вверх в интонационном центре.

«Кто больше?»Логопед раздает детям, умеющим читать, карточки, на которых напечатаны разные вопросительные слова (кто, что, как, почему, сколько, зачем и т. п.) и предла­гает составить как можно больше вопросительных предложе­ний с этими словами (на материале различных лексических тем; по предметным или сюжетным картинкам).

«Заяц».Игра-драматизация проводится в парах. Логопед предлагает одному ребенку изображать зайца, другому — его собеседника (мышку, лису, ворону и т. п.). Ребенок от лица Зайца произносит предложения с повествовательной интона­цией, а его собеседник — с вопросительной. Затем дети ме­няются ролями.

Заяц белый, Куда бегал? —В лес дубовый. —Что там делал? —Лыко драл. —Куда клал? —Под колоду. —Кто украл? —Родион. —Выйди вон!


133

Развитие навыков употребления логического ударения

Упражнение 1.Отработка навыков расстановки логиче­ского ударения:

A. Сопряженное с логопедом проговаривание сначала во­
проса с заданным местоположением логического ударения,
затем возможных подходящих по смыслу вариантов ответа:

Мама купила яблоки? — Да, мама купила яблоки.— Нет, мама купила груши.

Мама купилаяблоки? — Да, мама купила яблоки. — Нет, маму угостили яблоками.

Б. Составление вопроса по инструкции логопеда, содер­жащей образец мелодического оформления высказывания с заданным местоположением логического ударения:

Спроси Катю: Сашапришел? Спроси Наташу: она пойдет играть?

B. Самостоятельное составление вопроса по инструкции,
не содержащий образец заданной интонационной структуры:

Узнай у Кати, пойдемли мы в театр. Спроси Сашу, любит ли он рисовать.

При выполнении этих заданий не используются нагляд­ные опорные модели и схемы, так как целью упражнений яв­ляется не механическое научение акцентуации, а развитие умения выделять важные по смыслу части высказывания в зависимости от коммуникативной задачи.

Упражнение 2.Детям предлагается произнести послови­цу с повествовательной интонацией, последовательно пере­мещая логическое ударение на каждое слово. Логопед обра­щает внимание детей на связь акцентуации слова со смыслом пословицы. Затем дети упражняются в преобразовании пове­ствовательных высказываний в вопросительные.

Дело мастера боится. (?) Друзья познаются в беде. (?)


134

Копейка рубль бережет. (?)

Из песни слова не выкинешь, (?)

Утро вечера мудренее. (?)

Отработка интонации восклицательного высказывания

(ИК-5)

«Слушай и повторяй». Дети должны повторять сопря­женно с логопедом, отраженно и самостоятельно восклица­тельные высказывания на постепенно усложняющемся рече­вом материале. Движение тона в восклицательном высказы­вании сопровождается соответствующим движением руки с опорой на графическую опорную модель:

а) отработка восклицательной интонации на материале
междометий: Ах! Ох! Эх! Ух!;

б) отработка повышения силы и высоты голоса на удар­
ных гласных в словах и словосочетаниях: Мой! Дай! Весело!
Праздник! Больно! Оса! Мой дом! Укусила оса;

в) отработка воспроизведения ИК-5 на материале пред­
ложений: Это мой дом! Гости пришли! Летит оса! Саше
больно! Я люблю праздники!;

г) выразительное чтение потешек, стихотворений, содер­
жащих восклицательные высказывания:

Скворец туда!

Скворец сюда!

Вода! Вода!

Беда!

Кругом — вода!

С. Михалков

Отработка ИК-5 в эмоционально-оценочных конструкциях

«Слушай и повторяй». Детям предлагается повторять восклицательные предложения, передавая с помощью основ­ного тона положительную или негативную оценку содержа­ния высказывания. В качестве опоры используются сюжет­ные картинки, графические опорные модели интонационного


рисунка; высказывания сопровождаются движением руки вверх в интонационных центрах:

а) положительная оценка: Лето наступило! Солнце све­
тит! Какая погода! Сколько цветов! Чудесные подарки! Как
радуют твои успехи! Какие умные дети! Как хорошо уметь
читать!

б) негативная оценка: Опять дождь! Какая плохая пого­
да! Игрушки сломаны!

«Похвали».Логопед предлагает детям преобразовать по­вествовательное высказывание в восклицательное со значе­нием положительной оценки.

Я очень рад. Мама пришла. Маше подарили куклу. Кукла красивая. Вкусные конфеты.

«Мы сердимся».Логопед предлагает детям преобразо­вать повествовательное высказывание в восклицательное со значением негативной оценки.

Грузовик сломался. Кубики пропали. Мама не пришла.

Отработка ИК-5 в восклицательных высказываниях со значением неудовольствия

«Недовольный-1».Дети слушают сообщение о чем-либо и в ответ составляют предложения, выражающие эмоции не­одобрительного отношения:

А. Саша сломал машинку.

— Ох уж этот Саша! Все время все ломает!

Б. Маши еще нет, а нам пора ехать в музей.

— Ох уж эта Маша! Всегда она опаздывает!
«Недовольный-2».Ребенок должен представить ситуа­
цию и сказать, что он недоволен тем, что:

— завтра мы не пойдем в кукольный театр;

— что на улице опять сильный мороз;

— что потерялась любимая книга;

— что дети разбросали игрушки.


Отработка ИК-5 в высказываниях со значением удивления

«Слушай и повторяй».Логопед предлагает повторять восклицательные высказывания с интонацией удивления (со­пряженно, затем отраженно и самостоятельно).

Вот это машина! Вот это игра! Вот это платье! Вот это кукла! Вот это слон! Вот это спектакль! Вот это дру­зья!

«Удивительные вещи».Дети должны представить себе какое-либо удивительное событие. Например, логопед рас­сказывает: «Представьте, что вы пришли в зоопарк. И вдруг вы видите мышь такого размера, как слон». Дети должны со­ставить восклицательное предложение со значением удивле­ния. Например: Вот это мышка! Вот так мышь! И т. п.

«Удивись».Логопед предлагает преобразовать повество­вательные предложения в восклицательные со значением удивления.

Вот это рыба. Вот это рыба! Вот это робот. Вот это робот! Вот это рисунок. Вот это рисунок!

«Шутки-сценки».Дети делятся на две группы, одни го­ворят тихо: «Тише, мыши, кот на крыше!», другие отвечают: «А котята еще выше!». Затем дети, громко восклицая, обра­щаются к ребенку, изображающему спящего кота: «Лежебо­ка, рыжий кот! Отлежал себе живот!» «Кот» просыпается, «ловит» детей, один из которых становится водящим. Затем игра продолжается.

«Выучи наизусть».Дети учат наизусть и выразительно рассказывают сопряженно с логопедом, отраженно, затем са­мостоятельно потешки и стихотворения, содержащие выска­зывания различных коммуникативных типов, параллельно за­крепляя навык постановки логического ударения.


137

Ходит Леночка, вздыхая. Чтос тобою?

Я плохая!

Я ногой толкнула кошку. На полбросила картошку.Кашу манную не ела.Быть хорошей надоело!

3. Александрова

Яв лесу кричу «ау-у!». Отвечает кто-то:«у-у-у!». Я ещекричу: «чего-о!», А мне слышится:«его-о!». Ктоже это среди дня Дразнитиздали меня?

Ктовидел у нас

В магазине Андрюшку?

Он самую лучшуювыбрал игрушку —

Он выбрал ружье,

И сказалпродавец:

—Ты будешь охотником.

Ты молодец!

Прибежал Петухв аптеку:

Здравствуй,Миша! Кукареку!

Чтовам, Петя-Петушок!

—Мне бы новый гребешок!

«А что у вас».Дети по ролям рассказывают отрывок из стихотворения С. Михалкова, меняя повествовательную ин­тонацию на вопросительную.

— А у меня в кармане гвоздь.

— А у вас?

— А у нас сегодня гость.

— А у вас?

— А у нас на кухне газ.

— А у вас?


138

— Ay нас водопровод.

— Вот.

«Перескажи».Логопед показывает детям сюжетную кар­тину «Весенние забавы», читает текст с соответствующей ин­тонацией. Затем предлагает составить пересказ, содержащий высказывания различных интонационных типов.

Саша и Маша гуляли в парке. Была весна. Ярко светило солнце, пели птицы. «Покатаемся на каруселях?», — спросил Саша. «С удовольствием! Я так люблю кататься!», — ответила Маша. Ребята с ветерком прокатились на каруселях, а потом от­правились за мороженым. Какой был чудесный весенний день!

«Составь предложение».Логопед предлагает детям са­мостоятельно составить предложения различных интонаци­онных типов. Для этого он показывает карточку с изображе­нием точки, вопроса или восклицательного знака, ребенок должен придумать высказывание заданного типа.

Гости пришли. Гости пришли? Гости пришли! Наступила осень. Наступила осень? Наступила осень!

Примеры игр, развивающих воспроизведение речевого тембра

«Телефон».Логопед предлагает детям поговорить по те­лефону, сыграв роли различных сказочных персонажей: лисы, зайца и медведя. Содержанием разговора являются отрывки и отдельные фразы из одноименного произведения К. Чуков­ского. Задача детей — передать особенности разговорной ре­чи литературного героя так, чтобы слушатели смогли дога­даться, кто говорит «по телефону» — заяц, лиса или медведь.

«Колобок».Ребенок произносит одну и ту же фразу из сказки «Колобок» («Катится-катится Колобок, а навстречу ему...») так, чтобы по тембровой окраске голоса слушатели могли догадаться, с кем из персонажей сказки сейчас по­встречался Колобок.


«Кто это?»Дети выучивают загадки. Затем каждый ребе­нок рассказывает загадку так, чтобы передать при помощи изменений тембровой окраски голоса особенности внешнего вида, поведения животного, о котором говорится в загадке.

Кто мне спать не дает, «Кукареку» поет? У кого гребешок? Это наш... (петушок).

Кто усат, полосат, Кто мурлыкать нам рад? Кто на солнышке спит, Как калачик лежит? Кто «мур-мур» все поет? Это Васенька... (кот).

С рожками, с бородкой, Хвост совсем короткий Забодает, если зол. Кто же это? (козел)

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса. Кто же это? (лиса)

Хищный клык, Страшный рык Слышат звери, обомлев, Кто же этот хищник? (лев)

Защищая улей, Налетает пулей, Жало — игла! Кто же это? (пчела)


140

«Конкурс пародистов».Логопед объясняет детям значе­ние слова «пародист». Затем предлагает произнести фразы, подражая тембру голоса литературного героя.

1. Баба-Яга: «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, молодец?» (Тембр: старческий, хриплый, зловещий).

2. Царевна-лебедь: «Здравствуй, князь ты мой прекрас­ный. Что ты тих, как день ненастный?» (Тембр: нежный, при­ятный, высокий).

3. Кот Матроскин: «Корову заведем, молоко пить будем». (Тембр: ласковый, нежный, мурлыкающий).

4. Галчонок Хватайка: «Кто там? Кто там?» (Тембр: рез­кий, отрывистый).

5. Черепаха:

«Я на солнышке лежу, Я на солнышко гляжу, Все лежу и лежу И на солнышко гляжу». (Тембр: грудной, важный).

6. Львенок:

«Я на солнышке сижу, Я на солнышко гляжу...» (Тембр: задорный, звонкий).

«Изобрази голосом».Дети произносят звукоподражания, стараясь передать изменениями тембра голоса реальные зву­ки живой и неживой природы.

мяукает чирикает фыркает тикает

мурлычет квакает жужжит скрипит

каркает крякает шипит стучит

кукует хрюкает трещит булькает

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.