Контроль конечного уровня знаний
Интеграция учебной темы
Место проведения: кафедра медицинской биологии, генетики и экологии.
Время: 180 минут
Оснащение занятия: учебная комната, оснащенная посадочными местами, доской, мелом, микроскопами, проектором, сайдами
Истоки: биология, плоские черви
Выход: паразитология
Граф логическая структура учебной темы
Без промежуточного хозяина
|
Таблица учебных элементов темы
NN
п/п
|
Название учебного элемента
| Уровни усвоения
|
Уровень новизны
|
Исходный
|
Конечный
|
| Круглые черви
|
|
|
|
| Классификация геогельминтов
|
|
|
|
| Аскарида собачья
|
|
|
|
| Аскарида человеческая
|
|
|
|
| Острица
|
|
|
|
| Власоглав
|
|
|
|
| Анкилостома
|
|
|
|
| Угрица кишечная
|
|
|
|
| Классификация биогельминтов
|
|
|
|
| Трихинелла
|
|
|
|
| Ришта
|
|
|
|
| Дирофилярия
|
|
|
|
| Филярия
|
|
|
|
| Вухерерия
|
|
|
|
| Бругия
|
|
|
|
| Онхоцерка
|
|
|
|
| Пищеварительная система
|
|
|
|
| Выделительная система
|
|
|
|
| Нервная система
|
|
|
|
| Половая система
|
|
|
|
| Развитие без промежуточного хозяина
|
|
|
|
| Развитие с промежуточным хозяином
|
|
|
|
| Заболевание Аскаридоз
|
|
|
|
| Заболевание Токсокароз
|
|
|
|
| Заболевание Энтеробиоз
|
|
|
|
| Заболевание Трихинеллез
|
|
|
|
| Заболевание Дракункулёз
|
|
|
|
| Заболевание Стронгилоидоз
|
|
|
|
| Заболевание Трихоцефалез
|
|
|
|
| Заболевание Онхоцеркоз
|
|
|
|
| Заболевание Анкилостомидоз
|
|
|
|
| Заболевание Некатороз
|
|
|
|
| Заболевание Филяриоз
|
|
|
|
| Заболевание Бругиоз
|
|
|
|
| Заболевание Дирофиляриоз
|
|
|
|
| Заболевание Вухерериоз
|
|
|
|
| Общественная профилактика заболеваний
|
|
|
|
| Личная профилактика заболеваний
|
|
|
|
План занятия
N
п/п
| Наименование этапа
| Описание этапа
| Цель этапа (педагогическая)
| Время
|
| Организационный этап
| Приветствие со студентами, проверка присутствующих, внешнего вида студентов, сообщение темы занятия и её цель, актуальность
| Переключение внимания, мотивация студентов на работу, на занятие.
| 5 минут
|
| Контроль исходного уровня знаний
| Педагогическое разъяснение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию, устный опрос по данной теме.
| Выявление исходного уровня знаний, детализированное разъяснение материала вызвавшего затруднение у студентов.
| 20 минут
|
| Обучающий этап
| Педагогический рассказ, показ микропрепаратов, показ слайдов на проекторе
| Ориентировочная основа действий
| 25 минут
|
| Самостоятельная работа студентов на занятии
| Индивидуальная работа студентов с микропрепаратами, заполнение протоколов, копирование изображений слайдов в альбоме, решение ситуационной задачи.
| Формирование умений и знаний определять виды и стадии развития круглых червей
| 100 минут
|
| Контроль конечного уровня знаний
| Решение ситуационной задачи, заполнение протокола
| Выявление уровня достижения целей знания
| 20 минут
|
| Заключительный этап
| Подведение итогов данной темы, оглашение домашней работы на следующее занятие
| Мотивация на самоподготовку
| 10 минут
|
Материалы исходного контроля.
Вопросы:
Особенности класса круглые черви?
Эталон ответа: У круглых червей развивается первичная полость тела, заполненная жидкостью и выполняющая роль гидроскелета. В первичной полости (протоцеле) помещаются все внутренние органы. Пищеварительная система имеет более сложное строение (развивается задняя кишка и заднепроходное отверстие — так называемая порошица) и выполняет моторную и железистую функции. Нервная система также более прогрессивного строения. В передней части тела имеется окологлоточное нервное кольцо, от которого отходят нервные стволы, соединенные комиссурами. Кроме того, для представителей этого типа характерно отсутствие кольцевой мускулатуры и мезенхимной ткани, постоянство клеточного состава, отсутствие способности восстанавливать (регенерировать) утраченные части тела. Раздельнополость с выраженным половым диморфизмом.
Жизненный цикл острицы?
Эталон ответа:Жизненный цикл остриц протекает очень быстро. Откладываемые самкой яйца содержат зародыш, который в течение 4—6 часов превращается в личинку. Во внешней среде яйца остаются жизнеспособными около трех недель. Человек заражается, проглатывая яйца. Личинки вылупляются в тонком кишечнике, а оттуда мигрируют в начальные отделы толстой кишки. Половой зрелости черви достигают уже через 12— 14 дней. После оплодотворения самки начинают производить яйца, но не выделяют их наружу, а накапливают их в своем теле. При этом паразиты постепенно спускаются в прямую кишку. Главная неприятность, испытываемая человеком от присутствия в его организме остриц, определяется не столько расстройствами пищеварительного тракта, сколько особенностями поведения самок, откладывающих яйца. Спустившиеся в прямую кишку самки по ночам выходят наружу через анальное отверстие и на кожу вокруг него откладывают яйца. Одна самка может отложить от 5 до 20 тысяч яиц. После этого самка погибает. Общая продолжительность жизни червей в кишечнике не превышает одного месяца.
Рекомендация по профилактике аскаридоза?
Эталон ответа:Комплекс профилактических мероприятий при аскаридозе направлен на выявление и лечение инвазированных, охрану почвы от фекальных загрязнений, проведение санитарно-воспитательной работы среди населения. Важное значение имеет санитарная пропаганда, разъясняющая людям недопустимость использования фекалий в качестве удобрений, необходимость соблюдения правил личной профилактики: мытье рук перед едой, употребление в пищу только хорошо вымытых фруктов, ягод, овощей, которые не подвергаются термической обработке
Общее строение власоглава?
Эталон ответа:Передний конец утончен, напоминает нить или волос и составляет 2/3 от длины тела. Задний конец тела утолщен, в нем размещается кишечник, а у самки — и матка. Тонкий конец власоглава проникает в толщу слизистой оболочки стенки кишечника, а задний выступает в просвет кишки. Яйца желтовато-коричневого цвета, по форме напоминают лимон или бочонок с бесцветными прозрачными пробками на полюсах. Оболочка гладкая, толстая, многослойная. Содержимое яйца мелкозернистое.
Контроль исходного уровня знаний
Тест
1. Укажите меры профилактики при анкилостомидозах:
а) мытьё овощей, фруктов;
б) употребление мяса, прошедшего ветеринарно-санитарный контроль;
в) благоустройство туалетов;
г) ходить по земле в обуви;
д) борьба с переносчиками;
е) не лежать на земле.
2. Назовите, какие из названных нематод питаются кровью:
а) Ascaris lumbricoides;
б) Enterobius vermicularis;
в) Necator americanus;
г) Trichocephalus trichiurus;
д) Trichinella spiralis;
е) Strongyloides stercoralis;
ж) Dracunculus medinensis.
3. Выберите, какие системы органов имеют круглые черви:
а) выделительная;
б) нервная;
в) половая;
г) пищеварительная;
д) дыхательная;
е) кровеносная;
ж) мышечная.
4. При обследовании больного в фекалиях обнаружены яица. Какой гельминтоз у больного?
а) Аскаридоз;
б) Трихоцефалез;
в) Анкилостомоз;
г) Стронгилоидоз.
5. Назовите отличительные признаки рабдитной и филяриевидной личинок.
1.Рабдитная а) пищевод с бльбусом;
2.Филяриевидная б) инвазионная;
в)цилиндрический пищевод;
г)отслоенная кутикула;
д)не инвазионная;
е)питается;
ж)размеры 0,25 мм;
з)не питается;
и) размеры 0,6-0,7 мм.
Эталон решения теста: 1) а,в,г,е; 2) в,г; 3)а,б,в,г,ж; 4) а,б,в; 5) 1-а,д,е; 2-б,в,г,з;
Ситуационная задача
Мужчина, 35 лет, жалуется на боли в области слепой кишки, запоры, поносы, тошноту. При обследовании крови установлена эозинофилия. В пробе кала обнаружены яйца лимонообразной формы, с крышечкой на полюсах, оболочка гладкая, толстая, яйца какого гельминта обнаружены у больного? Можно ли заразиться гельминтозом от этого больного при непосредственном контакте? Объясните.
Эталон решения задачи:
1. Объект исследоваия – больной человек.
2. Диагностический материал – мазок фекалий больного.
3. Способ диагностики – копроскопический исследования.
4. Анализ микропрепарата свидетельствует о том, что совокупность морфологических признаков яйца, позволяет отнести данного паразита к классу собственно круглые черви, виду Trichocephalus trichiurus.
5. Заболеванием трихоцефалез при непосредственном контакте от больного заразиться нельзя, так как для созревания личинки в яйце должна пройти длительная кислородная стадия.
Контроль конечного уровня знаний
Ситуационная задача
На прием к врачу обратился пациент с характерными узлами, локализованными под кожей, размерами от горошины до голубиного яйца. Узлы локализованы в подмышечных впадинах, около коленного и тазобедренного суставов. Из анамнеза удалось установить, что мужчина длительное время проживал в одной из стран Африки. При проведении иссечения и гистологическом исследовании одного из узлов был выделен паразит, нитевидной формы, беловатого цвета, пол – самка, размерами 45 см. Каков ваш предположительный диагноз? Поставьте окончательный диагноз и обоснуйте его по результатам лабораторного исследования. Каковы пути заражения? Каким хозяином является человек для данного гельминта? Какие рекомендации следует дать по личной профилактике?
Эталон решения задачи:
1. Объект исследования – человек.
2. Диагностический материал – содержимое пунктата узла на коже.
3. Способ диагностики – гистологическое исследование кожного узла.
4. Анализ препарата свидетельствует о том, что совокупность морфологических признаков гельминта позволяет отнести данного паразита к классу Собственно круглые черви, виду Onchocerca volvulus.
5. Онхоцеркозом можно заразиться при укусе мошками рода Simulium.
6. Человек для данного гельминта является окончательным хозяином.
7. В качестве профилактики следует рекомендовать защиту от укусов кровососущих насекомых различными репеллентами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|