Воображение и творчество.
Характеристика воображения. Воображение в деятельности сестринского персонала.
Воображение — способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Представления воображения бывают четырех видов:
– представления того, что существует в действительности, но чего ранее, человек не воспринимал (тундры, Парижа, ледокола и т. д.);
– представления исторического прошлого (боярина, древнего Киева, Петра I);
– представления того, что будет в будущем (модели, которую только строят, дома, фундамент которого только закладывается);
– представления того, чего никогда не было в действительности (Евгения Онегина, сказочных образов).
Воображение особая фора психики, характерная вероятно, только для человека. Это самый «психический» из всех психических процессов и состояний. Поскольку ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.
Если говорить о загадочности данного феномена, то она состоит прежде всего в том, что до сих пор почти ничего не известно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. То есть, на вопросы где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? психология еще не может найти однозначный ответ.
Тем не менее, мы с уверенностью можем утверждать, что представления воображения всегда строятся на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти.
Функции воображения:
1. Представление действительности в образах, их использование для решения задач. Эта функция воображения связана с мышлением.
2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. В воображении человек может пережить будущие возможные неприятности, что предохраняет его от стресса, подготавливает к реальным трудностям.
3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события, управлять воспоминаниями, высказываниями.
4. Формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
5. Планирование и программирование деятельности.
6. Воображение играет важную роль в процессе понимания человеком другого человека. Благодаря воображению человек может поставить себя на место другого человека, представить его мысли и чувства.
7. Благодаря воображению формируется мечта. Она может выполнять функцию мотивации; то есть побуждать человека к деятельности.
В своей практической деятельности медицинский персонал сталкивается с результатами действия воображения на пациентов. У пациентов с богатой фантазией в результате сильно развитого воображения непроизвольно могут меняться органические процессы. Например, проявляются признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащение пульса, сбои в дыхании, повышение артериального давления, повышенное потоотделение и т.п.). Они имеют место тогда, когда человек воображает какую-нибудь значимую для себя ситуацию. Неуемная фантазия у особо чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей может вызвать некоторые виды заболеваний, в том числе заболевания сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Возникают психосоматические расстройства.
Известно выражение, что «язва возникает не от того, что мы едим, а то того, что ест нас», т.е. от разного рода переживаний, сопровождаемых фантазиями. Воображенными могут быть рвоты и даже приступы аппендициты, приводящие иногда на операционный стол, где выясняется, что отросток вовсе не изменен.
Порою осложняют работу медиков и плоды детского воображения. Нередко малыши воспринимают свои фантазии как реальность, что затрудняет диагностику. Эти особенности воображения детей и подростков необходимо учитывать при сборе анамнеза.
Виды воображения
В связи с особенностями и причинами возникновения различают:
1) пассивное (непроизвольное);
2) активное (произвольное) воображение.
В связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают:
1) репродуктивное (воссоздающее);
2) продуктивное (творческое) воображение;
3) мечты человека.
Пассивное воображение наиболее простая форма воображения — это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны. Глядя на причудливые облака, плывущие в небе, мы иногда непроизвольно видим в них лицо человека или очертание животного. Мальчик читает интересную книгу, он живет жизнью ее героев, сочувствует их радости и горю, борется с врагами, побеждает их. Интересная, увлекательная книга вызывает у мальчика яркие образы непроизвольного воображения.
Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Так, легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.
Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.
Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез.
Пассивное воображение также представлено в нашей психике в виде грез.
Грезы являются вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.
В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Но, если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует о дефектах развития.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д.
Один из видов непроизвольного воображения — сновидения.
Иван Михайлович Сеченовсчитал, что сновидения и есть небывалая комбинация бывалых впечатлений.
З. Фрейд считал, что сновидение есть осуществленное желание, его образы не являются бессмысленными и хаотичными, их психологическая функция заключается в демонстрации субъекту скрытых смыслов его бессознательного. Отсюда главный смысл сновидений – освобождение от психологических конфликтов бодрствования. Фрейдом также был составлен список типичных символов сновидения.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения.
Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены.
В свою очередь активное воображение разделяют на репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное.
В репродуктивном воображении – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Например, человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.
Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует.
Продуктивное (творческое) воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
Особым видом воображения, который М.В. Гамезо, И.А. Домашенко называют видом творческого воображения, является мечта. Мечтать – значит создавать образы будущего, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может.
Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.
В отличие от грез мечта всегда активна и выступает в качестве мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным.
Рубинштейн С. Л. предлагает также различать конкретное и абстрактное воображение.
Образы конкретного воображения это образы единичные, обремененные множеством деталей. Кроме того, образы конкретного воображения могут различаться по модальности: зрительные образы, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и двигательные представления. Образы абстрактного воображения – это типизированные образы, обобщенные схемы, символы.
Процессы воображения
Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям синтеза и анализа. Процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.
Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в следующих процессах воображения:
1Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ (русалка).
2Акцентирование (заострение), которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается (с помощью цвета, размера, света; используется в карикатурах). Если прием акцентирования будет распространен на весь объект, то получатся приемы: гипербола – увеличение объекта по сравнению с действительностью; и литола – уменьшение объекта (образы великанов и лилипутов в романе Дж. Свифта «Путешествие Гулливера»).
3Схематизация — при создании фантастического образа, отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко на первый план (изображения людей на дорожных знаках, национальные орнаменты и узоры).
4Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах (процесс разложения и соединения, в результате которого выкристаллизовывается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений)). Например, Обломов, Онегин, Гамлет, Отелло – все это обобщенные типы. Тип – это индивидуальный образ, в котором соединены в одно целое наиболее характерные признаки людей целой группы, класса, нации).
Воображение и творчество.
Воображение — важнейшая составляющая часть творческой деятельности, т.е. деятельности, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: изобретение новых (или фундаментальная реконструкция старых) машин, отыскание способов получения новых сортов растений или пород животных, открытие новых закономерностей в науке, создание произведений искусства, литературы и т. п.
В основе творчества лежит творческое воображение - вид воображениям, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.
Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Она и обусловливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что и ведет к созданию нового.
Идея или замысел вначале возникают обычно в неясном, расплывчатом виде. Конструктор Усатов пишет: «Я думаю о том, как будет работать культиватор. Представляешь себе так, думаешь: покажется бугорок — мешает его работе, будет лощина — опять мешает. Так появляется много мыслей, представляешь себе то одно, то другое и постепенно все сужаешь и сужаешь круг мыслей. Когда я начал, например, работать над кукурузным комбайном, так, кажется, захватываешь в мыслях целый мир — и какая земля, и когда солнце бывает в зените, и всякие мелочи и т. д.».
В дальнейшем наступает «вынашивание» замысла, в ходе которого идея нового уточняется, иногда частично или даже коренным образом меняется. Это происходит в результате уяснения требований, которым должно удовлетворять создание нового, в процессе новых поисков или при более глубоком изучении уже известных материалов, на которые должно опираться творчество нового, реализация творческих замыслов. Изобретатель проверяет идею создания новой машины, наблюдает условия, в которых она будет работать, учитывает возможности ее заводского изготовления. Педагог «проектирует» (по выражению А. С. Макаренко) личность воспитанника, намечает пути ее формирования, изучает с этой целью поведение ребенка, его интересы, способности и умения, черты характера, условия жизни и воспитания. Чем больше накапливается необходимых для творческой работы материалов, тем успешнее процесс создания нового.
В отдельных случаях «вынашивание» замысла затягивается на месяцы и годы. Так бывает тогда, когда долго не удается установить новые связи между элементами целого, когда новый замысел сбивается на старый, проторенный путь и трудно отрешиться от принятого решения вопроса, трудно сломать то, что уже прочно сложилось, чтобы сделать лучше и по-новому.
После того как становится ясной идея произведения, возникает вопрос, как ее претворить в само произведение (машину, сочинение, картину, скульптуру и т. п.). Начинается реализация замысла. Иногда хорошо и всесторонне, продуманный замысел и накопленный большой фактический материал дают возможность сравнительно легко создать то, что намечено. Однако в начальном этапе реализации замысла приходится встречаться со множеством трудностей. Часто они вызываются новизной замысла или необходимостью воплотить его в новом, совсем непривычном материале. Чем оригинальнее и дерзновеннее замысел, тем труднее осуществить его. Поэтому затруднения возникают нередко у людей, обладающих даже высоким мастерством. Тем более трудно воплотить оригинальный замысел тогда, когда у человека нет еще достаточного мастерства, необходимых практических умений.
Т.о., можно выделить следующие этапы творческого воображения:
1Возникновение творческой идеи.
2«Вынашивание» замысла.
3Реализация замысла.
Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью. Выделяют: реалистическое воображение (отражает действительность, предвосхищает события) и фантастическое воображение («отлетает» от действительности).
Реалистичное воображение характерно для художников натуралистов, они максимально приближено копируют действительность.
Фантастическое воображение характерно для художников различных модернистских течений, например импрессионистов, абстракционистов. Обращение к необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.
При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – науке, литературе, искусстве и других – развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности.
Нарушения воображения
В клинической практике медицинскому персоналу нередко приходится встречаться с больными, у которых психопатологическая симптоматика может относиться как к нарушениям пассивного, так и активного воображения. Однако замечено, что все эти нарушения чаще встречаются у лиц с особым психическим складом, отличающихся чертами инфантилизма и признаками чрезмерной возбудимости воображения с наклонностью к выдумкам и фантазированию. Еще в 1905 году эти личностные особенности описывались французским психиатром Эрнестом Дюпре (1862-1921) как «мифоманическая конституция».
Патологические формы пассивного воображения. В психиатрической и общесоматической клинике оценка особенностей пассивного воображения чаще всего требуется у больных при различных видах снижения уровня бодрствования и состояний помрачения сознания, а также при нарушениях сна в связи со сновидениями.
1. Онейроид - сновидное, грезоподобное помрачение сознания, наблюдающееся в результате травм черепа, острых инфекционных заболеваний с лихорадкой, интоксикацией или при некоторых разновидностях острой шизофрении. При этом у больного резко активизируются процессы воображения, причем создаваемые им образы «визуализируются» в виде калейдоскопических фантастических видений, напоминающих псевдогаллюцинации.
2. Ониризм - больной перестает ощущать различия образов воображения в сновидениях с реальностью. При этом увиденное во сне может не восприниматься с должной критической оценкой утром. Иногда при этом и днем у больного возникают яркие сновидные образы, стоит только ему закрыть глаза. Иногда такие видения бывают и при открытых глазах - грезы по типу сна наяву или сна с открытыми глазами. У психически здоровых лиц последнее может отмечаться при ослаблении деятельности сознания - в полудремотном состоянии или в состоянии аффекта.
3. Галлюцинации воображения - разновидность психогенных галлюцинаций, фабула которых вытекает из аффективно значимых и длительно вынашиваемых в воображении идей. Особенно легко возникает у детей с болезненно обостренным воображением.
4. Бред воображения - является вариантом бредообразования, который вытекает из склонности к фантазированию у лиц с мифоманической конституцией. Возникает остро - как бы по «интуиции, вдохновению и озарению». Восприятие не нарушено, больной полностью ориентирован относительно места и собственной личности.
5. Сновидные эпилептические приступы - сновидения с преобладанием красного цвета, сопровождающие или заменяющие (эквиваленты) ночной эпилептический припадок. Они всегда стереотипны - с видением угрожающих образов в виде чудовищ, химер и частей собственного тела. В дневное время такие сноподобные состояния могут быть предвестниками (аурой) припадка при височной эпилепсии, однако при этом все же преобладают явления дереализации, феномены «уже виденного» и «никогда не виденного», «насильственные» (не подавляемые усилием воли) фантастические представления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|