Сделай Сам Свою Работу на 5

Этапы становления теории организации и организационного поведения.





Объект и предмет теории организации.

Каждый человек в течение своей жизни так или иначе связан с организациями. Нет организаций без людей и нет людей, которым не приходилось бы иметь дело с организациями.

Теория организации –это наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций как реально существующих объектов окружающей действительности.

ОбъектомТО является организация.

Организация в научной литературе представлена в виде 2-х понятий:

– организация как процесс,

– организация как явление.

Организация как процесс означает, что организация это комплекс управленческих действий, направленных на формирование элементов организации, на соединение элементов и на совершенствование этих связей. Организация как явление означает что организация – это материальный объект (т.е. конкретное предприятие функционирует). ТО как научная дисциплина изучает этот объект и как процесс и как явление.

Предметом изучения теории организации является анализ процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности.



Цель ТО – обеспечение надёжности функционирования организации на длительный период.

Основополагающая задача теории организации – изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин (психологии, социологии, социальной психологии, антропологии) для решения этих задач.

Определение организации и уточнение предмета теории организации позволяют установить основные вопросы, которые должна решать теория организации как наука применительно к организациям экономическим.

Таких вопросов существует четыре:

1) определение размеров и границ организации,

2) определение способа упорядочивания элементов организации,



3) определение элементарной единицы (“атома”) организации,

4) определение способа адаптации организации к изменениям.

2. Место теории организации среди организационно-управленческих дисциплин.

Теория организации является одной из управленческих наук, тесно связана с науками:

– естественными – так как теория организации является источником идей и организационного опыта, то она черпает множество сведений для осмысления общих организационных закономерностей из биологии, химии, физики;

общественными – особенно с системой социальных наук, оказывая положительное влияние на развитие теории социального управления, управление народного хозяйства, теорию государственного управления;

математическими – данные науки дают инструментарий для количественной оценки организационных связей и отношений.

Теория организации опирается на исследования в различных областях: социологию труда (теория мотивации и побуждение персонала к сознательному труду, учет соотношения стимулов и факторов удовлетворенности трудом, эффективности различных способов материального и морального поощрения), психологию (при оценивании роли личности в коллективе и поведения индивидуумов в процессе организационной деятельности), социальную психологию (закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их нахождением в социальных группах, психологическими характеристиками этих групп). Вклад в теорию организации внесла наука кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Связь теории организации с информатикой объясняется тем, что предметом и результатом труда управляющей части организации является информация



Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организаций и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. Вопрос о разграничении теории организации и науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается неоднозначно. В одних работах (и их немало) теория организации рассматривается как составная часть науки об управлении. Мотивируется это тем, что управление как целенаправленная деятельность по переводу объекта в желаемое состояние не может рассматриваться в отрыве от природы и свойств управляемого объекта.

Имеется также большое число работ, выделяющих проблемы организации в относительно самостоятельную область знаний. Исходная позиция их авторов состоит в том, что «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» - зачем и как воздействовать, на объект.

Следовательно, теорию организации следует рассматривать как комплексную научную дисциплину, впитавшую в себя достижения смежных общественных наук, в результате развития которой в науке сформировался широкий комплекс организационных дисциплин: организация предпринимательства, организация научных исследований, организация труда, организация производства, организация управления.

Понятие и предмет организационного поведения.

Впервые понятие «организационное поведение» стал употреблять американский психолог Фриц Ротлисбергер (50-е гг. XX в.), изучая организации. Но системная разработка организационного поведения как учебной дисциплины началась с 70-х гг. в США (Фред Лютенс, 1976).

Наука об организационном поведении изучает психологические закономерности поведения, общения и взаимоотношений между людьми в организации. Основными объектами исследования являются индивиды и группы, включенные в организацию.

Организационное поведение - область знаний, дисциплина, изучающая поведение людей и групп в организациях с целью нахождения наибольшей эффективности методов управления ими для достижения цели организации. О.п. занимается формированием поведенческих моделей, разработкой навыков управления поведением, практическим использованием полученных навыков.

Факторы, формирующие о.п.:

- люди (основная характеристика людей в организации, степень индивидуальной ответственности за конечный результат организации и творчество на рабочем месте)

- организационная структура (устанавливает формальные отношения между людьми и группами, задает рамки и формы власти)

- технология (специфическая физическая внутренняя среда организации, особенности коммуникаций)

- внешняя среда организации (изменения во внешней среде влияют на организацию и оставляют ей альтернативы или меняться или трансформировать)

Этапы становления теории организации и организационного поведения.

История и этапы становления организационного поведения:

1) Классический наибольшее развитие получил в 20-30-х годах в Европе и США.

Основатели научного менеджмента: Анри Файоль, Фредерик Тейлор.

Путь к эффективности организации: в повышении производительности труда, рациональности организации труда рабочих и служащих. Учет личных характеристик выводился за рамки исследования.

Наибольшую известность в развитии научного менеджмента занимает Ф.Тейлор (1856-1915). Тейлор полагал, что если время и усилие которые каждый сотрудник тратит на выпуск продукции сократить посредством кооперации, то производственный процесс станет наиболее эффективным.

2) Хоторнские эксперименты направлены на изучение зависимости материальных факторов на производительность труда.

Хоторнский эксперимент — общее название ряда социально-психологических экспериментов, проводившихся группой учёных под руководством Элтона Мэйо на фабрике «Вестерн Электрикс» в США. Их задачей было выявление зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда.

В результате эксперимента было доказано, что социально-психологический климат оказывает большее влияние на производительность, чем многие технические аспекты производственного процесса. Результат эксперимента: производительность напрямую не зависит от физических и экономических факторов, является следствием установления неформальных отношений между работниками.

Существующую роль играют социально-групповые стимулы в поведении работника.

Зависимость вовлеченности участников в производительный процесс от лидерства и усилений коммуникаций в группе.

3) Гуманистический.

Концепция чел. отношений была усовершенствованна в исследовании организационных психологов (А.Маслоу, Д.Макгрегер, Ф.Герцберг).

В центре внимания исследований: проблемы гуманизации труда с учетом психологии личности и потребности.

4) Культурологический.

В центре внимания работы: качество и установление организационной культуры о.п. является междисциплинарной наукой взаимосвязанной со следующими дисциплинами:

- основы менеджмента;

- теорией организации;

- управление персоналом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.