Ситуационные задачи по теме.
СОДЕРЖАНИЕ
IV СЕМЕСТР
Тема занятия №1 «Знакомство с клиникой. Организация медицинской помощи больным» ………….…………………………………………………………………………………………5
Тема занятия №2 «Обследование больного с заболеваниями органов дыхания» …………………………………………………………………………………………………...9
Тема занятия №3 «Аускультация легких» …………………………………………………...23
Тема занятия №4 «Обследование больного с заболеваниями органов сердечно-сосудистой системы» ………………………………………………………………………………………32
Тема занятия №5 «Аускультация сердца» …………………………………………………..44
Тема занятия №6 «Аускультация сердца. Тоны сердца. Усиление и ослабление тонов. Раздвоение тонов. Ритм галопа, перепела» …………………………………………………..52
Тема занятия №7 «Функциональные методы исследования больного с заболеваниями органов сердечно-сосудистой системы» ……………………………………………………..59
Тема занятия №8 «Обследование больного с заболеваниями органов пищеварения» ………………………………………………………………………………………….………..67
Тема занятия №9 «Дополнительные методы исследования больных с заболеваниями органов пищеварения» ………………………………………………………………………...74
Тема занятия №10 «Обследование больного с заболеваниями мочевыводящей системы» …………………………………………………………………………………………….……..90
Тема занятия №11 «Обследование больного с заболеваниями эндокринной системы» .....98
Тема занятия №12 «. Обследование больного с заболеваниями органов кроветворения» …………………………………………………………………………………………...……..107
Тема занятия №13 «Симптоматология заболеваний органов дыхания» …………………127
Тема занятия №14 «Симптоматология заболеваний органов кровообращения» ...………136
Тема занятия №15 «. Симптоматология заболеваний органов пищеварения» ...………...161
Тема занятия №16 «Симптоматология гепатитов и циррозов, острого и хронического холецистита» ….………………………………………………………………………………176
Тема занятия №17 «Симптоматология заболеваний почек» ..…………………………….184
Тема занятия №18 «Симптоматология сахарного диабета, тиреотоксикоза и гипотиреоза» ……………………………………………………………………………………………….…203
V СЕМЕСТР
Тема занятия №19 «Курация больных в терапевтической клинике. Пневмонии.плевриты» ………………………………………….………………………………………………………210
Тема занятия №20 «ХОБЛ. Бронхиальная астма Хроническое легочное сердце» …………………………..……………………………………………………………………...222
Тема занятия №21 «Хронические гастриты. Язвенная болезнь» ……………...…………..234
Тема занятия №22 «Хронический холецистит. Хронический панкреатит» ……………...249
Тема занятия №23 «Хронические гепатиты. Циррозы печени» ….………………………………………………………………………………………………264
Тема занятия №24 «Острая ревматическая лихорадка. Приобретенные пороки сердца» .277
Тема занятия №25 «Инфекционный эндокардит» ……………..…...……………………...288
Тема занятия №26 «ИБС. Стенокардия. Острый инфаркт миокарда» ………………………………………………………………………………………………….295
Тема занятия №27 «ИБС. Нарушения сердечного ритма и проводимости» ……………..317
Тема занятия №28 «Гипертоническая болезнь. Хроническая сердечная недостаточность» ..……………………………………………………………………………………………….. 330
VI СЕМЕСТР
Тема занятия №29 «Ревматоидный артрит. Системная красная волчанка» ……………..338
Тема занятия №30 «Острые и хронические гломерулонефриты Острая и хроническая почечная недостаточность» ………………………………………………………………… 358
Тема занятия №31 «Анемии. Геморрагические диатезы» ……………...……….…………375
Тема занятия №32 «Острые и хронические лейкозы» ……………....…….………………390
Тема занятия №33 «Сахарный диабет. Комы при сахарном диабете» …………….....…...399
Тема занятия №34 «Заболевания щитовидной железы» …………………………...………413
Тема занятия №35 «Неотложные состояния в практике врача–стоматолога» ..………….424
Список литературы ……………..……………………………………………………………454
IV СЕМЕСТР
Занятие №1
Тема: «Знакомство с клиникой. Организация медицинской помощи больным. Схема истории болезни. Метод расспроса. Выяснение жалоб и анамнеза больных. Наружный осмотр. Термометрия и виды температурных кривых. Пальпация как метод исследования больного. Работа с больными».
2. Форма организации учебного процесса: клиническое практическое занятие
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
3. Значение темы:Из всех основных физических методов исследования наибольшее значение для диагностики болезней сердца имеет аускультация. На основании полученных данных можно дать полную аускультативную оценку деятельности сердца, диагностировать пороки сердца, выявить аритмию и др.
4. Цели обучения:
- общаяобучающийся должен обладать ОК и ПК: ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-5;
- учебная:
знать социально-значимые проблемы, процессы и существующие методы применения медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача Методы физикального осмотра, клинического обследования больного, алгоритм лабораторных и инструментальных обследований терапевтических больных. Выявлять у больных основные патологические симптомы и синдромы заболеваний на основе медико-биологических дисциплин, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях;
уметь анализировать и делать практические выводы, оценивать социальные факторы (в т.ч. факторы риска), влияющие на состояния физического и психологическое состояние пациента. Применять морально-этические нормы врачебного поведения.
Определить статус пациента: собрать анамнез, провести физикальное обследование пациента; наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни. Проводить исследования больного терапевтического профиля на основе современных методов клинического, лабораторного, инструментального обследования больных;
владетьнавыками использования на практике оценки факторов риска, влияющих на физическое и психическое состояние пациента, навыками проведения объективного обследования больного, постановки предварительного диагноза на основании результатов клинических, лабораторных, исследований, навыками сопоставления клинических и морфологических данных выявлять патологические синдромы.
5. План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
Тестовые задания по теме.
001. Клиническая больница от стационара отличается:
1) в клинике ведется лечебно-диагностическая работа
2) в клинике ведется лечебно-диагностическая и научно-исследовательская работа
3) в клинике ведется лечебно-диагностическая, научно-исследовательская работа и проводится обучение студентов
4) в клинике ведется научно-исследовательская работа
002. К основным клиническим методам обследования не относится:
1) расспрос
2) пальпация
3) аускультация
4) ЭКГ
003. Субъективным является метод:
1) осмотр
2) расспрос
3) пальпация
4) перкуссия
004. К основным жалобам не относится:
1) боли в области сердца
2) одышка
3) учащенное мочеиспускание
4) слабость
005. Аnamnesis morbi – это:
1) история настоящего заболевания
2) история жизни больного
3) объективный осмотр
4) жалобы
006. Сведения о всех перенесенных заболеваниях отражаются:
1) в жалобах
2) в anamnesis morbi
3) в anamnesis vitae
4) в status praesens
007. К вредным привычкам относится:
1) курение
2) злоупотребление алкоголем
3) токсикомания
4) все перечисленное
008. Аллергологический анамнез описывается:
1) в жалобах
2) в anamnesis morbid
3) anamnesis vitae
4) в status praesens
009. Дополнительная пометка о непереносимости лекарственных веществ делается:
1) в жалобах
2) на титульном листе истории болезни
3) в anamnesis morbid
4) в status praesens
010. Профессиональная деятельность пациента описывается:
1) в жалобах
2) в anamnesis morbi
3) anamnesis vitae
4) в status praesens
Основные понятия и положения темы
Пропедевтика внутренних болезней — дисциплина, закладывающая основы практической деятельности врача. Без умения получить информацию через расспрос, осмотр и обследование больного не может идти речи о правильности диагностики и, следовательно, лечении больного. Всему этому учит данная дисциплина. Выявление симптоматики это еще полдела. Необходимо представлять, что при этом происходит в организме, в органе. Это позволит сделать раздел пропедевтики «Семиотика внутренних болезней». При этом необходим синтез знаний всех дисциплин - изученных студентами на 1-2 курсах и изучаемых на 3 курсе. История болезни - основной документ, позволяющий оценить действие врача в отношении оказания помощи больному. Паспортная ее часть позволяет иметь представление о формальных данных пациента.
Жалобы основные и второстепенные позволяют уточнить диагноз, осложнения заболевания, история заболевания.
Наружный осмотр больного должен производиться с выполнением соответствующих требований (внешних, температуры помещения, освещения и т.п.). При определении антропометрических показателей учитывается пропорциональность, конституция, телосложение, описывается наличие и степень излишнего веса. Нарушение антропометрических параметров может свидетельствовать о том или ином заболевании, тяжести состояния больного; истощении, ожирении и т. д.
Проведение термометрии предполагает измерение температуры в подмышечной ямке, при необходимости в других местах (ротовой полости, ректально, вагинально и т.д.). Виды температурных кривых (графиков, дающих представление о динамике уровня температуры в течение суток и в течение срока наблюдения в днях), могут помочь в установлении диагноза. Термометрия необходимый элемент диагностики. Термометрия позволяет оценить динамику состояния, эффективность лечения. Некоторые болезненные состояния имеют характерные температурные кривые.
Пальпация основной метод и необходимая составляющая часть исследования пациента, основанная на тактильной и температурной чувствительности. Пальпация кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфоузлов, костей, мышц имея свои методические особенности, позволяет получать ценную информацию для установления диагноза. Следует помнить о наличии кутеннально-висцеральных связей, что позволяет по изменению некоторых параметров пальпации кожи диагностировать поражение внутренних органов.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
- курация больных в палатах;
- разбор курируемых больных;
- работа с историями болезни;
-демонстрация практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.
- решение тестовых заданий и ситуационных задач по теме занятия;
- внеаудиторная работа по теме занятия
5.4. Итоговый контроль знаний:
1. Что такое основные жалобы? Что к ним относится?
2. Что такое дополнительные (второстепенные) жалобы? Что к ним относится?
3. Anamnesis morbi - что включает в себя и с чего начинается?
4. Клиническое значение анамнеза заболевания.
5. Клиническое значение анамнеза жизни.
6. Значение аллергологического анамнеза.
7. Для чего, помимо выяснения основных и дополнительных жалоб, больного активно расспрашивают для выявления еще каких либо жалоб?
8. Для чего в истории жизни нередко уточняются вопросы из младенческих лет жизни больного, его детства, здоровье родителей на момент рождения ребенка, наследственность, семейный анамнез?
9. "Как следует собирать анамнез у постели больного (в форме анкетирования-разговора) в строго определенной последовательности или это не обязательно?
10. Каким языком должен вестись разговор с пациентом во время сбора анамнеза?
11. Деонтологические принципы при сборе анамнеза.
12. Влияет ли состояние больного на полноту сбора анамнестических данных? Почему?
13. Особенности выяснения анамнестических данных, жалоб у больных, нуждающихся в оказании срочной и неотложной медицинской помощи (какие жалобы выясняют, с чего начинают сбор истории болезни и чем ограничиваются, в каком объеме собирают историю жизни, нужен ли аллергологический анамнез)?
Ситуационные задачи по теме.
Задача №1
В приемное отделение поступила больная с жалобами на подъем температуры до 37,5 , кашель с трудно отделяемой мокротой, на одышку, усиливающуюся при нагрузке. В анамнезе хронический бронхит.
1)С чего нужно начать работу с пациентом?
2) На какие два вида подразделяются жалобы?
3) С чего начинается Anamnesis morbid?
4)Что включает в себя анамнез жизни?
5) Значение аллергологического анамнеза
Задача №2
Из приемного отделения доставлена больная с отметкой на истории болезни “Р” (педикулез).
1)Как поступить?
2) На какие два вида подразделяются жалобы?
3) С чего начинается Anamnesis morbid?
4)Что включает в себя анамнез жизни?
5) Значение аллергологического анамнеза
Задача № 3
Меняя загрязнённое бельё тяжелобольному, медицинская сестра обнаружила на крестце интенсивное покраснение кожи.
1)Какие элементы ухода необходимы больному?
2) На какие два вида подразделяются жалобы?
3) С чего начинается Anamnesis morbid?
4)Что включает в себя анамнез жизни?
5) Значение аллергологического анамнеза
Задача №4
В палату поступила больная в тяжёлом состоянии, положение пассивное.
1)Как предотвратить появление пролежней?
2) На какие два вида подразделяются жалобы?
3) С чего начинается Anamnesis morbid?
4)Что включает в себя анамнез жизни?
5) Значение аллергологического анамнеза
Задача №5
Для сбора мокроты на бактериологическое исследование медсестра дала больному чистую сухую банку.
1)В чём её ошибка?
2) На какие два вида подразделяются жалобы?
3) С чего начинается Anamnesis morbid?
4)Что включает в себя анамнез жизни?
5) Значение аллергологического анамнеза
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия.
В соответствии с методическими указаниями для внеаудиторной работы по теме следующего занятия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|