Переход в результате промышленной революции к главенству индустриального производства и развитие техники как эффективного способа преобразования природы.
Глава 7
Общество и окружающая среда
Эволюция развития общества.
Общество и окружающая природная среда.
Ускорение роста численности населения Мира.
Научно –технический прогресс, как продукт развития общества, и окружающая природная среда.
Развитие и становление человека представлено множеством гипотез различных научных направлений человеческого познания мира.
Основным различием человека от животного служит способность к АБСТРАКТНОМУ МЫШЛЕНИЮ, которое можно еще назвать понятийным или логическим.
Животные обладают разумом и эмоциями, но их мышление связано только с конкретными материальными объектами окружающего мира.
Животное может преодолеть инстинкт самосохранения и пожертвовать жизнью, спасая детеныша, борясь за самку или за свой ареал обитания, защищая хозяина. Но животное не способно как человек погибнуть за идею, защищая идеалы справедливости.
СЛОВО - также следует отнести к видовому признаку человека, который позволяет нашему сознанию проникнуть к высшему организующему началу бытия, к последнему звену восходящей цепочки мировых принципов, начинающихся на точном подборе физических констант.
Высшее значение СЛОВА можно вывести и из утверждения, с которого начинается евангелие от Иоанна : «..В начале было СЛОВО..» .
С этой точки зрения и РАЗУМ и СЛОВО появились задолго до человека, а не были изобретены им. Они организовали биологическую (живую) материю, а затем были вложены в человека, что соответствует не только библейским текстам, но и основным философским системам Платона и Гегеля.
Последователи материалистической теории предложили гипотезу появления СЛОВА из звуков, издаваемых при работе, которые потом стали общими в процессе совместного труда и легли в основу корней глаголов. Данную гипотезу выдвинул немецкий антрополог М.Мюллер, который предполагал, что таким же путем впоследствии при дальнейшем развитии постепенно мог возникнуть и РАЗУМ и другие части речи, не являющиеся глаголами.
Способность к труду и изготовлению орудий труда – еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Животные достаточно трудятся в процессе своего жизнеобеспечения, при этом используют естественные предметы как орудия труда. Например: обезьяны используют палки для того, чтобы достать плод, некоторые птицы, камнем разбивают раковины моллюсков, но только человек способен изготовлять свои орудия труда из естественных предметов.
С этим связано утверждение, что животные приспосабливаются к природной среде, а человек преобразует ее.
Со способностью к труду и изготовлению орудий труда соотносятся и вытекающие из этого отличия еще 4 признака: прямохождение, развитие руки, захоронение трупов и использование огня.
Главное отличие человека от животных – понятийное мышление, речь и труд – явились теми путями, по которым шло обособление человека от природы.
Понятийное мышление противопоставляло человека и природу на идеальном уровне, а труд – на уровне практики ( материальном). В эпоху НТР, оба эти пути объединяются, и противоречие между человеком и природой достигает наивысшей остроты.
| |
Эволюция человеческого общества
| | Совокупность людей и их взаимоотношений называется человечеством или человеческим обществом.
| |
Имеется множество схем развития человеческого общества.
Рассмотрим три основных схемы разделяющих развитие человеческого общества на известные исторические этапы.
Эволюционная система развития общества
Среди эволюционных систем популярна концепция Г.Спенсера, в соответствии с которой человечество прошло два этапа:
- первый - воинственный ( охотничий);
- второй - мирный ( промышленный).
На первом этапе преобладает борьба человека с себе подобными и природой, на втором – происходит становление цивилизации.
Концепция Г.Спенсера послужила основой, сформулированной в конце ХХ века теории индустриального общества,которая потом была дополнена представлением опостиндустриальном обществе, называемым также «информационным обществом».
Понятие «постиндустриальное» оказалось слишком неопределенным: оно указывает на то, что нечто будет после, не называя его.
Понятие «информационное» вызывает меньше вопросов, но тоже не совсем корректно, так как информация определенного качества и количества является подобно веществу и энергии, средством получения чего-либо, а не целью.
Марксистская материалистическая схема
Развития общества
В нашей стране наиболее распространена пятичленная формула исторического материализма по К.Марксу, которая основывается на развитии производственных отношений и производительных сил. Согласно ей, выделяются следующие, 5 этапов общественного развития:
- первобытнообщинный ;
- рабовладельческий;
- феодальный;
- капиталистический;
- коммунистический ( с первой фазой – социалистической).
Схема развития общества в социальной экологии
В социальной экологии за основу принимается взаимодействие человека и природы (общества и окружающей среды).
Вполне естественно, что именно это положено в основу формулы социального прогресса. Данная схема построена на той же диалектической триаде: понятийное мышление, речь и труд.
Исходя из этого, можно представить, как и в марксизме, градацию исторического развития общества в 5 этапов:
Непосредственное единство человека с природой (собирательство) и становление трудовой деятельности.
( изготовление первых орудий труда из природных тел, как первый способ целенаправленного преобразования окружающей среды )
2. Переход к охоте в процессе совершенствования создаваемых орудий труда ( охоты) и развития общественных форм жизни.( совместная охота на крупных и хищных животных)
Переход к скотоводческо-земледельческому хозяйству в результате НЕОЛИТИЧЕСКОЙ революции.
(выращивание сельскохозяйственных культур и одомашнинных животных).
Переход в результате промышленной революции к главенству индустриального производства и развитие техники как эффективного способа преобразования природы.
5. Переход к главенству производства информации и гармонизации взаимоотношений человека и природы в постиндустриальном обществе в процессе создания экологической цивилизации.
Современные представления о развитии человека изменяют традиционное представление о палеоантропе.
В любом краеведческом музее первый этап развития человека представлен стендом, на котором первобытный человек с огромной дубиной гонится за мамонтом. Однако это не соответствует действительности.
Человек был тогда естественным компонентом природы и не обладал необходимыми искусственными орудиями охоты и общественным социальным характером, позволявшим объединяться в стада (шимпанзе, генетически наиболее близкие к человеку, живут небольшими группами.)
В качестве подтверждающего аргумента данной концепции приводятся, в частности, современные данные о безопасном длительном проживании натуралистов в контакте с волками, медведями и пр.
Животные не имеют инстинкта нападения на человека, а напротив, проявляют склонность к сотрудничеству, если человек ведет себя так, как вероятно, вел себя палеоантроп. Возможно, именно контактность палеоантропа с хищниками позволила одомашнить одну из их разновидностей - предка собаки. Есть данные, что в прошлом человек успешно одомашнил прежде диких животных (кабанов, волков, лошадей и пр.)
Возможность высокоорганизованных предков человека активно воздействовать на центральную нервную систему животных обеспечивалась возможностями их высшей нервной деятельности.
Став охотником, (40 – 15 тыс. лет назад) человек вступил на путь разрыва с природой, что стало причиной локальных региональных кризисов. На этом этапе, социализированный и производящий орудия труда человек, мог уже активно воздействовать на природу противопоставляя ей себя. В верхнем палеолите экономической основой была охота на крупных животных.
Однако человек еще продолжал целостно воспринимать мир, а себя – как часть природы. Синтез превалировал над анализом. Преобладание коллективных синтетических представлений выражалось в однородности строения общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|