Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные категории и понятия





Процесса разработки управленческого решения

 

1. Решение как элемент управления.

2. Управленческие решения: сущность и требования.

3. Внутренние факторы, определяющие качество управленческих решений.

4. Внешние факторы, определяющие качество управленческих решений.

5. Классификация управленческих решений.

 

В ходе работы по данной теме необходимо изучить рекомендованную литературу и уяснить основные понятия и категории: сущность управленческого решения, классификация управленческих решений, факторы, влияющие на качество управленческих решений, условия принятия управленческих решений.

Изучив данную тему, студент должен знать:

1. сущность и требования к управленческому решению;

2. четко дать классификацию управленческих решений;

3. внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на управленческие решения;

4. условия, в которых могут приниматься управленческие решения.

 

Основные категории и понятия

 

Управленческое решение – это фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для решения проблемной ситуации.



Принятие управленческого решения – это процесс выбора разумной альтернативы решения проблемы (рис. 10), являющейся ключевым моментом в системе менеджмента. Результаты реализации принятых управленческих решений служат наиболее объективной оценкой искусства руководителя.

 

 
 

 


Рис. 10. Этапы процесса принятия и осуществления управленческого решения

Требования к управленческому решению:

1. целевая направленность;

2. обоснованность;

3. иерархическая субординация;

4. адресность;

5. директивность;

6. обеспеченность ресурсами.

Главным фактором эффективности системы менеджмента является качество управленческого решения. Реализация некачественных решений приносит огромные потери на последующих этапах жизненного цикла объекта.

Повышением качества решений для осуществления их анализа являются следующие признаки:

· стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР, ОТПП, производство, тактический маркетинг, эксплуатация и ремонт, утилизация);

· функции управления (плановые, организационные, учетные, контрольные, мотивационные, регулирующие, координирующие);



· сфера действия (технические, экономические и другие решения);

· цель (коммерческие и некоммерческие решения);

· ранг управления (верхний, средний, низший);

· масштабность (комплексные и частные решения);

· организация выработки (коллективные и личные решения);

· продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);

· причина возникновения (плановые или программные, ситуационные, инициативные);

· объект воздействия (внешние и внутренние);

· методы формализации (текстовые, графические, математические);

· формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);

· сложность (стандартные и нестандартные);

· способ передачи (вербальные, письменные, электронные).

Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются применение в системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.

В процессе принятия любого решения обычно присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:

· применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;

· изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;

· обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры «выхода», «входа», внешней среды и процесса системы разработки решения;



· применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

· структуризация проблемы и построение дерева целей;

· обеспечение многовариантности решений;

· обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;

· правовая обоснованность принимаемого решения;

· показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к единице. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к нулю;

· своевременность принятия решения;

· степень риска вложения инвестиций;

· вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;

· степень адекватности (или степень точности прогноза, коэффициент аппроксимации) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.

После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры «входа» системы и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.

Решения могут быть:

1) директивные, рекомендательные, ориентирующие;

2) организационные, регулирующие, активизирующие и контролирующие;

3) выборочные (один аспект), систематические (вся проблема);

4) общие и специальные, запрограммированные и незапрограммированные;

5) производственные (технические и технологические), сбытовые и снабженческие (маркетинговые), финансовые, плановые кадровые и др.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.