1. Настоящие Правила регулируют порядок организации деятельности родильного дома.
2. Родильный дом (отделение) создается как самостоятельная медицинская организация или как структурное подразделение в составе медицинских организаций с целью оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовой период, а также медицинской помощи новорожденным.
3. Руководство родильным домом, созданным как самостоятельная медицинская организация, осуществляет главный врач.
Руководство родильным домом (отделением), созданным в структуре медицинской организации, осуществляет заведующий (заместитель главного врача по родовспоможению).
4. Структура и штатная численность родильного дома (отделения) устанавливается с учетом рекомендуемых штатных нормативов согласно приложению № 7 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», утвержденному настоящим приказом.
5. Оснащение родильного дома (отделения) осуществляется в соответствии со стандартом оснащения согласно приложению № 8 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», утвержденному настоящим приказом.
6. На должность главного врача родильного дома (заведующего отделением) – врача-акушера-гинеколога назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. № 415н, а также Квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н.
7. На должности врачей родильного дома (отделения) назначаются специалисты, соответствующие Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. № 415н, по соответствующим специальностям, а также Квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н.
8. На должности медицинских работников со средним медицинским образованием родильного дома (отделения) назначаются специалисты, соответствующие Квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н.
9. Родильный дом (отделение) осуществляет следующие функции:
оказание акушерско-гинекологической помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде, медицинской помощи новорожденным, а также женщинам с заболеваниями репродуктивной системы в стационарных условиях;
внедрение современных перинатальных семейно-ориентированных технологий (демедикализация родов, партнерские роды, совместное пребывание матери и ребенка, раннее прикладывание к груди, приоритет грудного вскармливания, профилактика гипотермии новорожденных);
профилактика, диагностика и лечение заболеваний репродуктивной системы;
оказание медицинской помощи в связи с искусственным прерыванием беременности;
санитарно-гигиеническое обучение женщин по вопросам грудного вскармливания, предупреждения заболеваний репродуктивной системы, абортов и инфекций, передаваемых половым путем;
установление медицинских показаний и направление женщин и новорожденных в медицинские организации для оказания им специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
проведение экспертизы временной нетрудоспособности, выдачу листков нетрудоспособности женщинам по беременности и родам;
участие в направлении женщин с признаками стойкой утраты трудоспособности на медико-социальную экспертизу;
организация и обеспечение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в целях предупреждения и снижения заболеваемости внутрибольничными инфекциями женщин, новорожденных и медицинских работников;
проведение клинико-экспертной оценки качества оказания медицинской помощи женщинам и новорожденным;
проведение анализа причин гинекологических заболеваний, акушерских и экстрагенитальных осложнений у женщин, заболеваемости новорожденных;
осуществление статистического мониторинга и анализа причин материнской и перинатальной смертности;
обеспечение вакцинопрофилактики новорожденным, проведение неонатального и аудиологического скрининга;
организация питания женщин и новорожденных в период их пребывания в родильном доме;
взаимодействие с женской консультацией, не входящей в его состав, станцией (отделением) скорой медицинской помощи, поликлиникой, детской поликлиникой, а также с другими медицинскими организациями (противотуберкулезным, кожно-венерологическим, онкологическим диспансерами, Центрами профилактики и борьбы со СПИД);
обеспечение проведения антиретровирусной профилактики перинатальной передачи ВИЧ-инфекции ВИЧ-инфицированным роженицам и их новорожденным;
организация повышения профессиональной квалификации врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием;
ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством.
10. Родильный дом (отделение) может использоваться в качестве клинической базы образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также научных организаций.
11. Рекомендуемая структура родильного дома (отделения):
11.1. акушерский стационар:
11.1.1. приемное отделение;
11.1.2. отделение патологии беременности:
палаты для беременных женщин;
манипуляционная;
процедурный кабинет;
11.1.3. физиологическое родовое отделение:
смотровая;
предродовая палата;
родовый зал (индивидуальный родовый зал);
операционный блок:
предоперационная;
операционная;
материальная;
послеродовое палатное отделение:
палаты для родильниц;
палаты для совместного пребывания матери и ребенка;
манипуляционная;
процедурный кабинет;
11.1.4. обсервационное родовое отделение:
смотровая;
палата патологии беременности;
предродовая палата;
родовый зал (индивидуальный родовый зал);
операционный блок:
предоперационная;
операционная;
материальная;
палаты для родильниц;
палаты для совместного пребывания матери и ребенка;
манипуляционная;
процедурный кабинет;
изолятор (мельтцеровский бокс).
Допускается отсутствие обсервационного отделения при наличии палат на 1-2 места и возможности планировочной изоляции одной из палатных секций в случае необходимости организации ее работы по типу обсервационного отделения.
11.1.5. отделение анестезиологии-реаниматологии (палаты интенсивной терапии) для женщин:
палата (пост) интенсивной терапии для женщин;
акушерский дистанционный консультативный центр с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи;
11.2. отделения неонатологического профиля:
11.2.1. отделение новорожденных физиологическое:
палаты для новорожденных;
кабинет вакцинопрофилактики новорожденных;
молочная комната;
выписная комната;
процедурный кабинет;
вспомогательные помещения;
11.2.2. отделение новорожденных при обсервационном отделении:
палаты для новорожденных;
выписная комната;
процедурный кабинет;
11.2.3. палата (пост) реанимации и интенсивной терапии для новорожденных;
11.9. административно-хозяйственное подразделение со вспомогательными службами:
администрация;
пищеблок;
бухгалтерия;
отдел кадров;
отдел снабжения;
аптека;
техническая служба.
Приложение № 7
к Порядку оказания
медицинской помощи по профилю
«акушерство и гинекология
(за исключением использования
вспомогательных репродуктивных
технологий)», утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от «01» ноября 2012 г. № 572н
Рекомендуемые штатные нормативы родильного дома (отделения)*
№ п/п
Наименование должностей
Количество должностей
1.
Главный врач
1 должность
2.
Заместитель главного врача (по медицинской части)
1 должность в родильном доме на 80 коек и более
3.
Заместитель главного врача (по клинико-экспертной работе)
1 должность в родильном доме на 80 коек и более
4.
Заместитель главного врача (по экономике)
1 должность в родильном доме на 80 коек и более
Акушерский стационар
№ п/п
Наименование должностей
Количество должностей
1.
Заведующий отделением – врач-акушер-гинеколог
1 должность:
в отделении патологии беременности на 25 коек;
в физиологическом родовом отделении на 25 коек;
в обсервационном родовом отделении на 25 коек;
в отделении для беременных, рожениц и родильниц, больных туберкулезом, на 25 коек (при наличии специализированного отделения);
в родовом отделении в родильном доме на 80 коек и более
2.
Заведующий отделением анестезиологии- реаниматологии –
врач-анестезиолог- реаниматолог
1 должность
3.
Врач-акушер-гинеколог
1 должность:
на 10 коек в отделении патологии беременности;
на 10 коек в физиологическом родовом отделении;
на 10 коек в обсервационном родовом отделении;
4,75 должности:
на 3 индивидуальные родовые;
на 1 предродовую и родовую;
в приемном отделении;
в акушерском дистанционном консультативном центре;
в выездной анестезиолого-реанимационной акушерской бригаде для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи
4.
Врач-анестезиолог- реаниматолог
4,75 должности:
на 6 индивидуальных родовых;
на 2 операционных и дополнительно 1 должность для проведения плановых оперативных вмешательств;
на 6 коек в отделении анестезиологии- реаниматологии (палате интенсивной терапии) для женщин;
в акушерском дистанционном консультативном центре;
в выездной анестезиолого-реанимационной акушерской бригаде для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи;
1 должность для проведения плановых оперативных вмешательств
5.
Врач-трансфузиолог
1 должность при выполнении 200 трансфузий в год;
0,5 должности при выполнении менее 200 процедур в год
6.
Врач ультразвуковой
диагностики
Из расчета норм времени на ультразвуковые исследования
7.
Врач функциональной
диагностики
(в том числе
для кардиотокографии)
1 должность в родильном доме на 100 коек и дополнительно 0,25 должности на родильный дом, имеющий 40 и более коек для беременных с экстрагенитальными заболеваниями
8.
Врач-терапевт
1 должность в стационаре на 100 коек и дополнительно 0,25 должности на родильный дом, имеющий 40 и более коек для беременных с экстрагенитальными заболеваниями
9.
Врач-фтизиатр
1 должность на 50 коек для беременных, рожениц и родильниц, больных туберкулезом
(при наличии специализированного отделения)
10.
Старшая акушерка
В акушерских отделениях всех профилей соответственно количеству должностей
заведующих отделениями
11.
Старшая операционная медицинская сестра
1 должность при наличии не менее 3-х должностей операционных медицинских сестер и медицинских сестер перевязочных
12.
Старшая медицинская сестра
1 должность в отделении анестезиологии-реаниматологии для женщин
13.
Акушерка
4,75 должности:
на 2 индивидуальные родовые;
на 1 предродовую и 1 родовую;
на 20 коек в отделении патологии беременности;
на 25 коек в послеродовом палатном отделении физиологического родового отделения;
на 15 коек в обсервационном родовом отделении;
в приемном отделении;
в отделениях (палатах) для беременных, рожениц и родильниц, больных туберкулезом (при наличии специализированного отделения)
14.
Медицинская сестра процедурной
1 должность на 25 коек
15.
Медицинская сестра
1 должность:
для работы в перевязочной;
соответственно количеству должностей врачей- трансфузиологов
16.
Медицинская сестра палатная (постовая)
4,75 должности на 2 койки в отделении анестезиологии-реаниматологии (палате интенсивной терапии) для женщин
17.
Операционная медицинская сестра
1 должность и 4,75 должности на операционную
18.
Медицинская сестра-
анестезист
1,5 должности на каждую должность врача- анестезиолога-реаниматолога;
4,75 должности в выездной анестезиолого-реанимационной акушерской бригаде для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи
19.
Медицинская сестра
(кабинета функциональной диагностики)
1 должность на каждую должность врача ультразвуковой диагностики
20.
Сестра-хозяйка
1 должность в отделении
21.
Младшая медицинская сестра по уходу за больными
Соответственно количеству должностей акушерок
22.
Санитар
Соответственно количеству должностей операционных медицинских сестер, медицинских сестер перевязочной и процедурной.
4,75 должности: на 6 коек в отделении анестезиологии-реаниматологии (палате интенсивной терапии) для женщин;в акушерском дистанционном консультативном центре (при наличии)
23.
Санитар (буфетчица)
1 должность на 30 коек каждого отделения
24.
Санитар (уборщица)
1 должность на каждое отделение;
2 должности при наличии в отделении более 60 коек;
1 должность в отделении анестезиологии-реаниматологии для женщин