Служба закупок на предприятии.
Формы снабжения и методы закупки.
Формы снабжения:
· складская — поставка продукции осуществляется через промежуточные и распределительные складские комплексы и терминалы;
· транзитная — поставка продукции непосредственно потребителю с предприятий-изготовителей; поступление закупленной продукции в розничные торговые предприятия непосредственно от поставщиков.
Методы закупки:
1. прямые закупки - закупки продукции непосредственно у производителей;
2. встречные закупки - закупки у поставщиков, одновременно являющихся и потребителями;
3. лизинг - аренда, например, складского оборудования;
4. новая закупка - ситуация осуществления закупки предприятием, при которой покупатель совершает покупку данной продукции впервые, может потребовать проведения серьезных исследований;
5. обычная повторная закупка;
6. измененная повторная закупка - ситуация осуществления закупки, при которой предприятие-покупатель изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика продукции, требует проведения небольших исследований;
7. комплексная закупка осуществляется на основе комплексного решения и не требует принятия каких-либо отдельных решений.
1. определение на основании статистики сбыта тех видов продукции, объем запасов которых следует сократить;
2. выработку критериев, на основании которых определяется необходимость уменьшения или ликвидации конкретных видов запасов продукции;
3. сведение к минимуму доли медленно реализуемых видов продукции на основе учета показателей объема запасов продукции.
Задача «сделать или купить» в закупочной логистике.
Задача "сделать или купить" заключается в принятии одного из двух решений: делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. Самостоятельное производство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации. В то же время, высокое качество и низкую себестоимость комплектующих скорее обеспечит производитель, который специализируется на их выпуске. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды.
Решение в пользу закупок, если: — потребность в комплектующем изделии невелика;
— отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности; — отсутствуют кадры необходимой квалификации.
Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда: — потребность в комплектующих изделиях стабильна, и достаточно велика; — комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.
Задача выбора поставщика.
После того, как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.
1. Поиск потенциальных поставщиков. Используются следующие методы:
— объявление конкурса; — изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.; — посещение выставок и ярмарок; — переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальные поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Главный критерий - соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции. К другим критериям относят следующие: — удаленность поставщика от потребителя; — сроки выполнения текущих и экстренных заказов; — наличие резервных мощностей; — организация управления качеством у поставщика; — психологический климат у поставщика (возможности забастовок);
— способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования; — финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др. В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.
3. Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Главными критериями при выборе поставщика будет надежность поставки, цена, качество товара, условия платежа, возможность внеплановых поставок, финансовое состояние поставщика.
Логистическая технология поставок «точно в срок» в закупочной логистике.
С логистических позиций концепция/технология "точно в срок" предполагает, что потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью в них, задаваемой производственным расписанием выпуска готовой продукции. Подобная синхронизация есть не что иное, как координация двух базисных логистических функций: снабжения и производственного менеджмента. Эта концепция успешно применяется в дистрибуции, системах сбыта готовой продукции и в макрологистических системах.
Концепция "точно в срок" тесно связана с составляющими логистического цикла. В идеальном случае материальные ресурсы или готовая продукция должны быть доставлены в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность, что исключает излишние запасы, как в производстве, так и в дистрибуции. Многие современные логистические системы, основанные на данном подходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, а это требует адекватной реакции звеньев логистической системы на изменения спроса и соответственно производственной программы.
Логистическая концепция "точно в срок" характеризуется следующими основными чертами:
· минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;
· короткими производственными (логистическими) циклами;
· небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);
· взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков;
· эффективной информационной поддержкой;
· высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.
Определение оптимального размера закупаемой партии.
Важнейшим этапом управления запасами сырья и материалов, вошедших по методу ABC в группу А (и, может быть, частично в группу В), является определение оптимальной партии заказа.
Объем закупки (оптимальный размер заказа) - ее уровень, при котором достигается максимальное использование складских помещений, минимизируются издержки хранения запасов.
Определение оптимального размера заказа не имеет смысла, если время выполнения заказа весьма продолжительно при значительном колебании спроса и нестабильных ценах. Во всех других случаях определение оптимальный размер заказа приведет к уменьшению издержек хранения запасов без потери качества обслуживания.
Затраты на выполнение одной партии заказа можно рассчитать как:
Зат1парт = (ПотрСырья1период / Разм1парт) * СтоимРазм1зак, где
ПотрСырья1период - потребность в сырье в течение 1 периода, Разм1парт - средний размер 1 партии заказа, СтоимРазм1зак - средняя стоимость размещения одного заказа.
Служба закупок на предприятии.
В соответствии с концепцией логистики в процессе обеспечения предприятия предметами труда должны иметь место мероприятия по реализации системного подхода к управлению материальными потоками в пределах самой службы снабжения.
Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи:
— что закупить;
— сколько закупить;
— у кого закупить;
— на каких условиях закупить.
Кроме того, необходимо выполнить работы:
— заключить договор;
— проконтролировать исполнение договора;
— организовать доставку;
— организовать складирование.
Что, сколько и у кого закупить - задачи сложные по своей природе. В России их решение осложнено тем, что в недавнем прошлом предприятия эти задачи в полном объеме зачастую не решали вообще, так как ресурсы распределялись.
Существует 2 варианта снабжения:
Рис. 26. Реализация функции снабжения в процессе работы различных подразделений предприятия
:
Рис. 27. Реализация функции снабжения в процессе работы одного подразделения предприятия
Другой вариант, представленный на рис. 27, предполагает сосредоточение всех функций снабжения предприятия в одних руках, например, в дирекции по материально-техническому снабжению. Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|