Сделай Сам Свою Работу на 5

Сотрудники - совладельцы салонного бизнеса?





Причины неудач салонного бизнеса

Андрей Владимирович Петров, к.э.н., PhD.
генеральный директор, группа компаний НЕРОЛИ

Любым делом должны занимать профессионалы.
А вот детей делают у нас все, кому не лень!
Поэтому у нас в стране столько раздолбаев!
(Жизненное наблюдение)

Журналисты красивых глянцевых изданий великолепно научились находить и безжалостно эксплуатировать у своих клиентов такую тщательно скрываемую ими черту, как тщеславие. Ну, как же, тусовка городской элиты, а я на ней и не в качестве жены или подруги бизнесмена, а сама лично – хозяйка салона красоты, бутика, клиники, центра СПА, турфирмы и т.д.

Да. Вы, безусловно, талантливы, раз сумели убедить своего расчётливого, хваткого в своём бизнесе мужчину выделить Вам деньги. Возможно, это результат вашего занудства или наоборот тонкого расчёта и понимания. Но это только часть победы; важная, но, к сожалению, не самая главная. Путь в индустрию красивого бизнеса тернист и извилист, впрочем, как и в любой другой бизнес.

Салоны-игрушки

Конечно, это может быть хобби, игрушка, просто желание «так, поразвлечься» - флаг в руки. Однако хочу предостеречь «спонсоров»: будьте внимательны и осмотрительны, процесс затягивает: и нести тяжело и бросить жалко, а на салонный бизнес - вумэн она не тянет. И тогда неожиданно происходят метаморфозы: красивая барышня, заботливая домашняя хозяйка, страстная любовница вдруг неожиданно превращается в занудливую «доярку». Нужны деньги на аренду, на закупки, на налоги, на рекламу, на новое косметологическое оборудование, да такое, чтобы ни у кого больше не было. Отказать - сложно, научить - трудно, да и можно ли?



Впрочем, кому-то такой мазохизм может и нравится. Как говорят, чем бы дитя ни тешилось.… В математике существует понятие – «в пределе». В контексте нашего салонного бизнеса это означает, что через несколько лет, путем многочисленных проб и ошибок, немереного количества затраченных денег, процесс, может быть, и выйдет на самоокупаемость и доходность.

Салон или хобби?

Как показывает анализ рынка косметологических услуг, например, Нижнего Новгорода, бизнесом можно считать то, что приносит больше 100 евро выручки в месяц с метра общей площади. (В Москве – как минимум вдвое больше, прим. редактора).



Если сумма выручки меньше, то это хобби. Однако и здесь всё не так просто и однозначно. Чаще всего, это означает отсутствие учета и контроля со стороны владельца салонного бизнеса. Хозяйские материалы расходуются на обслуживание клиентов, а выручка или её часть идёт в карман специалисту, либо сам «специалист» утаскивает клиентуру, начиная ходить по домам своих клиентов, отловленных в салоне красоты. Ну, как тут не вспомнить «детективную историю в стиле Оксаны Пушкиной».

Существуют разновидности этого процесса, когда в учитываемых процедурах экономят расходный материал (косметические средства), а на сэкономленном обслуживают неучтённых клиентов. Это ведет к низкой эффективности процедур, разочарованию клиентов и они резво «голосуют ногами» против данного салона красоты. В народе, правда, это называют обычным воровством.

Сотрудники - совладельцы салонного бизнеса?

Второй причиной неудавшегося красивого бизнеса может быть «халявная» система оплаты труда, когда на зарплату специалиста уходит 35-45%% выручки. Ну, как же «девочки такие хорошие, умные и трудолюбивые». Обычно за этим стоит хозяйская (директорская) лень, безалаберность или глупость. Да, достаточно сложно придумать системы оплаты труда, учёта и контроля, которые бы удовлетворяли наёмных работников, стимулировали их на выполнение плана, обеспечивали функционирование и развитие бизнеса, давали доход хозяину. Но, к сожалению, это необходимо делать!



Иногда владельцы салонов красоты впадают в другую крайность: начинают жёстко жучить, платят мизер, ставят видеокамеры, чтобы наблюдать за персоналом, а заодно и за клиентурой. Толковые и уважающие себя специалисты разбегаются. Работа «рабов» и из-под палки никогда не была эффективной. Читатель сам может рассмотреть и другие комбинации указанных вариантов.

Есть ли у вас план, мистер Фикс?

Третья причина неудач салонного бизнеса – концептуальная несостоятельность проекта салона красоты. Вроде бы все ресурсы есть: и помещение, и дизайн, и салонное оборудование, и профессиональная косметика, и персонал. Но всё «в куче», не понятно для кого, на какую целевую группу рассчитано. Составляющие ресурсы не в балансе, клиентский сервис «мутный» и чувствует здесь клиент себя далеко не в своей тарелке. Получается эдакое косметологическое «оливье». В общем, как писал поэт: «смешались в кучу кони, люди и громы тысячи орудий зовут в победный (последний?) бой». Так что же – безвыходная ситуация?

Оставим на потом ответ на этот вопрос и, вооружившись здравым смыслом, порассуждаем о том, как выработать правильный алгоритм или последовательность шагов, что бы получить желаемый результат.

Обычно кандидат (кандидатка) во владельцы красивого бизнеса поступают так: обходят пяток салонов красоты в округе, прицениваются, присматриваются, и решают – у меня будет лучше! Иногда эта процедура несколько удлиняется. Они решают проконсультироваться. Разумный шаг. Но вот только как, о чём и у кого? У хозяина (директора) ближайшего салона красоты? Скажите, как спросить о том, как сделать так, чтобы новый салон был лучше, чем твой? Ответ не трудно предугадать. Кто же будет плодить и взращивать конкурентов?

Ситуация усугубится, если такой салон красоты параллельно своей основной деятельности продвигает на своей территории какие-то косметические продукты: профессиональную косметику, косметологическое оборудование, расходные материалы. Такого неофита салонного бизнеса загрузят «по самое не хочу», заставив проспонсировать основной бизнес-процесс салона красоты. Разобраться со всем приобретённым владелец предприятия индустрии красоты и здоровья сумеет только через некоторое время, когда деньги уже потрачены, что со всем этим делать никто не знает, а клиент так и не пошёл.

Налево пойдешь, направо пойдешь… все равно потеряешь

Можно заказать проектирование салонного бизнеса под ключ, но такой подход существенно удорожает проект и может оказаться не по карману. Можно попробовать проконсультироваться у «независимых» специалистов. Они тоже не дёшево стоят, да к тому же здесь возникает занятный парадокс. Специалист может правильно посоветовать «как и что» делать, но делать то придётся вам самим и не факт, что вы сумеете сделать всё так, как вам насоветовали.

Можно попытаться найти толкового «топ-менагера» и попробовать решить проблему с его помощью. Обычно иногда ещё вспоминают о бизнес плане, однако его желательно тоже написать самому. Можно поручить знающим людям, однако потом все равно в нём надо разобраться и точно выполнить. Как известно, любой бизнес-план «умирает» в день передачи его заказчику. Жизнь движется стремительно, надо успевать вносить коррективы и адекватно реагировать на эти изменения. Но такие «фенечки» как бизнес план, SWOTанализ, маркетинговые исследования рынка и расчёты обычно нужны инвестору или в банк. Хозяйка салонного бизнеса, она же директор, как правило, «позволяет» себе не заниматься такой «ерундой» и делает всё, основываясь на своем прошлом опыте или с помощью своей верной подруги - интуиции. А дальше, ка как образно говорят эксперты отрасли - если раньше у России две главных беды назывались «дураки и дороги», то теперь – интуитивное планирование и эмоциональное управление. Многие уже слышали поговорку про то, что профессионалы построили Титаник, а любитель построил Ноев Ковчег. Вроде бы при этом выходит, что любители добились результатов, а профессионалы - нет. А если вдуматься, то проект Титаника был совершенством. И воплощение его тоже было великолепным, и только пустая голова управленца (капитана) и кривые руки команды уничтожили величайшее творение человеческого разума. А в другом случае – с Ноевым Ковчегом, наоборот, судно было спроектировано и сделано тяп ляп, зато управлялся потом этот ковчег очень мотивированным тружеником и командой единомышленников.

Результат: в том же Нижнем Новгороде ежемесячно открывается 3-5 салонов красоты и почти столько же закрывается. А сколько существует на уровне выживаемости, не знает никто. Зато четверть – это не салонный бизнес, а арендный. Потому что когда владелец салона красоты сдает в аренду рабочие места (парикмахера, косметолога, мастера маникюра…), то это совсем не салон красоты, а артель независимых мастеров собравшихся под общей крышей колотить деньги. Им дела не до того, что будет завтра, им нужно сытое сегодня, а значит - бери сейчас, а марка салона красоты ничего не значит. Сегодня это один, завтра - другой…

И, наконец, кадры, «которые решают всё». Существует множество «живопырок», НОУ, которые обещают ВСЁ и ВСЕМ. Но на самом деле это оказывается далеко не так. Для получения лицензии необходимы документы «государева» образца. Для работы с косметическими препаратами - документы об обучении «на право применения» от производителя или поставщика. А если это не так, то считайте, что Вы заплатили за свою глупость или, в мягком варианте: за своё обучение, что так делать не следует.

Да будет свет!

В качестве наиболее эффективного и экономически разумного захода в «красивый бизнес» можно порекомендовать следующее: поехать и сначала поучиться «на директора» салона красоты. Затраты до 1000 баксов, в зависимости от престижности и известности обучающего мероприятия. Есть и дистанционные курсы, это когда обучаться можно не выходя из дома. Здесь лучше сильно не экономить и пройти обучение у известных специалистов. Это позволит, либо сохранить остальные деньги: вы поймете, что это не ваше, либо наоборот, научитесь их более разумно потратить и сделать «конфетку». Разумеется это не панацея. Учат одному, а вы всё равно хотите или можете поступать по-своему. Но в таком случае уже надо лечиться, а не учиться.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.