Сделай Сам Свою Работу на 5

Грамматический строй речи.





Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.

Задание: образовать слова по аналогии.

Возрастные показатели.

4 года: стол - столы кот, дом, кукла, рука, окно

5лет: рот - рты лев, река , ухо, кольцо 6лет: глаз - глаза лист, стул, дерево, пень, воробей.

Вывод:

-выполняет в полном объеме;

-выполняет не в полном объеме;

-не выполняет.

Употребление имен существительных в косвенных паде­жах.

Задание: ответить на вопросы.

Возрастные показатели.

4год:Что есть у мальчика? (мяч) Чего нет у мальчика? (мяча)

Кому мальчик дает мяч? (девочке) Что ты видишь на картинке? (машину)

Чем рисует девочка? (карандашом) О ком думает кошка? (о мышке)

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

-выполняет не в полном объеме,

-не выполняет.

 

Образование существительных

множественного числа в родительном падеже.

Задание: ответить на вопрос «много чего?»по картинкам.

Возрастные показатели.

5 лет:шаров, ключей, берез, ложек, окон.

6 лет:карандашей , листьев , книг, вилок, ведер .

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

-выполняет не в полном объеме,

-не выполняет.

Согласование прилагательных



с существительными един­ственного числа.

Задание: назвать по картинкам.

Возрастные показатели.

4 года: красный мяч, синяя шапка, желтое ведро

5 лет:оранжевый апельсин, голубая бабочка, белое блюдце 6 лет: фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье.

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

-выполняет не в полном объеме,

-не выполняет.

Употребление предложно-падежных конструкций.

Задание: отве­тить на вопросы по картинкам.

Возрастные показатели.

4года:Где стоит ваза? (на столе) Где лежат фрукты? (в корзине)

У кого мячик? (у мальчика)

5лет: Где сидит снегирь? (на дереве) Где стоит машина? (в гараже)

У кого кукла? (у девочки) Где стоит коза? (за забором)

Где едет машина? (по дороге)

6лет: Где лежит мяч? (под столом) Где летает бабочка? (над цветком)

Откуда вылетает птичка? (из клетки ) Откуда прыгает котенок? (с кресла).

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

- выполняет не в полном объеме,

-не выполняет.

Употребление числительных «два» и «пять»

с существительными.

Задание: образовать множественное число (один - много).



Возрастные показатели.

4 год: два кота - пять котов, две машины - пять машин .

5лет:два мяча - пять мячей, две розы - пять роз, два окна - пять окон.

6лет: два пня - пять пней, два воробья - пять воробьев,

две шали - пять шалей, два ведра - пять ведер.

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

-выполняет не в полном объеме,

-не выполняет.

Словообразование.

Образование существительных

с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами

Задание: выполнить словообразование по картинкам.

Возрастные показатели.

4года: стол - столик, чашка - чашечка, сумка –сумочка, ведро-ведерочко.

5лет: забор- заборчик, носок – носочек, лента-ленточка, окно-окошечко.

6лет: палец - пальчик, изба –избушка, крыльцо –крылечко, кресло-креслице.

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

-выполняет не в полном объеме

-не выполняет.

Образование названий детенышей животных.

Задание: образовать по образцу.

Возрастные показатели:
4 года:
у кошки, у лисы, у утки , у слонихи ;

5лет:у зайчихи, у волчицы, у белки, у козы;

6ле :у медведицы, у бобрихи, у барсучихи, у собаки, у коровы.

Вывод:

-выполняет в полном объеме;

- выполняет не в полном объеме;

-не выполняет.

Образование относительных прилагательных.

Задание: образовать слова по образцу.

Возрастные показатели:
6лет: Стол из дерева (какой?) — деревянный Аквариум из стекла (какой?)

Крыша из соломы (какая?) Стена из кирпича (какая?)

Шапка из меха (какая?) Носки из шерсти (какие?)

Сапоги из резины (какие?) Крепость из снега (какая?)

Лопатка из металла (какая?) Сок из яблок (какой?).

Вывод:

-выполняет в полном объеме,



- выполняет не в полном объеме,

-не выполняет.

Образование притяжательных прилагательных.

Задание: образовать слова по образцу.

Возрастные показатели:
6лет:
Очки бабушки (чьи?) бабушкины Туфли мамы (чьи?)

Усы кошки (чьи?) Хвост лисы (чей?)

Берлога медведя (чья?) Гребень петуха (чей?).

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

- выполняет не в полном объеме,

-не выполняет.

Образование приставочных глаголов.

Задание: ответить на вопрос «Что делает мальчик?» (по картинкам).

Возрастные показатели:

6лет:Мальчик выходит из дома. Мальчик отходит от дома

Мальчик подходит к магазину Мальчик переходит улицу.

Мальчик обходит лужу. Мальчик входит в дом.

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

- выполняет не в полном объеме ,

-не выполняет.

Образование глаголов совершенного вида.

Задание: составить пред­ложения по картинкам.

Возрастные показатели:

6лет: Девочка строит домик. Девочка построила домик

Мальчик красит самолет. Мальчик покрасил самолет

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

- выполняет не в полном объеме ,

-не выполняет.

Состояние связной речи.

Составление рассказа по картинке.

Задание: составить рассказ по сюжетной картинке («Котёнок»).

4года:опиши котёнка, какой он?

5лет: опиши котёнка, какой он, придумай про него рассказ.

6лет:разложить 3-4 картинки в последовательности и составить рассказ. Ребенку предлагают рассмотреть картинки, разложить их по порядку, рассказать что нарисовано на картинке , так чтобы получился рассказ. Если ребёнок испытывает затруднения, можно предложить ему сначала ответить на вопросы по каждой из картинок, уже потом составить рассказ.

Возрастные показатели и вывод:

4года:использует 2-3 простых предложения, самостоятельно описывает картинку (называет признаки, качества. действия, высказывает свою оценку); рассказывает по вопросам педагога; называет отдельные слова, не связывая их в предложения.

5 лет: использует 3-5 предложений (простые распространенные, простые осложненные и одно сложное предложение). Составляет описание , в котором присутствуют начало, середина, конец;

6 лет: использует 5-6 предложений (простые распространенные, простые осложненные и не менее двух сложных предложений). Развивает сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

Рассказ старших дошкольников анализируют также

по следующим критериям:

содержательность (в повествовании – умение придумывать интересный сюжет, развёрнутый в логической последовательности; заимствован сюжет; идёт перечисление признаков в описании – раскрытие признаков и действий).

Композиция высказывания (наличие трёх структурных частей – начало, середина, конец, выстраивание сюжета в логической последовательности; частичное нарушение логики изложения: отсутствие начала и конца).

Грамматическая правильность построения предложений (правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях; использование только простых предложений; однотипные конструкции).

Разнообразные способы связей между предложениями (использование способов формально-сочинительной связи (через союзы «а» , «и», наречие «потом» ); неумение связывать между собой предложения.

Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов-определений, сравнений, синонимов, антонимов; некоторое нарушение точности словоупотребления; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов).

Звуковое оформление высказывания (плавность,интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы; монотонное невыразительное изложение).

 

Пересказ текста.

Задание:пересказать текст.

Года.

Котенок.

У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила его молоком. Котёнок любил играть с Катей.

Ребенку выразительно читают рассказ, не предупредив о последующем пересказе. Затем задают несколько вопросов по содержанию: «Кто жил у Кати? Катя любила котенка? Чем она поила котенка? Что любил делать котенок?» Потом еще раз выразительно читают рассказ, предупредив ребенка о последующем пересказе.

Далее предлагают ребенку план рассказа: «Сначала ты расскажешь, кто жил у Кати. Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила. И наконец, ты расскажешь, что любил делать котенок».

Лет.

Рыбалка.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удоч­ку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Ребенку читают рассказ и задают вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?». Далее предлагают ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажи, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюше мама».

Лет.

Щенок.

Мама подарила Егору маленького щенка. Егор очень ему обрадовался.

Он назвал щенка Тобиком. Стал Тобик знакомиться с квартирой. Сначала Тобик обнюхал диван, потом залез под стол и стал грызть ножку стула. Егор полез за Тобиком под стол, но щенок выскочил оттуда, побежал в коридор и спрятался за тумбочкой.

Ребенку читают рассказ и задают вопросы: «Кого подарили Егору? Что почувствовал при этом Егор? Как Егор назвал щенка? Что стал делать Тобик сначала, а что потом? Что сделал Егор? Что сделал щенок?». Далее предлагают ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажи, как щенок попал к Егору. Потом расскажи, как щенок знакомился с квартирой. И наконец, расскажи, делал Егор и где спрятался щенок».

Возрастные показатели и вывод:

4года: передает общий смысл рассказа (воспроизводит не менее 30% текста), использует простые распространенные предложения, 8-10% сложных предложений.

5лет: достаточно полно передает сюжет рассказа (воспроизводит не менее 50% текста), использует простые распространенные предложения, а также сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Интонационно передаёт диалог действующих лиц, характеристику персонажей.

6лет: достаточно полно передает сюжет рассказа (воспроизводит не менее 70% текста). Использование простых распространенных и простых осложненных предложений, а также сложные предложения (1-2).

Фонематические процессы.

Фонематическое восприятие.

Задания.

Повторить слоги с оппозиционными звуками:

Возрастные показатели:

4года:

ба-па,па-ба; га-ка,ка-га; да-та,та-да; ма-ба,ба-ма; ва-ка,ка-ва; ня-на,на-ня

5лет:

ба-па-ба; па-ба-па; да-та-да; та-да-та; га-ка-га; ка-га-ка; за-са-за;

са-за-са; та-тя-та; тя-та-тя

6 лет:

са-ша-са ; ша-са-ша; жа-ша-жа; ша-са-ша; жа-ша-жа; ша-жа-ша;

са-ца-са; ца-са-ца; ча-тя-ча; тя-ча-тя ; ла-ля-ла ; ля-ла ля

Дифференциация оппозиционных звуков,

не смешивае­мых в произношении.

Задание:показать по картинкам.

Возрастные показатели:

4год:кот-кит, дом-дым , уточка- удочка, киска- миска;

5лет:мышка-мишка, почка-бочка, катушка-кадушка, корка-горка;

6 лет:мышка – мошка, пашня – башня, сова – софа, крот – грот.

Дифференциация оппозиционных звуков,

смешиваемых в произношении.

Задание:показать по картинкам.

Возрастные показатели:

4года:коса – коза, мишка – миска, кочка – кошка, малина – Марина;

5лет:речка – редька, цвет – свет, челка – щелка, рейка – лейка;

6лет: лук – люк ,марка – майка, ель – гель, плач - плащ.

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

- выполняет не в полном объеме,

-не выполняет.

Фонематический анализ.

Задания и возрастные показатели:

4 года:

-выделение звука на фоне слова (ДОМ; МАК).

5 лет:

-выделение начального ударного звука (АНЯ, ОЛЯ, УТРО, ИРА, ЭХО; САД; ЗАЙКА; ШУБА; ЖУК; ЩУКА; ОТЕЦ; МЯЧ; ЛАПА; РАК).

6лет:

- определение места звука в слове (в начале, середине, конце).

Где находится звук С в слове САД; ФОКУС; ЛИСА?

На каком месте стоит звук С в слове САНИ; ОСА; НОС

-определение последовательности звуков в слове.

Какой звук ты слышишь в начале слова ССАНИ; какой звук ты слышишь после звука С СААНИ; после звук А САННИ; после звук Н САНИИ.

-определение количества звуков в слове (слова состоящие из звуков сохранных в произношении).

Сколько звуков в слове МАК; МУКА; КОМОК.

Фонематический синтез

Задания.

6 лет:

-составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности

С-А-Д; Д-О-М; Р-У-К-А; П-О-Ч-К-А;

-составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности

М-О-С; О-Л-Б; У-Ш-А-Б; А-М-Р-К-А.

Фонематические представления.

Задания.

6 лет:

-подобрать слово на заданный звук;

назови слово со звуком С; З; Ц; Ш; Ж; Ч; Щ; Л; Р;

-из предложенных картинок предлагается отобрать те, в названии которых имеется данный звук ( звук С: самолёт, стакан, сыр, сосна, сумка);

- из предложенных картинок предлагается отобрать картинки с предметами, в названии которых есть оппозиционные звуки С-З: сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, лес, роза, нос, автобус, зонт и т. д.).

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

- выполняет не в полном объеме,

-не выполняет.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.