Сделай Сам Свою Работу на 5

Артикуляционная моторика.





Приложение 2.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Тема занятия, его место в общей системе логопедического воздействия. Соответствие занятия этапу коррекционной работы, возрастным и инидвидуальным, в том числе, речевым особенностям учеников.
  2. Правильность постановки цели задач занятия, их комплексность и соответствие теме занятия.
  3. Дидактическое оснащение занятия: качество используемого оборудования, соответствие выбора наглядного и речевого материала целям занятия.
  4. Структура занятия: его основные этапы, их взаимосвязь и логическая последовательность. Соотношение времени, отведенного на групповую и индивидуальную работу, соотношение речевых (устных и письменных) и неречевых заданий. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от плана их причины.
  5. Этапы занятия. Реализация принципов логопедического воздействия; соответствие выбранных методов и приемов задачам занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов, приемов, средств. Направленность каждого раздела на развитие неречевых психических функций и речевой функции.
  6. Методика проведения занятия. Разнообразие и целесообразность использования методов и приемов. Использование инновационных (возможно ,авторских) технологий, техник логопедической работы. Контроль за речью детей.
  7. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии. Причины трудностей в деятельности и поведении детей.
  8. Характеристика деятельности учителя-логопеда: знание материала занятия, манера поведения, владение собой и детским коллективом, проявление педагогического такта, доступность и четкость инструкций и вопросов, правильность, эмоциональность и выразительность его речи, соотношение речи и действий; психологически климат на занятии, целесообразность оценочных воздействий, личностно-эмоциональное отношение к детям; эффективность приемов руководства детским коллективом (деятельностью ребенка).
  9. Результативность занятия: достижение целей, выполнение плана, эффективность использованных методов, приемов, средств; качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.
  10. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других педагогов.
  11. Педагогические выводы.

 





 

Приложение 3.

 

КОММЕНТАРИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

РЕЧЕВОЙ КАРТЫ РЕБЕНКА

(ПО О.А.ИШИМОВОЙ)

Предлагаемый вариант речевой карты соответствует установленным требованиям и представляет собой карту - бланк, что упрощает заполнение документа, сохраняя его содержательность .

Титульный лист карты содержит следующую информацию:

■Фамилия имя, возраст, класс, школа №,ДОУ №);

■ Данные о развитии (заполняется в начале обследования со слов родителей);

■ Характеристика устной речи дошкольника, младшего школьника (заполняется по завершении обследования, проводимого индивидуально);

■ Характеристика письменной речи (заполняется по завершении обследования, проводимого фронтально или индивидуально);

■ Заключение (формулируется по результатам обследования устной речи (учащиеся 1-х классов на начало учебного года); устной и письменной речи (учащиеся остальных классов).

■ Рекомендации (даются по результатам обследования).

Обследование речи проводится на разных языковых уровнях с последовательностью предъявления заданий в соответствии с принципами системности, от общего к частному, что помогает собрать емкую (количественно и качественно) информацию о проявлениях речевой недостаточности и рассматривать особенности речи в контексте с другими высшими психическими процессами.

В речевой карте:

■ указаны виды заданий и их фактический материал, которые могут быть изменены на более привычные, а значит, более показательные для логопеда;



■ предложены критерии оценок выполняемых заданий (оценку рекомендуется проводить по окончании обследования).

Некоторые виды заданий (по оптико-пространственному восприятию, праксису, профилю латеральной организации) не являются вербальными, но внесены в речевую карту, т. к. в сочетании с другими показателями: понимание инструкции, темп выполнения заданий, сформированность мотиваций, регуляции, самоконтроля, являются информационно важными для определения причин (не только речевых), обусловивших нарушения письменной формы речи.

Обследование зрительного младших школьников может быть проведено с использованием традиционного «Ориентировочного теста школьной зрелости» (тест Керна Ийрасека), но с точки зрения сформированности графо-моторного навыка и оптико-пространственных представлений.

При обследовании чтения у младших школьников как письменной формы речи необходимо обращать внимание не только на техническую сторону процесса (скорость, способ чтения, правильность, выразительность), но прежде всего на его осознание (понимание смысла прочитанного), не только фиксируя, но и анализируя ошибки.

 

 

Приложение 4

 

 

РЕЧЕВАЯ КАРТА

(ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

(Афонькина Ю.А., Кочугова Н.А. Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ.-М:Аркти, 2012)

ФИО:_____________________________________________________________________

Дата поступления: __________________________________________________________

Откуда прибыл:___________________________________________________________

Дом. адрес и тел. ____________________________________________________________

Мать: __________________________________________________________________

Отец: __________________________________________________________________

Д-з: психиатра:________________________________________________________

Закл. логопеда:__________________________________________________________

Состояние слуха: ____________________________________________________________

Состояние зрения: ___________________________________________________________

 

АНАМНЕЗ

От какой беременности: ____________________________________________________________

Характер беременности (токсикоз, падения, психозы, хр. заб-я, инф. заб-я)

Роды (досрочные, срочные , быстрые , стремительные , обезболивания) Стимуляция ( механическая, химическая , электростимуляция)

Асфиксия (белая, синяя)

Резус-фактор: __________________________________________________________

РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ_____________________________________

__________________________________________________________________

 

РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ

Первые слова ____________________________________________________________

Первая фраза ____________________________________________________________

Перерыв в развитии речи ______________________________________________

Речевая среда ____________________________________________________________

Отношение к своей речи _____________________________________________________

Занятия с логопедом _________________________________________________________

 

Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Осмотр.

Выводы:

-губы: толстые, тонкие, неполное смыкание губ, укороченная верхняя губа, расщелина, шрамы;

-зубы: редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутст­вие, двойной ряд зубов, излишне крупные передние;

-челюсти: прогнатия (излишнее выдвижение вперёд верхней челюсти), прогения(излишнее выдвижение вперёд нижней челюсти) ;

-прикус : открытый боковой, открытый пе­редний, перекрестный ;

-твердое нёбо: высокое узкое, излишне низкое, готическое, уплощённое, куполообразное, субмукозная щель;

-мягкое нёбо: отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсут­ствие маленького язычка, плоское, округлое, гиперкинез, отклонение маленького язычка в сторону, расщелины;

-язык : массивный, не умещается во рту, короткий, длинный, гипертрофия корня языка;

-подъязычная связка: короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области, с послеоперационным узлом.

-кончик языка: норма, истончённый, широкий, толстый, раздвоенный-позиция языка в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении.

Дыхательная функция.

Задания:

-сыграть на любом духовом инструменте;

-поддувать пушинки, снежинки (2—3 дыхательные дви­жения).

Возрастные показатели.

4года, 5лет:2-3 слова на выдохе.

6лет: 3-5 слов на выдохе.

Выводы:

-тип физиологического дыхания: верхне-ключичное (поверхностное), грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное (смешанное), брюшное;-объем дыхания: достаточное, недостаточное.

-продолжительность речевого выдоха:соответствует возрасту; укороченный выдох,непродолжительный выдох

3. Просодическая сторона речи.

Определяется в процессе свободной беседы с ребенком.

Выводы:

-сила голоса : громкий, тихий, затухающий к концу фразы;

- высота голоса: высокий, низкий, фальцет;

-тембр: с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический»», писклявый;

-дикция: отчётливая, смазанная, невнятная, с не­значительной назализацией, назализованная, разборчивость сни­жена;
-темп: нормальный, ускоренный, замедленный;

-ритм: норма, аритмия (слова во фразах произносятся, то быстро, то медленно);

-паузация: (не) правильно употребляет паузы в потоке речи;

-интонационная выразительность речи: выразительная, монотонная, (не) употребляет повествовательную, вопросительную, побудительную интонации.

Артикуляционная моторика.

Движения языка.

Задания и возрастные показатели.

4 года:показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «иголочка», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом — на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник».5 лет: показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «иголочка», чередоватьвыполнениеуказанных упраж­нений, положить язычок сначала на верхнюю губу, потом — на нижнюю — «качели»,коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом — правого — «маятник».6 лет:показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», чередовать выполнение указанных упраж­нений, положить язычок сначала на верхнюю губу, потом нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом — правого — «маятник»; облизать кончиком языка губы, по кругу — «вкусное варенье».

Выводы:подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недо­статочный объем движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляци­онной позы, девиация (отклонение кончика языка в сторону), не удержи­вает язык «лопаткой», тремор при повторных движениях и при удержании позы, подергивание, изменение цвета (посинение), увеличение гиперкинеза или замедление темпа движений при повторных движениях, тонус (понижен, повышен, смешанный, норма).

Движения губ.

Задания и возрастные показатели.

4года:растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой».

5лет:растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений.

6лет:растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «тру­бочкой», чередовать выполнение указанных упражнений; под­нять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

Вывод:губыдостаточно подвижные, малоподвижные; выполнение правильное; диапазон движений не велик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; не удерживает «улыбку», «трубочку», тонус (понижен, повышен, смешанный, норма).

Движения мышц щёк.

Задания (выполняются по словесной инструкции):

-надуть левую щеку (правую), удержать позу в течение 3 секунд;

-надуть правую щеку, удержать позу в течение 3 секунд;

-надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд.

Вывод: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удаётся.

 

Движения мимической мускулатуры.

Задания и возрастные показатели.

4 года:поднять брови, на­хмурить брови, наморщить нос, надуть щеки.

5 лет:поднять брови, на­хмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос.

6 лет:нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку.

Вывод:

- объём движений мимической мускулатуры: полный (выполнены все движения, мимика сохранна); неполный (выполнена часть движений, недостаточная подвижность отдельных мимических мышц - лба, глаз, щёк, губ); движение не удаётся; появляются содружественные движения (щурятся глаза, подёргиваются щёки);

-точность выполнения: сохранна (все движения выполнены в данной последовательности); нарушена (производит дополнительные движения);

-тонус: сохранен (движения выполнены с необходимой силой и напряжением); нарушен (движения или часть движений выполнено вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мышц)

-темп движений: нормальный (одно движение выполняется за другим без пауз), замедленный (между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3-5 секунд), ускоренный (движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение ещё до конца не выполнено, а ребёнок начинает выполнять последующее движение)

 

Движения мышц глаз.

Задания(выполняется по словесной инструкции):

-легко сомкнуть веки, удержать позу;

-плотно сомкнуть веки, удержать позу;

-прищурить глаза, удержать позу;

-закрыть поочерёдно левый и правый глаз.

Вывод:выполняет правильно; зажмуривает глаза; возникают содружественные движения; движения не удаются; движения нормальные, замедленные, ускоренные.

 

Движения нижней челюсти.

Задания и возрастные показатели.

4года:рот широко открыть и закрыть.5лет: открыть и закрыть рот, пре­одолевая сопротивление кулаков.

6лет:открыть и закрыть рот, преодо­левая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево.

Вывод:

- объём движений:полный, неполный;

-тонус: сохранен (движения выполнены с необходимой силой и напряжением); нарушен (движения или часть движений выполнена вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мышц).

 

Саливация.

Вывод: норма, повышенная.

Сглаженность носогубных складок.

Вывод: наличие или отсутствие

Синкенезии.

Вывод: нет; есть.

Мелкая моторика.

Кинестетическая основа движений.

Задания и возрастные показатели.

4 года:

-сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом, на левой руке;

-поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять;

-положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и на­оборот.

5 лет:

-одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки;

- упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак -ребро -ладонь» ведущей рукой.

6 лет:

-одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук;

- поместить указа­тельный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом - на левой;

- упражнение «Игра на рояле»;

-проба «кулак - ребро - ладонь» правой рукой, левой рукой.

Выводы:

-справляется в полном объеме;

- справляется не в полном объеме;

-не справляется.

 

Импрессивная речь.

Понимание существительных.

Задание:показать на картинках отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов.

Возрастные показатели.

4 года:

девочка, стол, книга, хлеб, телевизор, часы, нож, мяч, лопата, кастрюля, пылесос, лестница, свеча, колесо, карандаш,голова, рука, пальцы, шея, уши, нос; машина: колеса, двери, окна, руль; самолет: крылья, окна, дверь;

дом: крыша, окна, дверь; медведь: лапы, голова, рот, нос, глаза, уши.

5 лет:

пятка. кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено;

машина: колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье; самолет: крылья, хвост, дверь, колеса, окна; дом: крыша, окна, дверь, стены;

медведь: голова, туловище, лапы, хвост.

6 лет:

пятка. кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено , подбородок, плечо;

машина: колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье, зеркала, багажник;

самолет: крылья, хвост, дверь, колеса, окна, кабина; дом: крыша, окна, дверь, стены, лестница; медведь: голова, туловище, лапы, хвост.

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

- выполняет не в полном объеме,

-не выполняет.

Понимание обобщающих слов.

Задание: показать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию.

Возрастные показатели.
4года:
игрушки, одежда, обувь, посуда .

5лет:игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрук­ты, птицы.

6лет:игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрук­ты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, ди­кие звери, транспорт.

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

- выполняет не в полном объеме,

-не выполняет.

Понимание глаголов.

Задание: показать по предложенным картин­кам.

Возрастные показатели.
4года:
девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует.

5лет:птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыга­ет, змея ползет.

6лет:строитель строит, уборщица убирает, продавец прода­ет, покупатель покупает.

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

- выполняет не в полном объеме,

-не выполняет.

Понимание прилагательных.

Задание:показать по предложенным кар­тинкам.

Возрастные показатели.
4 года:
большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кис­лый лимон; круглый торт, квадратный торт.

5 лет:круглое печенье, квадратное печенье, треугольное пе­ченье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье.

6 лет:прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; мо­лодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом.

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

-выполняет не в полном объеме,

-не выполняет.

Понимание различных форм словоизменения.

Задание: дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам).

Возрастные показатели.
4 года:
дом - дома, кот - коты, кукла -куклы, груша - груши, ведро – ведра.

5 лет:глаз- глаза, стул- стулья, лист- листья, окно – окна. 6 лет:рукав - рукава, пень - пни, гнездо - гнезда, перо - перья, ухо - уши.

Вывод:

-выполняет в полном объеме;

- выполняет не в полном объем;

-не выполняет.

Понимание предложно-падежных

конструкций с предлогами.

Задание: показать на картинках расположение предметов.

Возрастные показатели.

4 года:в, на, у.

5 лет:в, на, у, под, за, по.

6 лет:в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под.

Вывод:

-выполняет в полном объеме;

- выполняет не в полном объеме;

-не выполняет.

Понимание уменьшительно-ласкательных

суффиксов су­ществительных.

Задание:показать по предложенным картинкам.

Возрастные показатели.
4года:
стол - столик, машина - машинка, ведро -ведероч­ко.

5лет:носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошеч­ко.

6лет:нож - ножик, рукавица - рукавичка, одеяло - оде­яльце.

Вывод:

-выполняет в полном объеме;

- выполняет не в полном объеме;

-не выполняет.

Дифференциация форм единственного

и множественного числа глаголов.

Задание:показать по предложенным картинкам.

Возрастные показатели.

4года:кошка сидит - кошки сидят, слон идет - слоны идут.

5лет:птица летит - птицы летят, машина едет - маши­ны едут.

6лет:мальчик читает - мальчики читают, девочка ест - девочки едят.

Вывод:

-выполняет в полном объеме;

- выполняет не в полном объеме;

-не выполняет.

Дифференциация глаголов с различными приставками.

Задание:показать по предложенным картинкам.

Возрастные показатели.

4года:девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чаш­ки, поливает цветы из лейки.

5лет:птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку.

6лет:мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает доро­гу, мальчик подбегает к дому.

Вывод:

-выполняет в полном объеме;

- выполняет не в полном объеме;

-не выполняет.

Понимание предложений.

Задание: показать по предложенным кар­тинкам.

Возрастные показатели.
4года:Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.

5лет:Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за соба­кой.

6лет:Бабочка сидит на цветке, который уже распустился.

Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.

Вывод:

-выполняет в полном объеме;

- выполняет не в полном объеме;

-не выполняет.

Понимание текста.

Задание:ре­бенку читают сказку и проводят беседу по содержанию прочитанного.

Возрастные показатели:

4года: сказка «Репка»,

5лет:сказка «Колобок»,

6лет:сказка «Теремок».

Вывод:

-(не) понимает последовательность событий;

-(не) понимает характеристики персонажей;

-(не) понимает мотивы поступков персонажей;

-(не) понимает идею сказки.

Экспрессивная речь.

Употребление существительных.

Задания.

Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным темам.

Возрастные показатели.

4 года: игрушки, посуда, одежда, обувь.

5 лет:мебель, овощи, фрукты, птицы.

6 лет:ягоды, насекомые, животные, транспорт.

Назвать части тела и части предметов (по картинкам).

Возрастные показатели:

4 года:ноги , руки, голова , глаза, уши; спинка стула, сиденье стула, ножки стула, кузов машины, колеса машины;

5 лет: нос, рука, шея, живот, грудь, ворот, воротник, пуговица, кабина машины, руль;

6 лет: локоть, ладонь, затылок, висок, манжета , петля для пуговицы, фары, мотор.

Назвать одним словом(обобщить) предметы и объекты,

изображённые на картинке.

Возрастные показатели.

4 года:мяч, кукла, машинка; рубашка, платье, шорты; тапки, туфли, ботинки; 5 лет:стул, стол, шкаф ; огурец, помидор, морковь; яблоко, банан, апельсин; воробей, голубь, сова;

6 лет:клубника, смородина, черника; муха, комар, бабочка; кошка, собака, корова; самолет, автобус, машина.

Подобрать антонимы(скажи «наоборот»).

Возрастные показатели:

6 лет: друг, добро, горе, горячий, легкий, длинный, давать, поднимать.

Вывод:

-выполняет в полном объеме;

-выполняет не в полном объеме;

-не выполняет.

Употребление глаголов.

Задание: ответить на вопросы по картинкам.

Возрастные показатели.

4года:

Что делает мальчик? (ест) Что делает девочка? (спит)

Что делают дети? (играют) Что делает птица? (летит)

Что делают рыбки? (плавают) Что делают машины? (едут)

5лет:

Как передвигаются птицы? (летают) Как передвигаются рыбы? (плавают)

Как передвигается змея? (ползает) Как передвигается лягушка? (прыгает) Как передвигается человек?(ходит) Кошка мяукает. А собака что делает? (лает)

А как подает голос корова? (мычит) А как подает голос петух? (кукарекает)

6лет:

Ворона каркает. А кукушка? (кукует) А как подает голос волк? (воет)

А как подает голос лошадь? (ржет) А как подает голос овца? (блеет)

Врач лечит. А что делает учитель? (учит) А что делает продавец? (продает)

А что делает маляр? (красит) А что делает швея? (шьет).

Вывод:

-выполняет в полном объеме;

-выполняет не в полном объеме;

-не выполняет.

Употребление прилагательных.

Задания.

Назвать предъявленные цвета.

Возрастные показатели.

4года :красный, синий , зеленый, желтый ,белый ,черный.

5лет :красный, оранжевый, желтый ,зеленый, голубой, синий, белый, черный.

6лет :красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, белый, черный, серый.

Назвать форму(ответить на вопросы с опорой на кар­тинки).

Возрастные показатели.

4 года: Мяч какой? (круглый) Платок какой? (квадратный)

5 лет:Солнце какое? (круглое) Печенье какое? (квадратное)

Косынка какая? (треугольная) Огурец какой? (овальный)

6 лет:Руль какой? (круглый) Окно какое? (квадратное)

Флажок какой? (треугольный) Слива какая? (овальная)

Одеяло какое? (прямоугольное).

Вывод:

-выполняет в полном объеме;

- выполняет не в полном объеме;

-не выполняет.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.