Сделай Сам Свою Работу на 5

Цели и задачи (результат занятия)





Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)

 

 
 
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий кафедрой терапевтической стоматологии   Петрова Т.Г..____________________ (подпись) «___» _________________20__ г.  

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯСТУДЕНТОВ

 

Практическое занятие № _3__

Тема 3. Анатомические образования зубов, твердые и мягкие ткани. Анатомические особенности зубов верней челюсти

.

 

Дисциплина: З.Б.18.1 Пропедевтика

 

Направление подготовки:060201 Стоматология

 

Профиль подготовки С.3 Профессиональный цикл Стоматология

 

Квалификация: дипломированный специалист

 

Форма обучения: очная

 

 

Курс _________2___

 

Регистрационный №______

Экземпляр №______

 


 


Методические указания для студентов составлены на основании требованияФедерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от «__» __________2010 г. № _____.



 

Методические указания разработал (и):

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
Попова Л.Г. ассистент К.м.н. терапевтической стоматологии
       

 

Рецензент(ы)

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
       
       

 

Методические указания рассмотрены и утвержденына заседании кафедры _____________________________________________________________________________________
Протокол №____ от «___» _________________20__ г.

Зав. кафедрой________________________________

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой методической комиссии _____________________________________________________________________________________

Протокол №_____ от «___» ________________20__ г.

Председатель ЦМК____________________________

Введение

Актуальность: Знатьанатомические образования зубов, твердые и мягкие ткани,анатомические особенности зубов верней челюстианатоми и особенностей каждой группы необходимо для понимания функции зубов и проведения реставрации с восстановлением функциональной и эстетической ценности зуба.



 

Междисциплинарные связи:

Кодыциклов, дисциплин, практик (по РУП) Название циклов, разделов, дисциплин, практик Краткое содержание (через основные дидактические единицы) Содержательно-логические связи. Коды учебных дисциплин. практик (и их разделы) Коды формируемых компетенций
на которые опирается содержание данной учебной дисциплины / практики (входы) которые обеспечивает содержание данной учебной дисциплины / практики (выходы)
  Гуманитарный, социальный и экономический цикл
3.Б.18.3 Базовая часть Пропедевтика способность к проведению стоматологических профессиональных процедур 1.Б.1 Педагогика и психология    
3.Б.18.3 Пропедевтика   1.Б.4 История медицины   ПК -18
3.Б.18.3 Пропедевтика   1.Б.8 Латинский язык    
3.Б.18.3 Пропедевтика   1.Б.3 Правоведение   ПК -18
   
  Математический и естественно научный цикл        
  Базовая часть        
3.Б.18.3 Пропедевтика
  Профессиональный цикл        
  Базовая часть        
3.Б.18 Стоматология        
3.Б.18.3 Пропедевтика   2.Б.6.1Анатомия головы и шеи 3.Б.18.2 Материаловедение 3.Б.18.4 Кариесология и заболевания твердых тканей зубов 3.Б.18.5 Эндодонтия 3.Б.18.6 Пародонтология 3.Б.18.16 Клиническая стоматология 3.Б.20 Детская стоматология ОК-1 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-18 -
       

Подготовка к занятию



Для подготовки к занятию студенту необходимо:

№ п/п Содержание (пример) Форма контроля (пример)
2.1. Повторить: -гистология тканей зуба ,строение зубочелюстной системы, общая и частная анатомия зубов постоянного прикуса (кафедра анатомии и гистологии) - организация стоматологического кабинета, - организация рабочего место, наборинструментов для осмотра полости рта, исследования зубов Самоконтроль Входной контроль
2.2. Изучить материал лекции № __2_ Тема:Анатомия временных, постоянных зубов. Понятие о пародонте. Самоконтроль
2.3. Прочитать учебник:Пропедевтическая стоматология: учеб. для мед. вузов / ред. Э. А. Базикян. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. стр. 151-181. Самоконтроль
2.4. Изучить дополнительную литературу: Максимовский Ю. М. Фантомный курс терапевтической стоматологии: атлас: учеб. пособие для студентов / Ю. М. Максимовский. - М. : Медицина, 2005. стр. 156-158 Самоконтроль
2.5. Быть готовым ответить на следующие контрольные вопросы: 1.Зубочелюстная система как единое целое. 2.Понятия зуб, периодонт, пародонт, зубочелюстной сегмент. 3.Одонтоскопия, одонтометрия. Какие параметры оцениваются при проведении этих исследований? 4.Общая характеристика зубов постоянного прикуса. Признаки групповой принадлежности зубов. 5.Анатомические особенности верхней челюсти зубов. Морфологические признаки конкретного варианта зуба, учитывая диапазон изменчивости его формы и строения Самоконтроль

Требования к форме одежды, оснащению рабочего места.

Внешний вид студента на занятии должен соответствовать требованию: халат, шапочка и сменная обувь. Оснащение рабочего места: стоматологический муляж, стоматологическийлоток, стоматологическое зеркало, зонд угловой, шпатель, штопфер-гладилка, пинцет.Пластилин , плакаты по анатомии зубов верхней челюсти.

 

Цели и задачи (результат занятия)

После практического занятия по теме студент должен:

 

Код компетенции ….обладать следующими компетенциями: способностью и готовностью: Краткое содержание и структура компетенции. Характеристика обязательного порогового уровня сформированности компетенции у обучаемого по данной дисциплине
Общекультурные компетенции (ОК)
ОК -№1 способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности Иметь представление о вербальных и не вербальных методах общения спациентом, коллегами, младшим мед.персоналом.
Правильно понимать задачии организацию работы стоматологического кабинета.
Пороговый уровень:
Знать (Зн.):
С.2.Зн.8 должностные обязанности врача-стоматолога
Уметь (Ум.):
С.2 Ум.1 – пользоваться учебной, научной, научно- популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
Владеть (Вл.):
С.2Вл.3 – медицинским и стоматологическим инструментарием
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК -№18 Способностью и готовностьюк проведению стоматологических профессиональных процедур Иметь навыки самостоятельно подготовить рабочее место
Правильно выполнять в определенной последовательности методикуизготовления зубов из пластилина
Пороговый уровень:
Знать (Зн.):
ПК-18, Зн.40 –, структуру ,анатомические особенности зубов верхней челюсти.
ПК-18, Зн 47 – признаки определяющие положение зубовв ряду, обозначения зубов
Уметь (Ум.):
ПК-18, Ум.33– определить положение зуба в ряду, груповую принадлежностью
Владеть (Вл.): Владеть (Вл.): Вл.-4.приемамимоделирования зубов из пластилина Вл.-7.- методами определения групповой принадлежности зубов верхней челюсти.  
ПК-18, Вл.9 мануальныминавыкамив консервативной стоматологии – изготовить набор зубов верхнего зубного рядаиз пластилина
       

 

5. Хронокарта занятия и аудиторная деятельность студента

.

№ цели Содержание модуля Виды деятельности студентов Время
Проверка уровня теоретической подготовки к занятию Опрос 45 мин
Демонстрация преподавателем техники моделирования зубов из пластилина   Ознакомление с техникой моделирования зубов из пластилина 30 мин
Самостоятельная работа по освоению навыков моделирования зубов верхней челюсти   Моделирование зубов верхней челюсти из пластилина 80 мин
Ответы на возникшие вопросы Дискуссия 15 мин
Заключительное слово преподавателя Оценка тестовых заданий, мануальных навыков 10 мин

6. Внеаудиторная самостоятельная работа студентапо теме Анатомические образования зубов, твердые и мягкие ткани. Анатомические особенности зубов верней челюсти

Анатомические образования зубов, твердые и мягкие ткани. Анатомические особенности зубов верней челюсти ПК-18, Зн.40 ПК-18, Ум.33   Ø прорабатывает учебный материал по конспекту лекций; Ø изучает дополнительную литературу Ø решает задачи; Ø выполняет задания для самоконтроля;   Ø проверка решения задач; Ø экспресс-контроль; Ø устный опрос

7.Критерии оценок деятельности студента, при освоении учебного материала

Формы самостоятельной работы Пятибалльная система оценки
отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Критерии оценки реферата Правильно оформлен титульный лист реферата (полное название университета, название кафедры, тема реферата, выполнил студент Ф.И.О. курс и группа, проверил должность преподавателя, ученая степень, звание, Ф.И.О.) Правильно оформлен титульный лист реферата Незначительные замечания по оформлению титульного листа реферата (не указаны название кафедры, Ф.И.О. студента, курс и группа) Существенные замечания по оформлению титульного листа реферата (не указана тема, название университета и кафедры, Ф.И.О. преподавателя
  Составлен план реферата, реферат разбит на главы, содержание соответствует заявленной теме, выводы, список литературы. - реферат не разбит на главы, - нет выводов - не составлен план, - реферат не разбит на главы, - нет выводов, - нет списка литературы - содержание не соответствует заявленной теме реферата
Критерии оценки выступления по реферату Дана краткая характеристика сравнительной анатомиизубов верхней челюсти, анатомическим образованиям зубов. - не всем зубам дана характеристика - не признаки групповой принадлежности зубов материалов - неполная характеристика анатомии зубов - не отраженыпризнаки групповой принадлежности, недана характеристика структуры зубов - выступление не соответствует теме реферата - отказывается выс-тупать
Примечание: выступление по реферату на «отлично» и «хорошо» добавляет 1 балл к оценке реферата.  
Критерий оценки тестового контроля Выполнено правильно 90-100% тестовых заданий Выполнено 90 – 80% Выполнено 80-70% Выполнено менее 70%
                 

 

8. Рекомендации для студентов, пропустивших практическое занятие.

 

Зуб — это орган, который имеет характерную форму и строение, занимает определенное положение в зубном ряду, построен из специальных тканей, имеет собственный нервный аппарат, кровеносные и лимфатические сосуды. Зубы, dentes, располагаются в альвеолах челюстей, принимают участие в механической обработке пищи, артикуляции речи и выполняют эстетическую функцию. Различают следующие анатомические части зуба: 1. Коронка, corona dentis — утолщенная часть зуба, выступающая из зубной альвеолы, покрытая эмалью. Данную часть зуба также называют анатомической коронкой. 2. Шейка, collum dentis — суженная часть зуба, расположенная между коронкой и корнем. 3. Корень, radix dentis — часть зуба, находящаяся внутри зубной альвеолы. Корень зуба оканчивается верхушкой корня, apex radicis dentis. В стоматологии используются термины клиническая коронка и клинический корень. Клинической коронкой называют участок зуба, выступающий над десной. Клиническая коронка с возрастом вследствие атрофии десны увеличивается, а клинический корень уменьшается.

 

У молодых людей часть коронки прикрыта десной, поэтому клиническая коронка меньшеанатомической. У старых и пожилых людей нередко над десной возвышается не только коронка, но и шейка зуба. В этих случаях клиническая коронка больше анатомической Основу зуба составляет дентин, который в областикоронки покрыт эмалью, а в областикорня — цементом (рис. 1).
Рис. 1 . Общеестроениезуба: 1 — corona den tis; 2 — collum den tis; 3 — radix dentis; 4 — tuberculum dentale; 5 — cingulum; 6 — apex radicis dentis; 7 — enamelum; 8 — dentlnum; 9—pulpa dentis; 10—pulpa coronalis; 11 — pulpa radicularis; 12 — боковойканал; 13 — cementum.

 

Поверхности зуба. С целью удобства описания особенностей рельефа, локализации патологических процессов принято условное обозначение поверхностей коронки зуба (рис. 2): 1. Закрытая поверхность (поверхность смыкания), fades occlusalis, обращена к зубам противоположной челюсти. Она имеется у моляров и премоляров. Резцы и клыки на концах образуют режущий край, margo indsalis. Эти поверхности называют также жевательными поверхностями, fades masticatoria , или жевательным краем, margo masticatorius. 2.Вестибулярная (лицевая) поверхность, fades vestibularis , ориентирована в преддверие полостирта. У переднихзубов, соприкасающихся с губами, эта поверхность может называться губной, fades labialis, а у задних, прилежащих к щеке, — щечной, fades buccalis. Продолжение данной поверхности зуба на корень обозначается как вестибулярная поверхностькорня, а стенка зубной лунки, покрывающая корень со стороны преддверия полости рта, — как вестибулярная стенка лунки.
Рис. 2. Поверхности (а), край (б) и ось (в) зуба.

 

1. Лингвальная (язычная) поверхность, factes lingualis, обращена в полость рта к языку. 2. Так же называются поверхностикорня и стенка лунки, направленные в собственно полость рта. 4.Контактная поверхность, fades contactus, прилежит к соседним зубам. При этом различают медиальную поверхность, fades medialis, расположенную ближе к середине зубной дуги, и дистальную, fades distalis, расположенную ближе к краю зубной дуги. Данные поверхности также называют апроксимальными,/anes aproximales. Для боковых коренных зубов используют термины: передняя поверхность, fades anterior , и задняя, facies posterior. Аналогичные термины распространяются на корни зубов, а соответствующие части лунок обозначают как межлуночковые перегородки,' septa interalveolaria medialis et distalis. Исследование и описание каждого отдельного зуба проводят с учетом указанных поверхностей. С этой целью употребляют термины: вестибулярная норма, лингвальная норма, жевательнаяи медиальная норма. Термин «норма» не следует отождествлять с понятием норма в медицине» В данном случае норма — это исследуемая позиция зуба, предусматривающая характеристику образований на определенной поверхности зуба, соответствующей его типичному положению в зубном ряду. Например, вестибулярная норма — это характеристика коронки, шейки и корня зуба при рассмотрении ее с вестибулярнойповерхности. Коронку и корень зуба принято разделять на трети. Так, при делении зуба по перпендикулярной оси выделяют в коронке окклюзальную, среднюю и шеечную (цервикальную) трети, а в корне — шеечную, среднюю и верхушечную (апикальную) трети. В вестибулярной норме в пределах коронки можно выделить медиальную, среднюю и дистальную трети, которые условно разделяются сагиттальными плоскостями. В медиальной норме фронтально ориентированными плоскостями можно разделить коронку на вестибулярную, среднюю и лингвальную трети. 1.2. Гистологическая характеристика зуба. Внутри зуба расположена зубная полость, cavitas dentis, которая заполнена зубной пульпой, pulpa dentis. В коронке зуба форма полости сходна с формой коронки. В корне зуба полость имеет вид канала, canalis radids dentis , который заканчивается на верхушке корня отверстием, foramen apids dentis. Пульпа представляет собой рыхлую соединительную ткань, богатую клеточными элементами, сосудами и нервами. Соответственно частям полости зуба различают пульпу коронки, pulpa coronalis, и пульпу корня, pulpa radicularis. Дентин является первичной тканью зуба. У низших позвоночных (рыбы, амфибии) зубы состоят только из дентина. У высших позвоночных, начиная с рептилий, в зубах появляется эмаль и цемент. Дентин является твердой специальной тканью зуба, в которой отсутствуют клетки. Он состоит из отростков клеток — одонтобластов и основного вещества. В нем имеется большое количество дентинных канальцев. Одонтобласты располагаются в периферических отделах пульпы зуба. Основное вещество дентина, лежащее между канальцами, состоит из коллагеновых волокон и склеивающего их вещества. Различают два слоя дентина: наружный — плащевой, и внутренний — околопульпарный. Между коллагеновыми волокнами откладываются минеральные соли, главным образом, фосфорнокислый кальций, углекислый кальций, соли магния, натрия и др. Внутренний слойпульпарного дентина необызвествлен и называется предентином. Этот слой является местом постоянного роста дентина. Эмаль состоит из эмалевых призм — тонких удлиненных образований, идущих волнообразно через всю толщу эмали, и склеивающего их межпризматического вещества. Толщина эмалевого слоя различна в разных отделах зуба и колеблется от 0,01 мм в области шейки зуба до 1,7 мм на уровне жевательных бугорков моляров. Эмаль является самой твердой тканью тела человека, содержание в ней минеральных солей достигает 97%. С наружной поверхности эмаль одета тонкой оболочкой — пеликулой, pelicula dentis, устойчивой к действию кислот. Пеликула является производным мукополисахаридов слюны и представляет собой органическую оболочку на поверхностиэмализубов. Цемент представляет собой ткань зуба, состоящую из основного вещества, пропитанного солями извести, в котором коллагеновые волокна идут в разных направлениях. По строению цемент сходен с костной тканью, однако, в отличие от последней, не содержит сосудов и не подвержен постоянным структурно-функциональным преобразованиям. Цемент верхушки корней и межкорневых отделов содержит клетки — цементоциты, лежащие в костных полостях. Каналов и сосудов цемент не содержит и питается за счет периодонта. Корень зуба прикрепляется к лунке челюсти посредством большого количества пучков соединительнотканных волокон, которые называют связкой зуба или периодонтом, periodontium. Периодонт играет роль внутренней надкостницы. Периодонт — это прослойка соединительной ткани, расположенная между костной альвеолой и цементом. В средней трети периодонтальной щели имеется плавное сужение, обеспечивающее физиологическую подвижность зуба при нагрузках. Периодонт состоит из трех видов пучков коллагеновых волокон, идущих от стенки лунки к цементу. Различают зубо-десневую, зубо-альвеолярную и межзубные группы пучков волокон (рис. 3). Комплекс зубо-десневых волокон составляет циркулярную связку зуба. Зубо-десневые пучки начинаются от цемента у дна десневого кармана и распространяются веерообразно кнаружи в соединительную ткань десны. Зубо-альвеолярные пучки, более мощные, начинаются от цемента ниже отхождения предыдущей группы, идут к верхушкам стенок зубныхлуночек альвеолярных отростков и прикрепляются к ним. Зубо-альвеолярные пучки идут частично горизонтально, частично косо. Межзубные пучки образуют связку, идущую от цемента контактной поверхности одного зуба через межзубную перегородку к цементу соседнего зуба. Эти пучки выполняют особую роль, сохраняя непрерывность зубного ряда. Они участвуют в распределении жевательного давления в пределах зубной дуги. Верхушечная группа пучков фиксирует верхушку корня к стенке лунки. Совокупность структур, обеспечивающих прикрепление зуба к зубной альвеоле, составляет поддерживающий аппарат зуба, или пародоит, parodontium. В его состав входят: цемент корня зуба, периодонт, стенка зубной альвеолы и десна. 1.3. Зубная формула. Выступающие части (коронки) зубов образуют зубные дуги (ряды): верхнюю, arcus dentalis superior, и нижнюю, arcus dentalis inferior. Обе зубные дуги содержат у взрослых людей по 16 зубов: 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных зуба, или премоляра, и 6 больших коренных зубов, или моляров. Зубы верхнего и нижнего зубныхрядов при смыкании челюстей находятся между собой в определенных соотношениях. Так, бугоркам моляров и премоляров одной челюсти соответствуют углубления на одноименных зубах другой челюсти. В определенном порядке соприкасаются один с другим противоположные резцы и клыки. Такое соотношение сомкнутых зубов обоих зубныхрядов обозначают как окклюзии. .

Группа резцов

Резцы (dentes incisivi) — однокорневые зубы с режущим краем коронки, расположены в передних отделах зубных дуг и предназначены для откусывания (разрезания) нищи. У человека имеется 8 постоянных резцов:.

медиальный (центральный) и латеральный (боковой) резцы верхней челюсти (правые, левые);.

медиальный (центральный) и латеральный (боковой) резцы нижней челюсти (правые, левые).

Общим в анатомии резцов является наличие уплощенной (вблизи режущего края) в вестибулярно-язычном направлениикоронки и одиночного конусовидного корня.

На поверхности, обращенной в полость рта, у резцов в качестве характерного одонтолога чес кого признака выявляется язычный бугорок и краевые гребешки, расположенные ближе к боковым поверхностям. Эти анатомические структуры имеют различную степень выраженности в зависимости от редукции или дифференциации резцов. А. А. Зубов выделяет 4 формыязычной поверхности резцов верхней челюсти:.

1.

Язычная поверхность резцов плоская или равномерно вогнутая, краевые гребешки не выражены.

2.

Краевые гребешки выражены и не доходят до окклюзионной трети коронки.

3.

Краевые гребешки хорошо выражены с обеих сторон и по всей высоте коронки зуба.

4.

Краевые гребешки сильно выражены, и между ними на язычной поверхности имеется углубление (форма совковой лопаты).

При осмотре наружной поверхности зубов можно увидеть разного рода выступы, неровные края, борозды и т.д. Эти детали строения поверхности зубов влияют на отражение падающего света.

Цветовой эффект во многом определяется расположением и структурой твердых субстанций зуба. Область режущего краяимеет большой толстый слой эмали, поэтому она кажется прозрачнее. В пришеечной зоне зуба эмаль тоньше, поэтому преобладает цвет лежащего иод ней дентина. Если цветовые различия с медиальной и дистальной сторон зуба наблюдаются редко, то вариации цвета у шейки и режущего края встречаются гораздо чаще и заметны буквально при первом взгляде. Хорошо отполированные гладкие поверхности керамических коронок выглядят чрезмерно яркими и бесцветными, так как равномерно отражают свет. Поэтому тщательноемоделирование деталей анатомической формы зубов является залогом не только красивой анатомической формы искусственных коронок, но и их естественной цветовой гаммы.

В дополнение к основным формам поверхности зубов существует широкий спектр индивидуальных поверхностных признаков, таких как горизонтальные выпуклости, насечки и углубления. В прорезавшихся зубах можно увидеть волнообразные горизонтальные бугорки (пернкиматы). Их следует воспроизводить в коронках только молодых пациентов.

Другой важный аспект анатомической формы — это возрастные изменения, происходящие в течение жизни в функционирующих зубах. Функциональное изнашивание (стираемость) меняет внешний вил зубов. Степень и форма стирания передних зубов зависят от вида окклюзии, степени их функциональной нагрузки, тенденции к проявлению парафункции жевательных мышц. Первыми, часто уже в раннем возрасте, стираются режущие края верхних передних зубов. Мельчайшие кристаллы эмали могут откалываться, образуя небольшие зазубрины. При механическом (чистка зубов) или химическом (прием пищи) воздействии слой эмалиистончается. При определенных условиях заметная абразия передних зубов нижней челюсти начинается уже в 20—30-летнем возрасте. Открытие дентнноэмалевой границы также влияет на внешний вид зуба. Последний, как известно, реагирует на это образованием вторичного (защитного) дентина.

Подобные изменения должны быть повторены в керамике прежде всего для сохранения характера прикуса и окклюзионных взаимоотношений. Например, на изношенном переднем зубе верхней челюсти нередко видна фасетка стирания с ярко выраженным вторичным дентином. Она часто бывает окружена венчиком твердой эмали. Иногда между эмалью и дентином можно наблюдать очень прозрачную, неодинаково обызвествленную полоску. В области соединения дентина,эмали и цемента часто имеют место дефекты и повреждения, вызванные деминерализацией эмали под действием кислот. Здесь так же. как при износе режущегокрая, окрашивающие вещества могут проникать в твердые ткани зуба. Трещины зубной эмали у молодых людей, хотя и в меньшей степени, чем у более взрослых, могут быть в виде оранжево-коричневых линий из-за проникновения в них различных субстанций.

Точная регистрация этих деталей зуба при определении цвета обеспечивает возможность имитации его индивидуальных признаков с помощью специальных керамических масс.

Использование увеличительных приборов помогает лучше оформлять текстуру керамической поверхности коронок и мостовилных протезов.

Так как микроструктура зубной поверхности очень важна для преломления света и его поверхностного отражения, этот аспект работы с металлокерамикой не должен быть недооценен. Окончательная обработка керамической поверхности мельчайшими алмазами, камнями и карбидными инструментами перед глазурованием с заключительной шлифовкой пудрой из немзы или алмазной пастой обычно дают желаемый результат.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.