Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая криминологическая характеристика наркобизнеса на Дальнем Востоке.





Незаконный оборот наркотиков в условиях Дальневосточного федерального округа имеет некоторые особенности. В настоящее время в округе, как фиксирует анализ статистики, проведенный нами, а также по оценкам экспертов основным видом потребляемых наркотиков является гашиш и гашишное масло (в общемировой структуре потребления на эти наркотики приходится более 81%[115]).

Сырьем для производства данных наркотиков служит южно-маньчжурская дикорастущая или культивируемая конопля (Cannabis ruderalis), содержащая психоактивные (наркотические) вещества - алкалоиды тетрагидроканнабинола[116] и являющаяся в природно-климатические условиях Амурской и Еврейской автономной областях, в Хабаровском и Приморском краях уже более ста лет самой рентабельной аграрной культурой.

Преобладание потребителей гашиша и гашишного масла в Дальневосточном федеральном округе затрудняет проникновение героина, амфетаминов и других наркотиков на местный наркорынок. Но их сбыт нарастает. Об этом свидетельствует постоянный прирост количества изъятого героина и амфетаминов

Организованная преступная деятельность по производству, перевозке, пересылке и сбыту наркотиков. Нам представляется, что мелкие группы из кустарей-изготовителей, «челноков» - перевозчиков и лавочников-сбытчиков наркотиков обречены на поглощение крупными преступными образованиями вследствие высокой доходности подобного промысла.



В России к концу 1990-х гг. процесс становления наркобизнеса достиг такого уровня, что организованные группы вынуждены были отстаивать свои преступные интересы перед конкурентами. Именно ожесточенная борьба между ними и привела к появлению крупных криминальных структур - преступных сообществ.

Определяя организованную преступную деятельность как форму незаконного предпринимательства, мы полагаем, что в целях извлечения сверхдоходов в криминальных сферах создаются «криминальные предприятия» - преступные структуры (сообщества), состоящие из организованных групп.

Таким образом, наркобизнес - это предпринимательская деятельность преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков (наркопредприятий), структурными подразделениями которых являются организованные наркогруппы.



Организованные группировки криминальной направленности.Криминологическое понятие «организованные группировки криминальной направленности» нами было предложено в 1999 г. Это «группировки, в отношении которых имеются основания полагать, что они занимаются преступной деятельностью в целях извлечения сверхдоходов, но не признаны преступными вследствие отсутствия вступившего в силу соответствующего судебного приговора».

Примерами подобных структур, извлекающих сверхдоходы в сфере незаконного оборота наркотиков, являются «Дальневосточный воровской общак», имеющий свои «филиалы» практически во всех регионах Дальневосточного федерального округа; «тимофеевские» (Хабаровский край); «ломовские» (Приморский край); группировки, сформированные из представителей азербайджанских, цыганских и таджикских общин, действующие на территории субъектов округа.

Активность данных группировок в исследуемой сфере проявляется в монополизации незаконного оборота наркотиков; в расширении их предложения (организации производства, каналов оптовых поставок и сети розничного сбыта) путем вовлечения населения в наркобизнес и его эксплуатации; в искусственном повышении спроса на конкретные наркотики; в коррумпировании представителей органов власти и управления, что было подтверждено опросом экспертов (88,7%).

Подтверждение находят и некоторые криминологические прогнозы прошлых лет («в структуре организованной преступности станет преобладать наркобизнес»). Уже сегодня, как утверждает Председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России В. Иванов, наркодоходы прочно занимают первое место в общем объеме нелегальных доходов преступных группировок.



В период с 1998 г. по 2010 г. в Дальневосточном федеральном округе усилиями сотрудников органов внутренних дел, а в дальнейшем и наркоконтроля были выявлены 19 преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков, изучение которых позволило соискателю выделить некоторые их особенности.

Во-первых, типичность структуры. Все изученные наркосообщества имели от двух до пяти подразделений в виде организованных групп, в состав которых входили изготовители, перевозчики или сбытчики наркотиков, а также организаторы их преступной деятельности и организаторы преступного сообщества.

Во-вторых, эксплуатация лиц, вовлеченных в наркобизнес, то есть их использование в целях наживы. Эксплуатировались не только изготовители, перевозчики и сбытчики наркотиков, но и организаторы их деятельности - «аппарат ответственных лиц» наркосообщества.

В-третьих, тесная связь с организованными группировками криминальной направленности. Немаловажным является факт, что большинство руководителей преступных сообществ в суде защищали (или контролировали их поведение) адвокаты, услуги которых оплачивали, по данным, имеющимся у нас, «Дальневосточный воровской общак» или «казначеи» этнических общин. К сожалению, примеры привести трудно из-за того, что это – конфиденциальная, неофициальная информация.

Особенностью азербайджанских, цыганских или таджикских наркосообществ являлось то, что этнической была только «верхушка» (создатели преступных сообществ и их руководители). Исполнители наркопреступлений (рядовые сообщники) принадлежали, как правило, к различным национальностям.

В-четвертых, преступные сообщества в сфере незаконного оборота наркотиков имели признаки предприятий (наркопредприятий) - экономически самостоятельных единиц, которые приобретали ресурсы для изготовления «товаров», принимали решение об их использовании, оказывали услуги по предоставлению «товаров» потребителю и стремились к максимизации прибыли. Для них было характерно создание рабочих мест и трудоустройство, то есть общественное производство, а не кооперация труда (объединение нескольких лиц в едином процессе труда), а «на микроуровне общественного производства совокупный продукт выступает не как кооперация труда, а как предприятие»[117].

Опираясь на полученные результаты исследования, представляется возможным определить следующие признаки наркосообществ:

1. Структура преступного сообщества в сфере незаконного оборота наркотиков состоит из двух или более звеньев (технологических, транспортных или коммерческих) - организованных групп с «аппаратом» управления (руководство).

2. Исследуемые сообщества создаются в целях получения доходов путем эксплуатации непосредственных участников наркобизнеса (изготовителей, перевозчиков и сбытчиков наркотиков).

3. Деятельность данных сообществ организована в форме наркопредприятий.

Таким образом, преступное сообщество в сфере незаконного оборота наркотиков - это объединение специализированных организованных групп (наркопредприятие), созданное в целях получения доходов путем эксплуатации лиц, вовлеченных в наркобизнес.

Деятельность названных своеобразных наркопредприятий прошла определенную эволюцию. Так, в начале 1990-х гг. на Дальнем Востоке России специализация наркопреступников (разделение «наркотруда») выглядела следующим образом: сельские «кустари-ремесленники» изготавливали гашиш и гашишное масло из конопли, а городские «перекупщики-лавочники» сбывали их потребителям в розницу. Эти «лавочники», представлявшие в одном лице перевозчика и сбытчика наркотиков, являлись основой бизнеса, связанного с незаконным оборотом наркотиков тех лет.

К концу 1990-х гг., произошло дальнейшее разделение «наркотруда»: обособились перевозчики наркотиков (появились поставщики) и сбытчики-оптовики. Это событие стало началом кооперации задействованных лиц, что повлекло повышение производительности труда. Поставщики создали организованные группы из наркокурьеров-нарочных и привлекли к криминальному сотрудничеству индивидуалов - перевозчиков наркотиков и их изготовителей. Сбытчики-оптовики также имели в своем распоряжении организованные группы розничных распространителей наркотиков.

Поставщики и сбытчики-оптовики, располагающие 30-кратной прибылью, повышали свой социальный статус и расширяли «бизнес», отлаживая коррупционные связи среди представителей сельских администраций и работников транспорта, сотрудников транспортных и территориальных органов внутренних дел и прокуратуры.

Таким образом, поставщикамиисбытчиками-оптовиками были созданы устойчивые преступные группы, которые в то время придавали наркопреступности достаточную организованность. Эти лица стали основой бизнеса, связанного с незаконным оборотом наркотиков.

Но в 2000-х гг. произошли качественные изменения в структуре организованной преступности, связанные с укрупнением ее подразделений. Это вызвало изменения и в механизме совершения преступлений в составе организованных групп, действующих в сфере незаконного оборота наркотиков. У поставщиков, сбытчиков-оптовиков наркотиков, их изготовителей, перевозчиков и розничных сбытчиков практически нет выбора в поведении, так как они находятся под давлением (управлением) новых организаторов преступной деятельности, в которую вовлекаются.

Явное и противоправное обогащение поставщиков и сбытчиков-оптовиков наркотиков всегда вызвало к ним повышенный интерес, как со стороны представителей правоохранительных органов, так и «авторитетов преступной среды» - лидеров организованных группировок криминальной направленности. Но «авторитеты», в отличие от коррупционеров «в погонах», не ограничились долей в бизнесе, связанным с незаконным оборотом наркотиков, а в погоне за сверхдоходами практически забрали его целиком. Поставщики, сбытчики-оптовики наркотиков и их изготовители-индивидуалы были обложены данью (50% - от прибыли) и стали вытесняться создаваемыми наркопредприятиями, работающими на местном сырье.

Появление подобных структур в сфере незаконного оборота местных наркотиков привело к изменению масштабов наркопреступности: кустарное изготовление гашиша и гашишного масла вытеснялось его «мануфактурным» производством; широко использовался труд лиц без определенного места жительства и многочисленный временный штат зависимых перевозчиков наркотиков; была создана сеть мелких розничных сбытчиков наркотиков, как правило, набранных из их потребителей. Сбыт наркотиков стал выстраиваться в виде сетевого маркетинга и, как показали обвиняемые по уголовным делам, по принципу «если товар не берут, то его необходимо предлагать»[118].

Таким образом, наркобизнес как деятельность преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков (наркопредприятий), имеющих структурные подразделения в виде агро-, транспортных и коммерческих «цехов», обрел форму масштабного незаконного предпринимательства, эксплуатирующего наемный и принудительный труд.

В Дальневосточном федеральном округе в 1998-2010 гг. были выявлены 30 крупных преступных структур, действующих в сфере незаконного оборота наркотиков. Из них 19 были признаны судом преступными сообществами, организация которых предусмотрена ст. 210 УК РФ, а 143 их участника приговорены к длительным срокам лишения свободы.

Преступные сообщества, действующие в Дальневосточном федеральном округе в сфере незаконного оборота наркотиков, персонифицированы, поэтому возникли «сверху», путем «обрастания» структурных управленческих аппаратов из организаторов и подстрекателей наркопреступлений, подобранными исполнителями.

Изменения, произошедшие в структуре организованной наркопреступности, вызвали изменения и в потреблении наркотиков. Наркобизнес как и любая предпринимательская деятельность функционален, то есть зависит как от наличия спроса (постоянной потребности у лиц, злоупотребляющих наркотиками), так и предложения.

Общепринято, что спрос определяет предложение. Но имеющийся изначальный спрос на наркотики исторически всегда развивался их предложением. Вначале в виде массового отправления религиозных культов, затем в виде легальной и доступной «лекарственной» терапии, а в дальнейшем путем организованного навязывания потребления наркотиков. Если бизнес, связанный с незаконным оборотом наркотиков 1990-х гг. «поднимался» на удовлетворении всегда имевшейся у незначительной части населения потребности в наркотиках (изначального спроса), то наркобизнес 2000-х гг. как деятельность наркопредприятий, нацеленная на сверхдоходы и неудовлетворенная «размером» изначального спроса, стала его усиленно развивать.

Усиление продвижения конкретных наркотиков увеличивает сегодня число лиц, допускающих их незаконное потребление, и подавляет конкуренцию (других наркотиков почти нет), что гарантирует сверхдоходы. Эти факты находят подтверждение и в материалах архивных уголовных дел: из показаний обвиняемого по ч. 1 ст. 210, 228, 228.1 УК РФ, руководившего одним из преступных сообществ следует, что «другого товара быть не должно»[119].

Конкуренция имеет место только среди организованных группировок криминальной направленности, которыми монополизирован рынок сбыта конкретных наркотиков (гашиша, героина или амфетаминов). Ранжировка наркотиков, как видно из собранных автором данных - аналитических справок по результатам опроса респондентов, обнаруживает первенство гашиша и гашишного масла в структуре незаконного оборота наркотиков в Дальневосточном федеральном округе. Большинство опрошенных сотрудников органов внутренних дел и наркоконтроля (82,3%), также указали, что «местный преступный мир» поддерживает именно «местного производителя» гашиша (гашишного масла). В связи с этим, затруднение проникновения героина и амфетаминов на дальневосточный наркорынок провоцирует жесткую борьбу среди представителей различных организованных группировок криминальной направленности. И победивший в этой борьбе, по мнению соискателя, будет способен «посадить» дальневосточных потребителей на «свой» наркотик.

Таким образом, наркобизнес усиленным предложением конкретных наркотиков, не только удовлетворяет спрос на них (изначально имеющийся и, как правило, незначительный), но и, развивая его как потребность, создает доминирующий спрос. Тем самым, спрос эксплуатируется и обеспечивает организованным группировкам криминальной направленности настоящие и будущие сверхдоходы. Это реалии современного наркорынка и с ними нельзя не считаться.

Таким образом, одной из важнейших причин наркотизации населения является наличие массированного предложения наркотиков, в основе которого лежит наркобизнес как деятельность преступных сообществ в сфере их незаконного оборота.

2. Классификация и типология личности участников преступного сообщества в сфере незаконного оборота наркотиков.

По результатам проведенного исследования нами были выделены три условных класса участников преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков:

1. Исполнители наркосообщества, которыми являются изготовители наркотиков, их перевозчики и сбытчики. Именно на них переносится большинство рисков привлечения к уголовной ответственности и материальных потерь. Опираясь на материалы архивных уголовных дел и оперативных разработок, соискатель приходит к выводу, что некоторая часть этих лиц тяготится своим участием в преступном сообществе.

2. Подстрекатели наркосообщества - это «рядовые» участники организованных группировок криминальной направленности, склоняющие граждан к изготовлению наркотиков, их перевозке или пересылке, а также сбыту путем обмена, уговора или угрозы. Структурные подразделения преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков комплектуются данными лицами по принципу добровольности и территориальности. Большинство из них - это лица, ранее судимые и, как правило, за совершение насильственных преступлений.

Так, из показаний некоторых обвиняемых сбытчиков наркотиков по одному из уголовных дел следует, что О. - создателя наркосообщества «потаповские», всегда «сопровождали около десятка одних и тех же парней - бандитов, скорых на расправу»,[120] но сообщниками по данному делу они не стали.

3. Организаторы наркосообщества. В ч. 3 ст. 33 УК РФ законодатель нормативно закрепил следующие подвиды организаторов: лицо, организовавшее совершение преступления; лицо, руководившее его исполнением; лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию); лицо, руководившее организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией).

Диспозиция ч. 1 ст. 210 УК РФ вычленяет дополнительный подвид организатора - руководителя структурного подразделения, входящего в преступное сообщество (преступную организацию). Объем полномочий данного лица определяется руководством конкретной организованной группой, выполняющей поставленную перед ней цель, в зависимости от своей специализации в преступном сообществе. Руководители структурных подразделений преступного сообщества - это лица, организовавшие совершение преступлений и руководившие их исполнением. Наличием данного подвида организаторов и отличается преступное сообщество от организованной группы. Таким образом, в число организаторов наркосообщества включает следующих лиц:

Во-первых, организаторов наркопреступлений, они же руководители структурных подразделений преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков (специализированных организованных групп). Эти лица организуют деятельность «штатных» изготовителей, перевозчиков и сбытчиков наркотиков, а также контролируют изготовителей-индивидуалов, поставщиков и сбытчиков-оптовиков наркотиков.

Во-вторых, руководителей наркосообществ, то есть лиц, управляющих наркопредприятиями в целях извлечения сверхдоходов.

В-третьих, создателей данных сообществ - лиц, которые назначают их руководителей («ответственных») и разрешают («лицензируют») деятельность индивидуалов: изготовителей наркотиков, их поставщиков или сбытчиков-оптовиков.

Каждому организатору преступного сообщества в сфере незаконного оборота наркотиков соответствует определенное и ожидаемое поведение, закрепленное установленной в нем иерархией и обеспеченное системой не правовых санкций. Так, руководители структурных подразделений (специализированных организованных групп) являются «старшими» участниками одной из организованных группировок криминальной направленности, руководитель наркосообщества - «активный» участник данной группировки, а создатель сообщества - один из ее «лидеров».

Кроме того, необходимо создать новые или отобрать действующие каналы поставок или сети розничного сбыта наркотиков и удерживать их за собой. Такую возможность за счет преступного авторитета имеют только лидеры, по выражению Л.И. Романовой, «криминальной верхушки, возглавляющей наркобизнес», которые и подбирают из числа активных участников своей группировки лиц, которым предстоит руководить преступным сообществом или отдельными направлениями его деятельности (производство, поставки или сбыт наркотиков).

Именно «авторитеты» преступной среды или преступные «авторитеты» этнических общин «создают преступное сообщество, осуществляя подпор соучастников, распределяют роли между ними, устанавливают дисциплину, а руководитель обеспечивает целенаправленную, спланированную деятельность как группы в целом, так и каждого ее участника».

По мнению многих исследователей организованной преступности (А.И. Гуров, В.Г. Гриб, С.В. Иванцов, С.П. Кузьмин, В.С. Разинкин), изменения в ее структуре обусловлены потребностью в «кадрах нового типа», знающих не только «блатные предписания», но и имеющих экономические, юридические и технологические познания. Кроме того, выработанные на воровских сходках нормы поведения запрещают «авторитетам» и их ближайшему окружению самим заниматься коммерческой деятельностью, тем более с наркотиками, в связи с чем в преступных сообществах «появились лица, выполняющие организаторские функции, решающие бюрократические и обеспечивающие задачи», и сегодня их качества играют преобладающую роль в функционировании преступных структур. Поэтому им и поручено руководство созданными наркопредприятиями в целях «выкачивания» сверхдоходов из сферы незаконного оборота наркотиков.

Наличие указанных криминальных «менеджеров» в составе преступных сообществ также подтверждает тенденцию усиления конспиративности их создателей, особенно, если ими, как следует из информации представителей Следственного Комитета Российской Федерации, являются не авторитеты преступной среды или этнических общин, а крупные бизнесмены или высокопоставленные чиновники госаппарата.

Таким образом, по сравнению с исключительной компетенцией создателей наркосообществ, компетенция их руководителей ограничена решением вопросов управления текущей деятельности. Эффективность наркопредприятий, как представляется, напрямую зависит от криминального профессионализма руководителей, а характер и масштаб - от криминального имиджа их создателей, обладающих, как правило, харизмой (их не видят, но все знают, что «работают» именно на них), так как все преступные сообщества персонифицированы.

Не менее пристального внимания требуют к себе и пособники наркобизнеса.В них можно видеть так называемых «советников» по аграрным и технологическим, транспортным и коммерческим, финансовым, юридическим и контрразведывательным вопросам из числа сотрудников государственных органов, небескорыстно осуществляющих пособнические функции. Без соучастия данных лиц в виде предоставления указанных услуг, устранения препятствий для совершения преступлений, сокрытия преступников или следов преступлений деятельность наркосообществ не могла бы оказывать такого влияния на наркоситуацию в конкретном регионе или округе.

В ходе изучения материалов,имеющихся в архивах уголовных дел с обвинительным приговором об организации преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков, нами были получены сведения о социально-демографических, нравственно-психологических и социально-ролевых свойствах личности участников данных сообществ.

Пол. Проведенное исследование показало, что большинство лиц, привлеченных к уголовной ответственности за организацию преступного сообщества или участие в нем, являются мужчинами. Их удельный вес от числа всех осужденных сообщников (143) составил - 71,3%, соответственно доля женщин (41) составила - 28,7%.

Возраст. Совершение наркопреступлений в составе преступного сообщества, как показало исследование, обуславливается в значительной степени возрастными особенностями человека. Так, криминальной активностью отличилась возрастная группа от 31 до 38 лет. Среди осужденных сообщников не было лиц несовершеннолетнего возраста.

Средний возраст участника преступного сообщества в сфере незаконного оборота наркотиков составляет 33 года, а организатора данного сообщества - 35 лет.

Образование. Изучение образовательного уровня осужденных сообщников показало, что большинство из них имели основное среднее образование (74,1%). Два руководителя преступных сообществ имели высшее профессиональное экономическое образованием (Бухучет и анализ хозяйственной деятельности)[121]. Видимо, дипломированные специалисты востребованы в целях эффективного управления наркопредприятиями.

Статус. На основе изучения имеющегося в уголовных делах материала, характеризующего участников преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков, нами определялись социально - ролевые свойства их личности (социальные роль, позиция и статус).

Так, было установлено, что личности изготовителей, перевозчиков и сбытчиков наркотиков была свойственна низкаяпрестижность их социальных роли и позиции, и как следствие отсутствие или неопределенность позитивных жизненных планов. Для этих лиц была характерна отчужденность от общества, так как они осознавали, что изготавливают, перевозят и сбывают людям «отраву». Некоторых из них тяготили участие в преступном сообществе и зависимость от его руководителей.

Личность руководителей исследуемых сообществ отличала завышенность социальных притязаний и ограниченность возможностей их реализации вследствие не высокойпрестижности их социальной роли и позиции - места в структуре конкретной социальной группы (организованной группировки криминальной направленности). Эта ситуация усиливала проявление присущих им специфических личностных качеств, которые, согласно заключениям судебной психолого-психиатрической экспертизы по ряду уголовных дел, заключались в: «эмоциональной неустойчивости, низком уровне чувства собственного достоинства, проявлении агрессивности, стремлении к лидерству»[122]. В связи с этим данным лицам было присуще стремление к «криминальной карьере» и проявление высоких организаторских способностей.

Использование создателями наркопредприятий лиц с низким и не высоким социальным статусом обеспечивало их эксплуатацию. «Авторитеты» пытаются убедить эксплуатируемых ими лиц (изготовителей, перевозчиков и сбытчиков наркотиков, а также организаторов их деятельности) в том, что последние не в состоянии о себе позаботиться (особенно наркозависимые), так как им противодействует полиция, прокуратура и суд, а у организованных группировок криминальной направленности везде имеются коррумпированные связи. Интересы организаторов наркобизнеса и его участников непротиворечивы, и действуя в их (создателей наркопредприятий) пользу, последние обеспечивают свою относительную безопасность и благополучие.

Невыполнение же ролевых предписаний, как правило, вызывает конфликты между конкретной личностью и ее окружением. Предварительным следствием были установлены факты того, что изготовителей, перевозчиков и сбытчиков наркотиков постоянно штрафовали, «вгоняли» в долги, забирали документы, избивали, заставляли перевозить наркотики или торговать ими в счет долга. Так, один из сбытчиков наркотиков, вовлеченный в участие в преступном сообществе, за накопившиеся долги был неоднократно избит, а затем «продан» в рабство другой группировке. От другого, пожелавшего выйти из преступного сообщества, потребовали замену и 25 тыс. рублей отступных.

4. Механизм функционирования преступного сообщества в сфере незаконного оборота наркотиков, ориентированного на местную (дальневосточную) сырьевую базу.

Преступные сообщества в сфере незаконного оборота наркотиков, как было определено выше, создаются путем объединения организованных групп в целях монополизации незаконного оборота наркотиков и расширения наркобизнеса, что требует особого механизмафункционирования - организационной структуры, обеспечивающей деятельность подобного сообщества. Построение модели данного механизма зависит от его параметров - количества задействованных звеньев и широты их связей, определяющих структуру. Поэтому были выделены следующие пять системообразующих звеньев рассматриваемого механизма: институциональное (структурные подразделения); функциональное (процесс производства, перевозки, пересылки и сбыта наркотиков, контроль и охрана); идеологическое (общая цель, мотив и взгляды соучастников); регулятивное (наличие руководителей, правил и дисциплины); коммуникативное (межрегиональные преступные и коррупционные связи).

Разработанная модель механизма функционирования преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков,ориентированных на местную (дальневосточную) сырьевую базу, представляет «трехцеховое» наркопредприятие с трехуровневой субординацией (иерархией). Особенность построения данной структуры заключается в способности обеспечивать наркобизнес необходимой функциональной специализацией и надежной конспирацией.

Рассматриваемая структура является интегративной (совместной), так как в основе ее организационного построения лежат три горизонтальных и три вертикальных звена (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Горизонтальные (институциональные и функциональные) звенья представляют так называемую «наркоцепочку»: производство, перевозка, пересылка и сбыт наркотиков, с горизонтальной дифференциацией промежуточных преступных действий с наркотиками.

Вертикальные (регулятивные и коммуникативные)звенья составляют три уровня субординации участников преступного сообщества, так как применяется вертикальная их дифференциация:

Первый уровень (исполнительский). Здесь, на самом заметном (верхнем) положении находятся лица, функциями которых являются непосредственные преступные действия с наркотиками, то есть их производство, перевозка, пересылка и сбыт. Данных лиц эксплуатируют в целях получения сверхдоходов, ими прикрываются функции остальных участников преступного сообщества.

Второй уровень (подстрекательский). Промежуточный и также изолирующий слой состоит из лиц, входящих в «аппарат» руководителя структурного подразделения наркосообщества. Это рядовые участники соответствующей (по принадлежности преступного сообщества) организованной группировки криминальной направленности, осуществляющие охранные и карательные функции.

Третий уровень (организаторский). В любой интегративной структуре имеет место специальный орган, основная функция которого - управление (руководство), как регулятивное системообразующее звено. Привилегированное положение в авторской модели занимают руководители наркосообщества и его структурных подразделений, являющиеся «старшими» и активными участниками соответствующей (по принадлежности преступного сообщества) организованной группировки криминальной направленности. Но и из этих лиц создан очередной (третий) изолирующий слой, в целях прикрытия деятельности создателя данной структуры - одного из лидеров организованной группировки криминальной направленности.

Модель механизма функционирования преступного сообщества в сфере незаконного оборота наркотиков, ориентированного на местную (дальневосточную) сырьевую базу составляют следующие элементы:

ОГ 1 - специализированная организованная группа представляет первое структурное подразделение исследуемого сообщества («производственный цех»). В ее «штате»: лица БОМЖ и наркозависимые, завезенные в сельскую местность и используемые для производства гашиша и гашишного масла; руководитель структурного подразделения и его «аппарат», подобранный из числа ранее судимых сельских жителей, имеющих огнестрельное оружие (изымаются, как правило, обрезы охотничьих ружей) и транспорт (мотоциклы или лошади), из которых сформированы мобильные вооруженные группы.

Функциями данного руководителя являются руководство деятельностью лиц БОМЖ, контроль за изготовителями-индивидуалами и поставщиками наркотиков, «работающих» самостоятельно и выплачивающих «оброк» (50% - от прибыли); охрана объявленных «своими» очагов произрастания конопли и ее посевов от посторонних лиц; принятие мер по расширению сырьевой базы для производства гашиша и гашишного масла за счет увеличения площадей под незаконными посевами конопли (подстрекательство). В этих целях местных жителей заставляют «сеять коноплю под трактор» вместе с кукурузой, соей и другими культурами на бывших совхозных полях (информация, содержащаяся в некоторых анкетах сотрудников органов внутренних дел и наркоконтроля).

ОГ 2 - специализированная организованная группа и второе структурное подразделение преступного сообщества в сфере незаконного оборота наркотиков («транспортный цех»). В нее входят: «штатные» перевозчики наркотиков; руководитель структурного подразделения и его «аппарат», включающий «бригады сопровождения».

В компетенции соответствующего руководителя: организация деятельности «штатных» перевозчиков наркотиков, их сопровождение и охрана «товара»; обеспечение технологического процесса производства гашишного масла путем регулярного его снабжения ацетоносодержащей жидкостью (так как гашишное масло изготавливают путем экстракции и упаривания раствора из высушенных листьев созревшей конопли и растворителей № 645-650); поставка в сельскую местность похищенных продуктов питания, предметов ширпотреба и бытовой техники в целях обмена их на наркотики (эта информация, содержится в некоторых анкетах сотрудников органов внутренних дел и наркоконтроля); пресечение бесконтрольной перевозки и пересылки наркотиков.

ОГ 3 - специализированная организованная группа является третьим структурным подразделением наркопредприятия («коммерческий цех»). В ее составе: «штатные» (мелкооптовые и розничные) сбытчики наркотиков; руководитель структурного подразделения и его «аппарат», подобранный, как правило, из числа ранее судимых за насильственные преступления.

Функциями данного руководителя являются: руководство деятельностью «штатных» сбытчиков наркотиков; взимание «налога» с подконтрольных поставщиков и сбытчиков наркотиков и «надзор» за соблюдением ими, установленных соответствующей организованной группировкой криминальной направленности правил «торговли»; охрана партий наркотиков («подачи»), мест их сбыта и наличной выручки; а также пресечение бесконтрольного сбыта наркотиков (выявление и наказание поставщиков или сбытчиков наркотиков, не имеющих «разрешения»).

Доступ к наркорынку любому лицу (группе лиц) возможен только на основе включения в состав преступного сообщества или приобретения «разрешения». Наркогруппа, участники которой не соблюдают установленных в преступном мире правил, неизбежно обречена на процесс ее поглощения (эксплуатацию) или ликвидацию, в том числе, с помощью сотрудников правоохранительных органов, которых этими конкурентами периодически «греют».

В качестве типовых устанавливались следующие правила наркоторговли: цена на наркотики устанавливается только представителями организованных группировок криминальной направленности; запрещено укрывать прибыль, «буторить (разбавлять) товар» и продавать его малолетним; в телефонных переговорах использовать только условные фразы; в случае задержания сотрудниками правоохранительных органов запрещено сообщать им о связях со своей «крышей». За нарушение данных правил, кроме штрафов, широко применялось избиение и разорение (деньги, движимое и недвижимое имущество отбиралось).

Механизм функционирования преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков, авторская модель которого была рассмотрена выше, имеет следующие особенности.

Во-первых, сочетает традиционный в преступной мире «феодальный» характер иерархии и новые «капиталистические» принципы монополизации и регионализации преступной деятельности.

Во-вторых, изолирует от наркотиков участников организованных группировок криминальной направленности, входящих в состав наркосообществ в качестве организационно-управленческих звеньев. Основные функции указанных лиц заключаются в вовлечении населения в наркобизнес (подстрекательстве), обеспечении доступности наркотиков для потребителей и в вытеснении (или подчинении) конкурентов - самостоятельных наркогрупп.

В-третьих, дает возможность держать под контролем и управлять производством, перевозкой, пересылкой и сбытом наркотиков, осуществляемыми удаленными друг от друга структурными подразделениями (специализированными организованными группами).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.