Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Общая характеристика системы мер противодействия ОП и политики в области борьбы с ОП. (2 ч.)





Сегодня в стране основными субъектами борьбы с организованной преступностью наряду с МВД России являются Федеральная служба безопасности, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная служба исполнения наказаний. Координацию данной деятельности осуществляет Генеральная прокуратура и Совет Безопасности Российской Федерации.

В настоящее время в стране создан и в целом достаточно эффективно функционирует механизм противодействия отмыванию преступных доходов, важную роль в котором играет Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Наполняется предметным содержанием и сотрудничество с «Интерполом» и «Европолом», установлены постоянные оперативные контакты с органами полиции более чем в пятидесяти стран мира.

Правоохранительным органам страны удалось оказать определенное влияние на пресечение преступной деятельности крупных и известных в России сообществ «Уралмаш», «Братское», «Общак» и «Тамбовское».

Сегодня акцент деятельности МВД России во многом смещается и в регионы, где преступные сообщества рвутся к бюджетным активам, природным ресурсам, региональной политике и управлению.



Так, в целях подрыва экономических основ организованного криминалитета органами внутренних дел осуществлялась специальная операция «Энергия» по декриминализации топливно-энергетического комплекса Уральского федерального округа. За период ее проведения было выявлено и пресечено 1200 экономических, налоговых и должностных преступлений. Экономические показатели региона после этого улучшились более чем в 2,5 раза, возрос объем экспорта углеводородного сырья и продуктов его переработки. На половину увеличились и налоговые платежи за пользование природными ресурсами.

Однако, оценивая состояние борьбы с организованной преступностью и коррупцией, следует отметить, что принимаемые меры еще в целом явно неадекватны складывающейся криминальной ситуации. Высокой остается латентность этого вида преступлений, далека от совершенства оперативно-розыскная деятельность, сказывается еще недостаточный профессионализм сотрудников по документированию преступной деятельности организованных групп и преступных сообществ. Не в полном объеме отвечает требованиям сегодняшнего дня и уровень взаимодействия оперативных и следственных подразделений.



Сегодня становится очевидной необходимость принятия и осуществления дополнительного комплекса мер по противодействию организованной преступности, направленных, прежде всего, на выявление и устранение причин и условий, порождающих организованную преступность. Нуждается в повышении и степень ответственности субъектов Федерации за организацию и результаты деятельности в этой сфере. Предстоит работа также по устранению слабых мест и недостатков в механизмах регулирования экономических отношений, которыми пользуются криминальные структуры в своих интересах.

Сегодня необходим комплексный анализ и постоянный мониторинг состояния организованной преступности для выработки на этой основе адекватных мер противодействия. Требует совершенствования и развития правовая база борьбы с ОП и коррупцией.

В настоящее время особо актуализировалась проблема принятия соответствующего Федерального закона о борьбе с организованной преступностью. Работа над указанным законом была в свое время проделана межведомственной рабочей группой под руководством проф. А.И. Долговой и закончена еще в 2007 г. Изучение показало, что в целом законопроект представляет собой попытку цельного, системного и комплексного противодействия организованной преступности, опирается на единую достаточно научно обоснованную концепцию борьбы с данным опасным явлением, является логическим завершением многолетних исследований данной проблематики группой ведущих криминологов страны. Проект отразил назревшие социальные потребности иного, качественно нового подхода в борьбе с организованной преступностью в России с учетом сложившихся криминальных реалий и в этом отношении носит радикальный характер. Он учел новейшие научные разработки и рекомендации в этой области, данные уголовной статистики и правоприменительной практики, многочисленные предложения теоретиков и практиков. Однако о его дальнейшей судьбе ничего не известно.



Среди основных направлений системы специальных мер по борьбе с организованной преступностью можно выделить следующие.

- Выявление и перекрытие каналов проникновения организованной преступности в общество: общее управление, планирование и координация деятельности по борьбе с организованной преступностью; антикоррупционное законодательство и соответствующие меры; борьба с "отмыванием" преступных капиталов.

- Обеспечение законности и безопасности предпринимательской деятельности: надзор и контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц, предпринимательской деятельности; специальное организационно-правовое и техническое обеспечение безопасности предпринимательской деятельности с помощью служб безопасности, частных детективов и охранников, вневедомственной охраны и т.п.

- Осуществление специальной правоохранительной деятельности: уголовно-процессуальные, оперативно-розыскные, разведывательные и контрразведывательные, уголовно-исполнительные, административно-процессуальные, гражданско-процессуальные, арбитражно-процессуальные меры.

Государство в лице его органов определяет соответствующую политику, т.е. основные направления борьбы, её основные приоритеты, цели и задачи, формирует нормативно-правовую базу противодействия, обеспечивает планирование, контроль и координацию мер по реализации политики борьбы на общегосударственном уровне с учетом участия в этом не только уголовной юстиции (правоохранительных органов), но и органов государственной власти, её различных ветвей, министерств и ведомств, общественных объединений и движений, финансовые, материально-техническое, кадровое и иное ресурсное обеспечение.

Говоря о формах противодействия организованной преступности(программные, правовые и организационные меры), мы полагаем, что в первую очередь необходимо осуществить разработку общегосударственной концепции борьбы с организованной преступностью. Причем это возможно как в рамках Концепции национальной безопасности страны, в виде ее составной части, так и в отдельном виде. Государственная политика в области борьбы с организованной преступностью должна быть осознана всеми ветвями государственной власти и воплощаться в соответствующих специальных программах. Последние должны разрабатываться на федеральном, региональном и местном уровнях. К сожалению, к настоящему времени в России не принято ни одного комплексного межведомственного правового документа, содержащего развернутую программу борьбы с организованной преступностью, что, с учетом имеющихся научных разработок и проектов, является свидетельством недостаточно ответственного подхода к названной проблеме.

В настоящее время в стране отсутствует последовательная стратегия борьбыс названными явлениями. Слабая политика государства по отношению к организованной преступности, в силу масштабности и остроты возникшей опасности, сегодня ставит под вопрос существование теперь уже и российского государства.

Ориентирование руководством страны правоохранительных органов на т.н. «избирательность» уголовной политики на практике сплошь и рядом превращается в «выборочное», т.е. произвольное применение норм уголовного права.

Таким образом, противодействие организованной преступности со стороны государства совершенно неадекватно характеру и степени нарастающей опасности.

К сожалению, реальная политика нынешней власти становится протекционистской. Даже борьба с организованной преступностью все больше попадает в зависимость от интересов владельцев крупных капиталов, дельцов теневой экономики. Довольно наглядно эта тенденция, к сожалению, проявилась в новом законе от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в УК РФ»[61]. В числе прочих, позитивных и назревших (например, о криминализации торговли людьми), есть положения, которые не могут не вызывать сомнений или возражений. Во-первых, отменена конфискация как вид наказания. Во-вторых, легализована все более распространяющаяся практика назначения длительных – до восьми лет - сроков лишения свободы условно. Вероятно, не нужно пояснять, кому выгодны подобные изменения.

Борьба с организованной преступностью в нашей стране ведется по-старому, без учета ее принципиально иного характера по сравнению с преступностью «обычной». Сегодня криминологи определенно говорят: причина безуспешности действий правоохранительной системы заключается в том, что власть борется с новейшими проявлениями преступного мира средствами и способами Х1Х века. Ведь и сегодняшняя концепция уголовного права (да и реформы правосудия – Прим. авт.) исходит из того, что борьба идет с отдельными проявлениями отдельных личностей и групп, а не с антиобщественной (добавим – и антигосударственной – Прим. авт.) системой[62].

Наконец, в отношении преступности вообще и организованной в частности, сегодня мы наблюдаем ничем необоснованную либерализацию, не соответствующую структуре и динамике реальной преступности (высокий удельный вес тяжких преступлений, рост убийств, особенно заказных и т.п.). В США, например, уровень убийств почти в четыре раза ниже, чем в России, тем не менее, там сейчас два миллиона заключенных, т.е. в два раза больше, чем в нашей стране.

Правовая база борьбы с организованной преступностью нуждается в существенном укреплении. Целесообразно, помимо прочего, принять на федеральном уровне специальный комплексный закон "О борьбе с организованной преступностью".

Каким должно быть законодательство о борьбе с ОП?

Поскольку ОП порождается сложным причинным комплексом, образованным серьезнейшими деформациями в политической, социальной и духовной сферах общественной жизни, противодействие ей должно быть в первую очередь системным. Система мер борьбы с ОП должна включать сложные многоуровневые и разномасштабные блоки организационного, экономического, правового и идеологического характера. Да и собственно правовые меры могут быть реализованы как в виде узкоотраслевых законодательных актов, так и законов комплексных, включающих разные отрасли права.

Специфика ОП, в которой функции непосредственного совершения преступлений отделены от организационно-управленческих, глубина ее проникновения в общество, широкие масштабы распространения диктуют необходимость принципиально новых правовых подходов. Как подчеркивает проф. А.И. Долгова, новые криминологически значимые реалии требуют новых законодательных решений. К ним относятся комплексные специальные законы, которые, развиваясь и дополняясь, возможно, образуют в дальнейшем новые нетрадиционные отрасли законодательства: антикоррупционного и по борьбе с организованной преступностью.

В настоящее время в России опыта принятия специализированных комплексных законов пока почти нет. Соответствующие законопроекты («О борьбе с организованной преступностью», «О борьбе с коррупцией и др.), если даже и принимались, но неизменно блокировались президентом Ельциным, использующим свое право вето. И только с 2008 г. был осуществлен ряд значительных законодательных и организационных шагов в направлении противодействия коррупции. К сожалению, ни в новом законодательстве, ни в Национальной стратегии противодействия коррупции 2010 г., ни в соответствующих Национальных планах противодействия коррупции 2008 и 2010 гг. не нашли отражение вопросы, связанные с непосредственно с организованной преступностью.

Представляется, что правовые основы борьбы с ОП должны включать в себя широкий спектр законов, причем, не только узкоотраслевых, но и комплексных, приводящих совокупность разнообразных правовых срезов воздействия на ОП в единую цельную систему. Это специализированные законы «О борьбе с организованной преступностью», «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с легализацией незаконных доходов», а также соответствующие положения уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, административного кодексов и других законодательных актов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.