Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы формирования компетенций (Методы обучения и преподавания)





СИЛЛАБУС

По патологической физиологии PF-3208

для специальности: 051302 "Стоматология"

Объем часов - 162   Лекции - 18 часов   Практические занятия - 36 часов   СРСП – 54 час  
  Всего аудиторных - 108 часов  
  Самостоятельная (внеаудиторная) работа – 54 часа  
     
Курс - Третий   Семестр - Пятый  
  Форма контроля – экзамен  

 

 

Алматы, 2012

 

Силлабус составлен профессором А.Н. Нурмухамбетовым, профессором Т.П. Ударцевой, доцентом Н.Н. Рыспековой, доцентом Н.В. Жуйко, доцентом М.К. Балабековой на основании типовой программы по патологической физиологии для студентов стоматологического факультета, утвержденной директором Департамента развития науки и человеческих ресурсов МЗ РК «29» 04.2009 г.

 

 

Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры патологической физиологии от «08» июня 2009г., протокол № 17

 

Зав.кафедрой патологической физиологии, профессор Нурмухамбетов А.Н.

 

 

Пересмотрен и одобрен на заседании кафедры патологической физиологии от 27. 08.2010

(Пр. № 1)

 

Зав.кафедрой патологической физиологии, профессор Нурмухамбетов А.Н.



 

 

Пересмотрен и одобрен на заседании кафедры патологической физиологии от 09. 09..2011

(Пр. № 2)

 

Зав.кафедрой патологической физиологии, профессор Нурмухамбетов А.Н.

 

Пересмотрен и одобрен на заседании кафедры патологической физиологии от 07.05.2012

(Пр. № 17)

 

Зав.кафедрой патологической физиологии, профессор Нурмухамбетов А.Н.

 

 

Пересмотрен и одобрен на заседании кафедры патологической физиологии от 06.09.2012

(Пр. №2)

 

Зав.кафедрой патологической физиологии, профессор Нурмухамбетов А.Н.

 

1. Общие сведения:

1.1 Наименование вузаКазахский национальный медицинский университет имени

С.Д. Асфендиярова

Кафедра патологической физиологии

1.3 Дисциплина «Патологическая физиология», PF-3208

1.4 Специальность: 051302 «Стоматология»

1.5 Объем учебных часов -162 часа

1.6 Курс и семестр изучения - 3 курс; 5 семестр

1.7 Сведения о преподавателях:

ФИО Должность Степень
Нурмухамбетов Адильман Нурмухамбетович Зав.кафедрой д.м.н.
Карынбаев Шабаз Сибугатуллович Доцент к.м.н.
Рыспекова Наталья Николаевна Доцент к.м.н.
Жуйко Нелли Васильевна Доцент к.м.н.
Балабекова Марина Казыбаевна Доцент к.м.н.
Мырзагулова Сырсулу Ермухамбетовна Доцент к.м.н.
Мельдеханов Турсунбек Тулеевич доцент д.м.н.
Толепбергенова Майгуль Жумановна Ст.препод К.м.н.
Баймуханова Дамиля Мутуалиевна ст.преподаватель к.м.н.
Жоламанов Мейрам Есович Ст.преподаватель к.м.н.
Табанова Рымкеш Ахмеджановна преподаватель к.м.н.
Жукешева Майя Канатовна преподаватель б/с
Муратова Айнур Нуржигитовна преподаватель б/с
Иманбекова Жанар Абдрашитовна преподаватель б/с
Ким Татьяна Александровна преподаватель б/с

1.8 Контактная информация:место нахождения кафедры



Уч.корпус № 2, 4 этаж

1.9 Политика дисциплинызаключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в высших учебных заведениях РК.

1. Обязательное посещение лекций.

2. Обязательное посещение практических занятий.

3. Активное участие в учебном процессе (подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практических работ).

4. Аккуратное ведение тетрадей: лекционных, для практических занятий, для выполнения заданий по внеаудиторной самостоятельной работе.

5. Присутствие на лекциях и занятиях в медицинских халатах.

6. Сдача рубежного контроля в установленное время по тематическому плану.



7. Обязательное выполнение СРС в установленное время по тематическому плану.

8. Активное участие студентов в научно-исследовательской работе и в мероприятиях кафедры по усовершенствованию учебно-методического процесса.

2. Программа:

Введение

Патологическая физиология является фундаментальной теоретической медико-биологической дисциплиной, дающей знания, необходимые врачу любой специальности, которые способствуют формированию врачебного мышления и закладывают основы для правильной диагностики, профилакти­ки и лечения больных.

2.2 Цель дисциплины:

Формирование у студентов знаний о болезни, этиоло­гии и патогенезе типовых патологических процессов, типовых нарушениях функций органов и систем, осо­бенностях патологических процессов в тканях зубо-челюстной области, тесной связи нарушений функций ротовой полости и зубочелюстного ап­парата с нарушениями функций других систем организма, формирование практических навыков выполнения экспериментов на животных и интерпретации клинико-лабораторных данных, формирование коммуникативных навыков работы в группе, правовых компетенций, навыков самосовершенствования

 

2.3 Задачи обучения:

Внедрить компетентностно-ориентированный подход в обучении студентов:

· Сформировать знания по общей и частной патофизиологии

· Сформировать знания об особенностях течения типовых патологических процессов в зубо-челюстной области и поражениях полости рта при нарушениях фукций органов и систем

· Сформировать практические навыки моделирования патологических процессов и интерпретации клинико-лабораторных данных

· Сформировать знания правил проведения доклинических исследований по приказам МЗ РК №№ 697, 575

· Развивать коммуникативные навыки работы в группе (умение ясно выражать свои мысли, уважать мнение товарищей и преподавателя, умение внимательно слушать)

· Сформировать навыки самостоятельной работы с научной, учебной и справочной литературой, каталогами в библиотеке, сайтами интернета при подготовке к занятиям и СРС

 

Конечные результаты обучения согласно сформированным компетенциям

Знания

· основных понятий общей нозологии;

· роли причин, условий и реактивности организма в возникновении, развитии и исходе болезней;

· основных понятий общего патогенеза

· общей патологии клетки, общих реакций организма на повреждение

· механизмов развития типовых патологических процессов (воспаление, лихорадка, гипоксия, аллергия, опухоли, нарушения обмена веществ и периферического кровообращения), их проявлений и значения для организма, особенностей этиологии и патогенеза типовых патологических процессов полости рта

· этиологии и патогенеза нарушений функций внутренних органов и систем, измений тканей полости рта при заболеваниях органов и систем

Практические навыки:

· интерпретации клинико-лабораторных данных при решении ситуационных задач

· планирования и выполнения экспериментов на животных, анализа результатов экспериментов

· моделирования некоторых патологических процессов (артериальная и венозная гиперемия, ишемия, воспаление)

· проведения нагрузочных проб для выявления предболезни

Правовые компетенции

· по проведению медико-биологических экспериментов (Приказ МЗ РК № 697 «Об утверждении Правил проведения доклинических исследований, медико-биологических экспериментов и клинических испытаний в Республике Казахстан». Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 29 декабря 2006 № 575. Государственный стандарт Республики Казахстан Надлежащая лабораторная практика. Основные положения.)

Самосовершенствование

· Навыки самостоятельной работы с научной, учебной, справочной литературой, источниками интернет

 

Коммуникативные навыки:

· уважительные личностные, межличностные, этнические и религиозные взаимоотношения в группе

· умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

· умение уважать мнение товарищей и преподавателя, умение внимательно слушать

2.5 Пререквизиты:молекулярная биология и медицинская генетика, биохимия, анатомия, физиология, гистология.

2.5 Постреквизиты: пропедевтика внутренних болезней, терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология, стоматология детского возраста.

 

2.6 Краткое содержание дисциплины: Патологическая физиология изучает общие закономерности возникновения, развития и исходов патологических процессов или болезней. В рамках патофизиологии студентами изучаются роль реактивности в патологии, местные и общие реакции организма на повреждение, этиология и патогенез типовых нарушений обмена веществ, этиология и патогенез воспаления, лихорадки, аллергии, опухолей, а также патофизиология органов и систем

2.7 Тематический план лекций

 

№ лекции Тема лекции Форма проведения Часы
1. Общая этиология Презентация.
2. Общий патогенез Презентация. Обзорная лекция.
3. Воспаление Презентация. Обзорная лекция
4. Воспаление Презентация. Обзорная лекция
5. Аллергия Презентация
6. Нарушение гемостаза Презентация  
7. Сердечная недостаточность Презентация. Проблемная лекция
8. Недостаточность внешнего дыхания Презентация. Обзорная лекция
9. Патофизиология пищеварения в полости рта Презентация. Проблемная лекция
  Итого  

2.7 Тематический план практических занятий и СРСП

№ зан Тема   Форма проведения. Цикловые занятия Час
1. 1. Предмет, задачи, методы патофизиологии. Общая нозология. 2. Общая этиология и патогенез. Дискуссия по вопросам темы. Кейс-стади, решение кроссворда, тестирование по правовым вопросам  
СРСП Формирование практических навыков по темам «Общая нозология», «Этиология и патогенез» Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов. Задания: Блиц-игра, выявление предболезни нагрузочными пробами (пробы Мартине, Штанге, Генче). Методики моделирования кариеса и пародонтита Моделирование высотной болезни или просмотр видеофильма
2. 3. Роль реактивности организма в патологии 4. Патофизиология клетки. Дискуссия по вопросам темы. Кейс-стади, решение тестовых заданий.      
СРСП Формирование практических навыков по темам «Роль реактивности в патологии», «Патофизиология клетки» Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов Анализ результатоы эксперимента: Влияние возраста, видовой принадлежности, функционального состояния центральной нервной системы в реактивности, просмотр видеофильма Анализ результатов эксперимента по изучению осмотической резистентности эритроцитов, выполнение эксперимента по выявлению повреждения ткани зуба у крыс
3. 5. Общие реакции организма на повреждение (ООФ, стресс, шок, кома). Дискуссия по вопросам темы, кейс-стади, тестовый контроль, изучение схем патогенеза    
СРСП 6. Рубежный контроль – 1 Устный или письменный опрос по пройденным темам аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Контроль практических навыков интерпретации клинико-лабораторных данных, правовых компетенций, коммуникативных навыков и компетенции самосовершенствования  
4. 7. Нарушения водно-электролитного обмена 8. Нарушение кислотно-основного состояния Обсуждение теоретического материала, составление схем патогенеза отеков, нарушений КОС, кейс-стади, решение тестовых заданий,      
СРСП Формирование практических навыков по темам «Нарушения водного обмена», «Нарушения КОС» Задание: Анализ результатов экспериента по моделированию отеков, кейс стади, анализ изменений КОС. Работа с обучающей программой (мультимедийная презентация нарушений КОС),  
5. 9. Нарушения углеводного обмена 10. Гипоксия Дискуссия по теоретическим вопросам, кейс-стади, просмотр видеофильма      
СРСП 11. Нарушения белкового и жирового обмена. Голодание   Конференция, составление эссе, их защита  
6. СРСП 12. Рубежный контроль – 2   Формирование практических навыков по нарушению периферического кровообращения Тестовый контроль, контроль практических навыков интерпретации клинико-лабораторных данных, оценка коммуникативных навыков и самосовершенствования Выполнение и обсуждение практических работ по нарушению периферического кровообращения, оформление протоколов Задание: Моделирование в эксперименте артериальной, венозной гиперемий, ишемии, тромбоза, эмболии.    
  13. Нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции Дискуссия по вопросам темы, составление схем патогенеза, кейс-стади  
7. 14. Воспаление 15. Лихорадка Дискуссия по вопросам темы, кейс-стади, решение тестовых заданий, кроссворда.  
СРСП Формирование практических навыков по темам «Воспаление», «Лихорадка» Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, ролевая игра, Задания: Опыт Конгейма. Задания: Анализ модельных ситуаций по нарушению терморегуляции
8. 16. Аллергия 17. Опухоли Дискуссия по вопросам темы, кейс-стади, заполнение таблиц, тестирование, решение кроссворда, анализ учебного видеофильма по моделированию анафилактического шока  
СРСП Формирование практических навыков по темам «Аллергия», «Опухоли»   18. Рубежный контроль – 3 Заполнение «немых» графов Изучение мазков асцитной карциномы   Тестовый контроль, контроль практических навыков интерпретации клинико-лабораторных данных, оценка коммуникативных навыков и самосовершенствования      
9. 19. Патофизиология нервной системы. 20. Патофизиология эндокринной системы. Дискуссия по вопросам темы, решение тестовых заданий, составление схем, кейс-стади    
СРСП Формирование практических навыков по темам занятия Составление схем патогенеза, решение ситуационных задач
10. 21. Недостаточность внешнего дыхания. Обсуждение теоретического материала, кейс-стади, анализ пневмограмм, решение тестовых заданий    
СРСП 22. Артериальные гипертензии. Артериальные гипотензии   Дискуссия по вопросам темы, составление схем патогенеза эссенциальной гипертензии, почечных гипертензий, заполнение «немых» схем.  
11. 23. Сердечная недостаточность.   Обсуждение теоретического материала, выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий. Обсуждение видеофильма по моделированию перегрузочной и миокардиальной сердечной недостаточности у лягушек.  
СРСП 24. Аритмии   25. Рубежный контроль – 4   Анализ ЭКГ   Тестовый контроль, контроль практических навыков интерпретации клинико-лабораторных данных, оценка коммуникативных навыков  
26. Патофизиология пищеварения Обсуждение теоретического материала, обсуждение практических работ, решение тестовых заданий,    
12. СРСП 27. Патофизиология печени Дискуссия по вопросам темы, кейс-стади, интепретация клинико-лабораторных данных, решение кроссворда
28. Патофизиология почек.     Обсуждение теоретического материала, кейс-стади, решение тестовых заданий    
СРСП 29. Патофизиология опорно-двигательного аппарата и кожи Работа с мультимедийной презентацией, кейс-стади, решение тестовых заданий, составление схем патогенеза  
СРСП 30. Рубежный контроль - 5 Устный или письменный опрос по пройденным темам аудиторной и внеаудиторной работы студентов, оценка практических навыков интерпретации клинико-лабораторных данных, оценка коммуникативных навыков
31. Лейкоцитозы, лейкоцитопении   Обсуждение теоретического материала, анализ лейкограмм, кейс-стади
32. Анемии.   Обсуждение теоретического материала, работа с обучающей программой, кейс-стади  
СРСП Формирование практических навыков по теме Анемии Анализ гемограмм
СРСП 33. Нарушение гемостаза. Обсуждение теоретического материала, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач  
СРСП Формирование практических навыков по теме «Лейкозы»   Обучающая программа по теме «Лейкозы», анализ лейкограмм, просмотр мазков крови        
СРСП 35. Рубежный контроль - 6 Тестовый контроль, письменный или устный опрос по пройденным темам, оценка практических навыков интерпретации клинико-лабораторных данных, оценка коммуникативных навыков и самосовершенствования  
  ВСЕГО  

Время консультаций –по расписанию кафедры

Время рубежного контроля– по календарному плану

Время итогового контроля– по окончанию цикловых занятий по расписанию ОП и КУП

2.8. Задания для самостоятельной работы студентов (СРС)

Тема самостоятельной работы Форма проведения часы
1. Болезнетворное действие на организм механических, физических, социальных (наркомании, токсикомании, алкоголизм) факторов Самостоятельное изучение материала, выполнение тестовых заданий
2. Лекарственная аллергия. Анафилактический шок. Понятие об аутоиммунных болезнях, иммунодефицитных состояниях, их роль в патогенезе заболеваний пародонта Самостоятельное изучение материала, составление схем патогенеза. Выполнение тестовых заданий.
3. Особенности течения типовых патологических процессов в полости рта Самостоятельное изучение материала, выполнение тестовых заданий
4. Теории происхождения боли. Патофизиологические принципы обезболивающей терапии Самостоятельное изучение материала, составление схем патогенеза
5. Роль гормональных нарушений в развитии патологических изменений тканей полости рта Самостоятельное изучение материала, выполнение тестовых заданий.
6. Особенности течения заболеваний челюстно-лицевой системы при патологии системы крови (анемиях, лейкозах) Самостоятельное изучение материала, выполнение тестовых заданий.
  ВСЕГО  

Литература основная и дополнительная

На русском языке:

Основная:

1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., в двух томах.

2. Патологическая физиология //Под ред. Зайко Н.Н., Быця Ю.В. - Москва: МЕДпресс-информ, 2004 – 635с

3. Патологическая физиология //Под ред. Адо А.Д.-Москва:Триада-Х, 2000 - 574 с.

5. Нурмухамбетов А.Н. Патофизиология в схемах и таблицах – Кітап, 2004 – 248с.

6. Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов //Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы:КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006 – 256с

7. Тестовые задания по патологической физиологии // под ред. Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой .- Алматы.: издательство «Эффект», КазНМУ, 2007. – 504 с.

Дополнительная:

1. Есембаева С.С., Касенов Б.Ж. и др. «Механизмы развития патологии полости рта» уч.пособие., Алматы 2010 -136с.

2. Патофизиология. В трех томах:учебник для студ. Стом.факультетов/ А.И. Воложин, Г.В. Порядин.-Изд-во «Академия», 2006

3.Литвицкий П.Ф. Патофизиология. - Москва:ГЭОТАР-МЕД, 2009 - 496 с.

4.Литвицкий П.Ф. Патофизиология Том 1- Москва:ГЭОТАР-МЕД, 2006 - 752 с. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006 – 716с

5.Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П.Патофизиология. Том 1 – Общая патофизиология. Том 2 - Основы патохимии-Санкт-Петербург, 2005 - 624 с

6.Особенности реактивности детского организма. Жуйко Н.В. Алматы, 2006 - 68

  1. Рыспекова Н.Н. Патофизиология опухолевого роста (методическое пособие для студентов). Алматы, 2002.-58с.
  2. Ударцева Т.П. Механизмы адаптации к совместному воздействию свинца и ограничения движений.-Алматы, 2001 - 226с.
  3. Фролов В.А., Дроздова Г.А., Казанская Т.А., Билибин Д.П. Патологическая физиология.- М.: Издательство Университета Дружбы народов, 2004 -308 с.

На казахском языке

Негізгі әдебиет:

1. Нұрмұхамбетұлы Ә. Патофизиология – Алматы, 2007 – 698 б

2. Клиникалық патофизиологиясы.-Алматы, 2010 – 976 б

2. Патологиялық физиология боинша сынамалық тапсырмалар // Қазак тіліне аударған редакциялаған Т.П.Ударцевой, Н.Н.Рыспековой М.Б.Байбөрі. Алматы.: «Эффект» баспасы, 2007. - 504 б.

Қосымша

1. Нұрмұхамбетов Ә., Патофизиология: оқулық – Алматы, 2000 – 568 б

2. Момынов Т., Рақышев А. Медицинский словарь-Медициналық сөздік-Алматы:ЖШС «Кітап баспасы» - 2003 – 352 б

3. Орысша - қазақша- медициналық (физиологиялық) сөздік. Русско-казахский медицинский (физиологический) словарь г. Алматы: Эверо. 2007 - 904 с

4. «Ұрық дамуы мен балалық шақ ауруларының патофизиологиясы» проф. А.Н. Нурмухамбетов (2006) - 192

На английском языке:

Основная:

1. V. Kumar, A.K. Abbas, S.N. Fauso. Pathologic basis of disease, 7th edition, 2007 – 1525р

Дополнительная:

1. Harsh Mohan-Textbook of pathology - 2004

Методы формирования компетенций (Методы обучения и преподавания)

· Презентация, чтение обзорных и проблемных лекций (когнитивная компетенция)

· Проведение практических занятий: выполнение экспериментальных работ (опыты на лабораторных животных, освоение патофизиологических методик, работа с аппаратурой), обсуждение результатов исследования, оформление протоколов, заполнение «немых» графов, решение ситуационных задач, тестовых заданий, составление схем патогенеза, решение кроссвордов, работа в малых группах, блиц-игры, кейс-стади, просмотр учебных видеофильмов и видеороликов (знания, практические навыки, коммуникативные навыки, правовые компетенции)

· Формы СРС: работа с литературой, электронными базами данных, самостоятельное изучение учебного материала с последующим тестированием и самооценкой, подготовка презентаций, рефератов, решение тестовых заданий (самосовершенствование)

  • 2.11 Критерии и правила оценки сформированных компетенций

· Текущий контроль:тестовые задания, устный опрос, решение ситуационных задач, проверка оформления результатов выполнения заданий и т.д., самооценка и групповая оценкапри работе в малых группах; оцениваются знания, практические навыки, коммуникативные навыки, правовые компетенции, самосовершенствование.

· Рубежный контроль:тестовый контроль, интерпретация клинико-лабораторных данных:оцениваются знания, практические, правовые навыки, коммуникативные навыки, самосовершенствование

· Итоговый контроль: экзамен, включающий тестирование – 1 этап (оцениваются знания и правовые компетенции) и интерпретацию клинико-лабораторных данных при решении ситуационных задач – 2 этап (оцениваются практические и коммуникативные навыки)

1. Практическое занятие

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.