ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Используются следующие образовательные технологии: практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Специфика дисциплины и объем учебного материала предполагают использование различных активных форм обучения.
В процессе проведения семинаров рекомендуется использовать мультимедийное оборудование. При проведении занятий используются активные и интерактивные формы занятий (деловые и ролевые игры, мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций, кейс-метод, мини-дискуссии в группах, задания) в сочетании с внеаудиторной работой. Интерактивные методы уместны при обсуждении проблемных и неоднозначных вопросов, требующих выработки решения в ситуации неопределенности и аргументированного изложения своих взглядов, профессиональной позиции. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составляет не менее 30 % аудиторных занятий. В целом содержание курса отличает практическая направленность и максимальная приближенность к актуальным запросам правотворческой деятельности.
Система текущего контроля включает:
- контроль посещения и работы на семинарских/практических занятиях;
- контроль выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы;
- контроль знаний путем проведения тестовых контрольных работ; контрольных работ в контрольной неделе;
- контроль знаний, умений, навыков, усвоенных в данном курсе, в форме итогового зачета.
Работа на практических занятиях оценивается преподавателем по итогам подготовки и выполнения обучающимися практических заданий, активности работы в группе и самостоятельной работе. Пропуск практических занятий предполагает отработку по пропущенным темам.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА»
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Клименко А. В. Теория государства и права: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования/А. В. Клименко, В. В. Румынина.-5-е изд., стер.- Москва: Академия, 2008.-218,[1] с.; 22 см.-(Среднее профессиональное образование. Право и социальная работа)
Дополнительная литература
1. Морозова Людмила Александровна. Теория государства и права: Учебник для студ. высш. учеб. завед./Л.А. Морозова; Мин-во образования Рос.Фед.; Моск. гос. юрид. академия.-М.:Юристъ,2003.-414 с.-(Institutiones).
2. Морозова, Людмила Александровна. Теория государства и права: учеб. для студентов вузов/Л.А. Морозова .-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Эксмо,2005.-448 с.- (Российское юридическое образование).
3. Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учеб. для студ. вузов/В.Д. Перевалов.-М.:Высшее образование, 2005.-379 с. - (Основы наук).
4. Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения/Отв. ред.: Л.А.Воскобитова, Л.П.Михайлова, Е.С.Шугрина; Американ. ассоц. юристов .-М. :ДЕЛО, 2001.-416 с.
5. Справочник по нормотворческой технике: Рекомендации Федерального министерства юстиции Германии по единообразному оформлению законов и нормативных постановлений.-2-е изд., перераб.-М.:БЕК,2002.-261 с.
6. Шугрина Екатерина Сергеевна. Техника юридического письма: Учеб. - практ. пособие/Америк. ассоциация юристов; Программа ABA CELLI.-М.:Дело,2001.-272 с.
7. Юридические процедуры во французском праве.-М. :Посольство Франции в Москве,1994.-92 с.-(Русско-французская серия; 29).
8. Общая теория государства и права. Академический курс. П/р Марченко М.Н., т.2. - М., 1998 г.
9. Керимов Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. – М., 2000 г.
10. Керимов Д.А. Проблемы общей теории государства и права. – М., 2000 г.
11. Законодательная техника. Научно-практическое пособие. П/р Тихомирова Ю.А. – М., 2000 г.
12. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. – М., 2000 г.
13. Поленина С.В. Качество закона и эффективность законодательства. – М., 1993 г.
14. Шугрина Е.С. Техника юридического письма. – М., 2001 г.
15. Жилин Г. Соотношение права и закона // Российская юстиция. - № 4. – 2000 г.
16. Хижняк С.П. Правовая терминология и проблемы ее упорядочения // Правоведение. - № 6. – 1990 г.
17. Бабаев В.К. Формальная определенность и возможности формализации законодательства. // Советское государство и право. - № 4. – 1978 г.
18. Поленина С.В. к разработке концепции закона о нормативных актах // Советское государство и право. - № 5. – 1985 г.
19. Горшенев В.М. Нетипичные нормативные предписания в праве // Советское государство и право. - № 3. – 1978 г.
20. Барабашева Н.С. Слова. Слова, слова… // Советское государство и право. - № 8. – 1990 г.
21. Воинов И. Разрешение коллизий норм европейского и российского права // Российская юстиция. - №6. – 2001 г.
22. Надеев Р. Законотворческие ошибки. // Российская юстиция. - №5. – 2001 г.
23. Решенкин А., Павлов Н. О языке судопроизводства и стиля судебного акта // Вестник ВАС РФ. - №7. – 2001 г.
24. Сухинина И. Жанр и язык постановлений конституционного суда РФ // Российская юстиция. - № 10. – 2001 г.
25. Матеров Н., судаков Г. О языке решения арбитражного суда // Вестник ВАС РФ. - № 3. – 2000 г.
26. Жилин Г. признание нормативных актов недействительными. // Российская юстиция. - № 7. – 1998 г.
Рабочие программы профессионального цикла
История и методология юридической науки
Составитель: доцент кафедры государственно-правовых дисциплин НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет», кандидат юридических наук, доцент Масягина Ю.Б.
Рецензент: доцент кафедры права ФГОУ ВПО «Смоленский государственный университет, кандидат юридических наук Осин В.Н.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель и задачи курса
Цели и задачи дисциплины заключаются в усвоении знаний о науке в целом и юридической науке, в частности, их природе, социальной роли, истории возникновения и основных этапах и закономерностях развития; углубленном изучении методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск; овладении основными методами социального и правового познания, необходимыми в дальнейшем самообразовании и научной деятельности; формировании представлений о комплексном подходе к исследованию правовых явлений; развитии высокой общей, научной и правовой культуры, абстрактного, аналитического мышления; анализе современной юридической науки, с точки зрения используемых методов и перспектив совершенствования методологии правоведения.
Цели и задачи лекционных занятий заключаются в обобщенном изложении основных тем курса, обеспечении необходимыми знаниями для самостоятельного изучения вопросов дисциплины.
Цели и задачи самостоятельной работы студентов заключаются в углубленной проработке содержания лекций; привитии навыков самостоятельной творческой научно-исследовательской деятельности; практическом применении знаний и умений, полученных на лекционных занятиях; изучении проблем, вышедших за пределы объема лекционного материала.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Данный курс входит в раздел «М2. Б.2. Профессиональный цикл. Базовая часть ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «Юриспруденция».
Программа курса «История и методология юридической науки» является составной частью профессионального цикла (базовая часть) подготовки магистра.
В качестве «входных» знаний, умений и компетенции, необходимых для изучения данного курса, выступают знания, умения и компетенции, сформированные в процессе изучения и усвоения курсов: «Теория государства и права» и «Философия» на бакалавриате.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История и методология юридической науки»
Обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
Обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в правотворческой деятельности:
способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в экспертно-консультационной деятельности:
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
1.4 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны
Знать:
критерии оценки политико-правовых доктрин;
становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков;
теории естественного права;
теорию разделения властей; ранний социализм; политические и правовые учения в России; либеральные политико-правовые доктрины; социалистические политико-правовые теории; марксистские политико-правовые учения; основные политические и правовые учения современности; юридические типы научного познания; понятие и принципы методологии юридической науки; методологию юриспруденции как самостоятельной области юридического познания;
современные представления о научном познании; юридическое познание как деятельность; различные стили и образы юридического познания;
процессы формирования и развития идей сравнительного правоведения; объект, предмет, источники и принципы сравнительного правоведения; место и роль сравнительного правоведения в обществе, в том числе в системе юридического образования; взаимосвязь и взаимодействие международного и внутригосударственного права; классификация правовых систем;
Уметь:
применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права; для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы;
Владеть:
методикой самостоятельного изучения и анализа политико-правовых доктрин, исторического процесса становления и развития политико-правовой идеологии, юридической науки, международного права и национальных правовых систем.
4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.
Распределение часов дисциплины по темам и видам работ:
№
| Название темы
| Всего
часов
| Виды учебной работы (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные, практические работы и др.
| Самостоятельная работа
| 1.
| Юридические науки в системе научного знания. Введение.
|
|
|
|
|
| Участие в семинарском занятии
| 2.
| История юридической науки
|
|
|
|
|
| Участие в семинарском занятии
| 3.
| Методология научного познания
|
|
|
|
|
| Участие в семинарском занятии
| 4.
| Системный подход и синергетика в праве
|
|
|
|
|
| Участие в семинарском занятии
| 5.
| Организация научного исследования
|
|
|
|
|
| Участие в семинарском занятии, работа в малых группах
| 6.
| Проблема правопонимания
|
|
|
|
|
| Участие в семинарском занятии, ролевой игре
|
| Итого:
|
|
|
|
|
| Итоговая аттестация: зачет
| 5. ПРОГРАММА (СОДЕРЖАНИЕ) УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|