Семинар 2. Законодательная техника: понятие и элементы (6 ч)
1. Понятие законодательной техники.
2. Структура законодательной техники.
3. Классификация приемов и способов законодательной техники.
4. Соотношение нормы права и статьи закона.
5. Способы изложения норм права в юридических актах.
Методические указания:
Цель занятия – выяснение понятия законодательная техника, изучение ее структуры и классификации приемов.
При подготовке к данному занятию необходимо ознакомиться с учебной литературой по данной тематике, особое внимание следует обратить на соотношение статьи закона с правовыми нормами. Важно привести примеры норм и их отдельных частей из различных отраслей права.
Семинар 3. Методологические основы правотворчества (6 ч)
1. Принципы построения правовых норм.
2. Методы написания правовых норм.
3. Соотношение правовой нормы и статьи закона.
4. Системность правовых норм
Методические указания:
Цель занятия – выяснение различных методов создания законов и изучение НПА.
При подготовке к данному занятию необходимо ознакомиться с учебной литературой по данной тематике, особое внимание следует обратить на 4 вопрос, который является вопросом для обсуждения, так как он является вопросом на размышление и сопоставление.
Семинар 4. Критерии качества закона (6 ч)
1. Понятие качества закона.
2. Юридические ошибки: понятие и классификация.
3. Общие и собственно-юридические критерии качества законов
Методические указания:
Цель занятия – выяснение критериев качества НПА.
При подготовке к данному занятию необходимо ознакомиться с учебной литературой по данной тематике, особое внимание следует обратить на 2 вопрос, в процессе подготовки которого необходимо ознакомиться с различными классификациями юридических ошибок.
Семинар 5. Стадии подготовки проектов законов.
1. Формирование идеи (концепции) законопроекта.
2. Создание рабочей группы.
3. Написание проекта.
4. Экспертиза: понятие и виды.
Методические указания:
Цель занятия – выяснение стадий правотворческой деятельности.
При подготовке к данному занятию необходимо ознакомиться с учебной литературой по данной тематике, особое внимание следует обратить 4 вопрос, в процессе подготовки которого необходимо ознакомиться с различными видами правовых, лингвистических и тематических экспертиз..
Семинар 6. Приемы правотворческой техники (6 ч)
1. Познавательный прием.
2. Структура нормативного акта.
3. Язык закона
4. Логика закона.
5. Нормативный акт: понятие и виды.
6. Закон и его место в системе нормативных актов. Виды законов.
7. Процедурные приемы.
8. Соотношение источников права в федеративном государстве.
9. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Методические указания:
Цель занятия – выяснение различных приемов подготовки законов и изучение процедуры создания НПА.
При подготовке к данному занятию необходимо ознакомиться с учебной литературой по данной тематике, особое внимание следует обратить на 8 вопрос, который является вопросом для обсуждения, так как он не освещен широко в учебной литературе, это скорее вопрос на размышление и сопоставление.
На выяснение теоретических вопросов отводится 2ч. Остальное время должно быть посвящено ролевой игре
РОЛЕВАЯ ИГРА: Подготовка законопроектов и их юридическая экспертиза
Цель:
Реализация теоретических знаний по законодательной технике
Задачи:
- изучение процедуры создания законопроекта
- развитие навыков работы с текстом нормативного правового акта
Алгоритм проведения ролевой игры:
Ролевая игра представляет собой подготовку 3 группами студентов 3 законопроектов, а также юридическую экспертизу этих законопроектов. Порядок проведения:
- распределение студентов на 3 группы (5 минут)
- ознакомление студентов с тематикой законопроектов (5 минут)
- выбор студентами одного законопроекта для группы (2 минуты каждой группе)
- подготовка законопроектов (20 минут)
- защита законопроектов (5 минут каждой группе)
- сравнение с представленным преподавателем реальными законопроектами, поступившим в Смоленскую Областную Думу (5 минут)
- обзор преподавателем допущенных ошибок и недочётов студентов в ходе написания ими законопроекта (5 минут)
- проведение юридической экспертизы проектов законов, составленных другой группой (10 минут каждой группе)
- обсуждение результатов юридической экспертизы (10 минут)
- оценка преподавателем работы студентов (3 минуты)
Работа 1 группы
- Работа над законопроектом «О правовых терминах»
Группа ставит своей задачей соблюсти как можно больше правил законодательной техники:
- познавательно-юридический элемент, то есть студенты должны в первую очередь решить, может ли данная тема служить предметом закона, а не другого нормативного правового акта, кто принимает данный НПА;
- нормативно-структурный элемент: необходимость преамбулы, вначале должны идти предмет регулирования и основные понятия, используемые в законе;
- логический элемент, то есть правильное применение классификаций, сравнений, извлечений и т.д.
- языковой элемент, то есть правильная стилистика текста НПА, правильное использование синонимов, омонимов, иностранной и профессиональной лексики;
- графический элемент – необходимость включения в текст или приложение схем и таблиц;
- процедурный элемент – решение вопросов последовательности принятия НПА.
В законопроекте должны присутствовать реквизиты: кто будет принимать, одобрять, подписывать его, когда он вступит в действие.
- Юридическая экспертиза законопроекта «О законе» должна содержать в себе ответ на вопрос как авторы законопроекта смогли применить вышеперечисленные требования к написанию НПА.
Работа 2 группы
- Работа над законопроектом «О толковании нормативных правовых актов»
Группа ставит своей задачей соблюсти как можно больше правил законодательной техники:
- познавательно-юридический элемент, то есть студенты должны в первую очередь решить, может ли данная тема служить предметом закона, а не другого нормативного правового акта, кто принимает данный НПА;
- нормативно-структурный элемент: необходимость преамбулы, вначале должны идти предмет регулирования и основные понятия, используемые в законе;
- логический элемент, то есть правильное применение классификаций, сравнений, извлечений и т.д.
- языковой элемент, то есть правильная стилистика текста НПА, правильное использование синонимов, омонимов, иностранной и профессиональной лексики;
- графический элемент – необходимость включения в текст или приложение схем и таблиц;
- процедурный элемент – решение вопросов последовательности принятия НПА.
В законопроекте должны присутствовать реквизиты: кто будет принимать, одобрять, подписывать его, когда он вступит в действие.
- Юридическая экспертиза законопроекта «О правовых терминах» должна содержать в себе ответ на вопрос как авторы законопроекта смогли применить вышеперечисленные требования к написанию НПА.
Работа 3 группы
- Работа над законопроектом «О законе»
Группа ставит своей задачей соблюсти как можно больше правил законодательной техники:
- познавательно-юридический элемент, то есть студенты должны в первую очередь решить, может ли данная тема служить предметом закона, а не другого нормативного правового акта, кто принимает данный НПА;
- нормативно-структурный элемент: необходимость преамбулы, вначале должны идти предмет регулирования и основные понятия, используемые в законе;
- логический элемент, то есть правильное применение классификаций, сравнений, извлечений и т.д.
- языковой элемент, то есть правильная стилистика текста НПА, правильное использование синонимов, омонимов, иностранной и профессиональной лексики;
- графический элемент – необходимость включения в текст или приложение схем и таблиц;
- процедурный элемент – решение вопросов последовательности принятия НПА.
В законопроекте должны присутствовать реквизиты: кто будет принимать, одобрять, подписывать его, когда он вступит в действие.
2.Юридическая экспертиза законопроекта «О толковании нормативных правовых актов» должна содержать в себе ответ на вопрос как авторы законопроекта смогли применить вышеперечисленные требования к написанию НПА.
Нормативные материалы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ
ТРУДА В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006 - 2009 ГОДЫ
Принят Смоленской областной Думой
28 декабря 2005 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Смоленской области" на 2006 - 2009 годы (далее также - Программа) (прилагается).
Статья 2
Финансирование Программы из областного бюджета осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на ее реализацию в областном законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год в период с 2006 по 2009 год.
Статья 3
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|