Реализация этапов построения модели.
Исходя из рассмотренной выше ситуации, сформулируем решаемую задачу: необходимо выбрать для включения во временный трудовой коллектив претендента – кандидата, у которого показатель его пригодности минимально отклонялся бы от заданного организацией уровня. Показатель пригодности может характеризовать соответствие претендента требованиям организации, касающимся уровня его образования, практического опыта работы, коммуникабельности, восприятия инноваций и т.п., то есть его соответствие системе признаков которыми, по мнению организации – работодателя, должен обладать претендент на j – ю вакантную должность ( ). Примером таких признаков могут быть, например, возраст, образование, стаж работы, семейное положение и т.п. Каждый признак λ имеет широкий спектр характеризующих его величин (показателей), например, стаж работы от 0 до 45 и более лет, возраст, от 18 до 80 лет и т.п. Претендент на вакантную должность может обладать каким-либо одним из этих значений, не обладая другими, т.е. иметь возраст, например, или 20 лет, или 40, или 63 года и т.п.
1. Организация – работодатель, исходя из своей заинтересованности в наличии у претендента на вакантную должность j тех или иных значений показателей – признаков (показателей – характеристик λ), устанавливает определённые границы (интервалы) значений этих признаков: . Каждому из этих интервалов присваиваются конкретные величины показателей – характеристик в привязке к конкретной вакансии - Наиболее предпочтительной величине таких показателей – характеристик по му признаку ой вакансии дается статус нормативной – .
2. Значение признака, которое может быть у претендента, определяется следующим образом:
Величина всегда будет неотрицательной: .
3. Сумма всех значений показателей признаков (λ) р-го претендента на j-ю вакантную должность
Условием отбора р–го претендента, выбранного на ую вакантную должность, может быть одно из заданных условий:
а) наиболее высокая среди всех претендентов суммарная (итоговая) оценка по всем признакам λ:
где - суммарная оценка р-го претендента, выбранного на ую вакантную должность;
б) минимальное отклонение по модулю суммарной оценки у выбранного р-го претендента ( ) от заданного организацией – работодателем по j-ой вакансии ( ). Организация-работодатель хотела бы, чтобы р-й претендент на j-ю должность обладал определённым -ым уровнем значения l-го признака. Это значение можно характеризовать как критическое – . Тогда в формализованном виде это условие отбора претендента на вакантную должность можно представить следующим образом:
где - отклонение значения l-го признака по р-му претенденту от критического значения.
5. Отклонение величины показателя у р-го претендента (DПрj) по l-му признаку от критической величины этого признака ( ) можно рассчитать по формуле:
,
6. Отклонение суммарной оценки, характеризующей р-го претендента (DПрj), необходимо рассчитывать по модулю отклонения
, поскольку учет знака отклонения (+ ,- ) при сложении может
привести к взаимному их погашению. Поэтому суммарное отклонение рассчитываем по модулю:
Претенденты, имеющие значения этих признаков соответственно выше или ниже критических, не устраивают организацию – работодателя. Тогда l-й показатель – характеристика р-го претендента на j-ю должность должен отвечать определенным ограничениям:
Таким образом, выполнены 1-5 этапы подготовки к построению модели. На базе полученных модулей (1-5) можно сформировать модель решения задачи по первому из рассмотренных критериев.
Критериальная функция:
Ограничения:
;
Далее по аналогии можно сформировать модель по второму условию выбора претендента:
Критериальная функция:
Ограничения:
;
При построении экономико-математической модели объекта или системы, для которого разрабатывается управленческое решение, особое внимание следует уделять четкости описания используемых признаков – характеристик, а также их условным обозначениям. Это облегчит реализацию процедур построения модели.
Практические рекомендации по построению модели.
1. Формулировка решаемой задачи.
Пример: учет выполнения договорных обязательств.
2. Получаемые результаты:
ü состав показателей;
ü единицы измерения и др.
Пример:
Ø количество отгруженной продукции всего и по отдельным номенклатурным позициям в рамках конкретных договоров на поставку за отчетный период;
Ø стоимость отгруженной продукции;
Ø единицы измерения – руб., тыс. руб., шт., тонны, комплекты и т.д.
3. Форма представления результатов:
ü бумажные носители;
ü электронные и др. носители.
4. Процедуры получения результатов.
Пример:
Ø общее количество поставленной продукции равно суммарному количеству всех поставок по этому договору за отчетный период;
Ø стоимостное выражение поставленной продукции равно сумме произведений количеств поставленной продукции на цену единицы этой продукции и т. п.
5. Исходные данные для расчетов по процедурам получения результатов.
Пример:
Ø время поставки продукции;
Ø номенклатура поставляемой продукции (наименование, шифры и т. п.);
Ø получатели продукции;
Ø объемы поставок и т. д.
6. Информация, используемая для построения модели,: реквизиты-основания, реквизиты-признаки*), их условные обозначения (пример):
Ø наименование (шифр)организации – поставщика, р;
Ø наименование (шифр)организации – потребителя, j;
Ø единицы измерения, λ;
Ø наименование продукции, i;
Ø количество поставленных (полученных) единиц изделий (в натуральном выражении), П;
Ø партия поставляемой продукции;
Ø цена единицы изделия, Ц;
Ø шифр договора, g;
*) Реквизит – основание – это содержательная часть данных об объекте, системе, процессе и др.
Реквизит – признак – это призначная характеристика, позволяющая привязать реквизит-основание к конкретной системе, объекту или их элементам.
Ø отчетный период, t;
Ø момент времени, и др.
7. Установление диапазона изменения реквизитов - оснований и реквизитов – признаков (пример):
р =
λ =
i =
Пi ≥ 0;
Цi > 0;
g =
t =
= конкретная дата (может быть число, месяц, год и т. п.) и др.
8. Показатели, используемые при построении модели (пример):
Пijg – количество поставленных j – му потребителю комплектующих изделий i – го наименования по g – му договору за t – ый период;
Цijg – цена i – го изделия, поставляемого j – му потребителю по g – му договору и т. п.
9. Формализованное представление (реализация) пункта 4.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|