Сделай Сам Свою Работу на 5

Злоключения «волшебной» лозы





 

Около двухсот лет назад в крупном французском городе Лионе расследовалось дело об убийстве хозяина винного погреба и его жены. Преступники скрылись. Королевскому прокурору посоветовали привлечь к поискам крестьянина Жака Аймара, который, как утверждала народная молва, не раз обнаруживал преступников с помощью «волшебной лозы». Послали за чудодеем.

Тот прибыл со своим «оружием» — … рогулькой из свежесрезанной ивовой ветки. Подтвердил, что с ее помощью может находить не только воду и руду под землей, но и воров, убийц.

Как он это делает? Очень просто: достаточно взяться руками за концы развилки, и ивовый прутик сам поведет его в нужном направлении. Там, где под землей находится вода или руда, свободный конец рогульки опустится вниз. И столь же надежно ивовый прутик тянет его по пути, где шел преступник.

Не теряя времени, Жак Аймар взял в руки прутик, постоял немного и объявил присутствующим, что лоза тянет его сразу в трех направлениях. Значит, убийц было трое. Затем крестьянин уверенно вышел из погребка во двор и быстрыми шагами направился к реке. На берегу он вместе с сопровождавшими зашел в кабачок, где хозяин подтвердил: да, сегодня утром у него были трое подозрительных людей. Несколько миль «волшебная лоза» уверенно направляла людей, пока наконец не привела к какому-то бродяге. Его тут же схватили. Человек категорически отрицал свою вину. На суде сопротивлялся еще более отчаянно, однако судьи уловили в ответах подсудимого некоторую противоречивость и осудили его. Позднее выяснилось, что к убийству он не имел никакого отношения.



Вера людей в необычные свойства «волшебной рогульки», однако, продолжала жить. Время от времени то тут, то там можно было услышать (и не только услышать, но и прочитать) о чудесных открытиях, совершенных с помощью лозы. Некий Иоганн Зайдлер, например, описывая «магические» способности свежесрезанной рогульки (из ивы, ольхи или ореха), уверял, что таким способом можно найти спрятанные сокровища, пропавших людей и животных. Более того, даже определять, кто здоров, а кто болен. Настоящее колдовство!

Недаром против людей, обладавших этим редким искусством, выступали церковники. Волшебство «лозоходцев» не что иное, как «дело рук дьявола», утверждал Патер Лебрен в своей книге «Критика суеверных тайных сношений, которые смутили народ и поставили в тупик ученых». К тому же выводу приходит и философствующий монах Менестрье. С «ученым видом знатока» он рассуждал: ивовый прутик проявляет свои «волшебные» свойства не у каждого в руках. Значит, тут явно замешан какой-то дух, который соглашается помочь лишь некоторым. Кому же? А тем, кто связался с «дьявольской силой», ибо таким духом «нельзя признать ни бога, ни ангелов, иначе священное писание нас об этом предупредило бы» (!). Не удивляйтесь столь наивному по нашим временам «доказательству». Многие века самым главным, непререкаемым и единственным свидетельством при обсуждении спорных вопросов было «священное писание». Если вывод исследователя противоречил Библии, его просто отвергали, а ученому грозила опасность быть отлученным от церкви или обвиненным в «связи с дьяволом», что было равносильно лишению жизни.



Не лучше выглядели в глазах «святых отцов» и те открытия, о которых ничего не сказано в «священных» книгах. Ведь они, эти открытия, могли нести на себе «печать антихриста». Недаром же в «священном писании» говорилось: «таинственного не ищи, сокровенного не исследуй». Поэтому опасными для церкви считались и «лозоходцы». V

В 1518 году известный церковный реформатор Лютер предал анафеме всех «искателей колодцев». В том же веке в Англии приверженцев «волшебной лозы» отлучили от церкви. А в США они преследовались одно время наравне с ведьмами. Но у вас, конечно, уже возник вопрос: а зачем нам разбираться в событиях давно прошедших времен? Это было бы верно, если бы та же история не свидетельствовала о другом. Среди «лозоходцев» были не только проходимцы. Многие из них и не думали зарабатывать деньги на человеческом невежестве, не искали с помощью лозы ни воров, ни убийц. Свежесрезанная ветка ивняка помогала им в другом, вполне реальном деле — в поиске подземных ископаемых. И тут ивовый прутик показал себя поистине «волшебным».



По свидетельству летописцев, в XV–XVIII веках в Германии, в Чехии, во Франции многие месторождения руд были открыты именно с помощью такой рогульки. Историки пишут, например, что во Франции таким способом было открыто более 150 месторождений железа, золота, серебра, меди, цинка, свинца, серы, каменного угля. А в наше время, в начале XX века, немецкие ученые направили в Южную Африку экспедицию лозоходцев для поисков воды. За три года экспедиция прошла более 20 тысяч километров по безводным местам. В 163 местах ученые пробурили скважины по «указаниям» рогулек и в 79 процентах случаев нашли воду.

В годы Отечественной войны один из небольших поселков в Закавказье испытывал острую нехватку воды. Инженер К. Кевхишвили, знакомый с народными способами поисков воды, решил испытать свои способности. Неожиданно для него самого палочка раз за разом указывала на одни и те же места. «Подозрительные» участки обследовали и действительно нашли там воду.

На первый взгляд, можно было ожидать, что последние два факта внесут ясность в долговечный спор противников и сторонников «волшебной лозы». Однако этого не случилось. И тому есть серьезные причины. В науке, как известно, любой эксперимент, открывающий или доказывающий что-то новое, ранее неизвестное, должен отвечать непременному условию: его могут повторять многократно другие ученые и получить те же результаты.

Если это условие не соблюдается, если тот же опыт, поставленный другими экспериментаторами, дает несходные результаты, ученые вправе сомневаться в выводах первого исследователя. Именно с таким «разночтением» и сталкивались исследователи лозоискательства. Опираясь на свои эксперименты, одни с уверенностью говорили о том, что древнее искусство поисков рудных залежей — не выдумка, а другие столь же убежденно отрицали «лозоходство». И при этом ссылались на свои опыты, не давшие сколь-либо убедительных результатов. Подобная картина — не редкость в науке.

Теперь установлено: способность «видеть» сквозь землю с помощью рогульки проявляется лишь у каждого пятого человека. Нетрудно поэтому понять, почему опыты с лозоискательством приводят порой к непримиримым выводам. Есть в этой интересной научной загадке и другая уязвимая сторона: у сторонников лозоходства явно не хватает убедительных, проверенных в больших масштабах опытов.

Более серьезной проверкой секрета лозы у нас занялись лишь в последние десятилетия. Среди энтузиастов был кандидат геолого-минералогических наук Н. Сочеванов. Первые опыты проводились в Киргизии, на земляной плотине, регулирующей сток реки Чу. На глубине 7-10 метров от поверхности плотины сквозь ее толщу просачивалась вода. С поверхности не видно было, где именно, но гидрогеологи это место знали. Его-то и должны были обнаружить «лозоходцы».

Испытанию подверглись тридцать человек, которые не знали ничего. И у четверых из них в одном и том же месте палочка, зажатая в руках, отклонялась и пыталась развернуться. Были проделаны еще многие тысячи экспериментов в Забайкалье, Бурятии, Казахстане, Закавказье, на Северном Кавказе и Кольском полуострове, под Ленинградом и под Москвой. Исследователи проверили около 240 человек, и у 53 из них проявился «эффект вращения».

Установлено также, что рогулька работает только в свежесрезанном виде; стоит ей немного подсохнуть, и все «волшебные» свойства пропадают. Экспериментаторы выяснили, что биолокационный эффект — так назвали теперь исследователи вращение рогульки — наблюдается в местах скоплений подземных вод и сульфидных рудных тел под линиями высоковольтных передач, над водопроводными магистралями, подземными газопроводами, рельсовыми путями и т. д. И главное — результаты поддавались воспроизведению. А это, как уже говорилось, важнейший признак достоверности эксперимента.

Позднее исследователи заменили рогульку, предмет, довольно неопределенный, на прямоугольную проволочную рамку — что-то вроде буквы П с отогнутыми в стороны концами. Оказалось, и она способна приходить в движение. Даже сильное. Если деревянная рогулька отклонялась от своего первоначального положения в лучшем случае на 90-120 градусов, то рамка могла вращаться в руках, совершая иной раз несколько полных оборотов. Это дало исследователям еще одно преимущество: обороты рамки ведь можно считать, что позволяет ставить более точные эксперименты.

На любом отрезке пути рамка совершает одинаковое количество оборотов независимо от того, быстро или медленно шагает человек-оператор. Значит, можно строить графики интенсивности вращения, сравнивать, что получается у одного и того же человека через неделю, через месяц, сопоставлять результаты, получаемые разными людьми… «Результаты прекрасно совпадали, — пишут исследователи. — Другими словами, рамка вращается примерно в одних и тех же местах. Это уже определенно говорит о том, что движения рамки связаны с какими-то физическими явлениями, происходящими в толще Земли».

К тайне «рогульки» приобщились не только геологи, но и ученые других специальностей, так как область исследований, как выяснилось, лежит здесь на стыке геологии, физики и физиологии. В чем же сущность этого древнего способа, вызывавшего столь много суеверных суждений? Какие законы природы тут действуют?

Четкого ответа на этот вопрос пока нет. Многое говорит за то, что причина вращения рогульки связана с биотоками — электрическими импульсами, которые возникают в живом организме в ответ на внешние раздражения. Тут установлен, например, такой интересный факт: когда мощный подковообразный магнит приближают к затылку оператора, эффект палочки заметно падает. Не связано ли в таком случае «искусство» лозоходцев с их особой индивидуальной восприимчивостью к магнитному полю Земли? Исследования как будто подтверждают такое предположение. «Лозоходцы» чувствуют искусственно созданное магнитное поле с интенсивностью в тысячные доли эрстеда на метр (напомним, что естественное поле Земли составляет 0,5 эрстеда).

Высказана и другая гипотеза: эффект лозоискательства связан с гравитационным полем… Короче, здесь еще очень много неясного. Однако круг мистических умозаключений разорван. Ничего чудесного, надприродного в «волшебной лозе» нет. То, что веками считали результатом вмешательства сверхъестественных сил, оказывается явлением, объяснимым с точки зрения естественных причин, природных закономерностей.

А пока идут научные дискуссии, этот простой разведочный метод используется на практике. В различных районах нашей страны работает несколько десятков групп, использующих его. В большинстве случаев поиск ведется, как и в старину, «походным порядком» — человек идет пешком. Но проверялись и другие способы — на автомашине, вертолете, самолете. Причем движения рамки записывались на ленту самописца.

Успешно зарекомендовал себя биолокационный метод в Челябинской, Горьковской, Донецкой, Восточно-Казахстанской областях при поисках пресной воды под землей. В Москве по просьбе проектной организации проверен был один из новых жилых районов. В конце XIX — начале XX века здесь разрабатывались залежи известняка, но о том, где находились подземные выработки, сведений не сохранилось. Биолокационная разведка обнаружила местонахождение четырех старых штолен на глубине 10–12 метров. В 1979–1982 гг. большую работу провела разведочная партия «Укрбиолокация», созданная Министерством геологии УССР. В нескольких областях Украины операторы искали под землей полиметаллы, олово, медь, залежи гипса и соли, воду и другие полезные ископаемые. По их рекомендации бурились скважины. Прогнозы разведчиков подтверждаются более чем на 80 процентов. Эффективность такого метода можно считать уже доказанной. В письме вице-президента АН СССР академика Ю. А. Овчинникова отмечалось: «Академия наук СССР рассмотрела вопросы, связанные с методом лозоходства, и находит, что применение этого метода даст заметную экономию в народном хозяйстве, необходимость его изучения сомнения не вызывает».

Однако научные споры вокруг механизма действия «биолокационного эффекта» еще продолжаются. А раз так, то по-прежнему свое твердят тут и суеверы. Ведь любое явление, не проясненное наукой, для них прямо-таки хлеб насущный, источник всевозможных мистических домыслов и доказательств. Вот почему здесь хочется напомнить мудрые слова выдающегося французского ученого Пьера Лапласа: «Мы так далеки от того, чтобы знать все силы природы и различные способы их действия, что было бы недостойно философа отрицать явления только потому, что они не необъяснимы при современном состоянии наших знаний. Мы только обязаны исследовать явления с тем большей тщательностью, чем трудней признать их существующими».

 

Загадка остается

 

Научные исследования в какой-то мере напоминают странствование

в лабиринте. Именно тупики его дают пищу для суеверий. Наука же в поисках выходов к истине изучает один за другим все пути, в том числе и ведущие в никуда. Но эти последние — лишь для того, чтобы убедившись в их бесперспективности, повести поиск в ином направлении. Примером таких поисков, когда необходимо, в конце концов, установить, существует здесь тупик, или же, наоборот, открывается путь к большим открытиям, служат так называемые парапсихологические явления.

…Американский писатель Эптон Синклер в годы своей молодости писал романы, в которых рассказывал о тяжелом положении рабочих в США, — «Джунгли», «Король-уголь», «Джимми Хиггинс». Но мало кто знает, что в 1930 году он издал книжку о том, как вместе со своей женой занимался интересными опытами.

В один из вечеров они сидели дома. Муж читал книгу, а жена Мери, задумавшись, почти машинально водила карандашом по бумаге. Присмотревшись, она увидела, что нарисовала цветы. «О чем ты сейчас читал?» — спросила она мужа. «О цветах», — ответил он. Это совпадение настолько заинтересовало Синклеров, что они решили провести опыты. Участвовало несколько человек, мысли «передавались» из одной комнаты в другую, потом — на расстояние в 30 миль.

Один из участников рисовал простые вещи — стул, ножницы, звезду, при этом думал о них. А Мери старалась уловить мысли и рисовала то, что ей приходило в голову. В нескольких случаях (далеко не во всех) опыты оказались удачными… Жена Синклера нарисовала, например, как и внушалось, стул и звезду. По ее словам, перед постановкой опытов она приводила себя в состояние «на грани со сном». Рисунок возникал у нее в сознании в виде зрительного образа.

Как вы уже догадались, речь идет о так называемой телепатии — передаче мыслей на расстояние. Считается, что телепатия — составная часть парапсихологии, то есть психических явлений, как бы находящихся за пределами науки, психологии. До сих пор не исследованные достаточно глубоко наукой, такие явления служат источником всякого рода мистических предрассудков и шарлатанских выдумок.

Защитники религии безо всякого на то основания утверждают: мол, телепатические явления свидетельствуют о существовании потустороннего мира. Но, конечно же, «мысленный разговор», если он и существует, не заключает в себе никакой мистики. Просто это еще не установленная достоверно учеными, а потому не изученная загадка природы — еще один пример того, как современная мистика буквально «бросается» туда, где наука пока «дремлет». Несомненно, прояснение ее еще раз покажет, что не все в мире объясняется материалистически. А главное, позволит проникнуть глубже в сложнейший мир нашей психики, обнаружить в нем новые закономерности. Впрочем, начнем, как говорят, от противного. Около десяти лет назад в одном из английских изданий — «Нью сайентист» появилась статья К. Ивенса «Конец старого заблуждения». Вот, что написано в ней: «В 1927 году выдающийся английский психолог Мак Дугалл, работавший тогда в университете Дьюка (Северная Каролина, США) и веривший в телепатию, убедил способного молодого и весьма религиозного ботаника Д. Б. Райна сотрудничать с ним в организации первой в мире университетской «парапсихологической» лаборатории. Создание при университете Дьюка такой лаборатории было попыткой поставить изучение предполагавшихся необычных свойств человеческой психики на твердую научную почву. Эта попытка носила вполне разумный характер, и Райн принялся за исследование очень целеустремленным и логичным образом. Он отказался от использования каких-либо сенсационных сообщений и вместо этого занялся длительными, систематическими тестами, состоящими в том, что испытуемым предлагали угадывать символы, изображенные на специально изготовленных для этой цели картах («карты Зенера»). Таким образом Райн пытался выделить среди телепатических явлений те из них, которые поддаются научному исследованию. Вскоре он пришел к результатам, которые, если их полностью принять на веру, казалось бы, действительно подтверждали существование сверхчувствительных восприятий (СЧВ). Эти результаты, однако, подверглись резкой критике со стороны психологов, которые задавали следующие вопросы: «Каким образом тасовались карты? Были ли испытуемый и экспериментатор в достаточной степени изолированы друг от друга? Каким образом велся подсчет числа угадываний и контроль за бессознательными ошибками?» И т. д.

Следует воздать должное усилиям Райна, пытавшегося ответить на все замечания такого рода. Его усилия, однако, привели к тому, что результаты по наблюдению сверхчувствительного восприятия стали значительно менее впечатляющими, хотя, казалось бы, и свидетельствовали о том, что этот эффект все же иногда наблюдается. Но вот в 1946 году психолог из Нью-Йорка Гертруда Шмайдер сообщила о результатах своего эксперимента, имеющего, по-видимому, очень большое значение. Она разделила свой университетский выпуск на две группы — на верящих в СЧВ («овцы») и не верящих в СЧВ («козы») — и затем провела с ними телепатические тесты. Частота угадываний у «овец» превосходила средневероятное значение этой величины, а у «коз», наоборот, была меньше — обстоятельство чрезвычайно примечательное и свидетельствующее о том, что является слабым местом парапсихологии.

В 1955 году в журнале «Сайенс» неожиданно появилась статья доктора Джорджа Прайса, содержащая чрезвычайно резкие нападки на парапсихологию. Он утверждал, что эксперименты по СЧВ должны рассматриваться отныне как невоспроизводимые и что несколько экспериментов такого рода, считавшиеся ранее приемлемыми по своей постановке в научном отношении, можно объяснить более правдоподобным образом как результат мошенничества или глупости экспериментаторов. Райн был, несомненно, ошеломлен этой опубликованной в одном из самых солидных журналов мира статьей, в которой оспаривалась его научная честность или, в лучшем случае, его научная компетентность. Достигнув своей, по-видимому, высшей точки примерно десять лет назад, парапсихология сходит сейчас на нет с поразительной быстротой. Даже всемирно известная лаборатория Райна, по-прежнему уверенного в своей правоте, уже не принадлежит сейчас университету, а существует на частные средства, обитая в причудливом домике, на дверях которого начертана надпись: «Организация для изучения природы Человека». Исчезли и сверхтелепаты прошлого. И если где-нибудь появляется такой «сверхугадыватель», то за ним начинают охотиться с упорством отчаяния.

Итак, похоже, что вслед за духами и привидениями пришел конец и телепатии. Интерес к ней, конечно, еще сохраняется… Самое показательное, однако, то, как сейчас относятся к парапсихологическим исследованиям. Они кажутся чем-то безнадежно допотопным, постыдно устарелым, каким-то пережитком прошлого, которое отдает пожелтевшими довоенными газетами. Главное же — это исчезновение старой веры в «бессмертную душу человека». Это убеждение поддерживалось в течение столетий свидетельствами о необычайных психологических переживаниях, о мистических явлениях, о сверхъестественном вмешательстве сил зла и о пророческих предсказаниях, которые были приняты на вооружение и религией. Наш ученый век потребовал, однако, чтобы религиозные догмы были подтверждены неопровержимыми фактами. Многие пытались продемонстрировать существование таких фактов, используя спиритизм, «психические исследования» и, наконец, когда требования в отношении их достоверности усилились, парапсихологию.

То, что им это не удалось, кажется сейчас все более несомненным. Старое заблуждение, основывавшееся на убеждении в бессмертной душе человека, исчезает, и мы волей-неволей становимся свидетелями торжества материализма».

Мы не напрасно привели эту статью полностью — она примечательна во многих отношениях. Прежде всего обратим внимание на то, что автор ее выступает как защитник материалистического взгляда на природу и при этом приводит весьма основательные доводы против существования телепатии.

Внимательно, со строгой научной объективностью проанализировав состояние и уровень парапсихологических исследований, видные советские ученые В. П. Зинченко, А. Н. Монтьев, Б. Ф. Ломов и А. Р. Лурия в статье «Парапсихология: фикция и реальность» (журнал «Коммунист», 1973, № 9) приходят к таким выводам:

«В том, что объединяется понятием «парапсихология», нужно различать, с одной стороны, мнимые, рекламируемые мистиками и шарлатанами «сверхъестественные» феномены, а с другой стороны, явления, реально существующие, но еще не получившие удовлетворительного научного психологического и физического объяснения. Первые требуют разоблачения и демистификации. Изучение же последних необходимо продолжать в соответствующих научных учреждениях — психологических, физиологических, биолокационных, медицинских и других… Анализ состояния так называемой парапсихологии показывает, что она крайне засорена антинаучными концепциями и в значительной степени стала полем деятельности мнимых «специалистов». Некоторые из них объявляли себя руководителями и сотрудниками никогда не существовавших в нашей стране организаций, например, «института технической парапсихологии». Необходимо пресечь активность малоквалифицированных и воинствующих парапсихологов, которые берут на себя функции добровольной и далеко не бескорыстной пропаганды, выступая с многочисленными докладами и лекциями по парапсихологии, в том числе перед аудиториями ученых. Эти лекции представляют собой недобросовестную мешанину мифологии и реальности.

Некритическое отношение к парапсихологии со стороны некоторых серьезных ученых может быть объяснено лишь позитивистской беззаботностью в отношении научной теории и методологии. Для существования парапсихологии в качестве особой науки нет должных оснований, так как единственное, что объединяет парапсихологов, — это таинственность, неразгаданность явлений, которые они изучают».

С другой стороны, в статье говорится: «По-видимому, некоторые из так называемых парапсихологических феноменов действительно имеют место. Однако признать их существование мешает неизвестность канала информации или воздействия. Основные надежды и усилия сосредоточены сейчас на изучении электромагнитного поля организмов как средства биологической связи и носителя информации. Эти исследования выполняются на насекомых, животных и человеке, но многие авторы в последние годы, по крайней мере внешне, не связывают свою работу с парапсихологией. Физическая основа этих явлений пока не обнаружена… Необходимость упорядочить научно-исследовательскую работу в области изучения тех реальных явлений, которые описываются в парапсихологии, безусловно назрела». Итак, в интересной загадке «сверхчувственных восприятий» все далеко не так просто, как представляется иным людям, в первую очередь сторонникам мистической сущности парапсихологических явлений. Однако и на том основании, что существует такая суеверная точка зрения, проблему сверхчувственного восприятия человека для научного исследования закрывать нельзя. Это явление никак не поставишь в один ряд с таким явным суеверием, как спиритизм. Вспомним тут к примеру практику «лозоискателей» в последние годы. Трудно ведь усмотреть в их поисках что-то сверхъестественное. Значит, нужно искать физическую сущность каждого из таких необычных фактов, с которыми люди сталкиваются неоднократно. Лишь строгое научное исследование может здесь закрыть дорогу суеверным домыслам. И мы твердо верим: хотя загадка телепатии остается, наука сумеет раскрыть ее материальную основу.

То же самое надо сказать и о биосвязи по неизвестным нам каналам. Нет ли в природе пока еще неведомых возможностей для передачи живым существам сигналов? Конечно, если такие возможности существуют, то они обязательно должны быть связаны с каким-то материальным носителем. Когда мы разговариваем по телефону или по радио, звук сначала превращается в электромагнитные волны, а затем снова в звук. А нет ли, повторяем, в природе других, нам неизвестных «волн», которые могут выполнять роль почтальонов для наших мыслей или чувств?

Ответ может быть только один: никак нельзя утверждать, что таких «волн» нет. Окружающая нас природа неисчерпаема, и с каждым годом, с каждым веком мы узнаем о ней все больше и больше порой совершенно неожиданного, «невероятного».

 

Исследовать необходимо!

 

Загадка неизвестной биологической связи в живой природе уже очень давно привлекает к себе внимание ученых. «Среди опытов по исследованию телепатической способности, — пишут авторы книги «Загадки психики», доктора медицинских наук М. Г. Айрапетянц и А. М. Иваницкий, — особенного внимания заслуживают эксперименты чехословацкого ученого, доктора С. Фигара. В этих опытах был использован метод плетизмографии, то есть определение объема какой-либо части тела, обычно руки. Известно, что при прочих равных условиях этот объем зависит от кровенаполнения сосудов. Поэтому он с большой точностью позволяет регистрировать изменения состояния сосудов под влиянием различных воздействий. Сужение кровеносных сосудов имеет место, в частности, при умственном напряжении, например, при решении арифметических задач, что и было использовано доктором Фигаром».

Двое испытуемых сидели в одной комнате, не видя друг друга. У них регистрировалась плетизмограмма руки. Время от времени экспериментатор передавал одному из испытуемых записку с просьбой произвести в уме некоторые арифметические действия, скажем, перемножить два двузначных числа. Как только этот человек приступал к работе, его плетизмограмма обнаруживала уменьшение объема руки, вызванное сужением сосудов. При этом объем руки уменьшался и у второго человека, хотя тот не получал задания. Правда, это наблюдалось в одной трети случаев. Пример из мира животных. Знойная африканская саванна. В высокой траве пасется большое стадо антилоп. Растительность почти скрывает животных, видны только их спины. И — голова вожака. Он сторожит все стадо. Степь коварна. Неслышно подкрадется лев или, хуже, двуногий зверь с палкой или с ружьем… Все тихо. Но вот вдали подозрительно колыхнулись ветки кустарника. Что это? Тревогу поднимать еще рано, но теперь — он весь внимание.

И в то же мгновение, как по команде, поднимают головы все животные в стаде! Все взгляды устремлены на стерегущего. По первому его знаку сотни животных помчатся следом за ним.

Известный советский энтомолог П. И. Мариковский, изучая поведение азиатских клещей рода хиаломма, пришел к выводу, что у этих членистоногих есть органы биологической радиосвязи. Ученый обратил внимание на то, что клещи активно ищут свою жертву, причем роль «жертвы» исполнял сам исследователь. Быстро бегая по земле, они легко находили спрятавшегося ученого, если только он не был закрыт листами металла. Например, когда Мариковский ложился в легковом автомобиле на сиденье, клещи прекращали свой поиск. Но стоило ему высунуть голову из окна автомашины, клещи тут же бежали к ней.

Листом жести заслоняют голову человека, и клещи сразу же теряют свою «жертву». Похоже на то, что они улавливают какие-то излучения, испускаемые нашим мозгом. Какие же? Ответа пока нет, но можно предположить, что по природе эти излучения родственны радиоволнам: ведь и для радиоволн металлический лист служит отражающим экраном.

— У всех иксодовых клещей, — говорит Мариковский, — на лайках передних ног расположен давно описанный орган Галлера. Это ямка, на дне которой находится несколько столбчатых выростов. Клещ хиаломма, отыскивая добычу, взбирается на возвышение и, высоко приподняв передние ноги, поводит ими как радиолокатором. Стоит отрезать ему передние ноги, как он теряет способность отыскивать цель и прекращает преследование. Но одной передней ноги клещу вполне достаточно для ориентировки…

Задуматься над загадкой мозговых излучений нас заставляют и всем известные факты, связанные с домашними животными. Кто не знает, что собаки и голуби способны находить свое жилье, если даже их увезти в закрытом ящике «за тридевять земель»? Обычно это объясняют тем, что животные находят обратный путь, руководствуясь скорее всего направлением сил земного магнетизма. Но ведь главное здесь в другом: голуби возвращаются не в свой родной дом, а к своему хозяину!

Известен случай, когда подросток заболел в день, когда ставился опыт с его голубем. Птицу увезли за сотню километров, а парня уже после этого поместили в городскую больницу. И голубь прилетел не домой, а к больнице, а там быстро нашел окно палаты, где находился его маленький хозяин.

Во Франции были проведены два десятка подобных экспериментов с собаками. Увезенные за сотни километров, эти животные неизменно возвращались обратно, и именно каждая собака к хозяину, который во время опыта менял свой адрес, перебирался в другой дом, в другое место.

Какова природа такой связи? Если же говорить о существовании мысленных контактов между людьми, то тут еще более сложно, неясно и противоречиво.

Мы уже говорили о предчувствиях. В годы Великой Отечественной войны рассказывали о том, что мать или жена необъяснимым образом, до письма-извещения с фронта, догадывались, что сын или муж тяжело ранен, причем называли даже день и час несчастья. Примеров подобного рода очень много. Вот письмо: «У нас в семье считалось, что обмануть мою мать никому из родных и близких невозможно. С кем бы что ни случилось — она знала. Отец, старый безбожник, мне как-то говорил: «Не верю ни в бога, ни в черта, ни в сон, ни в чох, а насчет матери не пойму. Как-то хотел написать академикам, чтобы они объяснили, да неудобно — скажут: заслуженный учитель, а преподносит какую-то мистику». О себе лично. В бою с гитлеровскими захватчиками был ранен. На излечении находился в Омске, где мне ампутировали ногу. Я написал домой: «Ранен в ногу, нахожусь на излечении, нога пока малоподвижна, но врачи обещают лечебной гимнастикой меня отремонтировать». Ответ получил от отца (мать к этому времени ослепла). Он писал: «Напиши подробнее. Мать говорит, что ты ранен в правую ногу и ее тебе в верхней трети бедра ампутировали, а затем ее оперировали, удалив осколки разрывной пули». И еще приписал, что мать и думы мои знает, тяжелое состояние, в котором был после ранения. Я диву дался, но, посоветовавшись с товарищами и кое с кем из медработников, вновь сообщил, что действительно ранен в правую ногу, но, мол, все идет к излечению. Возможно, что нога останется чуть короче и будет малоподвижна. Выписавшись из госпиталя с протезом, я, перед тем как явиться домой, привел себя в тот вид, как писал, и вроде все обрадовались моей сохранности, а мать, обняв, сказала: «Не нужно мать обманывать, ты же без ноги. Я знала это, когда тебя оперировали». Прошло несколько лет, и как-то мать забеспокоилась о сестре, живущей в ту пору на Сахалине, что она тяжело захворала. И действительно, пришла телеграмма: положили в больницу. А дня через два, в праздник годовщины Октябрьской революции, мать заявила, что праздник ей не в праздник: сегодня умерла дочь. И скоро мы получили письмо со снимками похорон. Сестра умерла в тот день, когда говорила мать.

Добавлю, что в нашей семье о суевериях и речи быть не могло. Возможно, такие явления подскажут людям, что относиться к ним надо серьезнее».

Это письмо прислал в редакцию одного из журналов в 1966 году из города Шахты Ростовской области В. Л. Жданов.

Однако для науки подобные свидетельства не могут служить доказательством. Существует или не существует неизвестный нам вид биосвязи в природе — на этот вопрос могут дать ответ только эксперименты или факты, строго подтвержденные исследователями этого явления. И вот тут-то нет единого взгляда, нет однозначных результатов. Одни ученые достаточно убедительно подтверждают своими опытами существование мысленных контактов, у других исследователей те же опыты дают отрицательные результаты.

И самое существенное: один и тот же человек сегодня показывает свою способность принимать «мыслеобразы», а завтра опыт дает полностью отрицательные результаты. Эту крайне важную для изучения телепатического феномена особенность нельзя не учитывать; видимо, необходимо добиваться особой, благоприятной обстановки при опыте.

Почти все, кто подвергался проверке своих телепатических способностей, утверждают, что успех зависит от внутренней настроенности, а также от того, насколько хорошо человек подготовился к опыту. И еще: биосвязь между «передатчиком» и «приемником» легче устанавливается, если передаваемый образ эмоционально окрашен, если налицо оооюдное стремление к этой связи. Вольф Мессинг писал о том, что перед каждым своим выступлением он думал только о нем, оставался на несколько часов один. По мнению некоторых ученых, мы сталкиваемся здесь с атавистической способностью человека воспринимать какой-то важный сигнал на расстоянии. В эпоху становления человеческого общества обезьянолюди очень нуждались в такого рода сигналах, которые не только заменяли в целом ряде случаев речь, но и выручали отдельных членов рода в минуты опасности.

Удаляясь от своих соплеменников, они мысленно могли подать призыв о помощи или же воспринять телепатему (телепатический сигнал) о близкой опасности. С развитием речи, совершенствованием орудий труда и защиты такая связь между людьми уже не стала столь необходимой, как прежде. Она перешла в резерв организма.

Вот почему только при особых, чрезвычайных обстоятельствах и проявляются телепатические способности человека, а в обычное время их нет. Эта гипотеза хорошо согласуется с тем, что способности к телепатии ярче проявляются обычно у людей с нарушенной, травмированной психикой, с некоторыми ее заболеваниями — именно в этих случаях у человека вдруг обнаруживаются давно забытые способности к внечувствительным контактам.

«Много людей, — говорит академик М. А. Леонтович, — занималось вопросами передачи мысли, а ясности, однако, не внесли. Для достижения каких-либо конкретных результатов нужны, по крайней мере, два условия: первое — очень строгий эксперимент; второе — открытая научная работа, никаких секретов. Ведь отсутствие широкой серьезной критики в этом деле нередко способствует процветанию целого ряда лиц, мягко говоря, случайных. Даже если тщательно поставленные опыты надежно докажут невозможность передачи мысли на расстоянии, то это тоже будет ценным результатом, ибо отрицательные результаты в науке представляют иногда не меньшую ценность. Ведь когда, например, был установлен закон сохранения энергии, это надежно доказало невозможность вечного двигателя. Проблемами телепатии заниматься нужно, чтобы до конца выяснить все, что интересует человека».

Исследуя телепатические явления, ученые ищут новый вид материального поля, которое, возможно, и позволяет вести обмен мыслями на расстоянии. Подтвердят исследования существование «мозгового радио» или нет — научный взгляд на мир не будет поколеблен. Но зато закроется или по крайней мере ограничится путь к мистике и различным нематериальным предрассудкам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.