Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ женского костюма второй половины 19 века





«Мода – это форма безобразия, настолько невыносимого, что мы вынуждены изменять ее каждые полгода».

(Оскар Уайльд)

Турнюр (от французского «tournure» — осанка, манера держаться) - специальное приспособление под одеждой, позволяющее придать силуэту характерную выпуклость со стороны спины. За время своего существования турнюры несколько раз видоизменялись.

Первая мода на турнюры появилась во Франции в 1865 году и продолжалась до 1875-76 годов. Фактически первыми турнюрами были полу-кринолины, которые постепенно вытесняют своего предшественника - кринолин. Последние , ещё существуют до 1873 года, когда совершенно заменяются турнюрами - полу-кринолинами.

Турнюр наравне с корсетом является, наверное, самой узнаваемой деталью викторианского силуэта. Первый период турнюров длился примерно с 1869-го по 1876-й, второй — с 1883-го по 1889-й. Каждому периоду турнюров соответствовал свой фасон.

Турнюр не только менял женский силуэт, но и утверждал новый эстетический идеал. Громоздкое сооружение, затрудняющее движение, становилось средством выражения социальной дистанции, демонстрацией социального престижа . Появление моды на турнюры, широко распространенной в консервативных кругах.



В женском костюме с тех пор прослеживаются две параллельные тенденции. Одежда консервативно настроенных женщин по отношению к реформированию костюма отныне всегда будет женственной. Другая часть женщин, более эмансипированная и стремящаяся к заимствованию элементов мужского костюма, и далее будет придерживаться этой тенденции .

 

Турнюр 1(1869-1876)

Для первого периода присущи более пышные юбки — складки на подоле и этакий “эффект фартука”. Турнюр напоминал подушечку с рюшами и крепился к талии на завязках. Женскую фигуру стягивали более длинным корсетом, который придавал ей несколько изогнутую линию и подчеркивал округлость форм. Гладкий, облегающий фигуру лиф платья противопоставлялся юбке с драпированным тюником , украшенным плиссе, вышивкой, фестонами и даже бахромой. Движение ткани в драпировках тюника начиналось в одной точке, подчеркнутой бантом или пуфом, а затем переходило в шлейф. Ритм линий драпировки получал отклик в прическе, высоко поднятой с боков, покрывавшей затылок крупными завитками и законченной одним или двумя локонами.



Цветовая гамма костюма 70-х годов особенно пестрая — в одном платье обязательно сочетали несколько тканей разных цветов: лиф (корсаж) и юбка одного цвета, драпированный тюник — другого, в шлейфе эти два цвета искусно соединялись. К ним еще добавляли отделку нескольких цветов: кружево, плиссированные оборки, ленты, вышивку, пуговицы. Однако при всей этой пестроте были попытки создать ансамбль: отделка согласовывалась с цветом шляпы и манто, с обувью и чулками.

Сзади юбка заканчивалась длинным шлейфом или веерообразным треном и волочилась по полу наподобие павлиньего хвоста. Продолжением драпировок юбки стал трен. Первоначально его делали из сложного полотнища, пришитого сзади к поясу. Обычно его прикрывала баска. Нарядные платья всегда шили с треном. Он представлял собой довольно длинный шлейф, хвост, отделанный воланами, кружевами, из той же ткани, что и платье. Обычно трен пристегивали к платью. Его могли делать на основной юбке, с удлиненными задними полотнищами. На некоторых юбках шили и по два трена — длинный на основной юбке и короткий — на верхней. Трены красиво украшали бантами, а на бальных и открытых вечерних платьях — букетами.

К концу 70-х годов в моделировании костюма появляются новые идеи и образы. Возникает интерес к народному костюму, восточным формам. Впервые предлагаются морские мотивы, в «морских» костюмах яркая синяя тесьма, двубортная застежка с якорями, головой убор соединялись с драпировкой на высоком турнюре, юбкой с мелкими плиссированными сборками.



Турнюр 2 (1877-1884)

В конце 70-х — начале 80-х заметно уменьшается объем платья, турнюр пошел на спад, в моду вошел узкий силуэт, но сохраняется низкая пышная драпировка на шлейфе. Вместо турнюра платье поддерживала узкая нижняя юбка со шлейфом, треном.

Корсеты шнуровались очень туго и стягивали всю фигуру до середины бедер. Женская фигура, стянутая длинным корсетом, стройная и изящная, ассоциировалась с образом русалки. Узкие рукава, опущенные плечи и высокие каблуки придавали тонкой женской фигуре какую-то тепличную хрупкость.

Бальные платья были безрукавными, а каждодневные — с узкими гладкими рукавами на манжете. В моду вошли платья с двойной юбкой. Верхняя юбка подбиралась со всех сторон, превращаясь, таким образом в жакетообразную верхнюю одежду. Юбка парадного платья нередко имела шлейф, а иногда плиссированную, или складчатую оборку, подшитую к подолу. Даже визитный туалет иногда имел шлейф.

В вечерних платьях того времени преобладали тонкие цветовые сочетания: жемчужно-серый оттенок черного и белого, цвет сливочного масла – желтовато-кремовый, «винный» - коричнево – красные тона, фиолетовый, лиловый. Разные по фактуре ткани сочетались между собой различными оттенками какого-то одного цвета. Эффект строился на оттенках, создаваемых комбинированием блестящей и матовой поверхности ткани.

Прическа состояла из длинных, спущенных на спину локонов. Над висками волосы обычно зачесывали высоко вверх. Иногда волосы укладывали в шиньон.

Шляпки были небольшой величины и часто имели вуаль. Шляпу слегка надвигали на лоб. К костюму для верховой езды по прежнему надевали цилиндр.

В начале 1880-х годов продолжается увлечение узким и прямым силуэтом, уменьшается количество отделки, в простоте и четкости этого силуэта было больше элегантности. Заметно изменяется прическа, она становится менее высокой, более округлой, не такой пышной; низкая челка закрывает весь лоб мелкими завитками или слегка взбитыми волосами.

Турнюр 3(1885-1889)

В 1885 — 1888 годах турнюры женских платьев достигли своей максимальной объёмности.

Турнюр напоминал форму лошадиного крупа. Материи для платьев комбинировались из разных видов отличных друг от друга цветов, а сами платья украшались чем дальше, тем богаче. Еще до 1880 года не короткий период изменилась модная линия: лиф спустился глубоко на бока, тесно облегая тело, и тем самым ограничивал движения. Насколько сократилась юбка спереди, настолько увеличился её шлейф сзади.

Наиболее изысканным туалетом считалось черное бархатное платье, отделанное у ворота и рукавов кружевом. К нему полагались бриллианты и жемчуг. Носили нарядные платья с треном. Сзади на талии завязывали большой бант. В волосы вставляли синюю бархатную диадему с белым страусовым пером. Темные платья отделывали блестками, стеклярусом и бисером. Светлые легкие платья драпировали в виде туники или шарфа из кружева, тюля или газа, отделывали цветными лентами. Они были без трена, и в них могли танцевать молодые девушки. Большинство же бальных туалетов мешали танцам, так как трены были скреплены с подолом и затрудняли движения.

Все бальные туалеты были с короткими рукавами или без них. На руки надевали длинные белые лайковые перчатки, на них — браслеты. При декольте почтенные дамы носили колье в тон серьгам, молодые — медальоны и кулоны на цепочке или ленте. Цветы и ленты украшали девичью прическу, а диадемы, кружево или страусовое перо могли позволить себе замужние женщины. Кружевную, бархатную или шелковую розетку помещали сбоку на пучке, на затылке, а к нему прикалывали брошью перо. Веера были в большой моде — расписные с блестками или кружевные со страусовыми перьями. Бальная обувь была лайковая или атласная в цвет платья с пряжками.

Всегда бальные платья украшали богаче вечерних. Молодые дамы носили платья голубого, бирюзового, желтого, розового, сиреневого цвета, более старшего возраста — серебряно-серые, лиловые, черные. На декольте всех платьев надевали накидки из кружева, бархата или шелка, горностаевые или собольи пелеринки на шелковой подкладке с рюшем и завязками.

 

Заключение

В результате курсового проекта была изучена общая характеристика женского костюма конца 19 века, факторы, повлиявшие на формирование стилистических особенностей, характерные особенности костюма того времени. Была прослежена эволюция силуэта и композиция костюма.Так же представлены таблицы.

Мода этих двух десятилетий - это мода большого города

Как показал анализ практического материала, процесс создания костюма объединил различные способы в целостную систему художественного пространственно-геометрического проектирования костюма, основанного на многоуровневом структурном подходе к форме. Основной базой в формообразовании S-образного силуэта костюма на рубеже Х1Х-ХХ вв. являются конструктивные и пластические решения, в которых участвуют такие значимые элементы, как специальные предметы и приспособления, одеваемые и носимые аксессуары, а также прически.

В трансформации профильного рисунка костюма главную роль играли различные конструкции корсета и турнюрный комплекс, который в 1870-1880 гг. состоял из самого предмета-приспособления и многоуровневой драпировки юбки, в 1890 - накладок на бедра, ягодицы и грудь, послушно следовавших за естественными линиями тела, идеализируя и совершенствуя натуру.

Формообразование исследуемого женского костюма, обусловленное спецификой профиля, является результатом деятельности художника по костюму нового образца, когда кутюрье создавал композицию модели, поддерживая ее технико-технологической разработкой предметов и приспособлений. Для общества того периода неоспоримым новшеством являлся ускоренный темп жизни - развитие техники и связанная с ним модернизация ткацкого оборудования. Химико-технологическая разработка анилиновых красителей позволила расширить ассортимент тканей с новыми волокнистыми составами и обширной цветовой гаммой.

В данной курсовой работе проведенно глубокое исследование особенностей явления S-образного силуэта в женском костюме и его компонентов в конце 19 века. Можно заключить, что костюм в зримой и чувственной форме зафиксировал особенности криволинейности развития общества в исторический период, выразив самые общие черты стиля эпохи.

Таблица № 1 Женский костюм 1869-1876 гг.

    Иллюстрация   Описание
Женский костюм для дома 1870г.
Женский костюм для прогулок 1869г.  
Женское бальное и свадебное платья 1873 г.
Бальные платья молодых девушек 1875 г.
Костюмы для взрослых женщин 1870г
Прогулочные платья для молодых женщин 1870 г
       

 

 

Таблица № 2 Женский костюм 1877-1885 гг.

Иллюстрация Описание
Бальное платье 1877 г
Бальное и свадебное платье 1880 г
Прогулочные костюмы молодых девушек 1879 год
Прогулочные костюмы 1880 год  
Визитные платья 1882 год
Уличное платье в морском стиле 1882 год
Свадебное платье 1880 год
Визитные платья 1883 год Детский костюм 1883 год
Прогулочное платье 1882 год Детский костюм 1882 год

Таблица № 3 Женский костюм 1885-1890 гг.

Иллюстрация Описание
Бальное и свадебное платья 1890год.
Уличные костюмы 1885 год.
Визитные платья 1887 год.
Визитные платья 1887 год.
Прогулочные платья молодых девушек 1887 год.
Визитные платья молодой девушки и взрослой женщины 1888 год
Классический силуэт женского костюма Викторианской эпохи.
Свадебные платья 1887 год.
Прогулочные костюмы взрослых женщин 1889 год.
Визитные платья молодых женщин 1889 год.
Прогулочные костюмы молодых женщин 1889 год. Детский костюм 1889 год.
         

 

 

Таблица № 4 Женский турнюр 1869-1890 гг.

Иллюстрация Описание
Иллюстрация в модном журнале с описанием возможных турнюров . Америка 1889 год.
Турнюр «Раковая шейка»
Турнюрная клетка . Чарльз Ворт
Турнюр «Хвост креветки»
Турнюр «Хвост креветки»
Турнюр-накладка набитая соломой 1878 год.
    Турнюрные нижние юбки

Таблица № 5 Головные уборы ,прически и обувь

Иллюстрации Описание
Изображение женских ботиночек в модном журнале 1887 год
Визитные дамские ботиночки 1887 год.
Модные головные уборы и прически 1870 года
Головные уборы и прически 1887 год.
Туфли 1889 год.
Туфли 1886 год.
  Визитные туфли 1878 год.

 

Список литературы:

1. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. – С/П., 1997.
2. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. – Ростов–на Дону, 2000.
3. Брун, М.Тильке История костюма от древности до Нового времени. – М., 2001.
4. Кибалова Л., Гребнева О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага., 1986.
5. Киреева Е.В. История костюма. – М., 1989.
6. Современная энциклопедия. Мода и стиль. Под редакцией Черновой А.Д. – М., 2002.
7. Шевнюк О.Л. Історія костюма. – К., 2008.
8. Fashion Design 1800-1940. - THE PEPIN PRESS, 2007.
9. Visual Encyclopedia. Ornamental Desigh. – Amsterdam and Singapore: The Pepin Press, 2001.

10.Т.В. Козлова. Основы художественного проектирования костюма: Учеб. для вузов - М.: Легпромбытиздат,1988. - 352с.

11.Осьмина Л. Я., Киблицкий А.А. история искусств. Учебное пособие. -Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2010. - 336с.:ил.

12. Пармон Ф. М. Композиция костюма. М., 1997.

 

Источники:

 

www.modanews.ru.

www.vogue.ru.

www.relooking.ru

www.vintagestory.ru

www.style.com

www.liveseed.net

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.