Анализ женского костюма второй половины 19 века
«Мода – это форма безобразия, настолько невыносимого, что мы вынуждены изменять ее каждые полгода».
(Оскар Уайльд)
Турнюр (от французского «tournure» — осанка, манера держаться) - специальное приспособление под одеждой, позволяющее придать силуэту характерную выпуклость со стороны спины. За время своего существования турнюры несколько раз видоизменялись.
Первая мода на турнюры появилась во Франции в 1865 году и продолжалась до 1875-76 годов. Фактически первыми турнюрами были полу-кринолины, которые постепенно вытесняют своего предшественника - кринолин. Последние , ещё существуют до 1873 года, когда совершенно заменяются турнюрами - полу-кринолинами.
Турнюр наравне с корсетом является, наверное, самой узнаваемой деталью викторианского силуэта. Первый период турнюров длился примерно с 1869-го по 1876-й, второй — с 1883-го по 1889-й. Каждому периоду турнюров соответствовал свой фасон.
Турнюр не только менял женский силуэт, но и утверждал новый эстетический идеал. Громоздкое сооружение, затрудняющее движение, становилось средством выражения социальной дистанции, демонстрацией социального престижа . Появление моды на турнюры, широко распространенной в консервативных кругах.
В женском костюме с тех пор прослеживаются две параллельные тенденции. Одежда консервативно настроенных женщин по отношению к реформированию костюма отныне всегда будет женственной. Другая часть женщин, более эмансипированная и стремящаяся к заимствованию элементов мужского костюма, и далее будет придерживаться этой тенденции .
Турнюр 1(1869-1876)
Для первого периода присущи более пышные юбки — складки на подоле и этакий “эффект фартука”. Турнюр напоминал подушечку с рюшами и крепился к талии на завязках. Женскую фигуру стягивали более длинным корсетом, который придавал ей несколько изогнутую линию и подчеркивал округлость форм. Гладкий, облегающий фигуру лиф платья противопоставлялся юбке с драпированным тюником , украшенным плиссе, вышивкой, фестонами и даже бахромой. Движение ткани в драпировках тюника начиналось в одной точке, подчеркнутой бантом или пуфом, а затем переходило в шлейф. Ритм линий драпировки получал отклик в прическе, высоко поднятой с боков, покрывавшей затылок крупными завитками и законченной одним или двумя локонами.
Цветовая гамма костюма 70-х годов особенно пестрая — в одном платье обязательно сочетали несколько тканей разных цветов: лиф (корсаж) и юбка одного цвета, драпированный тюник — другого, в шлейфе эти два цвета искусно соединялись. К ним еще добавляли отделку нескольких цветов: кружево, плиссированные оборки, ленты, вышивку, пуговицы. Однако при всей этой пестроте были попытки создать ансамбль: отделка согласовывалась с цветом шляпы и манто, с обувью и чулками.
Сзади юбка заканчивалась длинным шлейфом или веерообразным треном и волочилась по полу наподобие павлиньего хвоста. Продолжением драпировок юбки стал трен. Первоначально его делали из сложного полотнища, пришитого сзади к поясу. Обычно его прикрывала баска. Нарядные платья всегда шили с треном. Он представлял собой довольно длинный шлейф, хвост, отделанный воланами, кружевами, из той же ткани, что и платье. Обычно трен пристегивали к платью. Его могли делать на основной юбке, с удлиненными задними полотнищами. На некоторых юбках шили и по два трена — длинный на основной юбке и короткий — на верхней. Трены красиво украшали бантами, а на бальных и открытых вечерних платьях — букетами.
К концу 70-х годов в моделировании костюма появляются новые идеи и образы. Возникает интерес к народному костюму, восточным формам. Впервые предлагаются морские мотивы, в «морских» костюмах яркая синяя тесьма, двубортная застежка с якорями, головой убор соединялись с драпировкой на высоком турнюре, юбкой с мелкими плиссированными сборками.
Турнюр 2 (1877-1884)
В конце 70-х — начале 80-х заметно уменьшается объем платья, турнюр пошел на спад, в моду вошел узкий силуэт, но сохраняется низкая пышная драпировка на шлейфе. Вместо турнюра платье поддерживала узкая нижняя юбка со шлейфом, треном.
Корсеты шнуровались очень туго и стягивали всю фигуру до середины бедер. Женская фигура, стянутая длинным корсетом, стройная и изящная, ассоциировалась с образом русалки. Узкие рукава, опущенные плечи и высокие каблуки придавали тонкой женской фигуре какую-то тепличную хрупкость.
Бальные платья были безрукавными, а каждодневные — с узкими гладкими рукавами на манжете. В моду вошли платья с двойной юбкой. Верхняя юбка подбиралась со всех сторон, превращаясь, таким образом в жакетообразную верхнюю одежду. Юбка парадного платья нередко имела шлейф, а иногда плиссированную, или складчатую оборку, подшитую к подолу. Даже визитный туалет иногда имел шлейф.
В вечерних платьях того времени преобладали тонкие цветовые сочетания: жемчужно-серый оттенок черного и белого, цвет сливочного масла – желтовато-кремовый, «винный» - коричнево – красные тона, фиолетовый, лиловый. Разные по фактуре ткани сочетались между собой различными оттенками какого-то одного цвета. Эффект строился на оттенках, создаваемых комбинированием блестящей и матовой поверхности ткани.
Прическа состояла из длинных, спущенных на спину локонов. Над висками волосы обычно зачесывали высоко вверх. Иногда волосы укладывали в шиньон.
Шляпки были небольшой величины и часто имели вуаль. Шляпу слегка надвигали на лоб. К костюму для верховой езды по прежнему надевали цилиндр.
В начале 1880-х годов продолжается увлечение узким и прямым силуэтом, уменьшается количество отделки, в простоте и четкости этого силуэта было больше элегантности. Заметно изменяется прическа, она становится менее высокой, более округлой, не такой пышной; низкая челка закрывает весь лоб мелкими завитками или слегка взбитыми волосами.
Турнюр 3(1885-1889)
В 1885 — 1888 годах турнюры женских платьев достигли своей максимальной объёмности.
Турнюр напоминал форму лошадиного крупа. Материи для платьев комбинировались из разных видов отличных друг от друга цветов, а сами платья украшались чем дальше, тем богаче. Еще до 1880 года не короткий период изменилась модная линия: лиф спустился глубоко на бока, тесно облегая тело, и тем самым ограничивал движения. Насколько сократилась юбка спереди, настолько увеличился её шлейф сзади.
Наиболее изысканным туалетом считалось черное бархатное платье, отделанное у ворота и рукавов кружевом. К нему полагались бриллианты и жемчуг. Носили нарядные платья с треном. Сзади на талии завязывали большой бант. В волосы вставляли синюю бархатную диадему с белым страусовым пером. Темные платья отделывали блестками, стеклярусом и бисером. Светлые легкие платья драпировали в виде туники или шарфа из кружева, тюля или газа, отделывали цветными лентами. Они были без трена, и в них могли танцевать молодые девушки. Большинство же бальных туалетов мешали танцам, так как трены были скреплены с подолом и затрудняли движения.
Все бальные туалеты были с короткими рукавами или без них. На руки надевали длинные белые лайковые перчатки, на них — браслеты. При декольте почтенные дамы носили колье в тон серьгам, молодые — медальоны и кулоны на цепочке или ленте. Цветы и ленты украшали девичью прическу, а диадемы, кружево или страусовое перо могли позволить себе замужние женщины. Кружевную, бархатную или шелковую розетку помещали сбоку на пучке, на затылке, а к нему прикалывали брошью перо. Веера были в большой моде — расписные с блестками или кружевные со страусовыми перьями. Бальная обувь была лайковая или атласная в цвет платья с пряжками.
Всегда бальные платья украшали богаче вечерних. Молодые дамы носили платья голубого, бирюзового, желтого, розового, сиреневого цвета, более старшего возраста — серебряно-серые, лиловые, черные. На декольте всех платьев надевали накидки из кружева, бархата или шелка, горностаевые или собольи пелеринки на шелковой подкладке с рюшем и завязками.
Заключение
В результате курсового проекта была изучена общая характеристика женского костюма конца 19 века, факторы, повлиявшие на формирование стилистических особенностей, характерные особенности костюма того времени. Была прослежена эволюция силуэта и композиция костюма.Так же представлены таблицы.
Мода этих двух десятилетий - это мода большого города
Как показал анализ практического материала, процесс создания костюма объединил различные способы в целостную систему художественного пространственно-геометрического проектирования костюма, основанного на многоуровневом структурном подходе к форме. Основной базой в формообразовании S-образного силуэта костюма на рубеже Х1Х-ХХ вв. являются конструктивные и пластические решения, в которых участвуют такие значимые элементы, как специальные предметы и приспособления, одеваемые и носимые аксессуары, а также прически.
В трансформации профильного рисунка костюма главную роль играли различные конструкции корсета и турнюрный комплекс, который в 1870-1880 гг. состоял из самого предмета-приспособления и многоуровневой драпировки юбки, в 1890 - накладок на бедра, ягодицы и грудь, послушно следовавших за естественными линиями тела, идеализируя и совершенствуя натуру.
Формообразование исследуемого женского костюма, обусловленное спецификой профиля, является результатом деятельности художника по костюму нового образца, когда кутюрье создавал композицию модели, поддерживая ее технико-технологической разработкой предметов и приспособлений. Для общества того периода неоспоримым новшеством являлся ускоренный темп жизни - развитие техники и связанная с ним модернизация ткацкого оборудования. Химико-технологическая разработка анилиновых красителей позволила расширить ассортимент тканей с новыми волокнистыми составами и обширной цветовой гаммой.
В данной курсовой работе проведенно глубокое исследование особенностей явления S-образного силуэта в женском костюме и его компонентов в конце 19 века. Можно заключить, что костюм в зримой и чувственной форме зафиксировал особенности криволинейности развития общества в исторический период, выразив самые общие черты стиля эпохи.
Таблица № 1 Женский костюм 1869-1876 гг.
|
Иллюстрация
|
Описание
|
|
| Женский костюм для дома 1870г.
|
|
| Женский костюм для прогулок 1869г.
|
|
| Женское бальное и свадебное платья 1873 г.
|
|
| Бальные платья молодых девушек 1875 г.
|
|
| Костюмы для взрослых женщин 1870г
|
|
| Прогулочные платья для молодых женщин 1870 г
| | | | |
Таблица № 2 Женский костюм 1877-1885 гг.
№
| Иллюстрация
| Описание
|
|
| Бальное платье 1877 г
|
|
| Бальное и свадебное платье 1880 г
|
|
| Прогулочные костюмы молодых девушек 1879 год
|
|
| Прогулочные костюмы 1880 год
|
|
| Визитные платья 1882 год
|
|
| Уличное платье в морском стиле 1882 год
|
|
| Свадебное платье 1880 год
|
|
| Визитные платья 1883 год
Детский костюм 1883 год
|
|
| Прогулочное платье 1882 год
Детский костюм 1882 год
|
Таблица № 3 Женский костюм 1885-1890 гг.
№
| Иллюстрация
| Описание
|
|
| Бальное и свадебное платья 1890год.
|
|
| Уличные костюмы 1885 год.
|
|
| Визитные платья 1887 год.
|
|
| Визитные платья 1887 год.
|
|
| Прогулочные платья молодых девушек 1887 год.
|
|
| Визитные платья молодой девушки и взрослой женщины 1888 год
|
|
| Классический силуэт женского костюма Викторианской эпохи.
|
|
| Свадебные платья 1887 год.
|
|
| Прогулочные костюмы взрослых женщин 1889 год.
|
|
| Визитные платья молодых женщин 1889 год.
|
|
| Прогулочные костюмы молодых женщин 1889 год.
Детский костюм 1889 год.
| | | | | |
Таблица № 4 Женский турнюр 1869-1890 гг.
№
| Иллюстрация
| Описание
|
|
| Иллюстрация в модном журнале с описанием возможных турнюров . Америка 1889 год.
|
|
| Турнюр «Раковая шейка»
|
|
| Турнюрная клетка . Чарльз Ворт
|
|
| Турнюр «Хвост креветки»
|
|
| Турнюр «Хвост креветки»
|
|
| Турнюр-накладка набитая соломой 1878 год.
|
|
| Турнюрные нижние юбки
|
Таблица № 5 Головные уборы ,прически и обувь
№
| Иллюстрации
| Описание
|
|
| Изображение женских ботиночек в модном журнале 1887 год
|
|
| Визитные дамские ботиночки 1887 год.
|
|
| Модные головные уборы и прически 1870 года
|
|
| Головные уборы и прически 1887 год.
|
|
| Туфли 1889 год.
|
|
| Туфли 1886 год.
|
|
| Визитные туфли 1878 год.
|
Список литературы:
1. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. – С/П., 1997. 2. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. – Ростов–на Дону, 2000. 3. Брун, М.Тильке История костюма от древности до Нового времени. – М., 2001. 4. Кибалова Л., Гребнева О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага., 1986. 5. Киреева Е.В. История костюма. – М., 1989. 6. Современная энциклопедия. Мода и стиль. Под редакцией Черновой А.Д. – М., 2002. 7. Шевнюк О.Л. Історія костюма. – К., 2008. 8. Fashion Design 1800-1940. - THE PEPIN PRESS, 2007. 9. Visual Encyclopedia. Ornamental Desigh. – Amsterdam and Singapore: The Pepin Press, 2001.
10.Т.В. Козлова. Основы художественного проектирования костюма: Учеб. для вузов - М.: Легпромбытиздат,1988. - 352с.
11.Осьмина Л. Я., Киблицкий А.А. история искусств. Учебное пособие. -Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2010. - 336с.:ил.
12. Пармон Ф. М. Композиция костюма. М., 1997.
Источники:
www.modanews.ru.
www.vogue.ru.
www.relooking.ru
www.vintagestory.ru
www.style.com
www.liveseed.net
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|