Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическая часть занятия





Практическое занятие №1. ПРОБЛЕМА ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

 

Цель занятия:Определить, что является исходным в формулировке цели воспитания, установить, как целевой компонент влияет на все остальные составляющие педагогической системы.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие цели воспитания; целеобразование и целеполагание.

2. Цель воспитания в различных педагогических системах.

3. Идея гармонического развития личности в разные эпохи.

 

Творческие задания:

Проанализируйте по предложенной схеме воспитательные системы различных педагогов

- имя педагога, страна, эпоха;

- мировоззрение;

- цель воспитания;

- факторы формирования личности;

- принципы образования (и воспитания;

- задачи и содержание образования;

- организация обучения;

- методы обучения и воспитания;

- нравственное воспитание и дисциплина;

- роль учителя.

 

2. Покажите, чем было вызвано разнообразие подходов, послуживших основанием для тех или иных формулировок целей воспитания.

3. Приведите доказательства или опровержения правомерности всестороннего и гармонического развития личности как цели воспитания.



4. Подумайте, какую цель воспитания ставит современная школа.

 

Литература:

 

1. Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981. – С.324-326.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 1998.

3. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. -–М.: Учпедгиз, 1963.

4. История образования за рубежом и в России /Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001.

5. История педагогики /Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 1998. - Ч. 1-2.

6. Коменский Я.А. Великая дидактика //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – С.80-163.

7. Немцов А.А. Целеполагание как творчество //Педагогика //2002. – 4. – С.15-20.

8. Ответственная личность или свободная личность. О выработке цели воспитания //Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М.: Интерпракс, 1994. – С.7-19.

9. Оуэн Р. Лекции о рациональной системе устройства общества //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – С.424-427.



10. Педагогические термины. Учебно-методические рекомендации для студентов /Отв. ред. Ф.Б. Барашкова. – Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. – С. 74-76.

11. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.:БРЭ, 2002.

12. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2002.

13. Ушинский К.Д. Три элемента школы //Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения /Сост. Э.Д. Днепров. –М.: Педагогика, 1974. – Т.1. – С.32-51.

14. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – Т.1. Пункт «Стремление к счастью: значение цели в жизни». – С. 348 – 358.

15. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: ВШ, 1997.

16. Целеполагание в педагогике //Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001 – С.62-82.

17. Цели воспитания //Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1996. – С. 143 – 180.

18. Шварцман К.А. Философия и воспитание. – М.: Политиздат, 1989.

 

Практическое занятие №2 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Цель занятия: Закрепить знания понятийно-терминологического аппарата педагогики, касающиеся проблемы развития личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия «личность» и «индивидуальность».

2. Понятия «развитие», «формирование», «социализация» личности, их соотношение и взаимосвязь.

3. Понятие факторов развития личности. Биологические и социальные факторы развития личности. Активность личности.

4. Среда как фактор развития, формирования и социализации личности.



5. Семья как образовательно-воспитательная среда. Школа как воспитательно-образовательная среда.

 

Литература:

 

1. Бестужев-Лада И. Поворот школы к человеку // Народное образование. – 1995. - № 8-9.

2. Биологическое и социальное в развитии человека. - М., 1977.

3. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1988.

4. Гинецинский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Советская педагогика. – 1991. - № 9.

5. Гордин Л.Ю. Взаимосвязь общественной и природной сущности воспитания // Советская педагогика. – 1991. - № 8.

6. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация // Советская педагогика. - 1991. - № 2.

7. Занадворов М.С. Формирование или развитие? // Советская педагогика. – 1989. - № 9.

8. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Социоприродный феномен человека: многообразие измерений и свойств // Психологический журнал. - 1989. - т.10. - № 5.

4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

9. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - № 2.

10. Матюнин Б. Личность или индивидуальность? // Педагогика. – 1993. - № 3.

11. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. - М.: Знание, 1990. (См. и более поздние работы этого автора)

12. Пичурин Л. Созидание личности // Народное образование. – 1990. - № 6.

13. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. - М., 1988.

Практическое занятие № 3.

Отрасли педагогики.

Цель занятия: закрепить знания студентов по проблемам дифференциации и интеграции педагогического знания, об основных отраслях педагогики.

Вопросы для обсуждения:

1. Возрастная педагогика (ее объект, предмет, структура, исследуемая проблематика, подготовка специалистов)

2. Сравнительная педагогика

3. Социальная педагогика

4. Превентивная педагогика

5. Народная педагогика

6. Андрагогика

7. Профессиональная педагогика

Творческое задание:

Подберите в литературе материалы, характеризующие процессы дифференциации и интеграции в педагогической науке. Приведите примеры междисциплинарных исследований в педагогике.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М., 1985.

2. Баранов С.П. Педагогика. – М., 1987.

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.В. Социальная педагогика. – М., 1999.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999.

6. Народная педагогика //Педагогический энциклопедический словарь /Гл ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2002. – С.158.

7. Профессиональное образование // Педагогический энциклопедический словарь /Гл ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2002. – С.223.

8. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М., 2003.

9. Центры образования взрослых / Под ред. Л.Н. Лесохиной, Т.В. Шадриной. – М., 1991.

10. Шашуков Н.А. Народная педагогика. Фольклор от самой колыбели //Литература в школе. № 41994.

 

Лабораторные занятия

Занятие №1. Методы научно-педагогического исследования.

Цель занятия: углубить знания студентов о методах научного исследования по педагогике и апробировать некоторые из этих методов в условиях студенческой группы.

Теоретические вопросы:

1. Что такое метод научного исследования?

2. Какие методы учитель будет использовать для изучения опыта своего коллеги?

3. Какие – для изучения личности школьника?

4. Для каких целей применяется:

- эксперимент

- анкетирование

- моделирование

- количественные методы в педагогике?

Работа в микрогруппах (3-4 группы)

Практическая часть занятия

 

Студенты разбиваются на 3-4 группы. Выбирается общая тема исследования (достаточно несложная, чтобы быть исследованной в рамках занятия, но и интересная студентам. Например, «Жизненные ценности современного студенчества», «Я и университет» и пр.).

Каждая группа выбирает один из методов педагогического исследования и самостоятельно разрабатывает все необходимые материалы с учетом требований, предъявляемых к каждому методу исследования. Затем все методы апробируются на группе. Группы анализируют полученные результаты, обмениваются ими. Завершается занятие анализом:

· Студенты оценивают работу каждой группы, высказывают замечания, отмечают положительные стороны проделанной работы.

· Студенты сопоставляют данные по одной теме, полученные в ходе использования различных методов исследования, пытаются установить возможные несоответствия, оценивают степень объективности и субъективности результатов.

 

Творческие задания:

  1. Установите, какие методы являются собственно педагогическими, а какие широко используются в других науках.
  2. Составьте список терминов, с которыми вы познакомились, изучая данную тему (диагностика», «шкала», «пилотаж», «респондент» и т.д.). Дайте объяснение каждому термину.
  3. Подготовьте сообщение об одном из нетрадиционных методов исследования, используемых сегодня педагогикой (методы математического анализа, методы моделирования).

 

Литература:

  1. Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. В.И.Журавлева. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М.: Педагогика, 1989.
  3. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  4. Изучение личности школьника учителем /Под ред. З.И. Васильевой, Т.К. Ахаян, М.Г. Казакинной, Н.Ф. Радионовой. – М., 1991.
  5. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2003.
  6. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. – Ростов-на-Дону,2002.
  7. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Академия, 2002.
  8. Методика педагогических исследований. – Киев: Вища школа, 1976.
  9. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М.: Мысль, 1974.
  10. Скалова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989.
  11. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988.

 

Занятие №2. Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы.

Цель: осмыслить сущность воспитательной системы как педагогического и социально-педагогического явления, познакомиться со структурой, этапами и особенностями развития авторских воспитательных систем.

Теоретическая часть занятия

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «воспитательная система». Школа как воспитательная система.
  2. Структура воспитательной системы школы: цель, ведущие направления деятельности, система управления и самоуправления; субъекты воспитательной системы, отношения между ними, взаимодействие с окружающей средой.
  3. Функции и этапы развития воспитательной системы.
  4. Авторитарные и гуманистические воспитательные системы.
  5. Характеристика воспитательных систем.

 

Творческие задания:

  1. Изучите одну из современных авторских систем (И.П. Иванова, В.А Караковского, А.Н. Тубельского, Е.А. Ямбурга и др.) и сделайте ее аналитическое описание по схеме:

 

    • ведущая педагогическая идея (идеи) системы;
    • цель и содержания воспитания в системе;
    • основные принципы и приоритетные направления и воспитательной деятельности;
    • особенности методов, средств, методов реализации воспитательных целей и задач;
    • специфика взаимоотношений ученического и педагогического коллективов;
    • «изюминка» данной воспитательной системы (нечто оригинальное, свойственное только ей, какая-либо педагогическая находка.

Практическая часть занятия

- 1. Внимательно изучив статью «Моделирование» из Педагогического энциклопедического словаря (М., 2002. – С. 146) , а также раздел «Объекты и модели» в книге А.И. Ракитова «Анатомия научного знания». – М., 1969 и источники по моделированию, указанные в списке литературы, разбившись на микрогруппы, разработайте и защитите собственную модель воспитательной системы школы.

Разработка модели осуществляется по следующему алгоритму:

- название модели,

- признаки модели,

- принципы построения модели,

- особые условия,

- этапы внедрения модели,

- исполнители, перспектива.

Требования к представлению модели: графическое исполнение модели, красочное оформление, регламент выступления – 3-5 минут, культура публичного выступления, четкость представляемых позиций и др.

Литература:

 

1. Байкова Л.А. Современные воспитательные системы //Классный руководитель. – 1998. - №6.

2. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации /Под ред. Л.И. Новиковой. – М., 1992.

3. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски /Под ред Н.И. Селивановой. – М., 1989.

4. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность //Педагогика. – 2003. - №4.

5. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1992.

6. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996.

7. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса. – М., 1992.

8. Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции //Советская педагогика. – 1991. - №11.

9. Полякова Е.А. Проблема моделирования воспитательной системы школы //Классный руководитель. – 1998. - №2.

10. Процесс развития воспитательной системы школы //Советская педагогика. – 1991. - №11.

11. Скворцова А. Теория и практика воспитательных систем: состояние, проблемы и перспективы //Педагогика. – 1995. - №1.

12. Степанов С.Н. Моделирование воспитательной системы школы //Классный руководитель. – 1998. - №1.

 

 

Занятие №3. Детский коллектив как объект и субъект воспитания. Его роль в формировании личности

 

Цель: углубление знаний по теме, совершенствование умений по педагогическому руководству формированием коллектива и выбору методов его изучения.

Теоретическая часть занятия

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «группа», «объединение», «коллектив», коллективная жизнедеятельность и свобода волеизъявления личности.

2. Коллектив как фактор развития личности, среда общения и совместной деятельности, признаки, функции, структура, этапы развития, критерии сформированности коллектива.

3. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива с учетом возраста детей: развитие межличностных отношений, общественного мнения, навыков коллективной деятельности, системы самоуправления.

4. Методы формирования и изучения коллектива.

 

Темы для сообщений и рефератов:

  1. Теория коллектива в трудах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.
  2. Методы формирования общешкольного коллектива в школе В.А. Караковского.

 

Практическая часть занятия

    • Решение задач и выполнение упражнений, связанных с формированием коллектива и педагогическим управлением его развитием.

Литература:

1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М., 1999.

2. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М., 1982.

  1. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1992.

4. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие /Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 1999.

5. Коротов В.М. Развитие воспитательной функции коллектива. – М., 1974.

6. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972.

7. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1990. – С. 135.

8. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983.

9. Педагогика /Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2003.

10. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

11. Практикум по педагогике /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 1988.

12. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М., 1978.

13. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.

14. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 1981.

15. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.

16. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1990.

Занятие №4. Диагностика воспитанности личности и коллектива

Цель: освоить технологию диагностики воспитанности личности и ученического коллектива.

Теоретическая часть занятия

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическая диагностика как компонент процесса воспитания.

2. Место и значение диагностики в воспитательной работе.

3. Критерии воспитанности личности.

4. Методы диагностики воспитанности личности: виды, принципы и условия применения.

5. Технология анкетирования, тестирования, беседы, наблюдения как основных методов изучения воспитанности личности.

Практическая часть занятия

1. На основе освоенной литературы разработать методику изучения личности и коллектива, учитывая:

· возраст воспитанников,

· период диагностирования (начало, середина или окончание учебного года).

2. Составить таблицу «Педагогические условия диагностирования личности и ученического коллектива».

 

Педагогическое условие диагностирования Содержание условия диагностирования

Литература:

1. Белкин А.С. Вопросы диагностики отклонений в нравственном развитии учащихся //Советская педагогика. – 1976. - №7. – С.51-60.

2. Гарипов М.И. Личностный фактор в процессе воспитания// Советская педагогика.1991.- №7.

3. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива - М, 1984.

4. Засобина Г.А., Кабыльницкая С.Л., Савин Н.В. Практикум по педагогике /Под ред. Н.В. Савина. – М., 1986.

5. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности //Педагогика. –1992. - № 11/12.

6. Красновицкий М. Конечный результат в планировании воспитательной работы // Народное образование. – 1987. - № 7.

7. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Академия, 2002.

8. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания. - М., 1981.

9. Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А.И. Кочетова. – Мн., 1987.

10. Позументова Г.Н. Осуществление цели формирования коллектива// Советская педагогика//1988. - № 9.

11. Расчетина С.А. Цели и методы индивидуального подхода к подростку в воспитательном процессе. - Л., 1988.

12. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.