Сделай Сам Свою Работу на 5

Монополистическая деятельность государственных органов





Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов (ст. 15 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»)

1. Запрещаются достигнутые в любой форме соглашения, согласованные действия (бездействие) государственного органа с другим государственным органом либо хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам юридических и физических лиц, в том числе соглашения, согласованные действия (бездействие), направленные на:

1. раздел товарного рынка по территориальному принципу, видам, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов или потребителей;

2. ограничение доступа на товарный рынок, уход с товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов;

3. экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

4. незаконное повышение, снижение или поддержание цен (тарифов) на товары.



2. Государственным органам запрещается принимать (издавать) акты законодательства, иные правовые акты, заключать соглашения, совершать иные действия (бездействие), ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе:

2.1. необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

2.2. устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе на производство определенных видов товаров;

2.3. незаконно ограничивать права хозяйствующих субъектов на совершение сделок;

2.4. устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении свободного перемещения товаров в Республике Беларусь, иные ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение товаров и их обмен;



2.5. давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей или о приоритетном заключении договоров;

2.6. предоставлять хозяйствующему субъекту доступ к информации в приоритетном порядке;

2.7. предоставлять государственные преференции, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

3. Запрещаются совмещение функций государственных органов и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных законодательными актами, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами государственных органов.

 

3. СПОСОБЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по преду­преждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством:

1. Осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

2. Контроль над «слиянием» (ст. 17 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»)

Реорганизация коммерческих организаций, создание коммерческих организаций и объединений хозяйствующих субъектов осуществляются с согласия антимонопольного органа, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, при условии, что:



балансовая стоимость активов одной из организаций, превышает сто тысяч базовых величин

объем выручки одной из организаций от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году реорганизации, создания, превышает двести тысяч базовых величин;

если один из названных субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий.

Для получения согласия хозяйствующие субъекты представляют в антимонопольный орган заявление, а также документы и (или) сведения по перечню, установленному Советом Министров Республики Беларусь.

Антимонопольный орган в течение тридцати дней со дня получения им соответствующего заявления вправе по результатам его рассмотрения принять:

1. решение о согласии на реорганизацию..., если это не приведет к возникновению или усилению их доминирующего положения на товарном рынке и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции;

2. мотивированное решение об отказе в согласии на реорганизацию…, если данные действия могут привести к возникновению или усилению их доминирующего положения на товарном рынке и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также если при рассмотрении представленных документов и (или) сведений установлено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения о возможности реорганизации …, является недостоверной и (или) неполной.

Исключение

Антимонопольный орган вправе принять решение о согласии на реорганизацию… при возможности возникновения или усиления доминирующего положения в случае, если будет доказано, что действия имеют или могут иметь своим результатом:

1. совершенствование производства (реализации) товаров или стимулирование технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров производства Республики Беларусь на мировом товарном рынке;

2. получение потребителями соразмерной части преимуществ (выгод), приобретаемых соответствующими лицами в результате совершения таких действий.

3. Контроля над реорганизация хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение (ст. 19 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»)

Антимонопольный орган принимает решение о согласии на реорганизацию хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в форме преобразования в акционерные общества.

Последствия нарушения выше указанных требований

Согласно ст. 21 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» неполучение согласия антимонопольного органа на реорганизацию хозяйствующих субъектов…, если действия, требующие согласия антимонопольного органа, фактически были совершены и это привело к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) ограничению, устранению конкуренции, являются основаниями для признания судом таких действий недействительными по иску антимонопольного органа.

3. Контроля над сделками с акциями (долями в уставных фондах) хозяйствующих субъектов (ст. 18 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»)

Согласие антимонопольного органа на совершение сделок с акциями (долями в уставных фондах) хозяйствующих субъектов требуется, если балансовая стоимость активов хозяйствующего субъекта, акции (доли в уставном фонде) которого и (или) права в отношении которого приобретаются, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, превышает сто тысяч базовых величин или объем выручки от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году приобретения, превышает двести тысяч базовых величин.

Для получения согласия антимонопольного органа юридические и физические лица представляют в антимонопольный орган заявление, а также документы и (или) сведения по перечню, установленному Советом Министров Республики Беларусь.

Антимонопольный орган в течение тридцати дней со дня получения им соответствующего заявления вправе по результатам его рассмотрения принять:

1. решение о согласии на совершение сделки, если это не приведет к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции;

2. мотивированное решение об отказе в согласии на совершение сделки, если данная сделка может привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также если при рассмотрении представленных документов и (или) сведений установлено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной и (или) неполной.

Исключение

Антимонопольный орган вправе принять решение о согласии на совершение сделки при возможности возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) недопущения, ограничения или устранения конкуренции в случае, если участники сделки докажут, что совершаемая сделка имеет или может иметь своим результатом:

1. совершенствование производства (реализации) товаров или стимулирование технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров производства Республики Беларусь на мировом товарном рынке;

2. получение потребителями соразмерной части преимуществ (выгод), приобретаемых соответствующими лицами в результате совершения таких действий.

Неполучение согласия антимонопольного органа на совершение сделок с акциями (долями в уставных фондах) хозяйствующих субъектов, если указанные сделки фактически были совершены и это привело к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта и (или) ограничению, устранению конкуренции, являются основаниями для признания судом таких сделок недействительными по иску антимонопольного органа.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.