Сделай Сам Свою Работу на 5

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов





1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 12 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»)

В соответствии со ст. 5 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 12.12.2013 г. Доминирующее положение– исключительное положение хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов на товарном рынке, дающее такому хозяйствующему субъекту либо таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на этот товарный рынок.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет 35 и более процентов или менее 35 процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из возможности хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены (тарифа) на товар и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке, наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок, периода существования возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке не превышает 15 процентов, за исключением субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.



Доминирующим признается положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов, если выполняются в совокупности следующие условия:

1. совокупная доля двух хозяйствующих субъектов, которым принадлежат наибольшие доли на товарном рынке определенного товара, составляет 54 и более процентов, или совокупная доля трех хозяйствующих субъектов, которым принадлежат наибольшие доли на товарном рынке, составляет 78 и более процентов, или совокупная доля четырех и более хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 95 процентов;



2. в течение не менее одного года или, если такой срок составляет менее одного года, в течение срока существования товарного рынка размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен.

Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта влечет его включение в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе следующие действия (бездействие):

создание препятствий доступу на товарный рынок (уходу с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам;

установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены на товар;

изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены (тарифа) на товар;

экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными потребителями при наличии возможности производства или поставок соответствующего товара;



экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

навязывание потребителю экономически или технологически не обоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, в том числе согласие на заключение договора лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых потребитель не заинтересован;

заключение соглашений, ограничивающих свободу участников этих соглашений на определение цены (тарифов) и (или) условий предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа в принятии возможным потребителем названных условий;

заключение соглашений с продавцами и (или) потребителями, влекущих ограничение или установление контроля над производством или рынками сбыта товаров;

применение к потребителям неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включение в договоры дискриминирующих условий, ставящих потребителей в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

2. Ограничение конкуренции путем заключения соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов (картели) (ст. 13 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»)

Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Вертикальное соглашение – соглашение между хозяйствующими субъектами, не являющимися конкурентами, один из которых приобретает товар или является его потенциальным потребителем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.

Запрещенными Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие в совокупности следующим условиям:

1. действия хозяйствующих субъектов заранее известны каждому из них;

2. результат таких действий соответствует интересам каждого из таких хозяйствующих субъектов;

3. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами могут быть изменение регулируемых цен (тарифов), изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года, и иные обстоятельства.

Запрещаются соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов, если установлено, что такие соглашения, согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе соглашения, согласованные действия между конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом:

1.1. раздел товарного рынка по территориальному принципу, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов либо потребителей;

1.2. исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

1.3. установление, повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), в том числе различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

1.4. повышение, снижение или поддержание цен на торгах;

1.5. экономически или технологически не обоснованное сокращение и (или) прекращение производства товаров;

1.6. экономически или технологически не обоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами или потребителями.

Запрещаются вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами, если:

1. такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, когда продавец устанавливает для потребителя максимальную цену перепродажи товара;

2. таким соглашением предусмотрено обязательство потребителя не продавать товар хозяйствующего субъекта, являющегося конкурентом продавца.

Положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен прямой или косвенный контроль, а также если такие хозяйствующие субъекты находятся под прямым или косвенным контролем одного лица.

Исключения (ст. 14 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»)

Соглашения, согласованные действия, могут быть признаны допустимыми антимонопольным органом, если они не накладывают на хозяйствующие субъекты ограничения, не являющиеся необходимыми для достижения целей этих соглашений, согласованных действий, и не создают возможности для недопущения, ограничения или устранения конкуренции на соответствующем товарном рынке и если хозяйствующие субъекты докажут, что такие соглашения, согласованные действия имеют или могут иметь своим результатом:

1. содействие совершенствованию производства (реализации) товаров или стимулированию технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров производства Республики Беларусь на мировом товарном рынке;

2. получение потребителями соразмерной части преимуществ (выгод), приобретаемых соответствующими лицами в результате совершения таких действий.

Допускаются вертикальные соглашения, если:

1. такие соглашения являются договорами комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга);

2. доля каждого хозяйствующего субъекта, являющегося участником такого соглашения, на любом товарном рынке не превышает 15 процентов.

Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение заключить соглашение, которое может быть признано допустимым, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением в письменной форме о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства.

Последствия нарушения выше указанных требований

В соответствии со ст. 20 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» в случае нарушения хозяйствующим субъектом – юридическим лицом, занимающим доминирующее положение, выше названных запретов суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении такого хозяйствующего субъекта – юридического лица или решение о принудительном выделении из его состава одного или нескольких хозяйствующих субъектов – юридических лиц.

Иск может быть подан в случае, если хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, дважды в течение календарного года привлекался к ответственности за нарушение запретов, предусмотренных статьями 12, 13, 15 и 16 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.