Сделай Сам Свою Работу на 5

Категории бытия в философии: смысл, мировоззренческое значение.





 

Одной из актуальных проблем философии была и остается проблема философского понимания мира, осмысления места и роли человека в нем.

Сущность философского понимания мира раскрывает­ся через содержание таких фундаментальных катего­рий как «бытие», «материя», «сознание». Особенности трактовки содержания этих категорий определяют специфику тех или иных философских концепций ми­ра. Но перейдем к рассмотрению существа вопроса.

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория "бытия". В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Для фило­софского мышления с самого начала его зарождения размышления о бытии представляют собой серьезную проблему, ибо бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно.

Все конкретные предметы, окружающие человека не вечны, они возникают и исчезают, уходя тем самым в "небытие".



Для философов со времен античности стоял вопрос о том, насколько реально и дейст­вительно бытие в соотношении с небытием. Греческий философ Парменид считал только бытие реальным, а небытие иллюзорным. Отправляясь от категории бытия, Гегель понимал бытие как "исчезаю­щее бытие", как переходящее в "небытие", в результате чего все в мире являетсястановлением. Но становление это уже более богатая катего­рия, характеризующая бытие, и последнее является предпосылкой становления.

Первые философские концепции бытия были пред­ложены Парменидом, Гераклитом, Демокритом, Пла­тоном, Аристотелем. По мнению Парменида, мир под­разделяется на две части: изменчивую, временную, текучую, которая воспринимается органами чувств человека, и вечную, неизменную, познаваемую только ра­зумом. Бытие, считает Парменид, — это то, что вос­принимается разумом, бытие—это только невидимый, неосязаемый мир, который может быть мыслим без противоречий. Другими словами, он отождествляет бытие и разум.



 

Противоположный взгляд на эту про­блему находим у Гераклита, который под бытием по­нимает непрерывно становящееся, изменяющееся, т. е. чувственно воспринимаемый материальный мир.

Другое решение проблемы бытия было предложе­но Демокритом. Он отождествляет бытие с простым, понимая под последним атом, как наименьшую, неде­лимую физическую частицу. Демокрит признает мно­жественность бытия, поскольку признает существова­ние бесчисленного множества атомов. Атомы, по его мнению, разделены пустотой. Пустота тождественна небытию, которое непознаваемо. Познать можно лишь бытие.

Идеи Парменида получили развитие и новое тол­кование в концепции бытия Платона, которая, в отли­чие от учения Демокрита, является по своей сущнос­ти объективно-идеалистической. Он считал, что бытие есть то вечное и неизменное, что может быть познано лишь разумом. Признавая, как и Демокрит, множест­венность бытия, Платон рассматривает его как иде­альное, бестелесное образование—идею. Одновре­менно он четко разграничивает бытие (мир неизмен­ных и вечных идей) и мир «становления» (преходя­щий мир) чувственных вещей. По его мнению, истинное бытие — это вечные, бестелесные идеи.

Противопоставление Платоном чувственного бытия миру истинного бытия снимается в концепции Арис­тотеля. Он отвергает учение об идеях как сверхъесте­ственных умопостигаемых предметах, отделенных от причастных им вещей. Платон признавал реально су­ществующими виды и роды. Аристотель же назвал сущностью (бытием) индивидуумы (индивидуум — неделимое), например, вот этого человека, вот эту ло­шадь, а виды и роды, по его мнению, суть лишь вто­ричные сущности, производные от первичных.



Понятие "бытие"сходно, однопорядково с такими понятиями как"действительность", "реальность", "существование"и в некоторых кон­текстах они могут рассматриватьсякак синонимы. Вместе с тем бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование.

В учениях прошлого по рассматриваемой нами проблеме было высказано немало ценных идей. Одна­ко как понимает бытие материалистическая диалек­тика? Каково содержание этой категории и как она соотносится с категорией материи?

БЫТИЕ — философская категория, служащая для обозначения всего того, что реально существует: это и материальные явления, и социальные процессы, и творческие акты, происхо­дящие в сознании человека. Мы говорим о бытии вещей, окружающей нас природе, о бытии че­ловека, его сознания, о бытии общества, в котором мы живем и т. п. Иначе говоря,бытие охватывает собой как материальное, так и духовное без какого-либо исключения.

Бытие — очень широкое понятие, оно обозначает су­ществование вообще: существование любого предмета, явления, вида, формы, даже пустоты — относится к бы­тию.Отрицание бытия будетнебытие, ничто.

Как видим, бытие не сводится диалектико-материалистической философией только лишь к пред­метно-вещественному миру, что характерно для мировоззренческих концепции материалистов-метафи­зиков. Данная категория является предельно широ­кой по своему содержанию, так как она охватывает собой все виды реальности.

Мир, таким образом, предстает перед нами как совокупная реальность, единство природы и человека, материального мира и человеческого духа.

Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно их существо­вания, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.

 

Одним из первых вопросов, возникаю­щих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия.

По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состоя­ний, или материальный природный мир (Материальное, или Реальное Бытие), и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека (Идеальное Бытие, Духовный мир).

Различают два вида (способа) бытия: реальное и идеальное. Они отличаются друг от друга по способу своего существова­ния.

РЕАЛЬНОЕ, МАТЕРИАЛЬНОЕ БЫТИЕ — это все то, что существует в про­странстве и во времени. Оно вечно меняется — обновляет­ся. Реальное может существовать как объективно, так и субъективно. Реальное бытие подразумевает существова­ние независимо от человеческого познания.

ИДЕАЛЬНОЕ БЫТИЕ (Мир сознания, духовный мир) — наоборот, это то, что существует вне времени и пространства. Оно неизменно и существует в сознании человека. Идеальными являются духовные процессы, психические переживания, чувства и др. Идеа­льного вне сознания человека, независимо от него не су­ществует.

Итак, критерием реальности является ее существова­ние в пространстве и особенно во времени.

Диалектический материализм, рассматривая проблему бытия, выделяет и исследует ряд его основных форм, которые несводимы друг к другу и в то же время вза­имосвязаны между собой.

Оба этих мира — мир сознания и мир природы — могут характери­зоваться понятием бытия, но способы их существования различны. Физический, материальный, природный мир (как мир) существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как эти два способа бытия, два вида реально связаны между собой, является одним из основных вопросов философии, о чем речь пойдет далее. Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.

Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

1) Бытие вещей (тел) и процессов (МАТЕРИАЛЬНОЕ, РЕАЛЬНОЕ БЫТИЕ), которое, в свою оче­редь, делится на:

а) бытие вещей, процессов, состояний при­роды, бытие природы как целого («Первая» - естественная природа);

б)бытие вещей и процес­сов, произведенных человеком («Вторая» - искусственная природа вещей).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.