Сделай Сам Свою Работу на 5

Школы эпохи Просвещения XVII—XVIII вв.





В научных работах зачастую XVIII век представляется особенным этапом в историческом развитии нашей государственной жизни. Просвещение создало свою особенную картину мира, особенную идеологию, на основе которой в истории появился совершенно новый этап в искусстве, обществе, образовании.

В России эпоха Просвещения охватывает в большей степени XVIII век, когда правительство стремительно содействовало развитию наук и искусств. В это время появились первые русские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно самостоятельная печать.

В XVIII веке совместно с различного рода преобразованиями подверглась реформе и образовательная система страны. Единственной проблемой, которой была ознаменована проводимая школьная реформа, это нехватка преподавателей в создаваемые учреждения. Спустя время, основываясь на этом в стране, открывается Учительская семинария, и Главное народное училище которые были призваны для подготовки новейших сотрудников. Именно в данное время российское образование приобретает конкретную структуру, что отразилось на его дальнейшем качестве. Образование 18 века в России подразумевало наличие светских школ, где были разработаны технологии и теории образования в стране, помимо этого в данное время предпринимается первая стремительная попытка создания общей государственной системы. Развитие этой реформы принято разделять на четыре этапа[8].



Русское правительство приступает к затрате огромное количество времени на образование, осознавая, как оно значимо для страны в целом, с этого времени образование в России в 18 веке устанавливается под строгий контроль.

К концу XIX в. в России насчитывалось чуть более 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. По данным цифрам можно судить о росте грамотности в России и вместе с тем, о её отставании от Западной Европы.

В первой четверти 18 веке, были сформированы первые светские образовательные школы. Эти учебные заведения, давали начальные и практические знания.

Социальный состав учеников в общеобразовательных школах был весьма разнообразным. В народных училищах большинством учащихся были дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т.д. Различался и возрастной состав учеников - в одних и тех же классах обучались и малыши, и взрослые мужчины, примерно, 22 лет.



Самыми распространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Неотъемлемых учебных программ не было, срок обучения был от трех до пяти лет. Те, кто проходил курс данного обучения, умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Большую роль в формировании просвещения в России сыграли, именуемы в народе, солдатские школы – общеобразовательные училища для детей солдат, приемники цифирных школ петровского времени. Данная школа возникала относительно раньше остальных, она была самой демократической по составу начальной школой того времени, обучавшей не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Так же основную массу студентов Московского и Петербургского университетов составляли солдатские дети. К типу «солдатских» принадлежали и национальные военные школы, которые были открыты во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе.

Второй этап продолжается с 1730-1755 годов и в этот период появляются дворянские учебные заведения, которые были закрытыми: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего, было насчитано, более 60 учебных заведений, где проходили обучение около 4,5 тыс. дворянских детей. Несмотря на то, что в шляхетских корпусах готовили, основным образом, офицеров для армии и флота, они давали обширное, по тому времени, общее образование. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы частные и муниципальные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т.д. Из них выпускались очень образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Данные учебные заведения пользовались хорошей финансовой поддержкой со стороны правительства. Эти деньги шли не только на народное образование, но и на потребности «общественного призрения» — больницы, богадельни и прочие[9].



Третий этап продолжается с 1755-1782 год, начинают продвижение просветительские идеи, переводу подвергаются сочинения Джона Локка, которые позднее печатаются. В данных работах Локк высказывается в пользу обучения ребенка не методами устрашения и подавления его личности, а наиболее прогрессивными методами. Непосредственно в это время государство предпринимает попытки сформировать целую систему воспитательно - образовательных учреждений, именно это могло бы предоставить возможность не только получить новых квалифицированных, художников, ученых, ремесленников, но и врачей. Появляются заведения, относящиеся к духовной семинарии и школы. Данные школы были также сословные, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них не принимали. Основной задачей этих школ была подготовка послушных церкви и царю священников, но воспитанники семинарии получали, и общее образование и зачастую становились проводниками грамотности в своих приходах. Максимальное количество специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.) и, кроме того, основанная в 1757 г. Академия художеств. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. они играли в важную роль подготовки специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась. Это и стало четвертым этапом, который начинается с 1782 г и заканчивается в 1786 г.

Нужно разумно оценивать итоги развития просвещения в России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а крестьяне и ремесленники, в огромном большинстве, оставались безграмотными. Школьная реформа 1786 г., так обширно афишированная правительством Екатерины II, была народной лишь по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать и выпускать из виду то, что идеи «Просвещения» были «девизом царизма в Европе». Однако талант народа смог проявиться не только впоследствии политики «просвещенного абсолютизма», а вопреки ей. Это особенно очевидно на примере М. В. Ломоносова[10].

Выводы к Главе 1.

 

Данная Глава 1 была посвящена образовательному пространству России в XVI—XVIII вв. Начиная с XVI века идет полное описание образовательного пространства, методов и условий образования, как в этот период, так и в последующие.

Так же в Главе 1 был подробно обсужден вопрос жизни и деятельности самых значимых личностей XVII - XVIII вв. Это Петр I и Екатерина II. Представлены преобразования и попытки преобразований, которые помогли еще более подробно вникнуть в главный вопрос курсовой работы.

В данной главе подробной описывается начало обучений в XVII—XVIII вв., каким оно было и каким оно стало. Широко развернут вопрос школ в эпоху просвещения.

 

Глава. История развития становления высшего образования в России в XVI—XVII вв.

 

 

Список литературы:

1. Вернадский Г.В. «Русская история» М.: Аграф, 2000г.

2. Главацкий М.Е., «История России. XX век», М.: Дрофа, 2000г.

3. Жукова Л. В. История России с древнейших времён до настоящего времени. Изд. «Экзамен». М., 2005.

4. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. - М.: Знание, 1997, С. 4.

5. Кулябко Е.С. «М.В.Ломоносов и учебная деятельность Петербургской академии наук» М-Л, 1962г.

6. Лихачева Е.О. «Материалы для истории женского образования в России». 1899 г.

7. Озерова И.А. «История России в XIX веке». – М: ЗАО издательство Центрполиграф, 2001 год.

8. Платонов С.Ф. «Лекции по русской истории». – М: Высшая школа, 1993. - 736 с. - (Историческое наследие).

9. Рыжков К.И. «Все монархи мира». – М: Вече, 1999 г. - 656 с. ("Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги").

10. Черникова Т.В. «История России XVII-XVIII веков» М.: Дрофа, 2000г.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.