Сделай Сам Свою Работу на 5

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВННОЙ





Программа итоговой государственной аттестации

Направление

44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль

«Дошкольная дефектология»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Москва, 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена является частью

основной профессиональной образовательной программы 050700.62 по направлению

«Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Дошкольная дефектология».

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Целью государственного итогового междисциплинарного экзамена является

установление соответствия качества подготовки выпускника государственному стандарту

высшего профессионального образования в части государственных требований к

минимуму содержания и уровню подготовки выпускников образовательного учреждения

по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Дошкольная

дефектология». Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Представленные в Программе экзаменационные материалы к итоговому



междисциплинарному экзамену целостно отражают объем проверяемых теоретических

знаний и практических умений выпускника в соответствии с государственными

требованиями по специальности. Экзаменационные материалы в виде перечня вопросов и

профессиональных задач составлены на основе действующих учебных программ

дисциплин и охватывают их основные разделы и наиболее важные и актуальные темы.

Содержание государственного итогового экзамена отражено в

междисциплинарных экзаменационных вопросах (по специальной педагогике,

психологии, введению в специальность, нормативно-правовым основам коррекционной

педагогики, специальной психологии, методике и технологии работы учителя-

дефектолога) и заданиях прикладного характера. Обоснованием к отбору и содержанию

теоретического и профессионально-педагогического материала служат требования

государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

повышенного уровня в области специальной педагогики. При выборе экзаменационных



заданий учитывается взаимосвязь теоретического курса обучения с практическими

умениями выпускников проектировать и организовывать социально-педагогическую

деятельность в учреждениях различного типа.

Итоговый междисциплинарный экзамен предусматривает проверку знаний по

специальной педагогике, теории и методике работы дефектолога, введению в

специальность, нормативно-правовым основам социально-педагогической деятельности,

социальной психологии, педагогике, коррекционной и специальной педагогике.

Итоговый междисциплинарный экзамен позволяет выявить уровень развития

мышления и профессиональных компетенций, степень самостоятельности и креативности

при решении профессиональных задач, умение выявлять актуальные социально-

педагогические проблемы и проектировать в соответствии с этапами социально-

педагогической деятельности их решения, умение самостоятельно работать с

нормативной и методической литературой в области профессиональной деятельности и

логично, аргументировано строить ответ.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственной итоговой аттестации выпускника предусматривает

следующие виды аттестационных испытаний:

1. Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности, проводится проверка

уровня усвоения теоретического материала дисциплин предметного блока

(интегрированный экзамен)

1 Защита выпускной квалификационной работы.

Объем времени на подготовку и проведение государственной итоговой

аттестации – 6 недель.

Сроки проведения определены учебным планом.



Форма проведения экзаменов – устная. По каждой из дисциплин, выносимых на

государственную итоговую аттестацию, определен перечень нормативных документов,

разрешенных к использованию на экзамене.

Общие критерии оценки уровня подготовки бакалавра:

-уровень готовности к осуществлению основных видов социально-педагогической

_______A9деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

- уровень усвоения студентом материала, предусмотренного учебными

программами дисциплин;

-уровень сформированности профессиональных компетенций, позволяющих

выявлять актуальные социально-педагогические проблемы;- обоснованность, четкость,

логичность ответов и уровень педагогической и коммуникативной культуры.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание программы междисциплинарного экзамена разработано на основе

государственного образовательного стандарта высшего образования повышенного уровня,

определяющего следующие требования к выпускнику.

Выпускник должен:

• понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

• иметь представление о современном мире как духовной, культурной,

интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в

современном обществе;

• знать основы Конституции Российской Федерации, этические и

правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и

природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

• обладать экологической, правовой, информационной и

коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном

языке;

• обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению

жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому

восприятию противоречивых идей;

• быть способным к системному действию в профессиональной

ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным

действиям в условиях неопределенности;

• быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую

работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области

профессиональной деятельности;

• быть способным к практической деятельности по решению

профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых

форм; владеть профессиональной лексикой;

• быть способным научно организовать свой труд, готовым к

применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

• быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с

коллегами;

• быть готовым к постоянному профессиональному росту,

приобретению новых знаний;

• обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию

(самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию);

стремиться к творческой самореализации;

• знать основы предпринимательской деятельности и особенности

предпринимательства в профессиональной сфере;

• иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть

умениями физического совершенствования.

Форма государственной итоговой аттестации – устный экзамен предусматривает

проверку знаний по предметам и позволяет выявить уровень сформированности

профессиональных компетенций, умение самостоятельно работать с нормативной и

методической литературой в области профессиональной деятельности, логично,

аргументировано строить ответ. Вопросы для итоговой государственной аттестации

составлены в соответствии с программами по учебным дисциплинам и представляют

собой задания междисциплинарного характера.

Экзамен позволяет выявить и оценить степень сформированности следующих

общекультурных (ОК), общих профессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК)

компетенций:

способностью использовать философские, социогуманитарные,

естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования

в современном информационном пространстве (ОК-1)

готовностью совершенствовать свою речевую культуру (ОК-2)

способностью анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и

анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы,

осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позицию (ОК-3)

способностью к самообразованию и социально-профессиональной мобильности

(ОК-7)

готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к

осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1)

готовностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с

нормативно-правовыми документами (ОПК-2)

способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом

психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных

потребностей обучающихся (ОПК-3)

способностью к организации, совершенствованию и анализу собственной

образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4)

способностью к реализации дефектологических, педагогических, психологических,

лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения

исследовательских задач в профессиональной деятельности (ПК-8)

способностью использовать методы психолого-педагогического исследования,

основы математической обработки информации; формулировать выводы, представлять

результаты исследования (ПК-9)

способностью проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому

развитию лиц с ОВЗ, приобщению их к историческим ценностям и достижениям

отечественной и мировой культуры (ПК-10)

Общие критерии оценки уровня подготовки бакалавра:

-уровень готовности к осуществлению основных видов социально-педагогической

деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

- уровень усвоения студентом материала, предусмотренного учебными

программами дисциплин;

-уровень сформированности профессиональных компетенций, позволяющих

выявлять актуальные социально-педагогические проблемы;- обоснованность, четкость,

логичность ответов и уровень педагогической и коммуникативной культуры.

«Отлично» -студенты владеют содержанием основных разделов и тем.

Понимают теоретические основы социальной педагогики, владеют основными понятиями

данной науки, знают основные характеристики факторов социализации. Глубоко

понимают, что сущность социализации состоит в том, что человек формируется как член

того общества, к которому он принадлежит. Владеют элементарными понятиями

философии воспитания: человек, воспитание и его виды, принципы и ценности

воспитания. Ориентируются в понятиях теории и методики социального воспитания.

Выделяют главные положения в изученном материале, не затрудняются при ответах на

видоизмененные вопросы. Применяют полученные знания на практике, не допускают

ошибок в воспроизведении изученного материала. Владеют педагогической

терминологией.

«Хорошо» –студенты знают весь изученный материал, отвечают без особых

затруднений на вопросы. Умеют применять полученные знания на практике. В ответах не

допускают серьезных ошибок, легко устраняют отдельные неточности с помощью

дополнительных вопросов. Допускают неточности в ответе.

«Удовлетворительно» –студенты обнаруживают усвоение основного материала,

но испытывают затруднения при его самостоятельном воспроизведении. Ответ требует

дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя. Легко справляются с вопросами

воспроизводящего характера, испытывают затруднения при ответах на видоизмененные

вопросы. Допускают ошибки.

«Неудовлетворительно» –студенты имеют отдельные представления об

изученном материале, но большая часть материала не усвоена. Допускают грубые

ошибки, не могут дать исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы

воспроизводящего характера. Не умеют связать теоретические и практические вопросы.

Профессиональной терминологией не владеют.

Вопросы для подготовки к междисциплинарному экзамену

1 вопросы по Специальной педагогике:

1. Систематика и статистика специальной педагогики.

2. Предметные области специальной педагогики.

3. Научные основания специальной педагогики.

4. Периоды эволюции специальной педагогики.

5. Культурно-историческая концепция психического развития ребенка Л.С.

Выготского.

6. Положения Л.С. Выготского, значимые для специальной педагогики.

7. Причины отклонений в развитии.

8. Задачи и содержание работы ПМПК.

9. Виды диагностики и приемы обследования детей с ограниченными

возможностями здоровья и жизнедеятельности.

11. Принципы отбора детей в специальные (коррекционные) учреждения.

12. Содержание __И _Б…ґ!_специального образования.

13. Принципы специального образования.

14. Методы обучения в специальном образовании.

15. Методы воспитания в специальном образовании.

16. Формы организации специального обучения.

17. Средства обучения в специальном образовании.

18. Педагог системы специального образования.

19. Основные задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии на

современном этапе.

20. Обеспечение общего развития дошкольников с отклонениями в развитии в

процессе коррекционно-педагогической работы.

21. Общедидактические принципы системы воспитания и обучения дошкольников с

отклонениями в развитии.

22. Специальные принципы системы воспитания и обучения дошкольников с

отклонениями в развитии.

23. Современные технологии воспитания и обучения дошкольников с проблемами

в развитии.

24. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии у детей.

25. Современные средства обеспечения коррекционно-педагогического процесса.

26. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса.

27. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и

жизнедеятельности.

28. Школьная система специального образования.

29. Социальная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и

жизнедеятельности.

30. Дети с нарушениями слуха. Особенности психического развития. Подходы к

коррекции.

31. Дети с нарушениями зрения. Особенности психического развития. Подходы к

коррекции.

32. Дети с нарушением интеллекта. Общая характеристика. Основные направления

коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.

33. Дети с задержкой психического развития. Общая характеристика. Подходы к

коррекции.

34. Дети с моторно-двигательными нарушениями. Особенности психического развития.

Подходы к коррекции.

35. Дети с нарушениями речи. Общая характеристика. Подходы к коррекции.

36. Дети с нарушениями эмоционально-личностной сферы и поведения. Общая

характеристика. Подходы к коррекции.

37. Специфика социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

38. Дети с астеническими, реактивными состояниями и конфликтными

переживаниями.

39. Интеграция и дифференциация в системе специального образования.

40. Гуманистическая образовательная система Марии Монтессори.

41. Педагогика Рудольфа Штайнера.

42. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике.

43. Характеристика общедидактических и специальных принципов специальной

педагогики.

44. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми.

45. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в

развитии.

46. Основные задачи профессиональной деятельности педагога-дефектолога.

47. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.

2 вопросы по Нарушениям у детей:

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха.

2. Задачи и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушением слуха.

3. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением слуха.

4. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с

нарушением слуха в специальных (коррекционных) детских учреждениях.

5. Особенности семейного воспитания ребенка с нарушенным слухом.

6. Коррекционно-педагогическая работа по развитию слухового восприятия у детей с

недостатком слуха

7. Причины возникновения и классификации недостатков слуха у детей.

8. Коррекционно-педагогическая работа по формированию устной речи у детей с

недостатком слуха.

9. Цели, задачи и формы интегрированного обучения дошкольников с нарушениями

слуха.

10. Коррекционно-педагогическая помощь детям младенческого и раннего возраста с

нарушениями слуха.

11. Использование технических средств в коррекционной работе с глухими и

слабослышащими детьми.

12. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с нарушениями зрения.

13. Формирование навыков ориентировки и мобильности в пространстве у детей с

нарушениями зрения.

14. Содержание работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями

зрения.

15. Особенности семейного воспитания ребенка с нарушенным зрением.

16. Основные направления коррекционно-педагогической __________работы с детьми с

нарушениями зрения в специальных (коррекционных) учреждениях.

17. Содержание психолого-педагогического обследования детей с нарушениями

зрения.

18. Взаимосвязь коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы

при нарушении зрения у детей.

19. Классификация детей с нарушением зрения.

20. Причины и клинические формы нарушений зрения у детей.

21. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими зрительные нарушения.

22. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения.

23. Этиопатогенез и структура дефекта при комплексных сенсорных и

интеллектуальных нарушениях у детей.

24. Использование различных форм речи глухих и слабослышащих дошкольников.

25. Основные задачи воспитания и обучения детей с комплексными сенсорными и

интеллектуальными нарушениями.

26. Системные нарушения письменной речи (дисгрфии, аграфии, дислексии, алексии)

и их педагогическая коррекция.

27. Дифференциальная диагностика и педагогическая коррекция нарушений

произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия).

28. Мелодико-интонационные нарушения речи (дисфонии, фонастении, ринофонии,

афонии) и их педагогическая коррекция.

29. Темпо-ритмические нарушения речи (бридилалии, тахилалии, заикание) и их

педагогическая коррекция.

30. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением речи в

системе образования.

31. Особенности речевых нарушений у детей с интеллектуальными недостатками.

32. Комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению речевых нарушений

у детей.

33. Принцип и методы психолого-педагогического обследования детей с недостатками

речевого развития.

34. Системные нарушения устной речи (алалии, афазии, сложные дизартрии, ОНР) и

их педагогическая коррекция.

35. Причины и клинические механизмы недостатков речевого развития детей.

Клинико-педагогическая классификация речевых расстройств. Использование

данной классификации в логопедической работе.

36. Особенности сенсорного и умственного воспитания детей с недостатками

интеллектуального развития.

37. Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию мышления и речи

у детей с недостатками интеллектуального развития.

38. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими

недостатки интеллектуального развития, в процессе разных занятий в дошкольном

учреждении (развитие речи, наблюдение за окружающим, ФЭМП и др.).

39. Использование наглядности и ТСО в коррекционно-педагогической работе с

детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии.

40. Причины возникновения и классификации недостатков интеллектуального

развития детей.

41. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками

интеллектуального развития.

42. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями эмоционально-волевой

сферы и поведения.

43. Особенности воспитания и обучения детей с недостатками интеллектуального

развития.

44. Принципы отбора детей в специальные (коррекционные) дошкольные

образовательные учреждения для детей с интеллектуальными нарушениями.

Приемы психолого-педагогического обследования.

45. Причины возникновения и классификации задержки психического развития у детей

(ЗПР: конституционного. соматогенного, психогенного, церебрально-

органического генеза).

46. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.

47. Принципы отбора детей в специальные (коррекционные) ДОУ для детей с

задержкой психического развития. Приемы психолого-педагогического

обследования.

48. Комплексный подход к решению коррекционно-развивающих задач воспитания и

обучения детей с ЗПР.

49. Особенности воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического

развития в условиях ДОУ компенсирующего вида.

50. Формирование адекватного социального поведения у детей с ЗПР и эмоционально-

волевыми нарушениями.

51. Использование разных видов деятельности в процессе нормализации

неадекватного социального поведения у детей с ЗПР и эмоционально-волевыми

нарушениями.

52. Особенности семейного воспитания детей с ЗПР.

Перечень примерных проблемных заданий, выносимыхu1100 ь \u1085 на междисциплинарный

экзамен для решения

Задача № 1.

На консультации мама с девочкой 6 лет. Диагностика к школе.

Девочка контакту доступна, но на вопросы отвечает не сразу. Очень скована,

напряжена. Речь невнятная, нарушение звукопроизношения. Инструкции усваивает, но

требуется внешняя помощь. Невербальные инструкции выполняет лучше. Особенности

восприятия без нарушений (восприятие отдельных частей и целостной картинки).

При исследовании процессов запоминания и воспроизведения выявляется

снижение объема запоминания (зрительно-слуховая память): 7,4,7,5,6.

При исследовании объем и концентрация внимания снижены, требуется внешняя

помощь, перенос на аналогичные задания осуществляет.

При исследовании мышления ведущим является наглядно-действенное.

Познавательная активность присутствует, но быстро истощается. Умственные операции

недостаточно сформированы, трудности вызывают задания обобщения и классификации.

Не читает (буквы знает, но не соединяет слоги). Счет до 8. Слабо развита произвольная

регуляция деятельности, отсутствуют навыки самоконтроля. Моторика слабая, ведущая

рука-правая. Уровень работоспособности низкий, темп деятельности - средний.

Выявляются явные речевые нарушения, кругозор ограничен, пространственные и

временные отношения сформированы слабо. Все задания выполняет с внешней помощью,

качество заданий значительно улучшается.

При исследовании эмоционально-волевой сферы выявляется тревожность.

Трудности регуляции поведения, низкий уровень мотивационной сферы.

1) Оцените уровень актуального развития девочки.

2) Возможные прогнозы.

3) Вид обучения.

Задача № 2.

На консультации мальчик 5,5 лет. Жалобы: внезапные приступы агрессии (

характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми – конфликтность,

эмоциональная напряженность, м.б. возбужден, активен без причины.

На контакт идет неохотно, поведение демонстративное. Требуется время для

налаживания общения. Инструкции не усваивает, пытается навязать свою тему: «Я не

умею; я устал». При постепенном налаживании контакта выполняет некоторые задания

(можно предположить, что мальчик тревожен на момент обследования ( на

экспериментатора, новое место), но элементы негативизма присутствуют постоянно.

Развитие основных психических процессов по возрасту. Выявляется снижение

мотивации к занятиям, импульсивность, сочетающаяся с истощаемостью и

переутомлением.

Мальчик любит играть с конструктором, машинами, хорошо развито воображение,

проявляются лидерские качества; если не «давить», то по истечение некоторого времени с

мальчиком можно договориться на игру или выполнение задания.

В психоэмоциональной сфере выявляются проблемы нарушения общения,

негативизм, истеройдные (демонстративные) реакции. Данное поведение может быть

обусловлено проблемами формирования детско-родительских отношений и нарушением

социализации, что усиливает данные негативные реакции, как защитный механизм на

подавление тревоги и страха наказания. Самооценка снижена, т.к. чувствует

неуверенность в себе, поэтому пытается обратить на себя внимание негативным

поведением (критики к поведению нет, отсутствие эмоциональной дифференциации (что

соответствует возрасту: незрелость эмоционально-чувствительной сферы ребенка данного

возраста).

Вопросы:

1) Какой вид дизонтогенеза является ведущим.

2) Рекомендации воспитателям, психологу, родителям.

3) Какие методики помогают определить уровень внимания данного ребенка?

Задача № 3.

Жалобы на неусидчивость, расторможенность, невнимательность, быстрая

утомляемость. Логопедические проблемы ОНР — 2-3 уровень. Мальчик на контакт

идет неохотно. Требуется время для привыкания и адаптации. Обращенную к нему речь

понимает. Капризничает, вредничает. Маме приходиться его все время уговаривать.

Речевого контакта практически нет (со слов мамы элементы фразовой речи по

настроению). Интерес к экспериментатору не проявляет, поведение - полевое, быстрая

истощаемость, пресыщаемость. Предложенные игры и игрушки интерес не вызывают

или только на короткое время. Из выполненных заданий: соотносит цвета, но не называет,

складывает картинки из трех-шести частей по показу. Счет до десяти на пальцах.

Неусидчив. Агрессивен. Остальные задания делать отказался, убежал в коридор к папе.

Вопросы.

1) Консультации каких специалистов необходимы в данном случае?

2) В чем состоит помощь психолога-дефектолога?

3) Предварительный вид дизонтогенеза? Прогноз .

Задача № 4.

Анамнез: В 37 недель мама ударилась животом; (в 6 мес.) девочку уронил отец на

пол. В больницу не обращались, т.к. жалоб на состояние не было, поэтому было ли

сотрясение мозга не знают. В 2 года обнаружена киста промежуточного мозга. Сейчас по

данным обследования ее нет (врачи сказали «рассосалась»). Состоит на учете у невролога.

Посещает психолого-педагогический центр, занимается с дефектологом, ходит с

удовольствием, но смена настроения остается актуальной. В детском саду воспитатели

отмечают избирательность поведения, сначала может бежать, радоваться, а через

некоторое время-стать агрессивной.

Жалобы на неусидчивость, расторможенность, невнимательность, быстрая

утомляемость. Логопедические проблемы. Часто меняется поведение: то хочет общаться,

то нет. Девочка на контакт идет неохотно и не сразу. Требуется время для привыкания и

адаптации. Обращенную к ней речь понимает. Взгляд «глаза в глаза» удерживает, но не

долго. Инструкции усваивает по интересу.

Вопросы.

1) Сделайте подбор методик обследования для данного ребенка.

2) Какие приемы Вы будете использовать для установления контакта с девочкой?

Задача №5.

Из анамнеза: преждевременные роды, раньше срока. Со слов родителей до

посещения детского сада у ребенка была речь (говорил и мама, и попа и другие слова).

Когда пошел в д/ с перестал говорить, отказывался кушать. От посещения д/с отказались.

Сейчас ходят к психологу в соц. Центр. Стал более адекватным. Мальчик контакту

практически не доступен. Обращенную к нему речь понимает. Капризничает, вредничает.

Родители все время его сдерживают. Речевого контакта нет. Интерес к экспериментатору

не проявляет, поведение - полевое: все везде открывает, достает, бегает по коридору.

Предложенные игры и игрушки интерес не вызывают или только на короткое время. Из

выполненных заданий: соотносит цвета. Совместными усилиями собрал разрезные

картинки из 4 частей. Неусидчив. Агрессивен. Остальные задания делать отказался.

Вопросы:

1) Как психологу-дефектологу помогает информация анамнестических данных?

2) Вид предварительного нарушения?

3) Методы и приемы работы психолога-дефектолога в данном случае.

Задача № 6.

На консультации с мамой мальчик 5,5 лет. Неусидчив. Нарушение речи (речи нет,

только мычание, может повторять, но очень своеобразно).

Из анамнеза:роды сложные. Кесарево.

Посещает детский сад, занимается с логопедом. Сопутствующие жалобы на

неусидчивость, расторможенность, быстрая утомляемость. Логопедические проблемы: не

могут точно поставить диагноз.

Психический статус.

Мальчик контакту доступен. Обращенную речь понимает. Требуется время для

привыкания и адаптации. Контакт «глаза» в «глаза» присутствует. Инструкции

усваивает по интересу, может заниматься с экспериментатором, но короткое время,

требуется постоянная смена деятельности. Восприятие – на простом материале из 3-х

частей. Цвета знает, соотносит, даже пытается назвать. Может поиграть в игру, но очень

быстро утомляется, пресыщается. Ведущая рука - правая. Показывает части тела. Со слов

мамы хорошо запоминает зрительно. Из 7 картинок смог вспомнить 4 со второго

повторения. Может капризничать, вредничает. Остальные задания отказался делать.

Предложенные игры и игрушки интерес вызывают (матрешки, мисочки и т.д.).

Дайте рекомендации для специалистов, родителей, воспитателей.

Задача № 7.

На приеме с мамой девочка 5,5 лет. Из анамнеза: кесарево сечение, речи нет. ЗРР,

СДВГ? Были трудности с привыканием к горшку. Сейчас ходит на унитаз. Со слов мамы

иногда проскакивает «мама», «папа», «ав-ав». Маленькая не реагировала на животных,

птиц и др., как будто их нет (это очень беспокоило родителей, сейчас появились реакции

на кота). Дети в саду научили говорить «пока» и махать рукой. Получает лечение у

невропатолога, стала лучше: может играть в картинки, посещает д/с (1 час), с детьми

играет. Жалобы на неусидчивость, расторможенность, невнимательность, быстрая

утомляемость.

Психический статус.

Девочка контакту практически недоступна. В глаза не смотрит. Требуется время

для привыкания и адаптации. Обращенную к ней речь не понимает, создается

впечатление, что она «не слышит». На вопрос экспериментатора: «как она просит, когда

ей что-то надо?» мама ответила, что подходит к холодильнику или кого-то из близких

«тянет». Капризничает, вредничает. Маме приходиться его все время уговаривать. Из

предложенных заданий совместно с мамой собрала матрешку, пирамидку.

Самостоятельно собрала стаканчики по размеру. Разрезные картинки не собирает (даже по

показу из трех частей). Не усидчива, на месте не сидит. Может разложить по цвету

карточки (соотносит основные цвета).

Интерес к экспериментатору не проявляет, поведение - полевое, быстрая

истощаемость, пресыщаемость.

1)Ведущий вид нарушения (дизонтогенеза).

2)Виды и методы коррекционной помощи дефектолога.

Задача № 8.

На консультации девочка 6 лет 11 мес. Из анамнеза: родились тройня. Со слов

мамы была первая, родилась слабая, повреждение части головы. В анамнезе ПЭП,

синдром мышечной дистании. Девочка контакту доступна, на вопросы отвечает сразу. На

обследование мотивированна. Эмоционально не устойчива. Речь невнятная, связная речь

не сформирована. Фонематическое и лексико-грамматическое развитие затруднено.

Инструкции усваивает, но требуется внешняя помощь. Невербальные инструкции

выполняет лучше. Особенности восприятия без нарушений (восприятие отдельных частей

и целостной картинки). Запас знаний ограничен.

При исследовании процессов запоминания и воспроизведения выявляется

снижение объема запоминания (зрительно-слуховая память из 9 слов): 3,6,6,8,8

(необходимы многократные повторения).

При исследовании внимания объем и концентрация внимания снижены,

расторможенность, требуется внешняя помощь, перенос на аналогичные задания

осуществляет, наблюдается легкая утомляемость, пресыщаемость. Мышление - ведущим

является наглядно-действенное. Познавательная активность присутствует. Очень нравится

выполнять задания. Умственные операции недостаточно сформированы, трудности

вызывают задания обобщения и классификации, но при поддержке быстро справляется.

Не читает (буквы знает, но не соединяет слоги). Счет до 6 (с ошибками). Слабо развита

произвольная регуляция деятельности, отсутствуют навыки самоконтроля. Моторика

слабая, ведущая рука - левая. Уровень работоспособности средний, темп деятельности -

средний. Кругозор ограничен, пространственные и временные отношения сформированы

слабо. Все задания выполняет с внешней помощью, качество заданий значительно

улучшается.

Вопросы.

1. Составьте по психологическому статусу диагностический материал. Сколько

слов должен запоминать ребенок 6-7 лет с ОНР – 2-3 уровня?

2. Какой вид коррекционного обучения вы бы рекомендовали?

Задача №9.

На консультации девочка 5 лет 4 мес., в детский сад не ходит, занимается с мамой

(неорганизованная).

По данным диагностики выявляется достаточный уровень понимания инструкции,

задания вызывают интерес. Но он не стойкий, малоэмоциональный. Выявляется низкий

уровень самоконтроля, отвлекаемость, некоторая пресыщаемость («А давайте поиграем в

другую игру. - Ты устала? - Да.»). Помощь принимает, качество заданий улучшается.

Развитие основных психических процессов по возрасту. Трудности вызывают задания,

связанные с речевым развитием. Составление рассказов по картинкам: речь бедная, мало

эмоциональная, дефекты звукопроизношения, бедность словаря. Несформированность

фразовой речи. Требуются наводящие вопросы и создания мотивации. Запас знаний

ограничен, хотя пассивный словарь достаточно обширен.

Уровень внимания достаточный, но выявляется, некоторая пресыщаемость. Развитие

зрительного и слухового запоминания достаточный ( в среднем 8 элементов).

При диагностике формирования элементарных математических и пространственных

представлений выявляется недостаточный уровень навыков счетной деятельности,

понятия числа, элементарных математических операций. При объяснении и показе быстро

схватывает и запоминает.

При диагностике эмоциональной сферы выявляется завышенная самооценка себя по

сравнению с оценкой мамы, тревожность, иногда непонимание сюжетной ситуации

(сложности дифференциации эмоций)(Т-т тревожности): мама грустная, не знаю- грустно,

«со мной такое происходит, когда мама сердится». Имеет место страх темноты и когда

«мама уходит».

Вопросы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.