|
СРС 2. Оценка рисков и шансов. Оценка специфичности, чувствительности и прогностической значимости диагностических тестов.
На платформе «MOODLE» найдите дисциплину «Биостатистика» и задание по СРС 2 согласно своему варианту. После его выполнения введите ответы. Задание должно быть выполнено в течение срока изучения РАЗДЕЛА 3.
РАЗДЕЛ 4. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Практическое занятие 4. Линейная корреляция. Ранговый коэффициент корреляции Спирмена
Вопросы к теме
1. Цели биостатистики, предмет биостатистики
2. Применение статистического анализа в медицинских исследованиях
3. Понятие случайной величины
4. Генеральная совокупность и выборка
5. Классификация признаков: количественные и качественные признаки
6. Правила построения гистограмм
7. Основные статистические характеристики случайных величин и их интерпретация
8. Понятие статистических гипотез, гипотезы в медицинских исследованиях
9. Нулевая и альтернативная гипотезы
10. Уровень значимости
11. Статистические критерии – параметрические и непараметрические
12. Алгоритм проверки гипотез
13. Критерий Стъюдента для проверки статистических гипотез: случай зависимых и независимых выборок.
14. Понятие доверительного интервала
15. Непараметрические критерии проверки статистических гипотез
16. Анализ качественных признаков, таблицы сопряженности
Корреляции
Количественно взаимосвязь между случайными величинами определяет коэффициент корреляции - r
Коэффициент корреляции Пирсона
• Для двух количественных случайных величин Х1 и Х2 (n -объем каждой выборки),
если они нормально распределены, их линейную взаимосвязь можно вычислить
• Одной из задач корреляционного анализа является проверка коэффициента корреляции на значимость. Дело в том, что выборочный коэффициент корреляции отличается от генерального, т.е. имеет определенную ошибку. При этом не исключено, что взаимосвязь между величинами вовсе отсутствует. Поэтому требуется проверка нулевой гипотезы о равенстве нулю генерального коэффициента корреляции
• Н(0): r=0
• Проверяется гипотеза по критерию Стъюдента:
•
•
•
• Критическое значение критерия находится по таблице для заданного уровня значимости α и числа степеней свободы f=n-2 (Приложение 2).
• Если │ tвыч│≥ tкрит то принимается Н(1) и делается вывод, что между величинами существует значимая корреляция.
• Если │ tвыч│< tкрит то принимается Н(0) и делается вывод о независимости исследуемых величин (коэффициент корреляции незначим).
• Полезно также вычислять величину r2 (в %). Она показывает, какая доля изменчивости одной величины объясняется влиянием другой величины.
Коэффициент корреляции рангов К. Спирмена
Если
• распределение выборки не соответствует нормальному или вообще неизвестно
• или имеем дело с неколичественными данными (например, ординальными величинами) то используется коэффициент корреляции ранговК. Спирмена
где di — разность между рангами сопряженных признаков, n — число объектов исследования.
Предварительно отдельно каждому признаку присваиваются ранги. При расстановке рангов необходимо учитывать, что равным по значению величинам присваивается ранг равный среднему арифметическому их номеров в ранжированном ряду.
Для проверки гипотезы о значимости коэффициента корреляции Спирменаможно воспользоваться таблицей критических значений (Приложение). Если вычисленный коэффициент корреляции превышает табличное значение, то связь между величинами признается достоверной.
Работа с преподавателем
Задача.Определить есть ли взаимосвязь между возрастом и содержанием зрелых тромбоцитов в крови.
В результате проведенных исследований были получены следующие данные.
Ранги
| | | | | | | | Σ
| Возраст
| взрослый
| юноша
| дите
| подросток
| пожилой
| взрослый
| грудной
| | Зрел.
тромбоциты
(тыс/мм3)
| 79,2
| 76,5
| 68,7
| 72,2
| 78,3
|
| 65,7
| | ранги
| | | | | | | | | di
|
|
|
|
|
|
|
|
| di2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверим значимость коэффициента корреляции Спирмена. Табличное значение для n= и α=0,05 равно
Вычислим величину
r2 *100 %=
Вывод:
Самостоятельная работа
Задание . Выполните задание согласно варианту, указанному преподавателем.
Для этих данных необходимо:
§ Построить эмпирическую линию зависимости между двумя выборками, сделать вывод о линейности связи.
§ Рассчитать величину коэффициента корреляции Спирмена для двух выборок и оценить его статистическую значимость.
§ По величине коэффициента корреляции сделать вывод о силе и направлении связи.
Вариант 1.
Площадь поражения
артерий таза (%)
| 22,3
| 3,1
| 48,3
| 17,0
| 7,5
| 40,2
| 23,1
| 16,0
| 32,5
| 29,0
| Возраст (год)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 2.
Содержание
андростеронов
в моче (мг/сутки)
| 0,82
| 0,90
| 0,98
| 1,06
| 1,20
| 1,29
| 1,48
| 1,42
| 1,40
| 1,08
| Возраст (год)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 3.
Концентрация пролактина
в крови (нг/мл)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сроки беременности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 4.
Поверхность тела (м2)
| 1,1
| 1,5
| 1,2
| 1,3
| 1,9
| 1,3
| 2,0
| 1,7
| 1,5
| 1,7
| Вес (кг)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 5.
Объем
Циркулирующей
крови (л)
| 4,8
| 5,1
| 3,8
| 5,3
| 4,1
| 5,3
| 4,3
| 5,6
| Рост
| Средн.
| Средн.
| низкий
| Высок.
| низкий
| Очень
высок
| Очень
мален.
| великан
|
Вариант 6.
Латентный период (мс)
| 15,7
| 13,6
| 25,6
| 34,6
| 48,5
| 41,6
| 96,1
| 127,2
| 73,5
| 178,4
| Амплитуда потенциалов
мозга (мкв)
| 2,3
| 4,0
| 7,4
| 4,0
| 6,7
| 10,0
| 9,2
| 10,8
| 8,3
| 15,2
|
Вариант 7. Измерения длины головы (х) и длины грудного плавника (у) у10 окуней дали результаты (в мм).
Вариант 8.
Масса тела, кг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Гемоглобин
(по Сали)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 9. Найти коэффициент корреляции между урожайностью пшеницы и картофеля на соседних полях по следующим данным..
Годы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Пшеница, (ц)
| 20,1
| 23,6
| 26,3
| 19,9
| 16,7
| 23,2
| 31,4
| 33,5
| 28,2
| 35,3
| Картофель, (ц)
| 7,2
| 7,1
| 7,4
| 6,1
| 6,1
| 7,3
| 9,4
| 9,2
| 8,8
| 10,4
|
Вариант 10. Цветные диски, имеющие порядок оттенков 1, 2, ..., 15, были расположены испытуемым в следующем порядке:
7, 4, 2, 3, 1, 10, 6, 8, 9, 5, 11, 15, 14, 12, 13.
Охарактеризовать способность испытуемого различать оттенки цветов с помощью коэффициентов ранговой корреляции между действительными и наблюдаемыми результатами
Вариант 11. Спортсмены, ранги которых при построении по росту были 1, 2, ..., 10, заняли на состязаниях следующие места:
5,2,1,3,2,6,7,9,4,8. Как велика ранговая корреляция между ростом и быстротой бега?
Вариант 12.
успеваемость
| очень плохая
| отл.
| удов.
| хор.
| плохая
| удов
| отл.
| удов.
| Время на самоподготовку, час\нед.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 13
Физич. нагрузка, кг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ЧСС, уд/мин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|