Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация деятельности дошкольных учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Организация деятельности дошкольных учреждений 3

2. Планирование воспитательно-образовательной работы 10

3. Приложение. Дошкольное образование в Норвегии. 16

4. Литература 21


Организация деятельности дошкольных учреждений.

Организация воспитательно-образовательной работы и её содержание в дошкольных учреждениях Норвегии претерпело ряд изменений в связи с развитием общества. Первые дошкольные приюты, открывшиеся для присмотра за сиротами, выполняли главным образом социальные задачи. Значительная роль отводилась физическому воспитанию и укреплению здоровья воспитанников. Эти приюты позволяли матерям работать и не волноваться за жизнь своих детей.

Но со временем общество начало ставить новые требования к содержанию воспитательного процесса. Так, со второй половины ХХ века в программу дошкольного образования были включены задачи умственного, нравственного, эстетического воспитания, а также поставлены цели всестороннего развития личности детей.

Немаловажную роль здесь сыграла экономическая ситуация страны. Многие женщины были вовлечены в сферы обслуживания и производства, что привело к необходимости развития большого количества дошкольных учреждений, помогающих родителям в присмотре за детьми и обеспечивающих воспитание и развитие молодого поколения.

Педагогами-исследователями было решено создать единую государственную систему общественного дошкольного образования Норвегии. Объединившись, они провели множество теоретических и практических исследований и наблюдений в поиске наиболее приемлемых вариантов моделей воспитания детей дошкольного возраста. Так зародились основы построения единой системы дошкольного воспитания и развития.

В 1975 году вышел первый Закон о детских садах, в котором был определён статус общественного учреждения и были подробно изложены основные задачи дошкольного воспитания. Детские сады должны были решать определённые педагогические задачи, тем самым став средством для выполнения социальных программ. В те же годы была выпущена единая программа образования, включающая в себя опыт ведущих теоретиков и практиков в области педагогики.



В государственной программе развития и воспитания дошкольников в Норвегии определены основные формы воспитательного процесса, объединённые под общим понятием «культура и предмет». Особая роль отведена вопросу формирования культуры у ребёнка. Детский сад, по мнению ведущих педагогов страны, должен стать местом для передачи знаний, умений и навыков по пяти основным направлениям, таким как нравственное, умственное, эстетическое, экологическое и физическое воспитание. Это основные задачи дошкольной педагогики Норвегии.

С момента поступления ребёнка в дошкольное учреждение начинается влияние профессиональных учителей на его развитие. Все сотрудники детского сада следят за физическим и психическим здоровьем своих воспитанников, а также обеспечивают всестороннее и гармоничное развитие каждого из них.

Руководители частных дошкольных учреждений могут использовать различные методы воспитания, рекомендованные основной программой, ставить общие или более частные (специфические) цели педагогического воздействия, указанные в программе. Руководители детских садов, находящихся при церкви, имеют право отбирать по своему усмотрению те цели и задачи, которые считают наиболее приемлемыми для воспитания нравственных качеств у детей и развития у них христианского мировоззрения. В разделе «Общество, религия и этика» определены такие задачи как познакомить детей с различными профессиями взрослых; дать знания о культурном наследии других стран, об основных исторических событиях; сформировать правильное представление о христианстве и рассказать о его месте в современном обществе; учить детей согласовывать нормы христианства с нормами общества; знакомить с христианскими традициями и праздниками; развивать любознательность; формировать любовь к тому, что окружает детей; воспитывать в детях уважение к другим странам, народам, культурам и религиям.

Все задачи нравственного развития дошкольников решаются комплексно. Религиозное воспитание, считают педагоги, неотделимо от нравственного развития ребёнка. Это связано с тем, что христианские организации страны принимали активное участие в развитии и становлении общественного дошкольного воспитания. В Осло, столице Норвегии, был организован координационный центр, занимающийся вопросами христианского воспитания.

В 1975-м году, после выхода первого Закона о дошкольных учреждениях страны, этот центр начал заниматься вопросом воспитания у дошкольников христианского мировоззрения. Преподаватели этого центра разрабатывают методическую литературу и пособия для воспитателей детских садов, а также проводят семинары по повышению квалификации педагогов. Детские сады, работающие при церковных учреждениях, посещают 6% детей в стране. В остальных дошкольных учреждениях педагог имеет право сам решать, включать ли в основную программу вопросы формирования христианского сознания или нет. Но если ребёнок проявляет интерес к этим вопросам, преподаватель обязан удовлетворить его любопытство.

В Норвегии нет как таковой религиозной пропаганды, но существуют традиции еженедельно всей семьёй посещать церковь и отмечать религиозные праздники. Поэтому у детей формируются основы христианского мышления естественным образом, с самого детства они приобщаются к культурно-историческому наследию общества.

В целом, мы может отметить, что содержание нравственного воспитания в детских садах Норвегии имеет, прежде всего, социальную направленность и формирует основы для воспитания личности, наделённой положительными нравственными качествами.

Немаловажную роль играет и эстетическое воспитание. Оно включает в себя следующие задачи: формирование у детей эстетических чувств и эмоций, отношений и интересов к окружающему; развитие эстетическое восприимчивости; формирование основ эстетического сознания; освоение элементов эстетической деятельности; развитие художественных способностей.

Формами организации учебного процесса с целью эстетического воспитания являются художественно-дидактические игры, проведение праздников, организация прогулок и экскурсий, показ театрализованных представлений, просмотр видеофильмов и телепередач.

Основными компонентами эстетического воспитания детей дошкольного возраста являются ритмически-музыкальное воспитание и изобразительная художественная деятельность.

Методами работы в ритмически-музыкальном воспитании являются следующие приёмы: покажи то, что говоришь; покажи то, что слышишь; покажи то, что воображаешь. В этом случае движение не является чисто физическим действием, оно представляет собой ответ на какое-либо впечатление. Особое внимание уделяется взаимодействию между сенсорной и моторной системами, где формируется мыслительный вид деятельности, выражающийся движением. Таким образом, у детей развиваются одновременно умственные и телесные движения. Они находятся друг с другом в тесной взаимосвязи, где происходит их взаимное обогащение в музыкальных видах деятельности.

На занятиях дети готовят задания самостоятельно, в зависимости от их уровня подготовки и индивидуальных способностей. Результаты выполнения заданий педагог видит в спонтанном движении. Каждый педагог при постановке задания учитывает четыре необходимых условия: влияние времени, пространства, силы и формы. В этом случае все понятия для ребенка становятся не изолированными друг от друга, а могут являться основой для возникновения образующей формы "картины гармонии, которая отдыхает в себе".

Профессиональные педагоги, строят процесс эстетического воспитания таким образом, чтобы параллельно решались такие задачи как ориентация в пространстве, деление пространства, равновесие в линиях и восприятие формы. Это способствует всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка.

Тренировка ориентации в пространстве, выполнение упражнений для развития слухового восприятия и моторных чувств помогают ребёнку достичь гармонии в мироощущении.

Выделяют основные виды задач: воспитательные, методико-дидактические, терапевтические. Воспитательные задачи подразумевают развитие личности ребёнка, его характера и способностей. Терапевтические – развивают интеллект и психические функции организма, а также укрепляют нервную систему. Все эти задачи реализуются в комплексе и требуют от педагога полной отдачи и концентрации.

Как уже упоминалось, дети в дошкольных учреждениях воспитываются в разновозрастных группах, и хотя варианты заданий у всей группы одинаковые, требования к их выполнению зависит от возраста ребёнка, его уровня развития и индивидуальных особенностей.

Дети младшего возраста выполняют элементарные опыты с пространством, они пока накапливают базу знаний и умений, которую в будущем смогут использовать в творческой работе. Задания строятся от простого к сложному. В младшем возрасте, считают педагоги, важно, прежде всего, пробуждать таланты и способности детей. Воспитанники действуют по образцу взрослого, повторяя за ним движения.

Дети среднего возраста способны в некоторой степени понять и оценить ситуацию. У них сильнее развит интеллект, способности выражены в более яркой форме и наблюдаются элементы импровизации. Понятие «формы» становится более устойчивым, и появляются основы самостоятельной деятельности. Под «формой» понимается связь между пространством, временем и силой.

В старшем возрасте художественная деятельность детей приобретает более осознанную форму, появляется начальное понимание абстракции. Дети легко сотрудничают со взрослым, совершенствуется творческий элемент, развивается интуиция, понимание законов динамики и способность к импровизации.

В арсенале педагогов имеются авторские и народные музыкальные произведения, которые объединены в серии и используются для работы с детьми. Каждое произведение может быть использовано на занятии с детьми разного возраста. Количество упражнений может меняться в зависимости от конкретной ситуации и личной способности педагога.

В программу ритмически-музыкального воспитания включено знакомство с различными звуками, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, пение, выполнение движений под музыку, танцевальные упражнения, игры, хороводы.

Изобразительное искусство включает в себя лепку, рисование, изготовление аппликаций. Детям предоставляется возможность самовыражения и всестороннего творческого развития.

На начальном этапе детям предлагают рисовать пальцами рук. Знакомство с краской помогает дошкольникам глубже постигать окружающий их мир. Для безопасности детей используются специальные пальчиковые краски, они нетоксичные и имеют удобную для рисования консистенцию крема. Рисуют дети не на бумаге, а на пластиковых одноцветных панелях, имея, таким образом, возможность стереть неудавшуюся часть рисунка и попробовать заново.

Процесс рисования красками рассматривается как возможность творческого самовыражения дошкольников, поэтому детям предоставляется полная свобода действий. Педагог может предложить тему рисунка, показать, как использовать ту или иную технику рисования, как лучше расположить рисунок на листе, научить приёмам. Но окончательный выбор сюжета и способа рисования всегда остаётся за ребёнком.

Задача педагога состоит в том, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, побуждать его к творчеству, создавать условия к развитию у детей воображения и желания создавать что-то новое. Кроме того, как признают педагоги, занятия творчеством способствуют развитию мелкой моторики, координации движения рук и глаз, а в дальнейшем, при подготовке к школьному обучению, помогают ребёнку в обучении письму.

Для лепки материалом случат природная глина, пластилин, солёное тесто. Работы, сделанные детьми, часто служат украшением интерьера группы детского сада. Тесто воспитатели изготавливают из муки, соли и воды, добавляя пищевые красители. Такой материал безопасен даже для самых маленьких детей, легко лепится и при правильном соотношении ингредиентов не прилипает к рукам. В конце занятия изделия из теста можно запечь в духовке. Работая с глиной, ребёнок получает массу положительных ощущений, соприкасается руками с природой. Для детей, живущих в городе это особенно важно. Глиняные игрушки покрывают тонким слоем клея ПВА и раскрашивают красками. Пластилин тоже используется очень широко благодаря своему устойчивому и яркому цвету. Детей старшего возраста воспитатель учит смешивать цвета, получая разные интересные оттенки.

В целом, лепка выступает как способ самовыражения, помогает детям развить творческий потенциал, способствует развитию мелкой моторики и укреплению мышц спины и шеи, а также воспитывает в детях усидчивость и привычку доделывать начатое до конца.

Также очень популярные в норвежских детских садах занятия аппликацией. Дети младшего возраста используют оторванные кусочки цветной бумаги, а детей постарше учат пользоваться ножницами.

Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте выполняет множество функций. Это и ручной труд детей, и эстетическое развитие личности, и средство подготовки и проведения праздников, украшение групповой комнаты, и многое другое.

В каждой группе находится календарь, сделанный совместными усилиями воспитателя и детей. По этому календарю дошкольники учатся определять времена года, знакомятся с месяцами, днями недели, числами. Воспитатели отмечают на календаре приближение праздников и дней рождения воспитанников. Для детей очень важна наглядность, и они с удовольствием готовятся к тому или иному празднику, учат стихотворения, песни, изготавливают поделки в подарок друг другу. В праздничные дни приглашаются родители, и готовится особое угощение. Дети участвуют в концертах: поют песни, танцуют и водят хороводы.

Обязательно отмечают такие праздники как Новый год, Рождество, Пасху, День труда, День независимости, Дни летнего и зимнего солнцестояния. В рекомендациях к программе подчеркивается: "Праздник для ребенка должен быть частью культуры его народа. В празднике должны отражаться традиции, связанные с языковой, песенной, игровой культурой народа".

В Норвегии существует традиция подготовки к Рождеству с 1 по 24 декабря. В этот период в каждой семье изготовляется календарь с кармашками, по одному на каждый день. В кармашки прячутся сладости, которые дети достают по утрам, тем самым отсчитывая дни до праздника. В группе детского сада дошкольники вместе с воспитателем тоже готовят специальный календарь, изображающий дорожку и движущихся по ней людей. Каждый день отмечается символом практической деятельности детей.

Вместе с воспитателем дети готовят праздничные костюмы и разучивают стихи, песни и танцы для Рождественского представления, украшают поделками группу, изготовляют подарки для родителей и друзей. Родители принимают активное участие в организации и проведении праздника, а дети с восторгом перевоплощаются в новые роли. После представления и праздничного угощения все выходят на улицу и участвуют в играх и зимних забавах.

Также к средствам эстетического воспитания дошкольников относятся ежегодные концерты для детей, проводящиеся в различных городах Норвегии. По решению парламента, начиная с 1992 года, ежегодно выделяются деньги на проведение этих концертов. На встречу с детьми приглашаются известные норвежские композиторы, музыканты, художники. Для детей такие концерты являются настоящим праздником, и они всегда их ждут с нетерпением.

В целом, норвежские педагоги рассматривают эстетическое развитие как средство для реализации заложенных в ребенке творческих начал и создания условий для самовыражения, что способствует созданию условий для формирования таких качеств личности как уверенность в себе, воспитанию чувства собственного достоинства, самоконтроля, уважительного отношения к себе и окружающим людям.

Создавая условия для творческой деятельности дошкольников, педагоги используют красоту окружающего мира. Для успешной реализации целей эстетического воспитания воспитатели уделяют особое внимание развитию чувств и художественно-творческих способностей детей. В процессах лепки, изготовлении аппликаций и изобразительном творчестве происходит сенсорное развитие, которое рассматривается педагогами не только как основа интеллектуального, но и как необходимое условие эстетического развития ребенка.

Умственное развитие определено в программе в разделе "Развитие речи и социальная коммуникативность". В общие задачи интеллектуального развития ребёнка входят систематичность и постоянство работы над развитием речи детей, обогащение и расширение словарного запаса, использование различных методов и средств для применения родной речи во всех видах деятельности, ознакомление детей с художественной литературой, беседы на темы литературных произведений. Детей старшего дошкольного возраста знакомят с буквами и цифрами и постепенно учат их основам чтения и счёта.

Хотя задачи интеллектуального развития детей в программе выделены под общим определением «получение всевозможных знаний» и рассматриваются как результат деятельности педагогов и всего дошкольного учреждения, существуют и частные задачи, направленные на интеллектуальное развитие дошкольников. К ним относятся: понимание причины и следствия, анализ, сравнение, оценивание и решение проблемы, получение начальных навыков чтения, развитие любознательности, тренировка в различении цветов и оттенков, ориентировка в пространстве и времени, развитие речевого и музыкального слуха и многое другое.

Интеллектуальное развитие неразрывно связано с эстетическим и нравственным развитием ребенка. Средствами для этого являются организация разнообразных игр, проведение наблюдений, обучение счету, рисованию, лепке и обогащение словарного запаса, приучение к пользованию разными предметами. Также проводится ознакомление дошкольников с пространственными представлениями и конструированием. Это способствует развитию смекалки, сообразительности, воображения, творческих качеств, умений и навыков конструктивное деятельности. В детских садах предусмотрена работа с бумагой и природным материалом, дети знакомятся со свойствами различных материалов, учатся работать с инструментами.

Как отмечают учёные, игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Игры с природным и строительным материалом, дидактические игры и головоломки служат основой интеллектуального развития детей и формируют переход к составлению более сложных моделей и конструкций. В процессе игры дошкольник решает конкретные задачи сенсорного развития: восприятие образов, освоение эталонов через наблюдение, зрительное и слуховое восприятие. Одна и та же игра может быть интересна детям и младшего и старшего возраста, на каждом этапе развития ребёнок вносит в знакомую ему игру что-то новое.

Важную роль в интеллектуальном развитии детей играет формирование умения слушать и понимать речь собеседника, а также грамотно выражать свои мысли. В играх развивается способность воспринимать чужую речь, общаться со сверстниками и со взрослыми. Педагоги регулярно читают детям сказки, рассказывают истории. Это активизирует навыки слушания и развития внутренней речи, расширяет активный и пассивный словарь ребёнка, обучает диалогической и, в старшем возрасте, монологической речи.

В разновозрастной группе дети старшего возраста часто берут на себя роль воспитателя, пересказывая малышам знакомые рассказы и сказки. Такой вид общения способствует общему развитию детей всех возрастов. В каждой группе обязательно имеются различные детские книги, рассчитанные как на маленьких детей, так и на ребят постарше.

Норвежские педагоги не считают необходимым научить детей читать и писать уже в дошкольном возрасте. Но в различных видах деятельности прослеживаются элементы подготовки детей к школе. Детей знакомят с буквами и цифрами, дают им элементарные математические представления, учат пересказывать. Если ребёнок усвоил чтение в домашних условиях, педагог стимулирует его потребность в чтении, подбирая литературу по возрасту и исходя из индивидуальных интересов ребёнка. В играх часто используют элементы счёта, в процессе художественной деятельности предлагают детям рисовать элементы букв и цифр.

Раздел программы «природа и техника» направлен на развитие навыков трудового воспитания, а также на организацию деятельности, связанную с защитой окружающей среды, с установлением взаимосвязи «ребёнок и природа». Детям прививают любовь к родной стране, к природе родного края, воспитывают нравственно-патриотические качества личности. Существуют общие задачи: постоянно давать детям доступные знания о природе, экологии и окружающем мире, учить проявлять заботу о растениях и животных, прививать посильные знания о взаимодействии животного и растительного мира с человеком, воспитывать чувство любви и уважения к окружающему миру и природе через естественное восприятие природы, создавать условия для экспериментов с природным материалом, учить систематизировать и объяснять явления природы.

Воспитатели создают детям такие условия, при которых воспитательные и образовательные задачи реализуются естественным путём, когда продукты трудовой деятельности имеют практическое применение: дети готовят подарки, мастерят костюмы, изготовляют атрибуты для игр.

Работа в уголках природы, на открытых площадках, прогулки и экскурсии в лес, парковые зоны - все это способствует приобщению ребенка к природе, воспитанию бережного отношения к ней. Воспитатели активизируют прямой контакт детей с природой. В план работы включаются наблюдение за окружающим, обсуждение, проведение экскурсий на территории детского сада и за её пределами, работа в живом уголке, изготовление поделок из природного материала, уход за цветами и многое другое. Средствами воспитания являются музыка, художественная литература, изобразительное искусство. Важно, что воспитатели сами подают пример того, как надо себя вести в отношении к окружающей природе.

Грамотное половое просвещение в дошкольном возрасте, по мнению норвежских педагогов, должно основываться на осмыслении ценности семьи, материнства, отцовства. Воспитатели регулярно проводят беседы на тему семьи. Как ни в одной стране, в детских садах Норвегии можно встретить множество наглядных материалов (стенды, уголки, фотоматериалы), рассказывающих о семье ребенка.

Норвежские педагоги считают, что эмоциональное развитие возможно только при условии уважения ребёнка, его индивидуальности. Дошкольник вырастет в полноценную личность, только если уделять достаточно внимания его способностям и умениям уже в детстве. Поэтому воспитание самоуважения, дисциплины, самоконтроля помогает обеспечению эмоциональной стабильности в характере ребёнка.

Заключительной областью развития является физическое воспитание, которое обозначено в разделе программы «физическая активность и здоровье». Вопросу укрепления здоровья дошкольников уделяется особая роль. В детских садах создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, регулярно проводятся закаливающие мероприятия, гимнастика на свежем воздухе. Дети выходят на прогулку каждый день в обязательном порядке, в любое время года, несмотря на погодные условия. Детям прививают интерес к различным видам двигательной активности, поощряют подвижные игры на улице.

Особенности норвежского менталитета таковы, что идеальным условием для воспитания и развития ребёнка считается отсутствие ограничений в возможности его пребывания на улице в любое время года. Это служит активизацией его двигательной активности, а природа является естественным фактором для закаливания организма дошкольника. В зимнее время года принято кататься на лыжах, санях, коньках, что соответствует «подвижным играм» в понятии российской дошкольной педагогики. Тесное взаимодействие с природой служит наилучшей возможностью для роста здорового и закалённого ребёнка.

Согласно программе, во всех детских садах Норвегии соблюдаются необходимые гигиенические требования: центральное отопление устанавливается под полом, площадки для игр прямоугольной формы, игровые комнаты не менее нормы (4 кв.м. на ребёнка), прогулочные площадки не менее нормы (24 кв.м. на ребёнка), наличие «открытого плана» в группе, соблюдение режима дня, сон на воздухе (у детей до 3 лет), увеличение пребывания на улице, время для отдыха, спортивные игры и соревнования.

Активными методами для решения задач по физическому воспитанию ребёнка являются, в первую очередь, пример взрослого, примеры других детей, объяснение, показ, беседа, использование игровых приёмов. Большое внимание уделяется формированию у детей культурно-гигиенических навыков и умений. Основной упор ставится на укрепление здоровья дошкольников и их полноценное развитие. Детям предоставляются возможности для самовыражения и проявления творческой инициативы в подвижной деятельности.


 

Планирование воспитательно-образовательной работы.

В приложении к общей программе дошкольных учреждений Норвегии подробно рассматриваются вопросы, связанные с организацией и построением воспитательно-образовательной работы в национальных саамских детских садах.

В отличие от традиционных дошкольных учреждений, здесь нет рекомендаций по художественному оформлению группы. Педагоги в работе с детьми придерживаются основ национальных особенностей, привычных и хорошо знакомых саамским детям.

В работе национальных детских садов педагоги руководствуются общими принципиальными подходами для реализации общих педагогических задач и целей. Меняются лишь основа, содержание и материал, с помощью которых они решаются. Средства для реализации различных видов деятельности детей должны исходить из национально-исторической культуры народа, имеющей свои определённые особенности. Общение с детьми должно осуществляться на их родном языке. (межд.нонв.о правах реб)

Во всех документах, относящихся к дошкольному воспитанию и образованию, подробно рассматриваются вопросы, связанные с защитой прав ребёнка. Насилие над личностью дошкольника характеризуется двумя основными положениями:

- оно может выражаться в грубой форме (избиение, изнасилование, убийство и т.п.). Такие противоправные действия приводят к привлечению к уголовной ответственности по законам государства;

- могут быть формы насилия над личностью скрытого плана (угроза, насильственное побуждение к любому виду деятельности, сознательное формирование у ребёнка чувства страха, подавление личности ребёнка любыми средствами). Такие действия расцениваются как прямое насилие над личностью ребёнка, и взрослые несут уголовную ответственность по государственным законам.

Педагогу, работающему с дошкольниками, следует придерживаться определённой формы общения с детьми. Любые наказания в норвежских детских садах запрещены. Если ребёнок отвергает какую-либо деятельность, предложенную взрослым, воспитатель должен аккуратно переключить его внимание, увлечь, заинтересовать, не применяя прямых указаний и не заставляя ребёнка.

Детский сад, в понимании норвежских преподавателей, является центром педагогических идей. Любой родитель, отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, может быть уверен в качестве образования и воспитания, полученном их ребёнком. Родители также могут обратиться к преподавателю за помощью или советом относительно воспитания своего ребёнка дома и способами установления взаимопонимания в семье.

Дошкольное учреждение совместно с родительским советом ставит задачи, направленные на обучение, воспитание и развитие детей. Для этого широко используются всевозможные педагогические знания. Практическое применение различных методов воспитания и развития личности ребёнка сосредотачиваются в игровой деятельности. Все современные педагоги подчёркивают значимость игры в дошкольном детстве и отмечают её огромное значение в формировании социализации у детей. Общение со сверстниками в совместной игровой деятельности способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию детей.

Для создания условий лучшего развития индивидуальности ребёнка устанавливается тесная взаимосвязь между культурными и религиозно-нравственными ценностями личности. В основе программы лежит уважение к каждому ребёнку, к его индивидуальным особенностям через культурное наследие общества.

Коллектив и педагоги дошкольного учреждения должны понимать, что основной целью развития ребёнка является его подготовка к учебной деятельности. Отсюда вытекает вопрос преемственности детского сада и школы и необходимость смягчения адаптации ребёнка, переходящего на новую ступень развития.

Ответственность за предоставление детям возможности гармоничного развития лежит на воспитателях детских садов, так как только их профессионализм и преданность своему делу может предотвратить множество конфликтов, в том числе в семье. Проявление положительных чувств к ребёнку сказывается на его психическом и психическом здоровье.

При организации дошкольных учреждений специализированного типа частные и церковные владельцы должны хорошо себе представлять, что правовой основой такого учреждения являются государственные законы и Конституция, опора на христианские законы, в зависимости от назначения учреждения.

Такие учреждения не освобождаются от общих обязанностей, а более того, контролируются множеством коммунальных комитетов и родительских формирований, чтобы соблюдение этических норм в них было на должном уровне. Дети в таких детских садах должны также, как и в государственных, иметь возможность приобщаться к своей культуре, традициям народа, устанавливать тесную связь с религиозной основой нравственных отношений между людьми, природой, окружающей средой.

Общие задачи для всех типов дошкольных учреждений выражены в следующих пунктах: детский сад должен оперировать в сотрудничестве с родителями только этическими нормами, этические принципы должны лежать в основе всех взаимоотношений между взрослыми и детьми, этика является главным учителем праведной жизни и человеческих взаимоотношений. Во всех мировых религиях: Христианстве, Буддизме, Конфуцианстве и др. - основы этических норм являются золотым правилом взаимоотношений. "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними /Еванг.,Лук., 6, 31/. Эта истина приводит человека к осознанию получения прямой помощи от окружающих его людей. В основе этого правила лежит жизненный принцип саморегуляции.

Первые годы жизни ребёнка надо воспринимать как процесс самореализации во времени на радость себе и другим. Сочетание этических норм взаимоотношений с процессом самореализации даёт устойчивое осознание правил, изложенных в международной конвенции о правах ребёнка, где сказано, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Уважение к жизни ребёнка является центральной основой работы ООН и гуманитарной работы во всём мире. В этом положении «Закона» чётко просматривается влияние психодинамической теории Э.Эриксона.

Далее декларируется, что общество в Норвегии строится на основе равных возможностей для всех людей. Это означает, что все дети, живущие в стране, имеют равные возможности независимо от этнического, географического, социального или любого другого различия. Во многих частях страны беженцы составляют определённый процент населения (необходимо сохранять их культурные традиции и национальные особенности, поэтому детские сады должны создавать такую среду, где будут осуществимы взаимопонимания различных культур). Важнейшая особенность общества, терпение и уважение к людям других культур, должна стать основой для детского сада. Детские сады должны строить свою работу на принципах равенства обоих полов.

Формирование любви к ближнему и солидарности должны являться теми важными задачами, на основе которых будет далее развиваться культура страны. Формирование этих чувств должно привести к объединению детей не на основе социальных прав, а на основе любви и сострадания. Мир и понимание между людьми различных национальностей должны решать всевозможные конфликты, происходящие на почве национальных различий.

Важными задачами в период дошкольного детства должны стать формирование таких личностных качеств ребенка, как правдивость, честность, справедливость.

Любые учреждения, связанные с работой по дошкольному воспитанию, должны определить для себя главной целью развитие ребенка гуманными средствами с учётом индивидуальности личности.

Исходя из общих задач по воспитанию и развитию дошкольников, которые выражены в «Законе» и определены «программой», руководство для воспитателей детских садов "Ramme plan for barnehagen" в основе своей содержит общие и частные цели и задачи любых дошкольных учреждений, а также структуру и рекомендации к педагогическому планированию работы воспитателей в детском саду.

В этом руководстве представлена единая модель составления плана работы с детьми в дошкольном учреждении каждым воспитателем и необходимые рекомендации для составления личного плана ребёнка и учёта его индивидуальных особенностей.

Чтобы утвердиться в том, как работает дошкольный педагог с программой и составлением перспективного, ежедневного и индивидуального планирования, следует прокомментировать основные положения этой модели.

На модели обозначены три главные области основного содержания плана: цели и предпосылки, содержание и рабочие материалы, результаты и оценка во взаимозависимости. В годовом плане педагога должна быть показана существующая зависимость между тремя предложенными блоками. «План должен стать для педагога основой единства системы, это наилучшее средство и предпосылка наиболее полного выполнения заказа общества по реализации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста».

В ситуациях, когда планы дошкольных учреждений не находят полной реализации, а используются частично, рекомендуется педагогическим лидерам (заведующим или старшим педагогам), педагогическим коллективам усилить контроль над работой педагогов для наилучшего использования плана в работе с детьми.

Рекомендуется сочетание различных целей, которые могут быть главными и специальными. Специальные цели и задачи исходят из основных. Они более конкретны при воплощении в жизнь.

Модель представляет содержание общественных задач: отношение к окружающему миру (среде), физическое и культурное развитие, отношение родителей и детей, взаимоотношения между детьми, создание социальных ситуаций. Основными средствами педагогического процесса являются связь с окружающей обстановкой, связь с природной средой, культурная жизнь города, посёлка, страны, личные события любого из воспитываемых детей и т.д.

Личностные задачи, направленные на реализацию их детьми, должны быть осознаны родителями и воспитателями детского сада. Центром их формирования выступают интересы детей, для реализации которых взрослые должны создать соответствующую обстановку. В плане предусматривается мнение различных групп детей, индивидуальность взглядов. В рекомендациях советуют учитывать такие личностные особенности ребенка, как происхождение, уровень развития и интересы.

В связи с вышеизложенным, педагогам дошкольных учреждений Норвегии представляются большие возможности для составления многовариантного плана.

Практические задачи предполагают учёт экономических факторов, географического расположения данной местности, условий окружающей среды, полинациональных и других условий.



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.