Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет административного права





Административное право представляет собой сложную самостоятельную отрасль права.

Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.

Административное право является неотъемлемой частью системы российского права, и тесно связано с другими отраслями российского права.

Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью.

Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права.

Этот подход справедлив и для понимания природы административного права.

Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление).

В связи с этим административное право в юридической литературе называют управленческим правом.

Его нормы соответственно регулируют общественные отношения управленческого характера.

В теории административного права отмечается, что административное право - это управленческое право.



Таким образом, назначение административного права - регулирование особой группы общественных отношений, специфика которых заключается прежде всего в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере реализации исполнительной власти, государственного управления всем комплексом экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.

С учетом изложенного административное право может быть определено как система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления).

Эти отношения образуют область государственного управления, в рамках которой субъекты государственного управления и прежде всего органы исполнительной власти реализуют задачи, определенные законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции.

Таким образом, правовая форма связей в сфере государственного управления является важнейшим условием эффективного функционирования всей его системы.



При этом необходимо отметить, что в сферу административного права входят управленческие отношения, имеющие государственное содержание.

Таким образом, при определении предмета административного права необходимо учитывать :

1.сферу государственного управления, охватывающую любые проявления государственно-управленческой деятельности;

2.наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;

3.практическую реализацию ими распорядительных полномочий, предоставленных для осуществления государственно-управленческой деятельности.

Также необходимо отметить, что к предмету административного права относятся: внутренние или внутриорганизационные отношения в органах исполнительной власти, а также в аппаратах законодательных, судебных и иных государственных органов.

Кроме того, управленческие отношения возникают в сфере административного судопроизводства и связаны с реализацией судами (судьями) и другими участниками этого судопроизводства своих функций и полномочий (например, при назначении административных наказаний, рассмотрении и разрешении жалоб граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).

Таким образом, административное право регулирует общественные отношения, возникающие прежде всего в связи с деятельностью органов исполнительной власти.

Соответственно административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников.

Эти отношения обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления.



Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов.

Распорядительной эта деятельность является, поскольку в процессе управления его субъекты обладают государственно-властными распорядительными полномочиями, правом действовать от имени государства, принимать обязательные к исполнению акты, применять меры государственного принуждения, т.е. осуществлять распорядительные полномочия.

Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны.

В административно-правовой литературе эти отношения группируются по различным основаниям.

В зависимости от субъектов управленческих отношений можно выделить следующие их виды:

а) между вышестоящими и нижестоящими субъектами государственного управления, т.е. определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим;

б) между различными субъектами государственного управления, не связанными отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами Российской Федерации);

в) между субъектами государственного управления и подведомственными, а также и не подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями;

г) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;

д) между субъектами государственного управления и общественными объединениями;

е) между субъектами государственного управления и гражданами.

Указанные отношения органически связаны с осуществлением целей государственного управления, а потому в них непременно участвует субъект государственного управления (прежде всего орган исполнительной власти).

Отношения подобного рода наиболее типичны для сферы административно-правового регулирования, поскольку они связаны с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти.

По объему административной деятельности можно выделить управленческие отношения в сфере:

а) общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);

б) специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);

в) отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).

По этому критерию можно выделить управленческие отношения:

а) между органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации, т.е. республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения.

Это, например, отношения между Правительством Российской Федерации, правительствами республик, администрацией краев и областей и т.п.;

б) между органами исполнительной власти одноуровневых субъектов Федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей и т.п.);

в) между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов Федерации (например, между администрациями края и автономного округа).

Итак, общественные отношения, составляющие предмет административного права, можно классифицировать по следующим группам.

Прежде всего отношения, составляющие предмет административного права, классифицируются в зависимости от направленности этих отношений на две группы:

а) внешние - отношения, связанные с непосредственным осуществлением субъектами государственного управления управленческой деятельности, т.е. своих задач, функций и полномочий во вне;

б) внутренние или внутриорганизационные - управленческие от ношения внутри субъектов государственного управления, а также в аппаратах законодательных и судебных, а также иных государственных органов, связанные с организацией их деятельности, а также с прохождением в них государственной службы;

в) отношения, связанные с осуществлением административного судопроизводства;

г) отношения между органами исполнительной власти и исполни тельными органами местного самоуправления.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что условиями отнесения общественных отношений к управленческим, т.е. составляющим предмет административного права, являются,

во-первых, наличие в них, как правило, соответствующего субъекта государственного управления или его представителя,

во-вторых, связь с осуществлением исполнительной власти.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.