Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие о физиологии труда.





ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА железнодорожников — отрасль физиологии труда, изучающая закономерности протекания физиологических процессов и особенности их регуляции у работников железнодорожных профессий в процессе трудовой деятельности. По результатам исследований в различных подразделениях железнодорожного транспорта разрабатываются оптимальные и предельно допустимые нормы деятельности человека, обосновываются рациональные режимы труда и отдыха, определяются наиболее экономичные и наименее утомляющие виды рабочих движений, принимаются меры по поддержанию работоспособности и предупреждению утомления, монотонии, гиподинамии и гипокинезии в процессе труда, оцениваются и прогнозируются функциональные состояния человека в различных условиях работы и оценивается физиологической стоимость деятельности, физиология труда изучает влияния ряда неблагоприятных факторов (метеорологич. условий, шума и вибраций, физ. тяжести и напряжённости, дефицита времени и др.) на физиологические процессы, которые отчасти исследуются при изучении гигиены труда. Во взаимодействии с психологией труда физиология труда рассматривает вопросы использования показателей функционального состояния организма для прогнозирования надёжности работы представителей ж.-д. профессий, для которых характерны повышенная нервноэмоциональная напряжённость, ответственность и опасность (диспетчеры, машинисты локомотивов, электромонтёры и электромеханики контактной сети и др.), и разрабатывает психофизиологиеские основы профессионального отбора для этих профессий. Определяя оптимальные характеристики рабочего процесса с целью достижения высокой эффективности и безопасности труда и сохранения здоровья работающих, физиология труда вносит существ, вклад в совершенствование охраны труда и развитие трансп. эргономики — науки об оптимизации взаимодействия между человеком, техникой и окружающей средой.



Используя достижения физиологических наук в исследованиях специфических условий работы на ж.-д. транспорте, физиология труда железнодорожников развивается как самостоятельная область знания. В научно - исследовательском институте ж.-д. гигиены разработана система объективной и комплексной оценки условий, тяжести и напряжённости труда для многих ж.-д. профессий. С учётом особенностей труда машинистов предложена комплексная система повышения надёжности управляющей деятельности машиниста локомотива, включающая в себя профессиональный отбор, рациональный режим труда и отдыха, пред рейсовые медицинские осмотры, тренировку профессионально важных действий, гигиеническую и инженерно - психологическую организацию условий труда в кабине локомотива, автоматизацию физиологического контроля и поддержание должного уровня бодрствования машиниста.



К числу научных направлений, получивших преимуществ, развитие в физиологии труда железнодорожников, относятся физиология и патология цветового зрения, физиология умственного труда, методы аудио - логической экспертизы, применение электросна для профилактики нервного переутомления у машинистов и диспетчеров.

Из всего многообразия форм трудовой деятельности человека можно выделить три основные:

физический труд;

умственный труд;

сочетание физического и умственного труда (в различных соотношениях).

Физический трудтребует повышенной нагрузки на опорно-двигательный аппарат. Кроме того, физический труд активно воздействует на сердечнососудистую, нервно-мышечную, дыхательную системы организма человека. Физический труд требует продолжительного отдыха, а при избыточных физических нагрузках может явиться причиной заболеваний опорно-двигательного аппарата и патологии сердечнососудистой системы. Монотонность, обычно сопутствующая физическому труду, может негативно влиять на нервную систему, вызывая потерю интереса к работе, состояние сонливости, и как следствие, предрасположенность к травматизму, к примеру, физический труд на конвейерном производстве в связи с однообразием, регламентированностью и высоким ритмом работы вызывает у работающих быстрое утомление.



Умственный трудтребует напряжения сенсорного аппарата работника, активизации процессов мышления, напряжения внимания, памяти. Он, чаще всего, связан с приемом и переработкой информации. Напряженность умственного труда оценивается количеством информации, принимаемой человеком в течение определенного времени. Например, количество знаков, считываемых оператором с экрана монитора за один час или за рабочую смену, или количество сигналов, воспринимаемых диспетчером крупной сортировочной железно-

дорожной станции за смену. Длительные умственные и эмоциональные перегрузки могут оказывать угнетающее влияние на психическое состояние человека, его внимание, память. У

работника может развиться сердечно-сосудистая патология. Умственный труд в чистом виде весьма распространен как форма современной трудовой деятельности человека, в то время как доля чисто физического труда становится все меньше.

Утомление и меры борьбы с ним.

Утомление состояние организма, характеризующееся снижением работоспособности (ухудшением количественных и качественных показателей работы) в результате чрезмерной нагрузки. Утомление сопровождается чувством усталости, которое прекращается после адекватного затратам энергии отдыха.

Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Однако, если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода работы, утомление может накапливаться и переходить в переутомление.

Переутомлениеболее стойкое снижение работоспособности, которое в дальнейшем ведет к развитию болезней, снижению сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям, требует обязательного обращения за профессиональной медицинской помощью.

Признаками переутомления могут быть: бессонница, раздражительность, физический дискомфорт, ошибки в работе.

Утомление и переутомление достаточно часто бывают причиной создания человеком аварийной ситуации, могут явиться причиной повышенного травматизма на производстве.

Физическое и умственное утомление имеют сходные физиологические картины. При тяжелом физическом утомлении умственная работа малопродуктивна, и, наоборот, при умственном утомлении падает мышечная работоспособность человека. При умственном утомлении отмечается расстройство внимания, памяти, ухудшение процессов мышления, ослабляется точность и координированность движений.

Инженерная психология рекомендует следующие ограничения продолжительности ведения работ:

работы, связанные с многократным повторением простых движений, не требующие профессиональных навыков высокого уровня—не более 8 ч;

постоянная физическая тяжелая работа — не более 6 ч;

ответственная работа с необходимостью принимать решения на основе постоянно меняющейся информации — не более 4 ч;

монотонная, но очень ответственная работа, требующая высокой скорости и точности выполнения движений — не более 2 ч.

Кратко­временные перерывы и организация отдыха рабочих с целью сохранения нор­мальной трудоспособности в течение всего рабочего дня.

Существенную роль в поддержании высокой работоспособности человека играет установление рационального режима труда и отдыха. Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на производстве: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и кратковременных регламентированных перерывов.

Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда. При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10...12-минутные перерывы. При выполнении особо тяжелых работ (кузнецы и др.) следует сочетать работу в течение 15...20 мин с отдыхом такой же продолжительности. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук (операторы ПЭВМ и др.), целесообразны более частые, но короткие 5...10-минутные перерывы.

Кроме регламентированных перерывов, существуют микропаузы—перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Микропаузы обеспечивают поддержание оптимального темпа работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9...10 % рабочего времени.

Высокая работоспособность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна. В течение суток организм человека по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузки — в соответствии с суточным циклом организма. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах.

Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом общей динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й дни работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.

Микроклимат производственных помещений: температура воздуха, скорость движения воздуха, относительная влажность. Влияние различных микроклимати­ческих параметров производственной среды на терморегуляцию человека.

Основными параметрами, характеризующими микроклиматна рабочем месте являются: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение.

Температура. Рассматривают нагревающий, охлаждающий и динамический (с переходом от нагревающей в охлаждающую среду, и наоборот) микроклиматы.

Нагревающий микроклимат — сочетание параметров микроклимата (температура воздуха, его влажность, скорость движения, относительная влажность, тепловое излучение), при котором имеет место нарушение теплообмена человека с окружающей средой, выражающееся в накоплении тепла в организме человека выше верхней границы оптимальной величины (более 0,87 кДж/кг) и (или) в увеличении доли потерь тепла с испарениями пота (более 30 %) в общей структуре теплового баланса, в появлении общих или локальных дискомфортных теплоошущений (слегка тепло, тепло, жарко). Нагревающий микроклимат рассматривают как негативный фактор. Типы температурного воздействия зависят от наличия в воздухе производственных помещений водяных паров. Нагревающее или охлаждающее действие будет усиливаться или снижаться в зависимости от влажности воздуха.

Охлаждающий микроклимат — сочетание параметров микроклимата, при котором имеет место изменение теплообмена организма, приводящее к образованию общего или локального дефицита тепла в организме (менее 0,87 кДж/кг) в результате снижения температуры «ядра» и (или) «оболочки» тела. Температура «ядра» и «оболочки» тела — соответственно температура глубоких и поверхностных слоев тканей организма человека.

Динамическим микроклиматом считаются условия труда, при котором в течение рабочей смены производственная деятельность работника осуществляется в различном микроклимате—попеременно нагревающем и охлаждающем.

На объектах железнодорожного транспорта к зонам с нагревающим микроклиматом относят: тепляки, где производится оттайка смерзшегося при перевозке сыпучего груза, кабины локомотивов в летнее время, термические, гальванические, сварочные, горячие цеха на предприятиях по ремонту подвижного состава. С охлаждающим микроклиматом—зоны работ: на железнодорожных путях в холодные периоды года, работ в охлаждаемых складах и вагонах. С динамическим микроклиматом — зоны производства работ по погрузке-разгрузке грузов из холодильных складов в рефрижераторные вагоны, осуществляемой в летний период года через открытие пространства. Для работников путевых машинных станций (ПМС) метеорологические условия на открытых рабочих площадках определяются сезонными погодными условиями и часто бывают динамическими неблагоприятными. В кабинах машинистов в летний период температура достигает +40…+48 °С при резком снижении относительной влажности и низкой подвижности воздуха (0,2…0,5 м/с), учитывая, что на открытом воздухе в это время + 20 °С. Зимой температура воздуха на машинах СМ-2 при наружной температуре –20 °С составляет лишь +4 °С, наблюдаются резкие перепады температуры воздуха, с понижением температуры на уровне пола до минусовых значений.

Влажность.Влажность воздуха непосредственно влияет на терморегуляцию. При низких температурах наличие водяных паров в воздухе усиливает отдачу тепла, при высоких температурах—затрудняет ее, что может привести к перегреву организма. Если в помещении непрерывно увеличивать в воздухе содержание водяных паров, может наступить такое состояние, когда данный объем воздуха при определенной температуре полностью ими насытится, содержание водяных паров достигнет максимума. В этом случае воздух считается насыщенным.

Различают абсолютную, максимальную и относительную влажность воздуха.

Повышенная влажность на предприятиях железнодорожного транспорта свойственна участкам мойки подвижного состава, где относительная влажность может достигать 95 %, в цехах, где установлены моечные ванны или действуют оросительные устройства. Высокая влажность также присутствует в тоннелях, при работах в непогоду на железнодорожных путях.

Подвижность воздухав производственных помещениях возникает при естественной и искусственной вентиляции, неравномерном нагреве и конвекции воздушных потоков, за счет возмущения воздуха движущимися частями машин и транспортными средствами. Подвижность воздуха (скорость движения) измеряется в метрах в секунду (м/с). При высокой температуре воздуха его движение положительно влияет на самочувствие работников, т.к. повышается отдача тепла. Однако в холодный период года движение воздуха приводит к сквознякам и вызывает простудные заболевания. На объектах железнодорожного транспорта сквозняки наличествуют в транспортных средствах, кабинах машинистов, в ремонтных цехах, при работе на железнодорожных путях в ветреную погоду.

Тепловое излучение.Тепловое излучение или инфракрасное излучение (ИК) представляет собой часть электромагнитных излучений с длиной волны от 780 нм до 1000 мкм, энергия которых при поглощении веществом вызывает тепловой эффект. В производственных помещениях его гигиеническое значение имеет более узкий диапазон (0,78…70 мкм). Источниками инфракрасных излучений являются нагретые до высокой температуры плавильные печи, расплавленный металл, газосветные лампы и другое производственное оборудование.

Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха. Мероприятия по борьбе с загрязнением воздуха. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочих помещений.

В производственных и вспомогательных помещениях отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха обеспечивают возможность создания оптимальных параметров воздушной среды (производственного микроклимата), способствующих сохранению здоровья человека и повышению его трудоспособности.

Эффективным средством обеспечения оптимальных (допустимых) микроклиматических параметров воздуха рабочей зоны является промышленная вентиляция. Вентиляцией называется организованный, регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения воздуха (загрязненного или (и) с температурой, не соответствующей нормам) и подачу на его место свежего.

По способу перемещения воздуха различают системы естественной и механической вентиляции.

Естественная система вентиляции — это такая система, перемещение воздушных масс в которой осуществляется благодаря возникающей разности давлений снаружи и внутри здания. Разность давлений, в свою очередь, обусловлена разностью плотностей наружного и внутреннего воздуха и ветровым напором, действующим на здание. При действии ветра на поверхности здания с подветренной стороны образуется избыточное давление, на заветренной стороне — разрежение.

Естественная вентиляция требует малых эксплуатационных затрат и позволяет обменивать огромные объемы воздуха, труднодостижимые в процессе механической вентиляции. Недостатком естественной вентиляции является ее зависимость от ветрового напора и перепада температур внутри и вне вентилируемых помещений. Кроме того, при естественной вентиляции промышленные выбросы в окружающую воздушную среду не подвергаются очистке. При этом поступающий в помещение воздух не проходит требуемой подготовки (не подогревается, не обеспыливается и т.п.). Это может стать причиной загрязнения воздуха прилегающих территорий.

Механическая вентиляция— вентиляция, при которой воздух подается в производственные помещения или удаляется из них с помощью механических побудителей — вентиляторов. Для подачи воздуха используются системы вентиляционных каналов. Эти системы применяются при вентиляции помещений, имеющих в воздухе большие концентрации вредных веществ.

Механическая вентиляция осуществляется за счет разрежения, или избыточного давления, создаваемого вентилятором или эжектором. Ее преимуществом по сравнению с естественной вентиляцией являются независимость от погодных условий, возможность подготовки подаваемого в помещение и очистки удаляемого из помещения воздуха, большой радиус действия, возможность организовывать оптимальное воздухораспределение. Создаются также условия для подачи (удаления) воздуха непосредственно к рабочему месту.

К недостаткам механической вентиляции следует отнести:

постоянный шум и необходимость проведения мероприятий по его снижению;

незначительный объем вентилируемого воздуха;

высокие капитальные затраты (требуются вентиляторы, калориферы, фильтры, воздуховоды, воздухозаборы, нагреватели или холодильно-сушильные агрегаты и т.д.);

значительные эксплуатационные расходы (затраты на электроэнергию, обслуживание и текущий ремонт).

Механическая вентиляция по способу подачи или удаления воздуха подразделяется на приточную (нагнетательную), вытяжную (отсасывающую), приточно-вытяжную, рециркуляционную.

Кондиционированиеэто создание и поддержание в закрытых помещениях (производственных, жилых, салонах транспортных средств и др.) определенных параметров воздушной среды по температуре воздуха, его влажности, чистоте, составу, скорости движения и давлению. Параметры воздушной среды должны быть устойчивыми и наиболее благоприятными для человека. Современные автоматические кондиционерные установки очищают воздух, подогревают или охлаждают его, увлажняют или высушивают в зависимости от времени года и других условий, а также подают его в помещения с определенной скоростью воздушного потока. В определенных случаях в кондиционерах производят специальную обработку воздуха: ионизацию, дезодорацию, озонирование и т.п. В производственных условиях с помощью кондиционирования обеспечивают стабильное поддержание санитарных норм микроклимата. Кондиционирование воздуха достигается системой технических средств, служащих для приготовления, перемещения и распределения воздуха, а также для автоматического регулирования его параметров. Основными элементами систем кондиционирования являются калориферы, фильтр, холодильные установки, увлажнители, терморегуляторы, приборы, регулирующие работу кондиционерных установок. Установки для кондиционирования воздуха подразделяются на местные (для отдельных помещений) и центральные (для всех помещений здания или нескольких отдельных помещений). Кондиционирование воздуха играет существенную роль и во многих технологических процессах (особенно, в радиоэлектронике), при которых не допускаются колебания температуры и влажности воздуха. Поэтому установки кондиционирования в последние годы находят все более широкое применение на промышленных предприятиях.

Отопление - предназначено, для поддержания в рабочих зонах производственных помещений температурных условий, соответствующих санитарным нормам и обеспечивающих для работающих оптимальные или допустимые условия труда.

Система отопления должна компенсировать потери тепла, возникающие за счет нагрева конструкций внутренних помещений, въезжающего в помещение подвижного состава, а также нагрева холодного воздуха, поступающего через открытые ворота, двери, окна, фонари, фрамуги, за счет неорганизованного поступления воздуха извне. При этом основные потери тепла идут через проемы строительных конструкций.

По сфере обслуживания системы отопления бывают местные и центральные.

По виду теплоносителя системы отопления подразделяются на паровые, водяные, пароводяные, воздушные, антифризные.

В системах водяного отопления теплоносителем является горячая вода. Такие системы выполняют с низкой температурой (до 100 °С) или высокой (до 150 °С). Достоинствами систем водяного отопления с низкой температурой являются пониженная опасность ожогов, легкость регулирования температурного режима, недостатком — высокая металлоемкость теплообменной аппаратуры. Высокотемпературные системы водяного отопления имеют меньшую металлоемкость, но предъявляют повышенные требования к герметичности и прочности конструкции. На предприятиях железнодорожного транспорта системы водяного отопления широко распространены.

В системах воздушного отопления теплоносителем является нагретый воздух. Источником тепла служит калорифер, в котором происходит нагрев воздуха за счет подводимого пара, горячей воды или электрической энергии. К числу достоинств таких систем следует отнести отсутствие нагревательных приборов в отапливаемом помещении, а также свойство обратимости, когда вместо нагревания возможно охлаждение воздуха, то есть калорифер можно перевести в режим работы вентиляционной установки. Системы воздушного отопления требуют меньших капитальных затрат и быстро нагревают помещение. Недостатками таких систем считаются очень низкая относительная влажность в обогреваемых помещениях, которая отрицательно сказывается на самочувствии работающих, высокая температура воздуховодов, способствующая значительным бактериальным загрязнениям. Кроме того, электрокалориферы имеют повышенную пожароопасность. По санитарным правилам в системах воздушного отопления необходимо предусматривать увлажнение воздуха.

Системы отопления, где теплоносителем является антифриз, применяются там, где не требуется постоянное теплоснабжение. Эпизодичность потребности в тепле вызывает необходимость принять меры против выхода из строя (разморозки) системы в зимний период. Широко применяется на транспортных средствах как система местного отопления.

Освещение. Влияние освещения на зрение, безопасность и производитель­ность труда. Естественное и искусственное освещение. Требования, предъяв­ляемые к освещенности рабочих мест.

Освещение – это электромагнитное излучение видимого спектра.

К области видимого спектра электромагнитных излучений, воспринимаемых нашим глазом, относятся колебания с длиной волны от 380 до 770 нм (0,38...0,77 мкм). Глаз человека имеет наибольшую чувствительность к излучениям с длиной волн 540…550 нм (0,54...0,55 мкм). Эти излучения воспринимаются как желто-зеленый цвет.

К вредным факторам световой среды на производстве относятся:

отсутствие или недостаточность естественной освещенности;

недостаточная искусственная освещенность;

прямой и отраженный слепящий блеск;

чрезмерная яркость;

пульсация освещенности.

Показатели освещенности как фактор возможного негативного влияния на здоровье работников имеют свою специфику. При естественном освещении, в дневное время, машинист видит предметы на горизонтальном участке пути на расстоянии около 1 км.

В пасмурную погоду видимость сокращается до 800 м, а при тумане падает почти до нуля. Ночью, при освещении дальним светом прожектора, крупные предметы различаются на расстоянии 100…130 м. Это расстояние значительно меньше, чем требуется для безопасного движения, особенно с большими скоростями.

Ночью объекты появляются в освещенной зоне внезапно, время на их опознание возрастает, а на принятие решений сокращается. Установлено, что ночью время реакции также увеличивается в среднем в два раза: если в дневное время при хорошей видимости человек может воспринимать за 1 с 3…5 объектов, то ночью лишь 1…2 объекта.

Для нормализации освещенности рабочего места в помещении применяется специально организованное освещение. Оно может быть естественным (через оконные проемы) и искусственным — электрическим. Совмещенное освещение — это такое освещение, при котором недостаточная естественная освещенность компенсируется искусственными источниками света. При наличии достаточного естественного освещения искусственное включают, если освещенность на улице ниже 5000 лк.

В зависимости от конструкции здания естественное освещение бывает боковое (свет падает на рабочую поверхность сбоку с одной или с двух сторон), верхнее и комбинированное (верхнее и боковое).

Искусственное освещение производственных помещений подразделяется на рабочее, аварийное, эвакуационное, охранное, дежурное.

Рабочее освещение бывает двух типов — общее (при котором необходимая для выполнения работ освещенность создается на всей территории рабочей зоны) и комбинированное (при котором общее освещение обеспечивает только отсутствие резких яркостных перепадов на территории рабочей зоны, а необходимая для выполнения работ освещенность создается с помощью местных светильников непосредственно на рабочем месте). Применение только местного освещения в производственных помещениях не допускается, так как приводит к быстрому утомлению глаз.

Нормы на естественное освещение учитывают:

напряженность зрительной работы, которая оценивается по размеру минимального объекта различения;

систему освещения (боковое, верхнее, комбинированное).

Для электрического освещения следует, как правило, применять разрядные лампы низкого давления (например, люминесцентные), лампы высокого давления (например, металлогалогенные типа ДРИ, ДРИЗ, натриевые типа ДНаТ, ксеноновые типа ДКсТ, ДКсТЛ, ртутно-вольфрамовые, ртутные типа ДРЛ); допускается использование и ламп накаливания. При применении люминесцентных ламп в осветительных установках, должны соблюдаться следующие условия для обычного исполнения светильников:

температура окружающей среды не должна быть ниже 5 °С;

напряжение у осветительных приборов должно составлять не менее 90 % от номинального.

Для аварийного освещения рекомендуется применять светильники с лампами накаливания или люминесцентными лампами.

Для ламп накаливания светоотдача составляет до 20 лм/Вт, для галогенных ламп—до 40 лм/Вт и для люминесцентных ламп от 20 до 110 лм/Вт.

Спектр излучения, наиболее близкий к солнечному, имеют люминесцентные лампы марки ЛДЦ (для правильной цветопередачи) и галогенные лампы. Лампы ДРЛ и ДНтЛ имеют ярко выраженные спектральные составляющие и поэтому не рекомендуются для освещения рабочих мест при выполнении точных работ, а ввиду их большой яркости — для установки в помещениях при высоте подвеса менее 6 м над полом (площадкой обслуживания). Наименьший срок службы имеют лампы накаливания (до 500 ч), наибольший — люминесцентные, ДРЛ, ДНтЛ (до 10000 ч).

Влияние шума и вибрации на организм человека. Предельно допустимые уровни шума и вибрации на рабочих местах. Методы и средства защиты рабо­тающих от шума и вибрации.

Распространяющиеся в воздухе беспорядочные звуковые колебания различной природы как физическое явление называют акустическим шумом. Они характеризуются высокими частотами колебаний (20 Гц — 20 кГц и выше) и случайной величиной амплитуды.

Как физиологическое явление, шум — всякий неблагоприятно воспринимаемый звук.

На производстве шумом принято считать всякий нежелательный для человека звук, не несущий полезной информации.

Для передачи звука необходимы: источник звука (колеблющийся объект), среда для передачи звука (чаще всего, воздух), приемник (ухо или микрофон).

При механических колебаниях источника звука окружающая его среда то сжимается, то разрежается. Наиболее распространенная среда для передачи звука — воздух. Однако все газы, жидкости и твердые тела также передают звук.

Диапазон частот, которые может различать слушатель, получил название диапазон слышимости. Верхняя и нижняя границы этого диапазона известны как пределы слышимости. Нижним пределом считается частота 16 Гц, а верхним — 20000 Гц.

По характеру спектра шумы подразделяются на широкополосные и тональные. Шум считается широкополосным, если его спектр превышает одну октаву. Октава—интервал, ограниченный частотами, отношение которых равно 2.

Шум считается тональным, если в спектре имеются слышимые дискретные тона (такие тона, которые соответствуют определенной гармонической составляющей звуковых колебаний). Шум также считается тональным, если в любой из третьоктавных полос наблюдается превышение его уровня более чем на 10 дБ над соседними.

По временным характеристикам (т.е. зависящим от времени) шумы подразделяются на постоянные и непостоянные. Шум считается постоянным, если уровень звука изменяется во времени незначительно (не более чем на 5 дБ за восьмичасовой рабочий день). Непостоянные шумы делятся на колеблющиеся, прерывистые и импульсные.

Характеристика транспортного шума. Шум транспортных средств по временным характеристикам относится к непостоянному шуму. Он зависит, в основном, от следующих факторов:

тип и модель подвижного состава (грузовой транспорт создает большее шумовое воздействие по сравнению с пассажирским);

тип двигателя (сравнение двигателей соизмеримой мощности позволяет расположить их по возрастанию уровня шума следующим образом: электродвигатель, карбюраторный, дизельный, паровой, газотурбинный двигатели);

техническое состояние подвижного состава (степень износа, состояние глушителей выпуска отработавших газов, качество регулировки систем двигателя и др.);

тип и качество дорожного полотна или верхнего строения пути.

Для автомобильного транспорта наименьший шум создает асфальтобетонное покрытие, затем (по степени возрастания уровня шума): — брусчатое, каменное и гравийное. Для железнодорожного транспорта шум зависит от технического состояния пути и подвижного состава, от наличия кривых участков пути;

скорость движения (при увеличении скорости движения возрастает шум от двигателей, шум от качения колес и аэродинамический шум);

условия распространения шума (наличие отражающих преград, стенок, экранов);

условия эксплуатации (движение с постоянной скоростью, с ускорением, замедлением, длина состава).

По среде распространения различают шум воздушный и структурный.

Воздушный шум передается в окружающее пространство и распространяется в воздушной среде при движении транспортных средств на открытых участках или от стационарного оборудования, при производстве работ по ремонту и содержанию верхнего строения пути, перегрузочных работах, техническом обслуживании и ремонте подвижного состава на территории транспортных предприятий и др.

Структурный шум возбуждается динамическими силами и распространяется по верхнему строению пути, несущим конструкциям дорожного полотна и передается через грунт близлежащим строениям. Особенно сильно структурный шум проявляется при движении транспорта в тоннелях.

К природным акустическим шумам человек адаптирован, полная тишина гнетет.

Беспорядочные звуковые колебания, характерные для любого производственного процесса, оказывают вредное влияние на организм человека. По данным ВОЗ, реакция на них со стороны нервной системы начинается при уровне 40 дБ. Уже при 35 дБ может наблюдаться нарушение сна. При 70 дБ происходят глубокие изменения в нервной системе, вплоть до психического заболевания, а также заболевания органов зрения, слуха, изменение состава крови и т.д.

Тугоухость— заболевание органов слуха от воздействия интенсивного производственного шума, является третьим по частоте профессиональным заболеванием среди работников железнодорожной отрасли. Шум снижает производительность труда, особенно при выполнении точных работ, затрудняет восприятие опасности от движущихся машин и механизмов,

снижает разборчивость речи.

Беспорядочные звуковые колебания оказывают негативное влияние на организм человека и даже могут вызвать шумовую болезнь, которая характеризуется тугоухостью, гипертонией (гипотонией), головными болями.

Борьба с шумом осуществляется при помощи технических и организационных мероприятий. Они проводятся в соответствии с комплексными планами охраны труда и развития предприятия.

Среди организационных мероприятий можно отметить такие, как:

выявление источников шума;

проверка эффективности звукоизоляции помещений;

разработка системы мер снижения уровней шума до регламентированных действующими нормативами;

организация постоянного контроля за уровнем шума на рабочих местах и в рабочих помещениях.

Среди технических мероприятий наиболее значимы:

замена или модернизация оборудования и технологий для исключения шумоопасных источников или снижения интенсивности шума от них;

установка эффективных глушителей;

применение эффективной звукоизоляции кожухов, экранов.

Работающие должны быть обеспечены средствами индивидуальной и коллективной защиты.

К средствам коллективной защиты (ГОСТ 12.4.011—89 ССБТ) относятся: оградительные, звукоизолирующие и звукопоглощающие устройства, глушители шума, устройства автоматического контроля, сигнализации, дистанционного управления.

Одним из наиболее важных средств профилактики профессиональной тугоухости являются индивидуальные средства защиты от шума. Так, например, к индивидуальным средствам защиты от шума относятся противошумные вкладыши (беруши), противошумные наушники и шлемы. К ним предъявляется ряд требований: эффективность, удобство и безвредность применения.

Под вибрациейпонимают механические колебания технического объекта или системы. При вибрации происходит поочередное возрастание и убывание амплитуды и частоты колебаний. Механические вибрации возникают практически во всех механизмах, но с разными амплитудами и частотами, поэтому они могут быть моно-, би-, полигармонические и случайные (с широким диапазоном частот). Колебания, распространяющиеся через плотные среды, воспринимаются кожным анализатором человека.

Источником вибрации является любое транспортное средство, ручной пневмоинструмент (перфораторы) или электроинструмент (дрели), а также ударные механизмы (молоты), вращения неуравновешенных масс (вибротрамбовки, вибраторы для зачистки полувагонов после выгрузки), возвратно-поступательно движущиеся системы (кривошипно-шатунные механизмы) и пр.

Наличие дисбаланса для всех этих случаев приводит к появлению неуравновешенных сил, вызывающих вибрацию.

Например, источники вибрации в кабине машиниста локомотива можн

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.