Сделай Сам Свою Работу на 5

КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВАМ 3 И 4 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ





"ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ"

 

И.В.ТЕРЕЩЕНКО,

магистр юридических наук

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 16 января 2012 г.

 

С 1 декабря 2011 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 17.05.2011 N 262-З "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон N 262-З). Закон N 262-З направлен на совершенствование и актуализацию белорусского законодательства в сфере авторского права и смежных прав. Однако если исходить из сложившейся практики, то Закон N 262-З не затрагивает ключевых моментов в правовом регулировании смежных прав, особенно в сети Интернет.

Из российского законодательства заимствованы положения, касающиеся исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, в частности указанные в ст. 1273, 1274, 1277, 1278, 1279, 1314, 1315, 1317, 1323, 1324, 1330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации).

 

Объекты смежных прав

 

В Законе N 262-З дублируются положения ст. 994 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), касающиеся объектов смежных прав, к которым относятся исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.



 

Исполнение

 

В ст. 22 Закона N 262-З исполнением являются исполнение артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей.

Стоит обратить внимание, что Закон N 262-З не содержит определение понятия "исполнение", и это является проблемой при правильном толковании и применении данного объекта. Определение понятия "исполнение" в Договоре Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам 1996 года (далее - ДИФ) и Международной конвенции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры "Об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций" 1961 года (далее - Римская конвенция) также не содержится. В данной ситуации стоит заимствовать международный опыт, в частности российский (ст. 1304 ГК Российской Федерации), где содержится следующее определение: исполнение - это исполнение артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Данное понятие означает, что должна существовать возможность записи исполнения произведения для дальнейшего его воспроизведения, использования и распространения.



Под исполнением можно понимать воплощение произведений или иных объектов реальными или виртуальными исполнителями посредством игры, танца, декламирования, чтения, пения или с помощью музыкальных и иных инструментов и технических средств (Судариков, С.А. Право интеллектуальной собственности: учеб. - М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2008. - С. 96). В него входят исполнение произведений, фонограмм, а также постановки.

Существуют условия, при которых исполнение является объектом смежных прав, а именно:

- наличие исполнителя;

- наличие средств технического выражения;

- четко выраженное стремление исполнителя к осуществлению исполнения с какой-либо оговоренной целью;

- фиксация исполнения на материальном носителе.

Поэтому исходя из этих условий не каждое исполнение может считаться фонограммой: необходимо согласие исполнителя и наличие производителя фонограмм, а также согласие автора.

Исполнение перестает быть самостоятельным объектом смежных прав и становится одной из составных частей фонограммы, если оно зафиксировано на материальном носителе.

Постановка является одной из форм исполнения, считается объектом смежных прав только в случае ее материального фиксирования (записи) или передачи по каналам эфирного или кабельного вещания.



 

Фонограмма

 

Понятие "фонограмма" заимствовано из ДИФ. В Законе N 262-З указано, что фонограмма - это любая исключительная звуковая запись исполнения или иных звуков либо отображений звуков. Однако указано, что фонограммой не может являться запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение. В ДИФ указано, что фонограммой не может также являться и форма записи, включенная в кинематографическое произведение. Более краткое определение фонограммы дано в ст. 3 Римской конвенции, где под фонограммой понимается любая исключительная звуковая запись какого-либо исполнения или других звуков. Запись согласно ДИФ "означает воплощение звуков либо их отображений, позволяющее осуществлять их восприятие, воспроизведение или сообщение с помощью соответствующего устройства". Судариков С.А. вносит корректировки в определение, указанное в ДИФ, в части того, что звуки исполнений или иные звуки должны быть воплощены на материальном носителе (Судариков, С.А. Право интеллектуальной собственности: учеб. - М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2008. - С. 98).

Стоит обратить внимание на то, что "звуковая дорожка" кинофильма, телефильма, телепередачи не является фонограммой, так как она используется в составе аудиовизуального произведения. Звуковая же запись может являться составной частью фонограммы лишь в случае наличия согласия исполнителя.

При тиражировании фонограммы возникают ее экземпляры, т.е. копии на материальном носителе, изготовленные непосредственно или косвенно с фонограммы и включающие все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. На данные копии распространяются такие же права производителей фонограмм, как на саму оригинальную версию фонограммы. Однако п. 2 ст. 28 Закона N 262-З подчеркивает, что если такие экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены с разрешения производителя фонограммы или иного правообладателя в гражданский оборот на территории Республики Беларусь посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия производителя фонограммы или иного правообладателя и без выплаты им вознаграждения. При этом право на прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляр фонограммы (п. 1 ст. 28 Закона N 262-З).

Фонограмма становится легальной в случае, когда соблюдается ряд необходимых для этого условий:

- необходимо получить разрешение автора на использование произведения посредством заключения договора с самим автором либо получения разрешения от коллективного общества по управлению правами;

- заключить договор с исполнителем;

- осуществить обнародование путем тиражирования;

- произвести первую фиксацию;

- заявить о своих правах в соответствии с действующим белорусским законодательством.

Таким образом, соблюдение указанных условий дает право правообладателю для осуществления различного рода действий: продажи, дарения или осуществления других законных действий.

 

Передача организации эфирного и кабельного вещания

 

Ранее в Законе Республики Беларусь от 16.05.1996 N 370-XIII "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон N 370-XIII) существовало понятие передачи организации эфирного и кабельного вещания, под которой понималась передача, созданная самой организацией эфирного и кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств другой организацией. Если исходить из смысла понятия, то ранее под передачей понимался не процесс передачи для приема публикой, а комплексный аудиовизуальный объект, созданный организацией эфирного и кабельного вещания. Передача как аудиовизуальный объект состоит из различных элементов и составных частей, которые являются объектами как авторского права, так и смежных прав. Например, при создании передачи используется творческий труд авторов и сценаристов, которые создают оригинальный сценарий, актеров, режиссеров, звукорежиссеров, операторов, ведущих и других лиц. Согласно данному определению организация обладает авторскими правами на данную передачу. Таким образом, передача организаций эфирного и кабельного вещания становится комплексным объектом смежных прав и может относиться к данным объектам только в случае, когда она зафиксирована или передана в эфир или по кабелю как конечный результат творческого труда группы лиц. И только в этом случае должны возникать права организаций эфирного и кабельного вещания на данную передачу.

Закон N 262-З определяет передачу организации эфирного и кабельного вещания как процесс передачи и выделяет два вида: передача в эфир или передача по кабелю звуков и (или) изображения для приема публикой, осуществляющиеся самой организацией или по ее заказу и за счет ее средств другой организацией.

Римская конвенция определяет "передачу в эфир" как передачу звуков или изображений и звуков беспроводными средствами связи для приема публикой. В Законе N 262-З под "передачей в эфир" (эфирным вещанием) понимается передача без использования провода и кабеля звуков и (или) изображений для приема публикой, включая передачу через спутник. Передача без использования провода и кабеля кодирования сигналов является "передачей в эфир", если декодирование предоставляется публике организацией эфирного вещания или с ее согласия. В связи с широким распространением кабельного телевидения в Закон N 262-З введено новое понятие "передача по кабелю (кабельное вещание)", означающее передачу по проводам, радиочастотному или оптическому кабелю звуков и (или) изображений для приема публикой, включая трансляцию телевизионных программ в системах кабельного телевидения и трансляцию программ звукового вещания посредством проводных линий. Стоит обратить внимание на то, что в Законе N 262-З не определяется понятие телевизионной программы, кто создает эту программу.

Анализируя положения Закона N 262-З, можно прийти к выводу, что в белорусском законодательстве имеет место смешение двух понятий "передача в эфир (эфирное вещание)" и "передача по кабелю (кабельное вещание)". Отличие "передачи в эфир" от "передачи по кабелю" заключается в способе передачи. "Передача в эфир" осуществляется без использования провода и кабеля, но в том числе посредством спутника. "Передача по кабелю" происходит по проводам, радиочастотному или оптическому кабелю, а также посредством проводных линий в отношении трансляции телевизионных программ в системах кабельного телевидения и трансляции программ звукового вещания.

Закон N 262-З немного изменил старую трактовку понятия "передача", под которой теперь понимается "передача в эфир" (эфирное вещание) и "передача по кабелю" (кабельное вещание), под которыми, в свою очередь, понимается, прежде всего, процесс вещания, трансляции, передачи сигнала.

Данное совпадение понятий влечет неправильное использование этих понятий на практике и путаницу в определении прав организаций эфирного и кабельного вещания.

В отношении "передача как объект" было бы корректно использовать слово "программа", которая является объектом как авторского права, так и смежных прав. Под программой можно понимать последовательность звуков, изображений, предназначенных для просмотра, прослушивания широкой публикой и распространяемых в рамках передачи в эфир или по кабелю независимо от результатов такого распространения. Программа как объект авторского права и смежных прав подразумевает под собой определенные творческие усилия со стороны ее создателей, и права у вещательной организации на программу возникают в случае ее трансляции с фирменным знаком организации. Это объясняется тем, что авторские права на программу принадлежат лицу, ее создавшему, а смежные права по лицензионному договору принадлежат вещательной организации, осуществившей ее эфирное или кабельное вещание.

В соответствии с этим обращаем внимание, что смежные права на программу у вещательных организаций возникают только при условии осуществления передачи несущего сигнала независимо от результатов этой передачи, а моментом возникновения - момент передачи несущего программу сигнала для распространения и ретрансляции от вещательных организаций к оператору, осуществляющему трансляцию данного сигнала и доведение его до зрителя.

 

Субъекты смежных прав

 

К субъектам смежных прав согласно ст. 24 Закона N 262-З относятся исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Разберем отдельно особенности каждой категории субъектов смежных прав для того, чтобы детально рассмотреть специфические характеристики.

 

Исполнители

 

Закон N 370-XIII устанавливал, что исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих имущественных правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно должен состоять из трех элементов:

- латинской буквы "P" в окружности, обозначающей Performer и PhonogramProducer;

- имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав;

- года первого опубликования фонограммы.

Данный конвенционный знак охраны впервые был установлен ст. 11 Римской конвенции и означает принцип автоматической охраны исполнений и фонограмм, на которые данный знак охраны начал распространяться только с принятием ДИФ.

В соответствии с действующим законодательством данный знак правовой охраны по своему усмотрению могут использовать также иные обладатели права на исполнение или фонограмму для оповещения о своих правах.

Смежные права исполнителя можно разделить на две группы: неимущественные и имущественные права.

Согласно Закону N 262-З вместо понятия "права исполнителя" вводится понятие "права на исполнение", которое раскрывает личные неимущественные права исполнителя, хотя смысл и содержание прав исполнителя не изменились.

К первой группе относятся: право на авторство, право на имя и право на неприкосновенность исполнения.

Право на авторство в отношении исполнения означает право исполнителя признаваться исполнителем.

Законодательство не раскрывает понятия "право на имя". Исполнитель может использовать исполнение под подлинным именем, вымышленным именем (псевдонимом) или анонимно. Право исполнителя на имя определяется аналогично праву автора на имя, которое включает право исполнителя выбирать способы собственного обозначения в отношении осуществленного им исполнения. На наш взгляд, под правом исполнителя на имя понимается и право на то, чтобы его имя упоминалось в связи с выступлением. Из этого вытекает обязанность у организаций эфирного и кабельного вещания объявлять или упоминать имя исполнителя, когда анонсируется или передается его исполнение.

Согласно ст. 25 Закона N 262-З право на неприкосновенность исполнения означает, что без согласия исполнителя не допускается внесение в его исполнение любых изменений, сокращений и дополнений. Исполнитель вправе возражать против всякого искажения или иного изменения своего исполнения, способного нанести ущерб его репутации. Таким образом, данное право можно назвать иными словами как право на защиту репутации исполнителя.

Личные неимущественные права принадлежат исполнителю независимо от исключительного права на исполнение и сохраняются за ним в случае перехода (передачи) исключительного права к другому лицу. Данные права неразрывно связаны с личностью исполнителя, они не могут отчуждаться либо передаваться другому лицу. Любые соглашения, направленные на отказ от личных неимущественных прав исполнителя, ничтожны.

Личные неимущественные права исполнителя в соответствии со ст. 30 Закона N 262-З охраняются бессрочно. Исключительное право на исполнение действует в течение пятидесяти лет с момента осуществления исполнения, либо первой записи исполнения, либо первой передачи исполнения в эфир, или по кабелю, или иным способом сообщения для всеобщего сведения.

Ко второй группе Закон N 262-З относит исключительное право на исполнение. Право на исполнение - это право использования исполнения в любой форме и любым способом, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения. В этом случае право на получение вознаграждения является, на наш взгляд, неотъемлемой частью исключительного права исполнителя на использование исполнения и является основным имущественным правом исполнителя. Невыполнение этого условия должно квалифицироваться судами как нарушение смежных прав исполнителя.

В ст. 31 Закона N 370-XIII исключительное право на использование исполнения означает право осуществлять или разрешать осуществлять действия, определенные в Законе N 370-XIII.

С принятием Закона N 262-З исполнителю или иному правообладателю принадлежит исключительное право на исполнение. Однако существенных изменений в порядке использования исполнения исполнителем не произошло. Как и было ранее, исполнитель в отношении своего исполнения имеет право на использование его следующими способами:

- запись исполнения;

- воспроизведение записи исполнения;

- распространение записи исполнения посредством продажи или иной передачи права собственности. Если запись исполнения была произведена с разрешения исполнителя или экземпляры записи исполнения были правомерно введены в гражданский оборот на территории Республики Беларусь посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия исполнителя или иного правообладателя и без выплаты им вознаграждения;

- прокат оригинала или экземпляров записи исполнения;

- публичное исполнение записи исполнения, а также публичное исполнение постановки режиссера-постановщика спектакля или ее записи;

- передача исполнения или его записи в эфир;

- передача исполнения или его записи по кабелю;

- иное сообщение исполнения для всеобщего сведения;

- иные возможные способы использования исполнения.

Существуют случаи, когда смежные права не могут быть реализованы исполнителем индивидуально и зачастую возникают проблемы в реализации прав на совместное исполнение. В связи с этим в Закон N 262-З включена ст. 26 "Смежные права на совместное исполнение", где указано, что смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно членам коллектива исполнителей, принимавшим участие в его создании, в том числе режиссеру-постановщику спектакля, дирижеру, артистам-исполнителям, независимо от того, образует ли такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Смежные права на совместное исполнение реализуются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии - совместно членами коллектива исполнителей, если иное не предусмотрено договором между ними. Однако возникает вопрос: кто будет представлять интересы всего коллектива при заключении договора, кто будет подписывать договор?

Проблемным фактом является то, что каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое. Что имел в виду законодатель под "неразрывным целым"? Даже если согласно п. 3 ст. 26 Закона N 262-З возможно использование элемента совместного исполнения как самостоятельного элемента (независимого от других элементов), какие меры по защите своих прав член коллектива может принимать, если совместное исполнение образует неразрывное целое? Как он будет оценивать степень нарушения своих прав?

В данном случае для решения этой проблемы необходимо, чтобы между членами коллектива и их руководителем был заключен договор на представление интересов коллектива с включенным в него условием о том, что руководитель обязуется принимать все меры по защите смежных прав всех членов коллектива. В этом случае все смежные права на исполнение переходят к руководителю коллектива.

При этом необходимо учесть, что исполнитель коллектива не может заключать отдельный договор между ним и пользователем. Исполнитель может получить вознаграждение только в том случае, если он заключит договор с руководителем коллектива, вознаграждение при этом будет выплачивать руководитель коллектива. Если исполнитель заключил договор с заказчиком аудиовизуального произведения (концерт, телепрограмма и т.д.), то все права на использование исполнения в составе этого аудиовизуального произведения в соответствии с условиями договора передаются заказчику на срок, установленный в договоре.

На практике возникают ситуации, когда исполнитель дает согласие на запись исполнения для последующего воспроизведения на материальном носителе (в коммерческих целях), в связи с чем заключает письменный договор на возмездной основе. В этом случае тиражирование материальных носителей допускается без согласия исполнителя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения. Исполнитель не получает вознаграждение за тиражирование материальных носителей. Однако, на наш взгляд, вознаграждение должно выплачиваться исполнителю за воспроизведение исполнения в коммерческих целях, так как исполнитель передал права только на тиражирование, а не на воспроизведение исполнения. В случае когда исполнитель дал согласие на запись исполнения для последующей трансляции, то воспроизведение записи исполнения на материальных носителях без заключения договора с исполнителем не допускается.

Нововведением является право на служебное исполнение, к которому применяется аналогия закона (положения ст. 17 "Авторское право на служебное произведение" Закона N 262-З) в соответствии со ст. 5 ГК.

 

Производители фонограмм

 

Согласно ст. 28 Закона N 262-З производителю фонограммы и иному правообладателю принадлежит исключительное право на фонограмму. Исключительное право на фонограмму означает право производителя фонограммы или иного правообладателя использовать фонограмму по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом производителю фонограммы или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать фонограмму. Это положение идентично тому положению, которое содержалось в Законе N 370-XIII. Разница заключается только в том, что ранее производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежало исключительное право на использование фонограммы, а в Законе N 262-З - исключительное право на фонограмму как объект смежных прав.

Основное отличие производителя фонограмм от исполнителя заключается в том, что он обладает только исключительно имущественными правами, а исполнитель обладает также и личными неимущественными правами, которые выражены в своеобразном исполнении произведения. Творческий вклад производителя фонограммы минимален или вообще ничтожен. Производитель фонограммы на практике только фиксирует, осуществляет запись того или иного исполнения на материальном носителе.

Производитель фонограмм имеет право реализовывать свои исключительные права через следующие способы использования фонограмм:

- воспроизведение фонограммы;

- распространение оригинала или экземпляров фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности;

- импорт экземпляров фонограммы, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя фонограммы или иного правообладателя;

- прокат оригинала или экземпляров фонограммы;

- публичное исполнение фонограммы;

- передача фонограммы в эфир;

- передача фонограммы по кабелю;

- сообщение фонограммы для всеобщего сведения;

- переработка фонограммы;

- иные возможные способы использования фонограммы.

В Законе N 262-З не указано, каким способом происходит передача фонограммы другому лицу. Российские организации применяют договор на передачу фонограммы, который содержит специфические особенности: тип носителя, посредством которого передается фонограмма, на каком носителе будет тиражироваться фонограмма, характеристики данной фонограммы, способы ее использования. Существенным условием является условие о том, что передаваемые по договору права на фонограмму не должны нарушать права третьих лиц (авторов, исполнителей и иных правообладателей). На наш взгляд, стоит позаимствовать опыт российских организаций и при этом учесть специфику использования фонограмм в Республике Беларусь.

Обратим внимание на наиболее проблемную сферу в правовом регулировании прав производителей фонограмм, а именно распространение экземпляров фонограммы путем сдачи в прокат. Данное право принадлежит производителю фонограмм независимо от права собственности на эти экземпляры (п. 1 ст. 28 Закона N 262-З). Согласно п. 2 ст. 28 Закона N 262-З "если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены с разрешения производителя фонограммы или иного правообладателя в гражданский оборот на территории Республики Беларусь посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия производителя фонограммы или иного правообладателя и без выплаты им вознаграждения". При этом право на прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры фонограммы. Это означает, что, единожды передав права на те или иные фонограммы, правообладатель не может претендовать на вознаграждение за каждый проданный диск с произведением, и лицо, распространяющее данные диски, не должно получать согласие в дальнейшем на продажу экземпляров данных дисков. В указанной ситуации существует опасность незаконного копирования произведений и последующего размещения их в сети Интернет.

Исходя из смысла содержания прав производителей фонограмм права данных субъектов признаются за ними в случаях, если:

- производитель является гражданином Республики Беларусь или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Республики Беларусь;

- фонограмма впервые опубликована на территории Республики Беларусь.

Согласно п. 3 ст. 28 Закона N 262-З производитель фонограммы или иной правообладатель имеют право на получение вознаграждения за каждый способ использования фонограммы третьими лицами, за исключением случаев свободного использования данного объекта, указанных в главе 4 Закона N 262-З и (или) в договоре. Размер вознаграждения, выплачиваемого производителю фонограммы или иному правообладателю за использование фонограммы, не может быть ниже размера, установленного Советом Министров Республики Беларусь.

 

Организации эфирного и кабельного вещания

 

Закон N 262-З не дает четкого понятия организациям эфирного и кабельного вещания. На наш взгляд, под организацией эфирного вещания можно понимать организацию, которая осуществляет передачу в эфир, сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, программ организаций для всеобщего сведения посредством трансляции по радио, телевидению, по спутнику, исключая кабельное телевидение. Отличие организаций кабельного вещания от занимающихся эфирным вещанием (передачей в эфир) заключается в том, что доведение до всеобщего сведения производится посредством кабеля, провода, оптического волокна и с помощью аналогичных средств, как правило, за дополнительную плату, т.е. передачи по кабелю (кабельное вещание).

В связи с вышеуказанным права организаций эфирного и кабельного вещания признаются вследствие их роли в доведении программ до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей (трансляцией) и ретрансляцией программ.

В ст. 29 Закона N 262-З закрепляется исключительное право организаций эфирного и кабельного вещания на передачу, которое подразумевает под собой использование передачи по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом организации эфирного или кабельного вещания или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать передачу.

Таким образом, к способам использования передачи в соответствии с п. 2 ст. 29 Закона N 262-З относятся:

- запись передачи;

- воспроизведение записи передачи;

- распространение записи передачи или экземпляров записи передачи посредством продажи или иной передачи права собственности. Если экземпляры правомерно опубликованной записи передачи введены с разрешения организации эфирного или кабельного вещания или иного правообладателя в гражданский оборот на территории Республики Беларусь посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия организации эфирного или кабельного вещания или иного правообладателя и без выплаты им вознаграждения;

- прокат экземпляров записи передачи;

- публичное исполнение передачи в местах с платным входом;

- передача в эфир или передача по кабелю другой организацией эфирного или кабельного вещания;

- сообщение передачи для всеобщего сведения;

- иные возможные способы использования передачи.

Римская конвенция, как и ГК Российской Федерации, также включает в способы ретрансляцию как сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации.

Необходимо определить момент, когда у организаций эфирного и кабельного вещания возникает исключительное право на передачу. Если рассматривать практику, то моментом возникновения права является момент завершения формирования передачи и доведения ее до всеобщего сведения, то есть необходимо обнародовать передачу путем осуществления вещательной деятельности. До момента трансляции у организаций эфирного и кабельного вещания возникают авторские права на подлежащие трансляции аудиовизуальные произведения. Таким образом, смежные права на передачу возникают у организаций эфирного и кабельного вещания только в случае трансляции этой передачи.

В соответствии с Законом N 262-З и Римской конвенцией организации эфирного и кабельного вещания наделены правом записывать передачу, правом разрешать запись их передач и правом на получение вознаграждения за предоставление разрешения. В связи с этим возникают вопросы: возможен ли контроль на практике за предоставлением такого разрешения? Кто будет осуществлять данный контроль: сами организации эфирного или кабельного вещания или уполномоченные органы и каким способом? Можно согласиться со словами С.Лосева, что "право организаций эфирного и кабельного вещания разрешать запись ее программ будет практически невостребованным" (Лосев, С.С. Комментарий к Закону Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах". - Минск: Дикта, 2007. - С. 160).

В использовании организациями эфирного и кабельного вещания права на воспроизведение записи передачи существует исключение. Оно заключается в том, что вышеуказанное право не распространяется на ситуации, когда запись передачи была осуществлена с согласия организации для определенных целей, тогда дальнейшее использование этой записи для тех же целей может осуществляться свободно.

Специфической особенностью признания прав организаций эфирного и кабельного вещания является осуществление передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь.

Срок использования прав организациями эфирного и кабельного вещания ограничен и составляет 50 лет с момента первого осуществления передачи в эфир или с момента осуществления передачи по кабелю, т.е. трансляции.

В отношении всех объектов смежных прав после истечения срока действия исключительного права происходит переход данных объектов в общественное достояние. Автоматически считаются перешедшими в общественное достояние объекты смежных прав, которым охрана на территории Республики Беларусь никогда не предоставлялась. Основным моментом, касающимся объектов смежных прав, перешедших в общественное достояние, является то, что при использовании физическими или юридическими лицами должны соблюдаться личные неимущественные права исполнителей. Данные объекты используются лицами свободно без выплаты вознаграждения правообладателям.

Существенным отличием Закона N 262-З от ранее действовавшего является включение в него главы 4 "Случаи свободного использования объектов авторского права и смежных прав". Ранее аналогичное положение регламентировалось ст. 33, 36, 37 Закона N 370-XIII.

Под свободным использованием понимается использование объектов авторского права и смежных прав без согласия их авторов и правообладателей, в том числе без выплаты им соответствующего вознаграждения. При этом должны соблюдаться личные неимущественные права авторов и исполнителей.

В отношении всех объектов смежных прав, правомерно обнародованных, свободное использование возможно в случаях:

- воспроизведения отрывков из произведений в оригинале и переводе в исследовательских, образовательных, полемических, критических или информационных целях в том объеме, который оправдан целью цитирования (п. 2 ст. 32 Закона N 262-З);

- воспроизведения произведения для целей судопроизводства по гражданским делам, судопроизводства в хозяйственных судах, конституционного судопроизводства, производства по материалам уголовного дела, в рамках деятельности третейского суда, административного процесса (п. 4 ст. 32 Закона N 262-З);

- воспроизведения в единичных экземплярах физическим лицом исключительно в личных целях (для личного использования, без преследования прямо или косвенно коммерческих целей) (п. 1 ст. 35 Закона N 262-З). Однако существуют исключения из данного положения, указанные в п. 3 ст. 35 Закона N 262-З;

- временного воспроизведения объектов смежных прав. В данном случае воспроизведение должно составлять неотъемлемую существенную часть технологического процесса передачи данных, имеющего единственной целью правомерное использование записей объектов смежных прав, включая доведение до всеобщего сведения (ст. 40 Закона N 262-З).

За воспроизведение аудиовизуальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, в единичных экземплярах физическим лицом в личных целях (п. 3 ст. 35 Закона N 262-З) авторы или иные правообладатели, исполнители, производители фонограмм вправе получать вознаграждение. Вознаграждение выплачивается изготовителями оборудования и материальных носителей (пленок, кассет, компакт-дисков и др.), используемых для воспроизведения произведений в личных целях, кроме экспортируемого оборудования и материальных носителей, также импортерами оборудования и материальных носителей, кроме случаев, если физическое лицо импортирует оборудование и материальные носители в личных целях.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.