Сделай Сам Свою Работу на 5

Квашня – предмет крестьянской утвари





Подготовила:

Александрова Дарья Андреевна,
учащаяся 4 класса
МБОУ «Глубоковская СОШ»
Адрес: 182354, Псковская область, Опочецкий район, д. Глубокое

Руководитель:

Сергеенко Надежда Викторовна,
учитель математики, руководитель фольклорного коллектива «Глубочане»

 

Адрес: 182354, Псковская область, Опочецкий район, д.Глубокое
т. 8(81138)34440
e-mail: gsosch@mail.ru

 

 

Глубокое, 2014

 

Оглавление

 

Стр.

I. Введение………………………………………………………………3

II. Квашня – предмет крестьянской утвари.

1. Историческая справка………………………………………………..4

2. Изготовление квашни………………………………………………..4

3. Выпечка хлеба………………………………………………………..5

4. Уход за квашнёй, хранение………………………………………….7

5. Квашня в обрядах жизненного цикла………………………………7

6. Приметы, поверья, гадания, связанные с квашнёй..………………9

III. Заключение…….……………………………………………………10

IV. Источники……..……………………………………………………11

V. Список литературы…………………………………………………12

VI. Приложение.

 

 

I.

 

Сегодня и взрослые, и дети интересуются русской стариной. У нас в школе есть краеведческий музей, в котором в русской избе много различных старинных предметов: ступа с пестом, ухват, различные горшки, корзинки, чашки (Прил.I). Наш фольклорный ансамбль «Глубочане» в свадебном обряде использовал квашню: невесту сажали на неё и расчесывали голову. Мы решили выяснить, помнят ли местные жители про этот предмет: из чего делалась квашня, как использовалась в быту, какая роль отводилась ей в обрядах.



Цель работы: Узнать, как делали квашню в деревнях нашей местности, и какое значение она имела в жизни человека.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать сведения из специальной литературы.

2. Выяснить, как изготавливали квашню.

3. Узнать роль квашни в обрядах.

4. Рассмотреть приметы, поговорки, загадки про квашню.

Методы исследования:

1. Изучение литературы по теме исследования.

2. Опрос жителей Глубоковской волости.

3. Сбор информации о квашне.

4. Фотографирование.

В ходе работы мы знакомились с различными книгами: Мария Семёнова. Мы – славяне!; Г.М.Науменко. Этнография детства; Народная традиционная культура Псковской области: Обзор экспедиционных материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра и др Были опрошены жители деревень Глубоковской волости: Глубокое, Зуйково, Рыгозы, Паново, Рупосы, Пятницыно (Прил.II).



 

II.

 

1. Слово квашня имеет несколько значений. Из словаря Ожегова мы узнали, что квашня – это деревянная кадка, кадушка для теста. Квашнёй называли забродившее тесто. А ещё так говорили о вялом, неповоротливом человеке, разине.

В быту у крестьян квашня появилась очень давно. Изготавливали её бондари. В Древней Руси бондарное дело было хорошо развито. Археологи на раскопках в древнем Новгороде нашли бондарную посуду Х – ХV веков. Древние мастера изготавливали бочки, кадки, ведра, шайки, жбаны, кружки и другие бондарные изделия. Еще в первые десятилетия ХХ столетия большинство посуды в домашнем хозяйстве многих крестьян было из дерева.

2. На Руси особенно ценились квашни из дуба или липы. В нашей местности эти деревья встречались редко, поэтому делали квашни из ели или сосны, которые росли в местных лесах. В д.Глубокое было развито бондарное дело. Одним из мастеров по изготовлению деревянных кадушек был Иванов Алексей Степанович (Прил.III). Сейчас в деревне почти никто не печет хлеб, но некоторые из местных жителей помнят, как они сами или их родственники изготавливали квашню. Так, Андреева Валентина Ивановна (Прил.IV) вспоминает: «Замуж вышла в деревню Марково, как жила у свекра, так там где-то на чердаке и осталась квашня». Сама она принимала участие в изготовлении квашни: «Делали из сосны или осины. Напилим, наколем, натешем дощечки, на печке высушим. Потом в железный составник широкий составляем. Разные инструменты использовали: фуган, рубанок, скобель, затирку (это чтоб рубец сделать, чтоб доно вставить)» [1]. Сергеенко Лидия Сергеевна (Прил.V) рассказала, что у них в семье отец и брат Иван делали кадки, в том числе и квашню. Делали квашню из ели, за ней ездили в соседний район. «Напилят в лесу, чураками домой привезут, наколят на доски. Потом эти доски стругают сначала двоерушником, потом рубанком, чтобы досочки были гладенькие, как стекло. Доски высушивали на печке. Потом к крайней привязывали тоненькую верёвочку и приставляли по кругу остальные досочки. У каждой был край отобран, чтоб плотнее было. Затем одевали обручи, обязательно ореховые, по два сверху и снизу» [8]. Иванов Петр Сергеевич (Прил.VI) рассказал, что семья у них была немаленькая, квашня была ведра на четыре. Делал её отец, Сергеев Иван Сергеевич, 1900 года рождения, который был бондарем. Квашню делали из ели, обручи делали из орешника. Использовали различные инструменты, среди них струг (им обрабатывали кадушки снаружи) и скобель (для обработки изнутри), которые сохранились до сих пор [2] (Прил.VII). Климченков Александр Пиманович (Прил.VIII) добавляет к этим рассказам, что квашню обязательно пропаривали горячей водой и раскаленными камнями. А обручи его отец делал железные, потому что был кузнецом [4]. В ходе работы удалось найти две квашни: у Калининой Анны Ивановны (Прил.IX) и Козловой Евгении Матвеевны (Прил.X). Анна Ивановна в 1951 году вышла замуж в деревню Евахново. Им с мужем свёкор сделал квашню, которую она хранила до сих пор, хотя давно не пользовалась («Жалко было выкидывать»). Эту квашню (с ореховыми обручами) (Прил.XI) Анна Ивановна передала на хранение в школьный краеведческий музей [3] (Прил.XII). А у Евгении Матвеевны хранится квашня с железными обручами [5] (Прил.XIII). Узина Антонина Филипповна (Прил.IV) рассказала, что в каждом доме была квашня. Крышку на неё не делали. Свою квашню другим не давали – примета плохая [9].



 

3. Издавна на Руси умели приготовлять кислое тесто и выпекать из него хлебы. Квашню натирали солью, размешанной с закваской, заливали теплой водой и бросали туда кусочек теста, оставшийся от предыдущей выпечки. Размешав закваску деревянной лопаткой – мутовкой, доливали теплую воду и засыпали просеянную через сито или решето муку, размешивали, ставили квашню в теплое место и сверху прикрывали чистым полотном.

К утру тесто поднималось, и его вымешивали, пока оно не начинало отставать от стенок квашни и от рук. Потом его опять ставили в теплое место и после того, как оно повторно подходило, снова вымешивали и разделывали на круглые гладкие хлебы. Давали им расстояться и только после этого «сажали» в печь.

Местные бабушки хорошо помнят, как они сами или их матери затворяли тесто и пекли хлеб. Андреева Валентина Ивановна (Прил.III) вспоминает: «Жили бедно, трудно было с продуктами. Чтобы приготовить тесто для хлеба , мох натолкём, мамка зерна какого-нибудь присыпя в жёрна, смелем всё это и квашню месить. Бывало, бузишь-бузишь, чтоб тесто получилось. В Глубокое за листьем кленовым ходили, на листьях хлеб пекли» [1]. Калинина Анна Ивановна (Прил.IX) с 15 лет хлеб пекла. Тесто делали так: картошку варили, толкли, разводили водой, туда муки добавляли и на ночь на печку ставили, чтоб закисло тесто [3]. Сергеенко Л.С. (Прил.V) вспоминает: «Квашня у нас была большая, вёдер на шесть, потому что семья была большая. Тесто долго месили, чтобы хлебная корка не отошла, а сам хлеб поднялся. В печку сразу ставили хлебов 6-9. Чтоб корочки на хлебе были, делали загнетку из лучины, зажигали перед хлебами. Когда она сгорит, печку заслоняли заслонкой» [8]. Узина Антонина Филипповна (Прил.XIV) рассказала, что в квашне всегда оставляли закваску, хлеб пекли каждую неделю [9]. Климченков А.П. (Прил.VIII) вспомнил, как однажды они с братом съели закваску, потому что очень хотелось есть. За это им попало от матери, так как той пришлось просить закваску у соседей. С тех пор, как бы ни хотелось есть, закваску братья не трогали, ждали, пока испечется хлеб [4]. Сергеенко Виктор Васильевич (Прил.XV) рассказал, как он сам делал помело из сосновых веточек, чтобы обметать под в печке; ходил за кленовыми листьями, которые клали на хлебную лопату под тесто. «Когда в доме пекли хлеб, по всей деревне дух хлебный стоял» [7]. Иванов П.С. (Прил.VI) рассказал, что мать с вечера закваску размешивала в квашне рогаткой, сделанной из сосны (Прил.XVI). Утром, пока печь топилась, тесто дважды вымешивали, потом брали ком теста, клали на лопату, пальцами делали по бокам кресты. Хлебы пекли большие, килограмма по четыре [2]. Все опрошенные жители сказали, что для выпечки хлеба использовали ржаную муку, которую делали сами из зерна, выращенного на своих участках [8] или полученного в качестве платы за работу в колхозе или МТС [2].

 

4. Из литературы мы узнали, что квашня была постоянно в работе и мыли её редко [1, с.74]. Это подтверждают опрошенные старожилы. Практически все, кто рассказывал про квашню, говорили, что её не мыли, а только «отскрёбывали» [8] . «Если помоешь, такого хлеба не получишь», – вспоминает Климченков А.П. [4] (Прил.VIII). Если долго не использовали квашню, то перед тем как замесить тесто, ее протирали луком, чтоб лучше заквасилось тесто [3]. Если хлеб пекли не каждый день, то хранили квашню в холодном месте (коридоре или под кроватью), чтоб закваска не испортилась, вспоминает Максимова Лидия Сергеевна [6] (Прил.XVII). Квашню накрывали льняной тряпкой, которую называли «хлебный плат» [5], «квашоный плат» [3], завязывали тоненькой верёвочкой. Этим же «платом» накрывали хлеб, когда доставали его из печи. В семье Климченковых квашня хранилась на копшуре (выступе над печкой) [4]. И только одна Узина А.Ф. (Прил.XIV) сказала, что они квашню обязательно мыли: «Квашоночку держали чистой, мыли. Это Божье дело» [9].

 

5. К сожалению, почти никто из бабушек не помнит, как использовали квашню в обрядах. Из литературы мы узнали, что квашня применялась в родильном обряде. Одно из главных событий в жизни семьи – родины. Бабка-повитуха приходила в дом, где была роженица, брала квашню, замешивала в ней ржаное тесто и говорила:

Растворю я квашонку на донышке,

Я поставлю квашонку на столбышке.

Узошла моя квашонка с краями ровна,

С краями ровна и совсем полна.

Как тебя, моя квашонка,

Творю не весь долгий денёк,

Так бы рабе Божией Аннушке

Мучиться один минутный часок!

В сутках сидеть, поперёк толстеть,

Не болеть ничего, родить хорошо!

И давала родильнице это тесто с ложки откушать [4, с.31].

Из книги «Народная традиционная культура Псковской области» мы узнали, что в Опочецком районе во время свадьбы невесту перед венцом сажали на квашню: «Вот пасадили на квашню, воласы расчасали. Крёстная матка абувала мяни» [2, с.506]. На квашню сажали, чтоб жилось богато, чтоб хлеб всегда был. В Печорском районе во время обряда чесания головы пели песню «Перед ясным образом стояла квашоночка»:

Перед ясным образом стояла квашоночка,

На квашоночке тяжела подушечка,

На подушечке сидит красна девушка,

Припечалившись, пригорюнившись,

Не может чесать буйной головушки.

А потом девушки выталкивают квашню ногами за дверь, чтобы самим скорее выйти замуж [2, с.291]. В некоторых районах Псковской области на квашню, покрытую салфеткой, сажали и жениха, чесали голову и наделяли [2, с.290]. В Гдовском районе на хлебную квашню сажали жениха с невестой после приезда из церкви: «Как уже приехали аны с церкви, ут тагда их на хлебнаю квашню посадют. Угастят. Накормют, ут тагда за стол посадют» [2, с.122]. Считалось, что во время свадебного пира молодых могут сглазить, поэтому и кормили их вначале отдельно. В Печорском районе плат «квашоный» входил в невестино приданое [2, с.290]. Итак, квашня в свадебном обряде была символом будущего счастья и хорошей жизни молодоженов.

И в похоронном обряде квашня тоже использовалась. Возвращаясь домой с похорон, наши предки старались первым долгом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог [3,с.66].

 

6. Из литературы и от бабушек мы узнали, что с квашнёй связано много примет, поверий, гаданий. Во время новоселья, входя первый раз в дом, хозяин непременно брал с собой хлеб или тесто в квашне. Они должны были выгнать из дома остатки зла (если оно там всё-таки затаилось) и, конечно, обеспечить новосёлам богатую и сытую жизнь [3, с.161]. Хлебную кадушку часто использовали для оберега. При пожаре поворачивали открытую квашню на огонь, чтобы его не разнесло ветром. Чтобы не началась гроза, кадушку носили по скотному двору. Квашню выносили на улицу, закрывали крышкой и на нее клали икону Николая-угодника, чтобы прекратился град. Девушки использовали квашню в гадании о замужестве. Квашню надевали на голову девушке и ей нужно было вслепую выйти на улицу, не промахнувшись мимо ворот. Если попала в ворота – замуж выйдет. Если во время святочных гаданий девушке пели: «За квашней сижу, пятерней вожу, еще посижу да еще повожу», значит, «в девках сидеть», быть одной.

Сергеенко Л.С. (Прил.V) рассказала, как они «квашоным» платом вылечили ребенка. У её маленькой племянницы Лёли были приступы эпилепсии. Во время такого приступа, когда ребёнок упал на пол, на неё накинули плат, которым квашню закрывали. Приступы прекратились [8].

Про квашню придуманы небылицы, загадки, поговорки. Например:

Лежит корова на канаве,
Опоясавшись квашней,
Тесто месит и взбивает,
Заправляет лебедой.

Загадки про квашню:

Слушаю, послушаю: вздох за вздохом, а в избе ни души.

Без рук, без ног, в гору лезет.

Выше дерева растет.

Не живой, а дышит.

 

III.
Анализируя собранный материал, мы сделали вывод, что все старожилы помнят, как делали квашню, как пекли хлеб.

К сожалению, сейчас в деревне никто не пользуется старинной квашней, а если кто и выпекает сам хлеб, использует современную посуду, но все опрошенные жители в один голос заявляли: «Поели бы того хлеба, из квашни!»

С помощью изучения материала по теме, опроса местных жителей мы больше узнали о прошлом своего края, о жизни наших односельчан. Мы планируем продолжить работу, материал про квашню внести в экскурсию по школьному музею.

Собранный материал вносит вклад в дальнейшее изучение истории родного края и способствует сохранению традиций русского народа.

Результаты поисково-исследовательской работы:

Ø Школьный музей пополнился новым экспонатом

Ø Создана картотека воспоминаний старожилов

Ø Подготовлен материал про квашню для экскурсии по школьному музею

 

 

Источники

1. Старожил Андреева Валентина Ивановна, 1930 г.р., д.Зуйково, уроженка д.Шелухи Глубоковской волости. Запись 18.01.2014г.

2. Старожил Иванов Петр Сергеевич, 1936 г.р., д.Глубокое, уроженец д.Пятницыно Глубоковской волости. Запись 03.02.2014г.

3. Старожил Калинина Анна Ивановна, 1930 г.р., д. Рыгозы, уроженка д.Рыгозы Глубоковской волости. Запись 18.01.2014г.

4. Старожил Климченков Александр Пиманович, 1950 г.р., д.Глубокое. Уроженец деревни Балашово, Алольского сельсовета (Пустошкинский район). Запись 23.01.2014г.

5. Старожил Козлова Евгения Матвеевна, 1937 г.р., д. Глубокое, уроженка д.Дорошово Каменской волости (ныне Глубоковской волости). Запись 16.12.2013.

6. Максимова Лидия Сергеевна, 1924г.р., д.Глубокое, уроженка д. Коршуны Лобовского с/с. Запись 23.01.2014г.

7. Старожил Сергеенко Виктор Васильевич, 1956 г.р., д.Глубокое, уроженец д.Евахново Алольской волости, запись 03.02.2014г.

8. Старожил Сергеенко Лидия Сергеевна, 1928г.р., д.Рупосы, уроженка

д.Ляти, Водобегский с/с Глубоковской волости. Запись 06.11.2013г.

9. Старожил Узина Антонина Филипповна, 1924г.р., д.Паново, уроженка хутора Кобылкино Глубоковской волости. Запись 06.11.2013г.

 

Литература

 

1. Ковалёв В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. Москва, «Советская Россия», 1990г.

2. Мехнецов А.М. Народная традиционная культура Псковской области: Обзор экспедиционных материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра. Издательство Псковского областного центра народного творчества, 2002.

3. Семёнова Мария. Мы – славяне! Санкт-Петербург, Издательство «Азбука», 1997г. стр. 161

4. Науменко Г.М.. Этнография детства. Беловодье. Москва. 1998г. стр. 31

 

Приложение.

 

I. Ксерокопия фотографии «Школьный краеведческий музей».

II. Фрагмент карты Опочецкого района.

III. Ксерокопия фотографии Иванова Алексея Степановича.

IV. Ксерокопия фотографии Андреевой Валентины Ивановны.

V. Ксерокопия фотографии Сергеенко Лидии Сергеевны.

VI. Ксерокопия фотографии Иванова Петра Сергеевича.

VII. Ксерокопия фотографии струга, скобеля.

VIII. Ксерокопия фотографии Климченкова Александра Пимановича.

IX. Ксерокопия фотографии Калининой Анны Ивановны.

X. Ксерокопия фотографии Козловой Евгении Матвеевны.

XI. Ксерокопия фотографий «Квашня с ореховыми обручами».

XII. Ксерокопия фотографии «Квашня в школьном музее».

XIII. Ксерокопия фотографий «Квашня с железными обручами».

XIV. Ксерокопия фотографии Узиной Антонины Филипповны.

XV. Ксерокопия фотографии Сергеенко Виктора Васильевича.

XVI. Ксерокопия фотографии «Рогатки из сосны».

XVII. Ксерокопия фотографии Максимовой Лидии Сергеевны.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.