ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Л.Н. Горина
Итоговая государственная аттестация
Бакалавра
По направлению подготовки
«ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Профили: «Безопасность технологических процессов и производств»,
«Пожарная безопасность»,
«Охрана природной среды и ресурсосбережение»
Учебно-методическое пособие
ТОЛЬЯТТИ 2015
УДК 629.039.58
ББК 30
Горина Л.Н. Итоговая государственная аттестация бакалавра по направлению подготовки «Техносферная безопасность», профили «Безопасность технологических процессов и производств», «Пожарная безопасность», «Охрана природной среды и ресурсосбережение». - Тольятти: изд-во ТГУ, 2015. – 247 с.
Описаны структура, содержание, порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 280700 (20.03.01) «Техносферная безопасность», профили «Безопасность технологических процессов и производств», «Пожарная безопасность», «Охрана природной среды и ресурсосбережение».
Для студентов по направлению подготовки 280700 (20.03.01) «Техносферная безопасность», профили «Безопасность технологических процессов и производств», «Пожарная безопасность», «Охрана природной среды и ресурсосбережение».
Рецензенты: д.т.н., профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Самарского государственного технического университета, заслуженный деятель науки РФ Г.Н. Яговкин;
Д.п.н., профессор кафедры Промышленной и экологической безопасности Казанского национального исследовательского технического университета им А.Н. Туполева – КАИ Е.В. Муравьева
Утверждено научно- методическим советом Тольяттинского государственного университета.
Ó Тольяттинский государственный
университет , 2015г.
Ó Горина Л.Н., 2015г.
Содержание
Общие положения. 7
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ.. 9
2. .ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.. 12
Профиль «Безопасность технологических процессов и производств». 12
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Охрана труда». 12
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Производственная санитария и гигиена» 15
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Промышленная безопасность и производственный контроль». 18
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Промышленная экология». 25
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Безопасность труда и технологий» 32
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Производственная безопасность» 35
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Пожарная безопасность». 39
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Электробезопасность». 42
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Управление техносферной безопасностью» 44
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний». 47
3. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.. 50
Профиль «Пожарная безопасность». 50
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Тактика сил РСЧС и ГО». 50
Вопросы к зачету по учебному курсу «Системы связи и оповещения». 52
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Пожаротушение». 55
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Организация и ведение аварийно - спасательных работ». 58
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Пожарная безопасность объектов» 61
Вопросы к зачету по учебному курсу «Пожарная безопасность электроустановок» 64
Вопросы к зачету по учебному курсу «Расследование пожаров». 66
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Пожарная техника». 69
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Устойчивость объектов при пожаре» 72
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Управление пожарной безопасностью» 75
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Государственный пожарный надзор» 78
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Организация деятельности противопожарной службы». 82
4. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.. 84
Профиль «Охрана природной среды и ресурсосбережение». 84
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Ноксология». 84
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Надежность технических систем и техногенный риск». 87
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Промышленная экология». 89
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Безопасность в ЧС». 90
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Природоохранная деятельность по снижению загрязнения воздушной среды». 92
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Природоохранная деятельность по снижению загрязнения водных объектов». 93
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Природоохранная деятельность по обращению отходов производства и потребления». 95
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Оборудование для очистки воздушных выбросов». 97
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Оборудование для очистки промышленных сточных вод». 99
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Санитарно-экологическая оценка объектов». 100
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Охрана труда». 102
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Экологический мониторинг». 104
Вопросы к экзамену по учебному курсу «Управление экологической безопасностью». 106
5. ОБРАЗЕЦ БИЛЕТА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ.. 109
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.. 110
7. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.. 111
Тематика выпускных квалификационных работ Профиль «Безопасность технологических процессов и производств». 112
Тематика выпускных квалификационных работ Профиль «Пожарная безопасность». 114
Тематика выпускных квалификационных работ Профиль «Охрана природной среды и ресурсосбережение». 116
8. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРОФИЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ». 124
9. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРОФИЛЬ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ». 135
10. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРОФИЛЬ «ОХРАНА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ». 143
11. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 149
ПРИ ОЦЕНКЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ.. 149
РАБОТЫ И ЕЕ ЗАЩИТЫ... 149
Литература. 153
ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 154
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.. 156
ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 237
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. 240
ПРИЛОЖЕНИЕ Д.. 246
Общие положения
Учебно-методическое пособие по дипломному проектированию разработано на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Техносферная безопасность (квалификация (степень) "бакалавр-инженер"), профилей «Безопасность технологических процессов и производств», «Пожарная безопасность», «Охрана природной среды и ресурсосбережение», «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников университета» и «Положения о выпускной квалификационной работе».
Выпускная квалификационная работа (дипломная работа или проект) бакалавра по направлению подготовки Техносферная безопасность представляет собой законченную разработку, в которой решается одна из актуальных задач в области безопасности технологических процессов и производств, пожарной безопасности и инженерной защиты окружающей среды. При выполнении работы студент-дипломник должен использовать современную законодательную и нормативно-техническую базу, современные компьютерные технологии сбора, хранения и обработки информации, программные продукты в данной области.
В выпускной квалификационной работе по направлению подготовки Техносферная безопасность выпускник должен: продемонстрировать владение следующими профессиональными компетенциями.
Проектно-конструкторская:
способностью ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера;
способностью разрабатывать и использовать графическую документацию;
способностью принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности в составе коллектива ;
способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники;
способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности.
Сервисно-эксплуатационная:
способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты;
способностью принимать участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты;
способностью ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей.
Организационно-управленческая:
способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности;
готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе;
способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере;
готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики;
способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях.
Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская:
способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду;
способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации;
способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов;
способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска;
способностью контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты.
Научно-исследовательская:
способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности;
способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные;
способностью решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.
1.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавров.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
человек и опасности, связанные с человеческой деятельностью;
опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;
опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями;
опасные технологические процессы и производства;
методы и средства оценки опасностей, риска;
методы и средства защиты человека и среды обитания от опасностей;
правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду;
методы, средства спасения человека.
1.3. Бакалавр по направлению подготовки Техносферная безопасность готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
проектно-конструкторская;
сервисно-эксплуатационная;
организационно-управленческая;
экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;
научно-исследовательская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
1.4. Бакалавр по направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности.
Проектно-конструкторская:
участие в проектных работах в составе коллектива в области создания средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий, разработке разделов проектов, связанных с вопросами безопасности, самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов среднего уровня сложности;
идентификация источников опасностей на предприятии, определение уровней опасностей;
определение зон повышенного техногенного риска;
подготовка проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств с применением электронно-вычислительных машин;
участие в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов;
участие в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Сервисно-эксплуатационная:
эксплуатация средств защиты и контроля безопасности;
выбор известных методов (систем) защиты человека и среды обитания и ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям;
составление инструкций по безопасности.
Организационно-управленческая:
обучение рабочих и служащих требованиям безопасности;
участие в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях;
участие в разработке нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на уровне предприятия.
Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская:
проведение контроля состояния средств защиты;
выполнение мониторинга полей и источников опасностей в среде обитания;
участие в проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы.
Научно-исследовательская:
участие в выполнении научных исследований в области безопасности под руководством и в составе коллектива, выполнение экспериментов и обработка их результатов;
анализ опасностей техносферы;
участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты;
подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|