Сделай Сам Свою Работу на 5

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Л.Н. Горина

 

Итоговая государственная аттестация

Бакалавра

По направлению подготовки

«ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Профили: «Безопасность технологических процессов и производств»,

«Пожарная безопасность»,

«Охрана природной среды и ресурсосбережение»

Учебно-методическое пособие

 

 

ТОЛЬЯТТИ 2015


 

 

УДК 629.039.58

ББК 30

Горина Л.Н. Итоговая государственная аттестация бакалавра по направлению подготовки «Техносферная безопасность», профили «Безопасность технологических процессов и производств», «Пожарная безопасность», «Охрана природной среды и ресурсосбережение». - Тольятти: изд-во ТГУ, 2015. – 247 с.

 

 

Описаны структура, содержание, порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 280700 (20.03.01) «Техносферная безопасность», профили «Безопасность технологических процессов и производств», «Пожарная безопасность», «Охрана природной среды и ресурсосбережение».



Для студентов по направлению подготовки 280700 (20.03.01) «Техносферная безопасность», профили «Безопасность технологических процессов и производств», «Пожарная безопасность», «Охрана природной среды и ресурсосбережение».

 

Рецензенты: д.т.н., профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Самарского государственного технического университета, заслуженный деятель науки РФ Г.Н. Яговкин;

Д.п.н., профессор кафедры Промышленной и экологической безопасности Казанского национального исследовательского технического университета им А.Н. Туполева – КАИ Е.В. Муравьева

 

Утверждено научно- методическим советом Тольяттинского государственного университета.

Ó Тольяттинский государственный

университет , 2015г.

Ó Горина Л.Н., 2015г.

Содержание

Общие положения. 7

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ.. 9

2. .ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.. 12

Профиль «Безопасность технологических процессов и производств». 12

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Охрана труда». 12



Вопросы к экзамену по учебному курсу «Производственная санитария и гигиена» 15

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Промышленная безопасность и производственный контроль». 18

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Промышленная экология». 25

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Безопасность труда и технологий» 32

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Производственная безопасность» 35

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Пожарная безопасность». 39

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Электробезопасность». 42

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Управление техносферной безопасностью» 44

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний». 47

3. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.. 50

Профиль «Пожарная безопасность». 50

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Тактика сил РСЧС и ГО». 50

Вопросы к зачету по учебному курсу «Системы связи и оповещения». 52

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Пожаротушение». 55

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Организация и ведение аварийно - спасательных работ». 58

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Пожарная безопасность объектов» 61

Вопросы к зачету по учебному курсу «Пожарная безопасность электроустановок» 64

Вопросы к зачету по учебному курсу «Расследование пожаров». 66

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Пожарная техника». 69

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Устойчивость объектов при пожаре» 72

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Управление пожарной безопасностью» 75

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Государственный пожарный надзор» 78



Вопросы к экзамену по учебному курсу «Организация деятельности противопожарной службы». 82

4. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.. 84

Профиль «Охрана природной среды и ресурсосбережение». 84

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Ноксология». 84

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Надежность технических систем и техногенный риск». 87

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Промышленная экология». 89

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Безопасность в ЧС». 90

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Природоохранная деятельность по снижению загрязнения воздушной среды». 92

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Природоохранная деятельность по снижению загрязнения водных объектов». 93

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Природоохранная деятельность по обращению отходов производства и потребления». 95

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Оборудование для очистки воздушных выбросов». 97

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Оборудование для очистки промышленных сточных вод». 99

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Санитарно-экологическая оценка объектов». 100

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Охрана труда». 102

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Экологический мониторинг». 104

Вопросы к экзамену по учебному курсу «Управление экологической безопасностью». 106

5. ОБРАЗЕЦ БИЛЕТА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ.. 109

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.. 110

7. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.. 111

Тематика выпускных квалификационных работ Профиль «Безопасность технологических процессов и производств». 112

Тематика выпускных квалификационных работ Профиль «Пожарная безопасность». 114

Тематика выпускных квалификационных работ Профиль «Охрана природной среды и ресурсосбережение». 116

8. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРОФИЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ». 124

9. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРОФИЛЬ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ». 135

10. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРОФИЛЬ «ОХРАНА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ». 143

11. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 149

ПРИ ОЦЕНКЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ.. 149

РАБОТЫ И ЕЕ ЗАЩИТЫ... 149

Литература. 153

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 154

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.. 156

ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 237

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. 240

ПРИЛОЖЕНИЕ Д.. 246

 


Общие положения

 

Учебно-методическое пособие по дипломному проектированию разработано на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Техносферная безопасность (квалификация (степень) "бакалавр-инженер"), профилей «Безопасность технологических процессов и производств», «Пожарная безопасность», «Охрана природной среды и ресурсосбережение», «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников университета» и «Положения о выпускной квалификационной работе».

Выпускная квалификационная работа (дипломная работа или проект) бакалавра по направлению подготовки Техносферная безопасность представляет собой законченную разработку, в которой решается одна из актуальных задач в области безопасности технологических процессов и производств, пожарной безопасности и инженерной защиты окружающей среды. При выполнении работы студент-дипломник должен использовать современную законодательную и нормативно-техническую базу, современные компьютерные технологии сбора, хранения и обработки информации, программные продукты в данной области.

В выпускной квалификационной работе по направлению подготовки Техносферная безопасность выпускник должен: продемонстрировать владение следующими профессиональными компетенциями.

Проектно-конструкторская:

способностью ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера;

способностью разрабатывать и использовать графическую документацию;

способностью принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности в составе коллектива ;

способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники;

способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности.

Сервисно-эксплуатационная:

способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты;

способностью принимать участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты;

способностью ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей.

Организационно-управленческая:

способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности;

готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе;

способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере;

готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики;

способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях.

Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская:

способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду;

способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации;

способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов;

способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска;

способностью контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты.

Научно-исследовательская:

способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности;

способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные;

способностью решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

 

1.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.

1.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавров.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

человек и опасности, связанные с человеческой деятельностью;

опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;

опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями;

опасные технологические процессы и производства;

методы и средства оценки опасностей, риска;

методы и средства защиты человека и среды обитания от опасностей;

правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду;

методы, средства спасения человека.

1.3. Бакалавр по направлению подготовки Техносферная безопасность готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

проектно-конструкторская;

сервисно-эксплуатационная;

организационно-управленческая;

экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;

научно-исследовательская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

1.4. Бакалавр по направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности.

Проектно-конструкторская:

участие в проектных работах в составе коллектива в области создания средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий, разработке разделов проектов, связанных с вопросами безопасности, самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов среднего уровня сложности;

идентификация источников опасностей на предприятии, определение уровней опасностей;

определение зон повышенного техногенного риска;

подготовка проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств с применением электронно-вычислительных машин;

участие в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов;

участие в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Сервисно-эксплуатационная:

эксплуатация средств защиты и контроля безопасности;

выбор известных методов (систем) защиты человека и среды обитания и ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям;

составление инструкций по безопасности.

Организационно-управленческая:

обучение рабочих и служащих требованиям безопасности;

участие в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях;

участие в разработке нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на уровне предприятия.

Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская:

проведение контроля состояния средств защиты;

выполнение мониторинга полей и источников опасностей в среде обитания;

участие в проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы.

Научно-исследовательская:

участие в выполнении научных исследований в области безопасности под руководством и в составе коллектива, выполнение экспериментов и обработка их результатов;

анализ опасностей техносферы;

участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты;

подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.