Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема практического занятия 2: «Стороны в гражданском процессе. Третьи лица в гражданском процессе» (2 часа)





Практические занятия для очно-заочной формы обучения

РАЗДЕЛ I.

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА «ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС». ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ

Тема практического занятия 1: «Принципы гражданского процессуального права» (2 часа)

1.Понятие принципов гражданского процессуального права и их значение.

2.Классификация принципов гражданского процессуального права.

3.Организационно – функциональные принципы правосудия.

4.Принципы, определяющие процессуальную деятельность.

Задания для подготовки к занятию: прослушивание лекции, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач, подготовка дискуссии «Принципы состязательности и объективной истины: модель соотношения».

Задание 1

Меркулова обратилась в суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи жилого помещения, заключенного с Блиновым, ссылаясь на то, что она была введена ответчиком в заблуждение относительно состояния квартиры: помещение оказалось сырым и холодным, в нем она не может проживать по состоянию здоровья.



В ходе судебного разбирательства суд, заслушав объяснения сторон, объявил перерыв до следующего дня. На следующий день суд вынес определение, которым возобновил рассмотрение дела по существу и привлек в качестве истцов племянниц Меркуловой - Мерзлякову Н.В. и Мерзлякову П.В., проживающих совместно с истицей.

Дело было продолжено и рассмотрено в отсутствие Мерзляковой П.В., не извещенной о месте и времени судебного разбирательства, поскольку она в это время находилась в больнице. Мерзлякова Н.В. просила повторно допросить всех свидетелей, ссылаясь на то, что она при исследовании доказательств не присутствовала. Суд это ходатайство оставил без удовлетворения, ограничившись оглашением протокола судебного заседания.

 

1. Какие процессуальные нормы были нарушены при рассмотрении данного дела?

2. Определите, какие принципы гражданского процессуального права были нарушены?

3. Вправе ли суд привлекать по своей инициативе в процесс истцов, ответчиков?

4. Подготовка дискуссии «Принципы состязательности и объективной истины: модель соотношения в разных типах процесса». Тезисы дискуссии изложите в письменном виде.



 

Задание 2

Районный суд рассматривал спор бывших супругов Петровых об определении места жительства их несовершеннолетних дочерей Инны и Арины и участии в их воспитании отдельно проживающего родителя.

По ходатайству Петровой исследование письменных доказательств (личной переписки Петровых) и допрос свидетелей проводились в закрытом судебном заседании. В ходе исследования доказательств выяснился ряд обстоятельств неэтичного поведения каждого из бывших супругов по отношению друг к другу, а также по отношению к детям.

Рассмотрев дело по существу и исследовав представленные сторонами доказательства, судья удалился в совещательную комнату, после чего в присутствии сторон и других лиц публично огласил судебное решение. Ответчица Петрова была лишена родительских прав. В решении было записано, что исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждаются многочисленные факты аморального поведения Петровой в отношении детей, что может негативно отразиться на их нормальном развитии в дальнейшем.

1. Какие ошибки допущены по делу?

2. Соответствуют ли действия суда принципам гражданского процессуального права?

3. Подготовьте дискуссию на тему: «Гласность или конфиденциальность судебного разбирательства? Нужен ли современному процессу принцип гласности?» Тезисы дискуссии изложите в письменном виде.

Задание 3

При рассмотрении в районном суде дела по иску Савельева к Ищенко о возврате 20 000 рублей, переданных по договору займа, заключенному в устной форме, истец Савельев заявил ходатайство о допросе в качестве свидетеля г-на Тьерри. По утверждению истца, свидетель присутствовал при обсуждении условий договора и передаче ответчику денег. Одновременно истец просил суд об обеспечении свидетеля Тьерри (француза по национальности) услугами переводчика, поскольку свидетель недостаточно хорошо владеет русским языком, на котором ведется судопроизводство.



Суд отказал в удовлетворении ходатайства, мотивировав свой отказ следующим образом. В соответствии с ч. 2 ст.9 ГПК право пользоваться услугами переводчика принадлежит лишь лицам, участвующим в деле.

Истец также заявил ходатайство о приобщении к материалам дела и исследовании в судебном заседании переписки с ответчиком (распечатки на бумажном носители сообщений, отправленных по электронной почте), из которых следует, что ответчик неоднократно обращался к истцу с просьбой об изменении срока возврата денежных средств и предоставлении рассрочки погашения долга.

Ответчик Ищенко заявил ходатайство об отложении разбирательства дела с целью ознакомления с представленными доказательствами и подготовки мотивированных возражений. Суд отклонил ходатайство об отложении, объявив вместо этого перерыв на один час.

Во время перерыва суд разрешил дело по иску Борисовой к Борисову о расторжении брака и вынес соответствующее решение. По окончании перерыва суд без учета мнения сторон приобщил материалы переписки к делу и продолжил рассмотрение дела.

1. Какие процессуальные нормы были нарушены при рассмотрении данного дела?

2. Нарушены ли в данном случае какие-либо принципы гражданского процессуального права?

3. Назовите исключения из принципа непосредственности.

Задание 4

Мировой судья рассматривал дела по иску Петренко к ООО «Прогресс» о взыскании 45 000 руб. за выполненную истцом по договору подряда с ООО работу.

В ходе рассмотрения дела истец заявил ходатайство об увеличении размера взыскиваемой суммы на 7 000 рублей. Ответчик ходатайствовал о приобщении к делу акта, подтверждающего ненадлежащее качество выполненных истцом работ. В свою очередь истец просил отложить разбирательства дела для ознакомления с представленными ответчиком документами. Судья в удовлетворении такого ходатайства отказал, рекомендовав ознакомиться с этими документами в ходе процесса, так как они не велики по объему.

Зачитав показания свидетеля со стороны ответчика Свиридова, написанные им собственноручно, поскольку вследствие болезни он не смог явиться в судебное заседание, судья приобщил к делу акт, с которым успел ознакомиться Петренко. Решением суда в удовлетворении иска было отказано.

1. Какие процессуальные нормы были нарушены при рассмотрении данного дела?

2. Нарушены ли в данном случае какие-либо принципы гражданского процессуального права?

3. Подготовьте дискуссию на тему: «Должен ли суд устанавливать истину по делу?». Тезисы дискуссии изложите в письменном виде.

 

Задача 5

Карпова обратилась в суд с иском к Карпову о расторжении брака. Рассмотрение дела по иску Карповой к Карпову дважды откладывалось по причине неявки ответчика в судебное заседание.

В третий раз слушание дела было назначено на 7 июля. В начале судебного заседания выяснилось, что ответчик не был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Исходя из того, что ответчик ни разу в судебное заседание не являлся и, по-видимому, ему безразличен исход дела, суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившейся стороны.

Рассмотрев данное требование, суд его удовлетворил. Одновременно в решении было записано, что несовершеннолетние дети бывших супругов будут проживать с Карповой, и с Карпова взысканы алименты на их содержание.

1. Какие процессуальные нормы были нарушены при рассмотрении данного дела?

2. Нарушены ли в данном случае какие-либо принципы гражданского процессуального права?

3. Подготовьте дискуссию на тему: «Принцип диспозитивности и пределы его действия» Тезисы дискуссии изложите в письменном виде.

РАЗДЕЛ II.

ГРАЖДАНСКИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ИХ ОСОБЕННОСТИ И СУБЪЕКТЫ

Тема практического занятия 2: «Стороны в гражданском процессе. Третьи лица в гражданском процессе» (2 часа)

1.Понятие сторон в гражданском процессе, их процессуальные права и обязанности.

2.Гражданская процессуальная правоспособность и гражданская процессуальная дееспособность.

3.Процессуальное соучастие.

4.Замена ненадлежащего ответчика.

5.Процессуальное правопреемство.

6.Понятие третьих лиц в гражданском процессе.

7.Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.

Задания для подготовки к занятию: изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач, составление проектов ходатайств, подготовка сравнительных таблиц и схем.

Задание 1

Дорогов 15 лет предъявил иск Пестрякову 16 лет о взыскании 30 тысяч рублей, переданных ему взаймы для покупки мобильного телефона. Срок наступления возврата денег наступил, но деньги Пестряков так и не вернул. Бабушка Пестрякова предъявила встречный иск к Дорогову о возврате игровой приставки, стоимостью 25 тысяч рублей, подаренной ею внуку на день рождения, которую Дорогов отказывается вернуть добровольно.

Суд оставил исковое заявление без рассмотрения, сославшись на то, что иск предъявлен недееспособным лицом и отказал в принятии встречного иска от Петряковой, мотивируя тем, что у неё отсутствует доверенность на ведение дела от имени внука.

1. Раскройте понятие и содержание гражданской процессуальная дееспособность? С какого момента она наступает у граждан?

2. Проанализируйте данную правовую ситуацию. Допущены ли судом какие-то ошибки?

Задание 2

Шульгина обратилась в суд с иском к ОО «Фарм-Итекс» о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Рассмотрение дела было назначено на 16 апреля 2013 года. Перед началом судебного заседания в суд поступило сообщение о том, что истица скончалась 13 апреля. Судья вынес определение о приостановлении производства по делу до вступления в процесс правопреемника истицы.

1. Правильно ли поступил судья?

2. Назовите основания процессуального правопреемства?

3. Определите процессуальные последствия вступления в дело правопреемника?

4. Сформулируйте, в каких случаях правопреемство в процессе не допускается?

5. Раскройте, в чем состоит отличие процессуального правопреемства на стороне ответчика от замены ненадлежащего ответчика.

Задание 3

Перечислите процессуальные действия, которые не вправе совершать третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора.

 

Задание 4

Иванов обратился в суд с иском к своей супруге Ивановой о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества. Узнав об этом, в этот же суд обратился сосед Ивановых, Ковалев. Он просил суд допустить его к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, мотивируя тем, что Иванов взял у него по договору займа 20 000 рублей и не вернул в оговоренный срок. Ковалев опасается, что все совместно нажитое имущество супругов будет передано жене, и исполнение обязательства по договору займа будет затруднено. Одновременно в суд обратилась мать Иванова с ходатайством о допуске ее в процесс в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования. Она указывала, что супруги включили в состав совместно нажитого имущества мебельный гарнитур, который она передала им в пользование 6 лет назад, когда в их квартире не хватало мебели. И этот мебельный гарнитур она хотела бы получить назад.

1. Сформулируйте понятие и охарактеризуйте виды третьих лиц в гражданском процессе.

2. Каковы основания допуска третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле?

3. Следует ли суду удовлетворить ходатайства о допуске к участию в деле в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования?

Тема практического занятия 3: «Участие прокурора в гражданском процессе. Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц. Представительство в суде» (2 часа)

1.Цели и задачи участия прокурора в гражданском процессе.

2.Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе.

3.Участие прокурора в суде первой инстанции.

4.Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по ст. 46 ГПК РФ. Условия возбуждения гражданского дела в защиту других лиц.

5.Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления с целью дачи заключения по делу. Процессуальные права и обязанности этих органов.

6. Понятие, основания и виды судебного представительства.

Задания для подготовки к занятию: изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач, составление сравнительных таблиц и схем в форме электронных презентаций, составление проекта заключения прокурора по конкретному делу, обобщение практики участия прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих в защиту прав и законных интересов других лиц, в гражданском процессе по отдельным категориям дел.

 

Задание 1

Прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов своего соседа по дому, инвалида 2-й группы Котлова к его жене Котловой о расторжении брака. В заявлении прокурор указал, что Котлова злоупотребляет спиртными напитками, постоянно приводит в дом приятелей для распития алкоголя, устраивает скандалы и даже бьет супруга-инвалида. По мнению прокурора, интересы инвалида, нуждающегося в спокойствии, соблюдении режима, особом уходе, страдают от поведения жены. Руководствуясь ст.45 ГПК РФ, прокурор обращается в суд с иском в интересах Котлова, поскольку по состоянию здоровья он сам не может обратиться в суд. При рассмотрении дела по существу Котлов заявил, что он не просил прокурора подавать иск о расторжении брака, и он не поддерживает это требование, отказывается от иска. Прокурор просил суд для защиты интересов Котлова, который не может по состоянию здоровья защищать свои права, и для последующего решения вопроса о назначении ему попечителя, привлечь к участию в деле органы опеки и попечительства.

1. Вправе ли прокурор в данном случае обращаться в суд с иском о расторжении брака?

2. Определите права и обязанности прокурора, обратившегося в суд с иском в защиту чужих интересов?

3. Как следует поступить суду, если истец отказывается от иска, поданного прокурором?

4. Оцените правильность доводов прокурора о необходимости привлечения к участию в деле органов опеки и попечительства.

5. Составьте обобщение судебной практики по делам, возбужденным по заявлению прокурора. Обобщение должно содержать не менее пяти примеров по гражданским делам, рассмотренным судами общей юрисдикции.

Задание 2

Общественная организация «Патриот» обратилась в суд с иском к фабрике фарфоровых изделий «Алый мак» о защите чести и достоинства императрицы российской Екатерины II Великой, опороченной распространением фарфоровых изделий с её изображением вместе с фаворитами, носящих фривольный характер, о запрете распространения продукции этой серии и изъятии её из торговой сети. Свое заявление общественная организации обосновала необходимостью защитить поруганную честь и достоинство личности выдающегося исторического деятеля, внесшего серьезный вклад в развитие российской государственности.

1.Сформулируйте, кто и в каких формах вправе защищать в суде чужие интересы от своего имени?

2. Чей интерес защищается данным иском?

3. Определите процессуальное положение указанных в задаче субъектов, обосновывая свои выводы нормами материального и процессуального права.

4. Сравните участие прокурора и иных лиц, защищающих интересы других лиц, в гражданском процессе. Составьте сравнительную таблицу.

 

Задание 3. Назовите отличия прав и обязанностей государственного органа, возбуждающего гражданское дело в защиту прав другого лица от прав и обязанностей государственного органа, дающего заключение по делу.

Задание 4.Соответствует ли принципу диспозитивности институт участия прокурора в гражданском процессе?

Задание 5.Перечислите процессуальные права и обязанности прокурора, возбуждающего гражданское дело, не совпадающие с процессуальными правами и обязанностями истца.

Задание 6. Орган опеки и попечительства обратился в суд с исковым заявлением об отмене усыновления Петровыми ранее усыновленного ими Григорьева Виктора, 12 лет. Основанием послужили объяснения работников школы, в которой учится Виктор, об их наблюдениях за поведением ребенка. Работники школы считают, что в последние месяцы Виктор стал нервозен, раздражителен, конфликтен, вместе с тем он явно боится своих усыновителей. В отзыве на исковое заявление Петровы указали, что нервозность Виктора объясняется влиянием переходного возраста, что они применяют к нему меры воспитательного характера, но эти меры не являются физическим воздействием на ребенка.

Какие действия в этом процессе необходимо совершить суду, прокурору, органу опеки и попечительства?

 

Задание 7. Составьте сравнительную таблицу полномочий представителя (по видам), разбив полномочия на две группы: «вправе совершать без специального разрешения», «не вправе совершать без специального разрешения».

 

РАЗДЕЛ III.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.