Сделай Сам Свою Работу на 5

Мезолит, неолит, энеолит (медный век)





Основные черты развития искусства первобытного общества. Искусство палеолита и его особенности. Особенности искусства эпохи неолита.

Первобытное искусство раскрывает зарождение всех видов изобразительного творчества и архитектуры.
Вся история первобытного общества разделяется на три основных периода:
- Эпоха первобытного стада (каменный), подразделяющаяся на:
палеолит (древнекаменный) – 2 млн.- 10 тыс. лет до н.э.,
мезолит (среднекаменный) - 10-6 тыс. лет до н.э.,
неолит (новокаменный) - 6-2 тыс. лет до н.э.;
- Эпоха родовой общины (бронзовый) - 2-ое тыс. до н.э. (матриархат и патриархат);
- Эпоха разложения первобытной формации, период высшей демократии или первобытно-соседской общины (железный) - с 1 тысячелетия до н.э.

Искусство эпохи палеолита и его особенности (35-10 тыс. лет до н.э.).

Палеолит, в свою очередь, содержит три периода:
Древний (нижний) - до 150 тыс. лет до н.э.,
Средний - 150-35 тыс. лет до н.э. (пятна на каменных плитах, пещеры ля Фераси),
Верхний (поздний) - 35-10 тыс. лет до н. э, содержащий два периода - Ориньяк-Саморейский (35-20 тыс. лет до н.э.) и Мадлен (20-10 тыс. лет до н.э.).

Поздний палеолит.

Ориньяк-Саморейский период.
Первые шаги в области изобразительного искусства. Появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульптура (Франция, Испания). В основном изображения животных, но появляются и человеческие фигуры (женщин).



Период Мадлен.
Появляются разноцветные изображения. Альтамирская пещера (Испания). Изображения животных группируются в один сюжет (табун лошадей из грота Шаффо - Франция). Изображения животных и птиц (Костенки, Гагарино, Авдеево в России). Ощущается гармония, симметрия, ритм (Мезино на Украине).
Наскальные росписи в Альтамировской пещере в Испании (Бизон - красной краской; нежная, трогательная лань). Наскальные рисунки и росписи в пещерах эпохи палеолита на юге Франции (Голова оленя - пещеры Нао, "Зал быков" - пещера де-Леско).

Особенности искусства эпохи неолита (новокаменный век).
Новая техника обработки камня. Гончарное производство и строительное дело говорят об осёдлости. Переход от матриархата к патриархату.
Развиваются условно-орнаментальные формы изображения, украшаются предметы, находившиеся в распоряжении человека.
Изображения отвлечённых от натуральной природы форм: крест, спираль, треугольник, ромб. Фигуры птиц, человека стилизуются и встречаются в украшениях сосудов. Глиняные женские статуэтки часто покрываются узорами. Орнаментом наши предки старались выявить форму и назначение. В мелкой пластике встречаются женские фигурки с большим числом условностей.
Широкое распространение получили наскальные изображения, исполненные главным образом ударной техникой - Урал, Кольский п-ов, Онежское озеро, Сибирь.
Во всех этих районах неолитические охотники оставили живые выразительные изображения животных. На северо-востоке Европы попадаются многофигурные сцены. Животные идут всегда в одном направлении; длинные вереницы оленей или лосей, тянущихся вдоль реки. Изображение человека уступает изображениям животных.



Гипотеза происхождения искусства

Существует несколько гипотез происхождения искусства:

1. «Искусство для искусства» - первобытному человеку доставляло удовольствие рисовать мамонтов и оленей.

2. Мемориальное значение петроглифов – в них увековечены выдающиеся события в жизни людей, например, удачная охота и т д.

3. Мишени и наглядные пособия для обучения юношества метанию

Но в эти пещеры очень трудно попасть:

-для собственного удовольствия или в назидание потомству древний человек рисовал бы в более доступных местах

-многие рисунки сделаны поверх старых композиций так, что порой нелегко разобрать к какой фигуре относится та или иная деталь – это обстоятельство ставит под сомнение цель изображений как предметов красоты или желания увековечить некое событие



-все говорит о том, что для наших далёких предков гравировки росписи на скалах были частью тайных, сокровенных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины.

Периодизация.

I. Каменный век – 2 млн -6 тыс. до н. э.

а) палеолит (древний каменный век)

-поздний палеолит появился современный человек и искусство.

Палеолит делится на:

-Ориньякскую культуру - 33 – 18 тыс. до н. э.

-Солютрейскую культуру – 18-15 тыс. до н э

-Мадленскую культуру – 15-8 тыс. до н. э.

б) мезолит (средний каменный век) 13-8 тыс. до н э (варианты 10-5 тыс., 10-6 тыс.), является переходным периодом от палеолита к неолиту.

в) неолит (новый каменный век) -5-3 тыс. до н э (варианты 8-3 тыс. или 6-2 тыс.)

I. Медный век (энеолит) – 4-3 тыс. до н э.

II. Бронзовый век - 4 тыс. – нач.1 тыс. до н. э .

III. Железный век – нач. 1 тыс. до н. э.

 

Первобытное сознание, мифологическое сознание,

 

Происхождение искусства. Искусство первобытного общества.

Искусство и достижения.

Каменный век

Палеолит – (палеоантропы и др. – ископаемый человек) – оббитые каменные, деревянные и костяные орудия, охота, собирательство. Характерная черта искусства – яркий, стихийный реализм.

а) Ориньякская культура – первые произведения первобытного искусства.

1. женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами – т. н. Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы – 5-10 см высотой. Найдены в Виллендорфе – Австрия; Леспюге – Франция, Савиньяно - Италия, Дольни-Вистонице – Чехия, с. Костёнки - близ Воронежа.

2. первые настенные пещерные изображения (рельефные, гравированные, живописные), воспроизводящие грубо обобщёнными линиями голову или переднюю часть туловища.

3. первые статуэтки из камня, кости и глины; гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др.
4.
первые шаги в области изобразительного искусства. Появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульптура (Франция, Испания). В основном изображения животных, но появляются и человеческие фигуры (женщин).

Общие черты – изображения примитивны, сделаны линейным контуром, без проработки деталей, но всегда понятно, какое животное изображено.

б) Солютрейская + Мадленская культура

-юг Франции – пещеры Монтиньяк, Фон де Гом, Нио, Ласко, «Три брата».

-северо-запад Испании – пещеры Альтамира – история открытия – испанский археолог Марселино Саутуола

- на Урале – т. н. Капова пещера на реке Белая – Башкирия

-мотив изображений – отдельные фигуры животных, являются объектами охоты – зубры, мамонты, лошади, олени – покрывающие обширные плоскости

- реже – схематичные изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного

- помимо контурных линий появляются обобщённые цветовые пятна – охристые, красные, черные, коричневые, жёлтые - порой создавая впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя, но отсутствует фон, нет композиции, искусство остаётся интуитивно-спонтанным

- образ зверя становится более конкретным и жизненно правдивым, ясное понимание строения и формы тела, умение правильно передать и пропорции, и движение, и быстрый бег, и сильные повороты, и ракурсы.

- появляются разноцветные изображения. Альтамирская пещера (Испания). Изображения животных группируются в один сюжет (табун лошадей из грота Шаффо - Франция).

-изображения животных и птиц (Костёнки, Гагарино, Авдеево в России).

- ощущается гармония, симметрия, ритм (Мезино на Украине)
- наскальные росписи в Альтамировской пещере в Испании (Бизон - красной краской; нежная, трогательная лань).

- наскальные рисунки и росписи в пещерах эпохи палеолита на юге Франции (Голова оленя - пещеры Нао, "Зал быков" - пещера де-Леско)

 

Мезолит, неолит, энеолит (медный век)

-период сложения архитектуры и искусства

-более глубокое восприятие действительности; в искусстве нарастает схематизация изображений, повествовательная сложность; более значительную роль начинают играть изображения людей в сценах охоты или военных столкновений; центральная тема искусства теперь – деятельность людей

-отсюда – более развитая композиция, сюжетное соподчинение отдельных фигур, ещё примитивных попыток передачи пространства

-широкое развитие орнамента – складываются навыки построения ритмической, упорядоченной орнаментальной композиции, возникает особая область художественной деятельности - прикладное искусство

-некоторые виды и типы орнамента в своей основе были связаны с условной схематической передачей явлений действительности

-в эпоху неолита обнаружен металл

-в эпоху мезолита – развитие рыболовства, приручили собаку

-изображают не животных, как в палеолите, а фигуры людей в стремительном движении, преобладают многофигурные композиции и сцены, воспроизводящие эпизоды из жизни охотников; применяют помимо красных оттенков чёрную краску, изредка белую, связующим веществом является яичный белок, кровь, и возможно, мёд.

-сюжеты – сцены охоты, военные столкновения между племенами, в некоторых случаях речь идёт о казни; изображения женщин редки, они статичны и безжизненны

-человеческие фигуры условны, освобождены от второстепенного, человек – прежде всего движение

Бронзовый век.

Искусство эпохи бронзы (олово + медь) – зеленовато-серого цвета.

-осваивается литье, ручное ремесло

-происходит разделение ремёсел, имущественное разделение (дифференциация), появляется культ вождя

-развивается торевтика – искусство ручной обработки металла

1. ковка – путём давления на металл

2. литье – заливка расплавленного металла в литейную форму

3. чеканка – ударами особым молотом по инструменту чекану

4. выколотка – это один из способов холодной обработки металла, техника которой основана на способности металла под ударами молотка деформироваться: изгибаться, вытягиваться, садиться... Описываемая техника отличается от техники ковки ещё и тем, что для работы пригоден тонкий листовой металл, который, обрабатывается в холодном состоянии. Отличие от той же чеканки заключается в том, что все виды работ при выколотке выполняются не чеканами, а специальными выколоточными молоточками (или даже молотками, в зависимости от размеров будущего изделия).

5. теснение – путём выдавливания – посредством наколачивания через мягкую прокладку (свинец) листков металла на металлическую или каменную матрицу с рельефным рисунком

-найдены многочисленные украшения – пряжки, пояса, подвески – украшается оружие

-наступает эпоха патриархата, поэтому исчезают женские статуэтки

-мегалитическая архитектура – «мега» - большой, «литос» - камень - большие сооружения из камня.

 

Мегалиты 3-х типов (мегалиты старше пирамид)-

1. менгиры – вертикально стоящие камни высотой более 2-х метров

2. дольмены – несколько врытых в землю камней, перекрытых, каменной плитой

3. кромлехи – сложные постройки в виде круговых оград диаметром до 100 м из огромных каменных глыб – самый известный –

Стоунхендж в Англии

Стоунхендж (англ. Stonehenge, букв. «каменный хендж» - от Stone — "камень" и ст.-англ. henge — "висящий в воздухе") — внесённое в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение (кромлех) на Солсберийской равнине в графстве Уилтшир (Англия). Находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона.

Стоунхэндж сориентирован по сторонам света, и портал выходит либо на южную, либо на северную сторону.

Согласно гипотезам, Стоунхендж мог выполнять функцию календаря и, возможно, даже обсерватории.


Орнамент— это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции (ритм, симметрия); графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...».

Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней».

Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

Изучение орнамента — особый раздел художественной грамоты, необходимый всем, кто имеет дело с оформлением или формированием художественного облика предметов и сооружений.

-широко применялся в палеолите

-вырезали орнамент на инструментах из бивня мамонта, на костяных бляхах, диадемах, браслетах – зигзаги, ромбы, решётки и меандры, полукружия и спирали

-расцвет орнамента в период неолита и бронзы

-узорами покрывали тогда (есть веские основания утверждать это) и стены глинобитных домов, каменных и деревянных погребальных сооружений, лодки, колесницы, одежду, циновки, собственное тело.

-изменение облика искусства в неолите принято связывать с развитием мышления наших предков, перешедших от конкретно-образного восприятия жизни к сложным абстракциям

-орнамент в первобытную эпоху был почти исключительно геометрическим

-складывается орнамент двумя путями:

1. в эпоху палеолита насечки, зарубки на костях, оставленные после рубки леса, иногда на одинаковом расстоянии, привели к созданию простейшего орнамента - ритмических нарезок, затем усложнили - не только параллельные, но и под углом друг к другу. От этой «ёлочки» несложно было перейти к зигзагам и др. узорам из ломаных линий

2. упрощение изображений животных, людей, растений. Фигурки птиц упростились до цепочки значков в виде буквы z; сетка из равновеликих ячеек на пластине из бивня мамонта передаёт, видимо, рыбью чешую.

В эпоху неолита развивается семантика - это знаки и знаковые системы в природе, несущие некий смысл.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.